Урок по музыке в 4 классе "Звуки музыки"
план-конспект урока по музыке

Рудая ,Екатерина,Прокопьевна

Конспект урока по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_4_klasse.docx23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока : «Звуки музыки»

Цель:

познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей.

Задачи :

закрепить понятия шумовых и музыкальных звуков, нот и их последовательностей в музыке; формировать у школьников умения и навыки

выразительного исполнения; развивать творческие способности детей; развивать навыки музыкального восприятия; знакомить учащихся с творчеством композиторов и их музыкой; воспитывать любовь к классической музыке.

Форма: экскурсия в мир музыки.

Тип урока:

комбинированный.

Технологии:

здоровьесберегающая, эмоциональное восприятия музыки.

Оборудование: магнитофон, СД диск с записью, компьютер, мультимедиа установка, ТСО:ноты, нотоносец, скрипичный ключ, фишки, иллюстрации музыкальных инструментов и предметов издающих шум, портреты композиторов.

Ход урока:

-Дети заходят в класс под музыку, рассаживаются на свои места.

–Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем

сегодняшнем уроке. Наш урок будет проходить немного в

необычной для вас обстановке. Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы, посмотреть, чем мы с вами будем заниматься. А мы в свою очередь должны порадовать их знаниями о музыке. А сейчас переключите все свое

внимание на меня. Сядьте правильно, красиво, выпремте осанку, руки положите на колени и настройтесь на хороший лад.

Давайте прислушаемся внимательно к музыке, которая звучит в нашем классе.

-Что издает музыка?

-Что вы в ней слышите?

–Музыка издает звуки.

–Правильно, именно музыка издает звуки. И тема нашего сегодняшнего

урока так и будет называться Звуки музыки. В этой четверти мы продолжаем с вами знакомство с музыкальной грамотой.

Показ слайда темы урока.

Цель нашего урока

–Знакомство с миром музыки.

Задачи:

1. Вспомнить какие бывают звуки в музыке.

2. Вспомнить ноты и их расположение.

3. Закрепить песню «Семь подружек», которую мы учили на прошлых уроках.

4. Познакомимся с композиторами и отправимся на экскурсию в театр, где послушаем классическую музыку исполняемую симфоническим оркестром.

–Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Большая просьба к вам, хором не выкрикивать, а отвечать по одному подняв при этом руку, так как за правильный ответ вам будет выдаваться фишка.

–Какие звуки вы знаете?

–Шумовые и музыкальные.

Показ слайда.

–Правильно, все звуки делятся на две группы шумовые и музыкальные. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто мне из вас может подсказать, что это за звуки?

–Приводят примеры шумовых звуков / шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д. /

–Теперь напомните мне музыкальные звуки.

–Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты.

-Какие вы знаете музыкальные инструменты?

-Скрипка, гитара, пианино и т.д.

–Какие умные дети, давайте теперь хором повторим, какие две группы звуков бывают.

–Шумовые, музыкальные.

–Посчитаем, кто из вас больше набрал за правильные ответы фишки. Определяются двое победителей. А сейчас проведем игру,которая называется «Шумовые и музыкальные звуки». И еще раз закрепим эту тему.

Двое учащихся, которые больше всех набрали фишек выходят к столу, где лежат картинки с иллюстрациями предметов музыкальных и шумовых звуков. Первому учащемуся дается задание, выбрать иллюстрации, где изображены шумовые звуки, а второму учащемуся выбирать иллюстрации, где изображены музыкальные звуки. Задача каждого учащегося перенести

свои иллюстрации на магнитную доску и повесить под надписями шумовые

и музыкальные звуки. Участник, который справиться с заданием быстрее, выигрывает. А мы с вами будем наблюдать и оценивать игру. Оба учащихся

справляются с заданием одновременно.

–Молодцы ребята, вы на славу постарались, и мы еще раз закрепили музыкальные и шумовые звуки. А теперь вспомним, из каких звуков состоит сама музыка?

–Музыка состоит из музыкальных звуков.

–Как они называются?

–Ноты.

–Сколько нот в музыке?

–Семь.

-Где пишутся ноты?

–Ноты пишутся на нотоносце.

Показ слайда /нотоносец/.

–Сколько линеек на нотоносце?

–Пять.

–Правильно, а что пишется на нотоносце кроме нот?

–Скрипичный ключ.

–Давайте споем с вами эти звуки, и посмотрим появятся они на нотоносце или нет.

–Дети исполняют последовательность нот.

–Смотрите, ребята, а ноты так и не появились на нашем нотоносце.

Что же делать, как же нам быть? Ведь без нот мы не сможем спеть песню и послушать в театре музыку. Давайте разделимся на две группы и отправимся на поиски наших нот. Как только мы найдем ноты. Вы должны будите их расположить на нотном стане в их последовательности. Класс делится на две команды. Первая команда ищет ноты с правой стороны, вторая команда с левой стороны. Более слабым учащимся, дается задание легче /найти скрипичный ключ и повесить его на нотный стан/. Под музыку дети выполняют задание. После того, как дети найдут все ноты, они должны сосчитать их. Сколько нот у каждой из команд/семь/. Обратите внимание на экран. Вот и появились наши ноты.

Показ слайда.

Теперь вам нужно самостоятельно расположить на нотном стане в такой же

последовательности эти ноты. Дети выполняют задание.

-Давайте еще раз закрепим и исполним ноты.

-Исполняют ноты.

–Каким цветом бывают ноты?

–Черные и белые?

–Как вы думаете ,почему у нас ноты разного цвета?

–Потому что они имеют разные звуки и названия у них тоже разные.

–Правильно. А теперь проверим домашнее задание. Вам нужно было выучить к уроку песню «Семь подружек». Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. Первая команда поет первый куплет, вторая команда поет второй куплет, третий куплет и припев поем все вместе. Но в начале, давайте вспомним о чем поется в этой песне?

-О нотах, о тайнах в музыке, о волшебном мире звуков, об успехе в учении.

–Давайте встанем,  проговорим вслух припев и споем его отдельно от куплетов, а потом всю песню, как я уже вам объяснила.

–Исполнение песни.

–Немного все подустали, присядьте на свои места. А сейчас закройте все глаза и послушайте музыку /релаксация/, которая успокоит вашу усталость и поднимет настроение. Расположитесь на  стуле так, чтобы было вам удобно. И так слушаем музыку.

–Продолжим наш урок. И так музыкальную грамоту мы с вами повторили и

закрепили. А теперь ответьте на следующие вопросы.

–Кто сочиняет музыку?

–Композитор.

–Правильно. Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт / Показ слайда/ начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Знаменитый Бетховен /Показ слайда/ сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым. Иоганн Себастьян Бах /Показ слайда/работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойденные шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин /Показ слайда/ был ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь»/Показ слайда/ он писал восемнадцать лет. Вот такой нелегкий труд композиторов.

–А кто ребята исполняет музыку?

–Музыканты и певцы.

–Правильно. А на чем играют музыканты?

–На музыкальных инструментах.

–Как вы думаете, музыкантам и певцам нужно учиться, чтобы играть и петь?

–Нужно.

–Правильно, нужно долго учиться, чтобы быть талантливым исполнителем и

музыкантом. Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты, как Николо Паганини /Показ слайда/. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодаря своему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин –русский певец /Показ слайда/. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала», который находится в Италии. Самый большой театр в Европе.

Федор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел, завороженная публика не могла оторвать от него своих глаз.

–Но и это еще не все.Ведь музыку мы должны еще... (указать на ухо).

–Слушать.

–Совершенно верно. Как вы считаете на слушателей надо учиться?

–Надо, не надо.

–Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Сейчас я вам зачитаю памятку правила слушания музыки:  

1. Не разговаривать, не вертеться  во время слушания музыки.

2. Не мешать соседу, слушать музыку.

3. Сосредоточиться  и слушать внимательно.

4. Получать удовольствие от слушания музыки.

Постарайтесь все эти правила соблюдать, так как мы отправляемся с вами на экскурсию в Большой театр. И послушаем произведения В.А.Моцарта симфонию No40, Iчасть. Кто правильно будет слушать музыку и соблюдать все правила, которые я зачитала в памятке, тот из вас получит диплом слушателя музыки.

–Молодцы ребята, вы все соблюдали правила слушателей музыки, а дипломы

слушателей музыки я раздам вам чуть позже. А сейчас скажите, понравилась вам музыка В.А.Моцарта, какая по настроению и характеру прозвучала музыка?

–Быстрая, плавная, нежная.

–Понравилось ли вам слушать классическую музыку?

–Да, очень.

–На дальнейших уроках музыки мы с вами будем слушать классическую музыку и знакомиться с творчеством композиторов. А сейчас подведем итог нашего урока и обобщим, что мы узнали нового на уроке:  

-Что издает музыка?/ звуки /

-Какие звуки бывают в музыке?

/ шумовые и музыкальные/

-Где пишутся ноты?

/ на нотоносце /

-Назовите ноты?

/ до, ре, ми, фа, соль, ля, си /

-Кто такой композитор?

/ сочиняет музыку /

-Кто такой исполнитель?

/ музыкант, который исполняет музыку на музыкальных

инструментах /

-Кто такой слушатель?

/ кто умеет слушать музыку /

-Что такое театр?

/ это здание, где исполняют музыку/

-Какого композитора мы слушали музыку?/ Моцарта/

-Какое классическое произведение Моцарта мы послушали?/симфонию No40, I часть/

Все вопросы показываются на слайдах.

Сегодня на уроке вы все старались и работали на славу. Поэтому я хочу вручить вам всем дипломы слушателей музыки и поставить пятерки.

А на память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам шарики с надписью наших нот, чтобы вы никогда их не забывали и помнили.Наш урок подошел к концу, но я с вами не прощаюсь, а говорю всего до новых встреч. Дети выходят из класса под музыку В.А. Моцарта

симфония No40,Iчасть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....

Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...