Портрет в музыке 3 класс
план-конспект урока по музыке
Разработка урока в 3 классе по теме "Портрет в музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_v_muzyke_3_klass.docx | 22.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«В каждой интонации спрятан человек».
Цель урока: научить отличать одно сочинение от другого, различать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроения и чувства.
Задачи урока:
1. Раскрытие художественной и изобразительной функции интонации в музыке.
2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.
3. Воспитание музыкального вкуса.
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование урока:
- Аудио – DVD – аппаратура
- Фортепиано
Ход урока.
- Организационный момент и постановка цели урока.
(Настроить детей на творческое осмысление музыкального материала.)
-Здавствуйте, сегодня мы с вами узнаем как интонация может рассказать нам о характере и настроении людей. Для начала вспомним, что же такое интонация?
Предполагаемый ответ: 1.Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон.
2.Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении
- А какие бывают интонации?
Предполагаемый ответ: Мажорная и минорная. Мажорная бывает светлая, радостная, весёлая, открытая. А минорная – грустная, печальная.
- Молодцы! А сейчас попробуйте сказать одну фразу с разной интонацией? Попросите соседа спеть песню!
(Учитель предлагает детям различные интонации. Например: грозно, застенчиво, радостно, лениво.)
-Очень хорошо! Так вот, сегодня мы с вами узнаем - можем ли мы без слов понять, что нам хотел сказать композитор в своём произведении, какое настроение и какой характер?
- Основная часть.
- Сейчас мы прослушаем фрагмент из музыкального произведения. И я намеренно не буду говорить вам название. А затем вы расскажите - что вы представили под эту музыку и какое у неё настроение?
(Пока учитель ставит аудиозапись, он просит детей вспомнить - как нужно правильно слушать музыку).
Предполагаемый ответ: Тихо, не разговаривать, вдумчиво.
-Молодцы! А теперь слушаем музыку!..
Звучит фрагмент Чайковского П.И. «Болезнь куклы»
- И так, что же хотел сказать нам этой музыкой композитор?
Предполагаемые ответы детей: Настроение музыки грустное, значит что-то печальное произошло.
Кажется, что погода на улице плохая, и от этого грустно.
- На самом деле это произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы». (Учитель показывает на экране иллюстрацию - расстроенная девочка держит в руках куклу). Молодцы, хоть вы и представили разные ситуации, но настроение музыки вы все угадали правильно.
-Теперь слушаем следующий фрагмент и попробуйте представить уже какой-то образ.
Звучит фрагмент Мусоргского М.П. «Баба Яга».
- А какой характер у этого произведения, какого персонажа вы представили?
Предполагаемые ответы детей: Баба Яга летит на своей ступе над лесом.
Кащей Бессмертный грозно облетает свой лес.
Баба Яга в избушке на курьих ножках.
(Учитель показывает на экране иллюстрацию мультипликационной Бабы Яги в ступе).
-Молодцы. Это произведение Мусоргского М.П. «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки». Действительно в этой пьесе композитор очень натурально рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит.
-А вот сейчас мы послушаем, как характер можно нарисовать и в песне. (Учитель показывает иллюстрацию на экране - девочка в школьной форме что-то считает, загибая пальцы).
- Есть у известной детской поэтессы Агнии Барто стихотворение «Болтунья». (Учитель зачитывает фрагмент этого стихотворения).
Болтунья (А.Барто)
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
- Скажите, пожалуйста, о чем эти стихи?
Предполагаемый ответ: Девочка очень хочет заниматься во всех кружках, но не знает какой лучше выбрать. Получается, что у неё всё только на словах, поэтому одноклассник «Вовка» прозвал её болтуньей.
-А теперь послушаем, какую музыку на эти стихи придумал. С.С.Прокофьев. И вы мне скажете, как в музыке передан смысл стихотворения?
Звучит фрагмент Прокофьева С.С. «Болтунья».
-Вот, мы прослушали с вами небольшой фрагмент из этой песни. Так как же в музыке передан смысл стихотворения Агнии Барто.
Предполагаемый ответ: Когда Лида перечисляет кружки, в которые ей бы хотелось ходить, то музыка очень подвижная, быстрая, а, когда она поёт о том, что Вовка её называет болтуньей – ей обидно и музыка становится медленней и немного грустная!
Сегодня мы целый урок с вами говорим об интонации, что она передаёт и характер, и настроение музыки, но, как мы уже вспоминали в начале урока – интонация – это и точное попадание в ноты, и для того, чтобы нам хорошо спеть песню, обязательно нужно распеться.
- Распевка. -Поиграем с интонацией. Сомкните губы и попробуйте повторить за мной. (Учитель воспроизводит различные интонации на звук «м-м». А дети повторяют за учителем.
- А теперь попробуем знакомую нам распевку «ми-я, ми-я, ми-я-а-а-а» спеть с радостной интонацией, затем с грустной интонацией.) Мажор –минор. (Дети поют под сопровождение фортепиано).
-Распевочка на дикцию. «Бри-брэ-бра-бро-бру», меняя первую букву на «г» и «п». (Распевка для развития активной дикции и артикуляции).
-Не ленитесь!
-А теперь давайте вспомним песню, которую мы изучали на прошлых уроках.
Исполнение песни «Хоттабыч» музыка: Гладков Г., слова: Энтин Ю.
-Как вам кажется, в этой песне интонация помогает нам нарисовать образ главного героя?
Предполагаемый ответ: Да!
-А каким способом?
Предполагаемый ответ: весёлая, задорная музыка, а в припеве слово «Хоттабыч» необычно пропевается.
Работа над дыханием, точностью интонирования, фразировкой.
- Обобщение.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Предполагаемые ответы детей: Мы узнали, что с помощью интонации можно нарисовать любую картину.
Показать характер человека или сказочного персонажа.
- Какую роль интонация играет в нашей жизни?
Предполагаемый ответ: Большую. С её помощью мы можем показывать своё настроение, описывать события.
-И так, интонация очень важна. Она помогает нам лучше понять: друг друга, музыкальные произведения. С её помощью мы видим - что закладывает композитор в свою музыку.
Вывод
Цель урока достигнута, задачи выполнены. Учащиеся пополнили свой багаж знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3-м классе "Портрет в музыке"
Данный урок проводится в 3 классе по теме Портрет в музыке. Он является вторым в разделе "День, полный событий", на изучение которого отводится 4 часа. Урок связан с предыдущим уроком "Утро", так как ...
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
презентация для урока музыки "Портрет в музыке и ИЗО" 5 класс
презентация по музыке...
Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"
Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...
Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"
"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......
Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».
Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...
Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....