Конспект урока "Музыкальные портреты"
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Коспект урока в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  «Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие»

Данный урок проводится в  1 классе, в III четверти, является 4-ым уроком  раздела «Поэт, художник, композитор»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.

Задачи:

  • научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;
  • развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;
  • воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.

УУД:

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Планируемые результаты: научатся: проводить интонационно-образный анализна примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес.

Ресурсы урока: презентация к уроку; фонохрестоматия: П. Чайковский, пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома», Леопольд Моцарт «Менуэт», Сергей Прокофьев вокальная миниатюра «Болтунья»; стихотворение Агнии Барто «Болтунья»; демонстрационный набор картинок «Музыкальные инструменты» для двигательной физкультминутки.

Ход урока

1.Организационный момент

Ребята, у нас урок музыки, урок интересный. Я желаю вам удачной работы на уроке.

А сейчас давайте прочитаем хором стихотворение. ( хоровое чтение стихотворения)

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Итак, начинаем урок!

2. Актуализация знаний

Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

( звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского)

Как звучала музыка?

О ком она рассказала?

Какой характер у этого незнакомца?

( записываю на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла)

 - Ребята, данное произведение  написал великий  русский композитор Пётр Ильич Чайковский. ( обращаю внимание на портрет композитора)

( вторичное прослушивание )

Попробуйте дать название этой пьесе  ( ответы детей)

Ребята, это произведение называется «Баба Яга» из сборника «Детский альбом»

3.Определение темы урока и постановка учебной задачи.

( показываю  портрет Бабы-яги и портреты людей)

Что общего между этими иллюстрациями?  ( дети  рассматривают портреты, находят общее)

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

( корректирую  предложенную обучающимися тему урока)

4.Двигательная физкультминутка.

Учащиеся под музыкальное сопровождение  выполняют танцевальные движения

5.Формирование новых знаний.

Ребята, прослушайте музыкальное произведение ( слушание произведения)

Старинная эта музыка или современная?

Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?

Послушайте произведение ещё раз,  прослушайте две мелодии – две самостоятельные мелодии – верхний голос и нижний голос.

( вторичное прослушивание)

Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая – мужчину? Почему?

Какие черты характера присущи танцующим?

Переговариваются ли они во время танца или молчат?

Какие музыкальные интонации подтверждают это?

О чём их беседа?

Чем заканчивается танец – согласием или конфликтом, ссорой?



6.Физкультминутка.

Предлагаю детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы.

( дети слушают музыку и выполняют движения)

7.Формирование новых знаний

( продолжение ).

Ребята, прослушанное  произведение называется  «Менуэт», композитор произведения -  Леопольд Моцарт, отец великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.  

Менуэт – старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I.

( показ слайдов)


        А сейчас, ребята, прослушайте стихотворение Агнии Барто «Болтунья»:

(  читаю стихотворение)

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!


Почему стихотворение так называется?

Ребята, скажите, есть ли сходство и различие музыки и разговорной речи?

Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.

Послушайте миниатюру Сергея Прокофьева «Болтунья».  ( слушание произведения)

Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды.

 

Что она вам рассказала? (она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).

 

Как музыка изобразила характер девочки? (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее)

Сравните интонации стихотворения и музыки.

Как вы думаете, каково отношение авторов этих произведений – поэта и композитора – к их главной героине?

Итак, мы определили музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья Лида. Как музыка может показать характер героев?

         Да, именно интонационные особенности музыки нам показывают характер героини.

8.Рефлексия.

 ( организую рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:

Я узнал…

Мне понравилось…

Ярче всего запомнилось….

9. Подведение итога.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! ( дети выходят из класса под музыку)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....