Урок по музыке в 4 классе "Звуки музыки"
план-конспект урока по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Звуки музыки»
Цель:
познакомить и заинтересовать учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей.
Задачи :
закрепить понятия шумовых и музыкальных звуков, нот и их последовательностей в музыке; формировать у школьников умения и навыки
выразительного исполнения; развивать творческие способности детей; развивать навыки музыкального восприятия; знакомить учащихся с творчеством композиторов и их музыкой; воспитывать любовь к классической музыке.
Форма: экскурсия в мир музыки.
Тип урока:
комбинированный.
Технологии:
здоровьесберегающая, эмоциональное восприятия музыки.
Оборудование: магнитофон, СД диск с записью, компьютер, мультимедиа установка, ТСО:ноты, нотоносец, скрипичный ключ, фишки, иллюстрации музыкальных инструментов и предметов издающих шум, портреты композиторов.
Ход урока:
-Дети заходят в класс под музыку, рассаживаются на свои места.
-У
–Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем
сегодняшнем уроке. Наш урок будет проходить немного в
необычной для вас обстановке. Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы, посмотреть, чем мы с вами будем заниматься. А мы в свою очередь должны порадовать их знаниями о музыке. А сейчас переключите все свое
внимание на меня. Сядьте правильно, красиво, выпремте осанку, руки положите на колени и настройтесь на хороший лад.
Давайте прислушаемся внимательно к музыке, которая звучит в нашем классе.
-Что издает музыка?
-Что вы в ней слышите?
-Д
–Музыка издает звуки.
-У
–Правильно, именно музыка издает звуки. И тема нашего сегодняшнего
урока так и будет называться Звуки музыки. В этой четверти мы продолжаем с вами знакомство с музыкальной грамотой.
Показ слайда темы урока.
Цель нашего урока
–Знакомство с миром музыки.
Задачи:
1. Вспомнить какие бывают звуки в музыке.
2. Вспомнить ноты и их расположение.
3. Закрепить песню «Семь подружек», которую мы учили на прошлых уроках.
4. Познакомимся с композиторами и отправимся на экскурсию в театр, где послушаем классическую музыку исполняемую симфоническим оркестром.
-У
–Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Большая просьба к вам, хором не выкрикивать, а отвечать по одному подняв при этом руку, так как за правильный ответ вам будет выдаваться фишка.
-У
–Какие звуки вы знаете?
-Д
–Шумовые и музыкальные.
Показ слайда.
-У
–Правильно, все звуки делятся на две группы шумовые и музыкальные. С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто мне из вас может подсказать, что это за звуки?
-Д
–Приводят примеры шумовых звуков / шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д. /
-У
–Теперь напомните мне музыкальные звуки.
-Д
–Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты.
-У
-Какие вы знаете музыкальные инструменты?
-Д
-Скрипка, гитара, пианино и т.д.
-У
–Какие умные дети, давайте теперь хором повторим, какие две группы звуков бывают.
-Д
–Шумовые, музыкальные.
-У
–Посчитаем, кто из вас больше набрал за правильные ответы фишки. Определяются двое победителей. А сейчас проведем игру,которая называется «Шумовые и музыкальные звуки». И еще раз закрепим эту тему.
Двое учащихся, которые больше всех набрали фишек выходят к столу, где лежат картинки с иллюстрациями предметов музыкальных и шумовых звуков. Первому учащемуся дается задание, выбрать иллюстрации, где изображены шумовые звуки, а второму учащемуся выбирать иллюстрации, где изображены музыкальные звуки. Задача каждого учащегося перенести
свои иллюстрации на магнитную доску и повесить под надписями шумовые
и музыкальные звуки. Участник, который справиться с заданием быстрее, выигрывает. А мы с вами будем наблюдать и оценивать игру. Оба учащихся
справляются с заданием одновременно.
-У
–Молодцы ребята, вы на славу постарались, и мы еще раз закрепили музыкальные и шумовые звуки. А теперь вспомним, из каких звуков состоит сама музыка?
-Д
–Музыка состоит из музыкальных звуков.
-У
–Как они называются?
-Д
–Ноты.
-У
–Сколько нот в музыке?
-Д
–Семь.
-У
-Где пишутся ноты?
-Д
–Ноты пишутся на нотоносце.
Показ слайда /нотоносец/.
-У
–Сколько линеек на нотоносце?
-Д
–Пять.
-У
–Правильно, а что пишется на нотоносце кроме нот?
-Д
–Скрипичный ключ.
-У
–Давайте споем с вами эти звуки, и посмотрим появятся они на нотоносце или нет.
-Д
–Дети исполняют последовательность нот.
-У
–Смотрите, ребята, а ноты так и не появились на нашем нотоносце.
Что же делать, как же нам быть? Ведь без нот мы не сможем спеть песню и послушать в театре музыку. Давайте разделимся на две группы и отправимся на поиски наших нот. Как только мы найдем ноты. Вы должны будите их расположить на нотном стане в их последовательности. Класс делится на две команды. Первая команда ищет ноты с правой стороны, вторая команда с левой стороны. Более слабым учащимся, дается задание легче /найти скрипичный ключ и повесить его на нотный стан/. Под музыку дети выполняют задание. После того, как дети найдут все ноты, они должны сосчитать их. Сколько нот у каждой из команд/семь/. Обратите внимание на экран. Вот и появились наши ноты.
Показ слайда.
Теперь вам нужно самостоятельно расположить на нотном стане в такой же
последовательности эти ноты. Дети выполняют задание.
-У
-Давайте еще раз закрепим и исполним ноты.
-Д
-Исполняют ноты.
-У
–Каким цветом бывают ноты?
-Д
–Черные и белые?
-У
–Как вы думаете ,почему у нас ноты разного цвета?
-Д
–Потому что они имеют разные звуки и названия у них тоже разные.
-У
–Правильно. А теперь проверим домашнее задание. Вам нужно было выучить к уроку песню «Семь подружек». Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. Первая команда поет первый куплет, вторая команда поет второй куплет, третий куплет и припев поем все вместе. Но в начале, давайте вспомним о чем поется в этой песне?
-Д
-О нотах, о тайнах в музыке, о волшебном мире звуков, об успехе в учении.
-У
–Давайте встанем, проговорим вслух припев и споем его отдельно от куплетов, а потом всю песню, как я уже вам объяснила.
-Д
–Исполнение песни.
-У
–Немного все подустали, присядьте на свои места. А сейчас закройте все глаза и послушайте музыку /релаксация/, которая успокоит вашу усталость и поднимет настроение. Расположитесь на стуле так, чтобы было вам удобно. И так слушаем музыку.
-У
–Продолжим наш урок. И так музыкальную грамоту мы с вами повторили и
закрепили. А теперь ответьте на следующие вопросы.
-У
–Кто сочиняет музыку?
-Д
–Композитор.
-У
–Правильно. Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт / Показ слайда/ начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Знаменитый Бетховен /Показ слайда/ сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым. Иоганн Себастьян Бах /Показ слайда/работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойденные шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин /Показ слайда/ был ученым-химиком и у него было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь»/Показ слайда/ он писал восемнадцать лет. Вот такой нелегкий труд композиторов.
-У
–А кто ребята исполняет музыку?
-Д
–Музыканты и певцы.
-У
–Правильно. А на чем играют музыканты?
-Д
–На музыкальных инструментах.
-У
–Как вы думаете, музыкантам и певцам нужно учиться, чтобы играть и петь?
-Д
–Нужно.
-У
–Правильно, нужно долго учиться, чтобы быть талантливым исполнителем и
музыкантом. Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты, как Николо Паганини /Показ слайда/. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодаря своему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин –русский певец /Показ слайда/. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала», который находится в Италии. Самый большой театр в Европе.
Федор Иванович имел необыкновенный голос и когда он пел, завороженная публика не могла оторвать от него своих глаз.
-У
–Но и это еще не все.Ведь музыку мы должны еще... (указать на ухо).
-Д
–Слушать.
-У
–Совершенно верно. Как вы считаете на слушателей надо учиться?
-Д
–Надо, не надо.
-У
–Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Сейчас я вам зачитаю памятку правила слушания музыки:
1. Не разговаривать, не вертеться во время слушания музыки.
2. Не мешать соседу, слушать музыку.
3. Сосредоточиться и слушать внимательно.
4. Получать удовольствие от слушания музыки.
Постарайтесь все эти правила соблюдать, так как мы отправляемся с вами на экскурсию в Большой театр. И послушаем произведения В.А.Моцарта симфонию No40, Iчасть. Кто правильно будет слушать музыку и соблюдать все правила, которые я зачитала в памятке, тот из вас получит диплом слушателя музыки.
-У
–Молодцы ребята, вы все соблюдали правила слушателей музыки, а дипломы
слушателей музыки я раздам вам чуть позже. А сейчас скажите, понравилась вам музыка В.А.Моцарта, какая по настроению и характеру прозвучала музыка?
-Д
–Быстрая, плавная, нежная.
-У
–Понравилось ли вам слушать классическую музыку?
-Д
–Да, очень.
-У
–На дальнейших уроках музыки мы с вами будем слушать классическую музыку и знакомиться с творчеством композиторов. А сейчас подведем итог нашего урока и обобщим, что мы узнали нового на уроке:
-Что издает музыка?/ звуки /
-Какие звуки бывают в музыке?
/ шумовые и музыкальные/
-Где пишутся ноты?
/ на нотоносце /
-Назовите ноты?
/ до, ре, ми, фа, соль, ля, си /
-Кто такой композитор?
/ сочиняет музыку /
-Кто такой исполнитель?
/ музыкант, который исполняет музыку на музыкальных
инструментах /
-Кто такой слушатель?
/ кто умеет слушать музыку /
-Что такое театр?
/ это здание, где исполняют музыку/
-Какого композитора мы слушали музыку?/ Моцарта/
-Какое классическое произведение Моцарта мы послушали?/симфонию No40, I часть/
Все вопросы показываются на слайдах.
Сегодня на уроке вы все старались и работали на славу. Поэтому я хочу вручить вам всем дипломы слушателей музыки и поставить пятерки.
А на память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам шарики с надписью наших нот, чтобы вы никогда их не забывали и помнили.Наш урок подошел к концу, но я с вами не прощаюсь, а говорю всего до новых встреч. Дети выходят из класса под музыку В.А. Моцарта
симфония No40,Iчасть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....
Урок музыки в 8 классе "Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
Презентация к уроку музыки в 8 классе, тема урока - "Музыка в кино. Музыка к кинофильму "Властелин колец"". В презентации представлены главные музыкальные темы фильма "Властел...