Конспект урока "Музыкальные портреты"
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие»
Данный урок проводится в 1 классе, в III четверти, является 4-ым уроком раздела «Поэт, художник, композитор»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование представления о выразительных возможностях музыки в создании образа человека.
Задачи:
- научить устанавливать связи художественных образов ( поэтических, живописных, музыкальных ) с жизненными впечатлениями детей; научить видеть интонационные связи музыки с движением, пластикой; научить находить сходства и различия музыкальной и разговорной речи;
- развивать логические умения сравнения, анализа, умения построения рассуждений;
- воспитание готовности эмоционально откликаться, распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации.
УУД:
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Планируемые результаты: научатся: проводить интонационно-образный анализна примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес.
Ресурсы урока: презентация к уроку; фонохрестоматия: П. Чайковский, пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома», Леопольд Моцарт «Менуэт», Сергей Прокофьев вокальная миниатюра «Болтунья»; стихотворение Агнии Барто «Болтунья»; демонстрационный набор картинок «Музыкальные инструменты» для двигательной физкультминутки.
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, у нас урок музыки, урок интересный. Я желаю вам удачной работы на уроке.
А сейчас давайте прочитаем хором стихотворение. ( хоровое чтение стихотворения)
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Итак, начинаем урок!
2. Актуализация знаний
Представьте, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?
( звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского)
Как звучала музыка?
О ком она рассказала?
Какой характер у этого незнакомца?
( записываю на доске наиболее удачные названия, придуманные детьми, близкие к образу зла)
- Ребята, данное произведение написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. ( обращаю внимание на портрет композитора)
( вторичное прослушивание )
Попробуйте дать название этой пьесе ( ответы детей)
Ребята, это произведение называется «Баба Яга» из сборника «Детский альбом»
3.Определение темы урока и постановка учебной задачи.
( показываю портрет Бабы-яги и портреты людей)
Что общего между этими иллюстрациями? ( дети рассматривают портреты, находят общее)
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Попробуйте сформулировать тему урока.
( корректирую предложенную обучающимися тему урока)
4.Двигательная физкультминутка.
Учащиеся под музыкальное сопровождение выполняют танцевальные движения
5.Формирование новых знаний.
Ребята, прослушайте музыкальное произведение ( слушание произведения)
Старинная эта музыка или современная?
Подсказала ли вам музыка, сколько людей исполняет этот танец?
Послушайте произведение ещё раз, прослушайте две мелодии – две самостоятельные мелодии – верхний голос и нижний голос.
( вторичное прослушивание)
Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая – мужчину? Почему?
Какие черты характера присущи танцующим?
Переговариваются ли они во время танца или молчат?
Какие музыкальные интонации подтверждают это?
О чём их беседа?
Чем заканчивается танец – согласием или конфликтом, ссорой?
6.Физкультминутка.
Предлагаю детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы.
( дети слушают музыку и выполняют движения)
7.Формирование новых знаний
( продолжение ).
Ребята, прослушанное произведение называется «Менуэт», композитор произведения - Леопольд Моцарт, отец великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Менуэт – старинный французский танец. Произошёл от народного хорового танца. В 17 веке при короле Людовике XVII стал придворным танцем. В России менуэт появился в начале 18 века, его танцевали при дворе Петра I.
( показ слайдов)
А сейчас, ребята, прослушайте стихотворение Агнии Барто «Болтунья»:
( читаю стихотворение)
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Почему стихотворение так называется?
Ребята, скажите, есть ли сходство и различие музыки и разговорной речи?
Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи.
Послушайте миниатюру Сергея Прокофьева «Болтунья». ( слушание произведения)
Музыка нарисовала нам портрет девочки Лиды.
Что она вам рассказала? (она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школе и еще была в классе старостой и только Вовка называл ее болтуньей ).
Как музыка изобразила характер девочки? (музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее)
Сравните интонации стихотворения и музыки.
Как вы думаете, каково отношение авторов этих произведений – поэта и композитора – к их главной героине?
Итак, мы определили музыкальные портреты всех незнакомцев. Давайте назовем их: Баба-Яга, пара, танцующая менуэт и девочка-болтунья Лида. Как музыка может показать характер героев?
Да, именно интонационные особенности музыки нам показывают характер героини.
8.Рефлексия.
( организую рефлексию по типу «три волшебных вопроса»:
Я узнал…
Мне понравилось…
Ярче всего запомнилось….
9. Подведение итога.
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! ( дети выходят из класса под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему: "Портрет литературного героя"
Учебное занятие с применением ИКТ....
Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"
Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...
Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет
Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс
Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...
Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Предназначен учителям МХК....