Портрет в музыке 3 класс
план-конспект урока по музыке

Носырева Светлана Васильевна

Разработка урока в 3 классе по теме "Портрет в музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_v_muzyke_3_klass.docx22.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«В каждой интонации спрятан человек».

Цель урока:  научить отличать одно сочинение от другого, различать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроения и чувства.

Задачи урока:

 1. Раскрытие художественной и изобразительной функции интонации в музыке.

2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

3.  Воспитание музыкального вкуса.

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование урока:

  1. Аудио – DVD – аппаратура
  2. Фортепиано

Ход урока.

  1. Организационный момент и постановка цели урока.

(Настроить детей на творческое осмысление музыкального материала.)

-Здавствуйте, сегодня мы с вами узнаем как интонация может рассказать нам о характере и настроении людей. Для начала вспомним, что же такое интонация?

Предполагаемый ответ: 1.Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон.

2.Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении

- А какие бывают интонации?

Предполагаемый ответ:  Мажорная и минорная. Мажорная бывает светлая, радостная, весёлая, открытая. А минорная – грустная, печальная.

- Молодцы! А сейчас попробуйте сказать одну фразу с разной интонацией? Попросите соседа спеть песню!

(Учитель предлагает детям различные интонации. Например: грозно, застенчиво, радостно, лениво.)

-Очень хорошо! Так вот, сегодня мы с вами узнаем - можем ли мы без слов понять, что нам хотел сказать композитор в своём произведении, какое настроение и какой характер?

  1. Основная часть.

- Сейчас мы прослушаем фрагмент из музыкального произведения. И я намеренно не буду говорить вам название. А затем вы расскажите - что вы представили под эту музыку и какое у неё настроение?

(Пока учитель ставит аудиозапись, он просит детей вспомнить  - как нужно правильно слушать музыку).

Предполагаемый ответ: Тихо, не разговаривать, вдумчиво.

-Молодцы! А теперь слушаем музыку!..

Звучит фрагмент Чайковского П.И. «Болезнь куклы»

- И так, что же хотел сказать нам этой музыкой композитор?

Предполагаемые  ответы детей: Настроение музыки грустное, значит  что-то печальное произошло.

Кажется, что погода на улице плохая, и от этого грустно.

- На самом деле это произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы». (Учитель показывает на экране иллюстрацию - расстроенная девочка держит в руках куклу). Молодцы, хоть вы и представили разные ситуации, но настроение музыки вы все угадали правильно.

-Теперь слушаем следующий фрагмент и попробуйте представить уже какой-то образ.

Звучит фрагмент  Мусоргского М.П.  «Баба Яга».

- А какой характер у этого произведения, какого персонажа  вы представили?

Предполагаемые  ответы детей: Баба Яга летит на своей ступе над лесом.

Кащей Бессмертный грозно облетает свой лес.

Баба Яга в избушке на курьих ножках.

 (Учитель показывает на экране иллюстрацию мультипликационной Бабы Яги в ступе).

-Молодцы. Это произведение Мусоргского М.П.  «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки». Действительно в этой пьесе композитор очень натурально рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит.

-А вот сейчас мы послушаем, как характер  можно нарисовать и в песне. (Учитель показывает иллюстрацию на экране  - девочка в школьной форме что-то считает, загибая пальцы).

- Есть у известной детской поэтессы Агнии Барто стихотворение «Болтунья».  (Учитель зачитывает фрагмент этого стихотворения).

Болтунья  (А.Барто)

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

- Скажите, пожалуйста, о чем эти стихи?

Предполагаемый  ответ: Девочка очень хочет заниматься во всех кружках, но не знает какой лучше выбрать. Получается, что у неё всё только на словах, поэтому одноклассник «Вовка» прозвал её болтуньей.

-А теперь послушаем, какую музыку на эти стихи придумал. С.С.Прокофьев. И вы мне скажете, как в музыке передан смысл стихотворения?

Звучит фрагмент Прокофьева С.С. «Болтунья».

-Вот, мы прослушали с вами небольшой фрагмент из этой песни. Так как же в музыке передан смысл стихотворения Агнии Барто.

Предполагаемый  ответ:  Когда Лида перечисляет кружки, в которые ей бы хотелось ходить, то музыка очень подвижная, быстрая, а, когда она поёт о том, что Вовка её называет болтуньей – ей обидно и музыка становится медленней и немного грустная!

Сегодня мы целый урок с вами говорим об интонации, что она передаёт и характер, и настроение музыки, но, как мы уже вспоминали в начале урока – интонация – это и точное попадание в ноты, и для того, чтобы нам хорошо спеть песню, обязательно нужно распеться.

  1. Распевка.                                                                                                                                                         -Поиграем с интонацией. Сомкните губы и попробуйте повторить за мной. (Учитель воспроизводит различные интонации на звук «м-м». А дети повторяют за учителем.

-  А теперь попробуем знакомую нам распевку «ми-я, ми-я, ми-я-а-а-а» спеть  с радостной интонацией, затем с грустной интонацией.) Мажор –минор. (Дети поют под сопровождение фортепиано).

-Распевочка на дикцию.  «Бри-брэ-бра-бро-бру», меняя первую букву на «г» и «п». (Распевка для развития активной дикции и артикуляции).

-Не ленитесь!

-А теперь давайте вспомним песню, которую мы изучали на прошлых уроках.

Исполнение песни «Хоттабыч» музыка: Гладков Г., слова: Энтин Ю.

-Как вам кажется, в этой песне интонация помогает нам нарисовать образ главного героя?

Предполагаемый  ответ:  Да!

-А каким способом?

Предполагаемый  ответ:  весёлая, задорная музыка, а в припеве слово «Хоттабыч» необычно пропевается.

Работа над дыханием, точностью интонирования, фразировкой.

  1. Обобщение.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Предполагаемые  ответы детей:  Мы узнали, что с помощью интонации можно нарисовать любую картину.

Показать характер человека или сказочного персонажа.

- Какую роль интонация играет в нашей жизни?

Предполагаемый  ответ:  Большую. С её помощью мы можем показывать своё настроение, описывать события.

-И так, интонация очень важна. Она помогает нам лучше понять: друг друга, музыкальные произведения. С её помощью мы видим  - что закладывает композитор в свою музыку.

 

Вывод

Цель урока достигнута, задачи выполнены. Учащиеся пополнили свой багаж знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-м классе "Портрет в музыке"

Данный урок проводится в 3 классе по теме Портрет в музыке. Он является вторым в разделе "День, полный событий", на изучение которого отводится 4 часа. Урок связан с предыдущим уроком "Утро", так как ...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий....