Конспекты уроков среднее звено
план-конспект урока по музыке
Конспекты уроков среднее звено
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bardovskaya_pesnya2.docx | 34.55 КБ |
shaherezada.docx | 40.7 КБ |
bardovskaya_pesnya.docx | 39.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Авторская песня
Цель: продолжить знакомство с авторами-исполнителями бардовских песен.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с понятием авторской (бардовской) песни, историей возникновения этого жанра в русской культуре, его особенностями, представителями жанра, развивать творческие и исполнительские способности, формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Личностные: воспитывать чувство любви к Родине, к русской культуре; формировать эмоционально-нравственное отношение учащихся к миру, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития
Тип занятия: Урок углубления знаний
Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод погружения, эвристический метод.
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозаписи
Муз.репертуар: Ю. Визбор «Милая Моя», В. Высоцкий «А сыновья уходят в бой», О. Митяев «Изгиб гитары желтой»
Структура урока: 1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний.
3.Открытие «нового знания».
4. Организация слушательской деятельности.
5. Организация исполнительской деятельности.
6. Итог урока
Предварительный просмотр:
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель: понять интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов на примере симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада»; понимать специфику музыки сюиты; выявлять родство художественных образов и различать особенности видов искусства музыки и литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь сопоставлять произведения разных видов искусства, давать характеристику героев; уметь выразительно читать; воспринимать и анализировать музыку и соотносить её с характерами героев.
Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Тип занятия: Урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозапись «Дорога добра».
Муз.репертуар: Симфоническая сюита Н.А Римского-Корсакова «Шахерезада»; «Дорога добра» сл. Ю. Энтин., муз. М. Минков.
Структура урока: 1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний.
3.Открытие «нового знания».
4. Организация слушательской деятельности.
5. Организация исполнительской деятельности.
6. Итог урока
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж | ||||||||
1 | Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” | Дети заходят в класс и садятся на места. | 1 мин | ||||||||
2 | Актуализация знаний. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (усвоение знания материала прошлого урока) К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог) | - На предыдущем уроке мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения. И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания) -Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке? -Скажите, что послужило литературной основой этой миниатюры? -Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания? (Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома) | Симфоническая миниатюра «Кикимора» Основой стало народное сказание. | 3мин | ||||||||
3 | Открытие «нового знания» | П (открытие новых знаний, нового материала) Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Л (проявление эмоциональной отзывчивости) | -На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь. - Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку? «У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево – сказку говорит…» Любите ли вы сказки? Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем. «Что за прелесть эти сказки!» - Ребята, можете ли вы сказать, кто является автором этого сказочного высказывания? - Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. - Это, прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками". - Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку -Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том , кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки. -Мы с вами познакомимся с симфонической сюитой, которая называется «Шехерезада» -Вспомним с вами – что из себя представляет жанр сюиты? -Автором сюиты является знакомый вами композитор Н. А Римский-Корсаков. -Вот мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор. -Давайте с вами вспомним - что мы знаем об этом композиторе? -Николай Андреевич Римский-Корсаков –великий русский композитор, дирижёр, педагог. Его имя носит консерватория в Санкт-Петербурге. Родился будущий композитор в городе Тихвине Новгородской губернии. Мама, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу. А отец Андрей Петрович Римский – Корсаков был вице-губернатором Новгорода. -Давайте с вами вспомним, где учился Николай Андреевич? -Действительно, родители хотели ,чтобы их сын стал военным (также как его старший брат и дядя). Поэтому в 12 лет его отдают учиться в Морской корпус. Пройдя курс обучения, гардемарин Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях с помощью музыки. Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником. -Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора мы с вами уже знакомы? -Какие сюжеты лежат в основе произведений композитора? -Правильно, сказки. -Например, сказка «Снегурочка» написана о мотивам русской народной сказки. | Ответы детей А.С Пушкин это цикл из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом. Русский композитор Он учился в Морском корпусе Опера «Сказка о царе Салтане». Опера «Золотой петушок», Опера «Снегурочка», «Садко». Сказки. | 7мин | ||||||||
4
5 6 | Организация слушательской деятельности Организация исполнительской деятельности | Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) Л (личностное отношение при восприятии музыки) Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра) П (Изучение нового музыкального материала) Л (Корректировать собственное исполнение) | -А какая же музыка лежит в основе нашего произведения «Шехерезада», мы сейчас и выясним. -Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов.(Звучит фрагмент сюиты). -Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни? -Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шехерезада» была сочинена по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вспомните ,пожалуйста, какие сказки из этого сборника вы знаете? -Восточные сказки «101 ночь» не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского – Корсакова, который по их мотивам написал симфоническую сюиту «Шахерезада», состоящую из 4-х частей. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шахерезады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений. -. Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». -Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры. Сейчас за пультом появится дирижер, и мы услышим фрагменты из симфонической сюиты «Шахерезада». Мы послушаем 1 часть симфонической сюиты «Шахерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шахерезаду.Хочу заметить, что музыка сюиты – это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шахерезады. Я попрошу определить характеры этих героев и их оружие. Звучит музыка 1 части сюиты. -Каковы характеры главных героев? -Как звучит тема Шахриара? - Похожи ли их характеры? -Сейчас мы еще раз прослушаем произведение и вы попробуете мне сказать какие инструменты исполняют темы главных героев.(ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ) -какие же инструменты вы услышали? Мальчики теперь я вам предлагаю встать и попробовать с помощью мимики и жестов изобразить Шахрияра. -Молодцы! А теперь девочки таким же образом покажут нам Шехерезаду. -Умницы! А как вы думаете какой инструмент создаёт образ девушки? -Верно! -Обширный финал, который служит заключением 1 части рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. -Ребята, давайте представим себе, что каждый из нас – это волна. И, слушая музыку, мы попробуем показать – как двигаются волны на море. Встаньте со стульчиков, вытяните руки в стороны и под музыку мы будем качаться, изображая волну. (Звучит фрагмент первой части сюиты – дети имитируют движение волн). (В эпилоге сюиты тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шахерезады. Ею заканчивается сюита) -Конечно, каждому из нас хочется, чтобы чудеса встречались не только в сказках, но и в реальной жизни. Давайте вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке и исполним ее. Песня "Дорогою добра" из кинофильма "Приключения маленькогоМука" ВХР
| Нет, она больше напоминает восточную музыку. Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Синбад – мореход». Шахрияр грозный, властный, настойчивый. Шехерезада-красивая, грациозная, умная. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь). Нет. Они контрастны Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре).Шахерезада – скрипка соло | 10 мин 3мин 15 мин | ||||||||
7 | Итог урока | -Сегодня мы с вами познакомилиь с симфонической сюитой Шахерезада. -Какой композитор написал ее? -Что же такое сюита? -Каких два главных героя изображает композитор в произведении? Молодцы ребята, спасибо за урок! До свидания | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Авторская песня
Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный, воспитательный потенциал, заключённый в сочетании стихов и искренней музыки.
Планируемые результаты:
Предметные: Ознакомить с историей становления и развития бардовской песни, мотивировать учащихся к осознанию «собственного – Я» на лучших ценностных идеалах бардов, через песенную музыку.
Личностные: Способствовать формированию у подростков высокодуховной активной жизненной позиции для адаптации в обществе, побудить детей к выразительному и исполнению песен, путем осмысления музыкальной и литературной речи в песнях бардов.
Тип занятия: Урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.
Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозапись
Муз.репертуар: А. Розенбаум «Мы живы», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», В. Высоцкий «Все ушли на фронт», О. Митяев «Изгиб гитары желтой»
Структура урока: 1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний.
3.Открытие «нового знания».
4. Организация слушательской деятельности.
5. Организация исполнительской деятельности.
6. Итог урока
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж | ||||||||
1 | Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Элина Азатовна . | Дети заходят в класс и садятся на места. | 1 мин | ||||||||
2 | Актуализация знаний. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (усвоение знания материала прошлого урока) К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог) | -Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете. Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках. (повторяю звучание ноты, ученики делятся на группы и рисуют форму ) -Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму. А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная? -Кто – то услышал в этом звуке море, кто – то гул самолета. Кто – то улетел вместе со звуком к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли – формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли – формы. Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов? Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку! Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете. -Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. - Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим. | ответы детей | 3мин | ||||||||
3 | Открытие «нового знания» | П (открытие новых знаний, нового материала) Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Л (проявление эмоциональной отзывчивости) | -Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила? Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека? -У вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, -Русь славилась авторами - исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью. -БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. -В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники). Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов. -Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен. -В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору. -В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры. Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару. Сначала авторские песни чаще называли студенческие и туристические. Их сочиняли и пели в основном студенты и туристы. Авторскую песню 40 - 50-х годов можно назвать самодеятельной. Импульс к развитию данного направления дал музыкально-поэтический опыт предыдущих поколений, возможно, в какой-то мере фольклор, городской романс. Хотя, конечно же, у бардовской песни был новый стимул к творчеству, новая социальная задача, новые формы, обусловливавшиеся политической ситуацией в России. Несомненно, что бурный всплеск народного творчества произошел из-за ослабления тоталитарного гнета, так называемой «оттепели». -Кто же авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич… В чем же ценность авторской песни? Какой образ в песнях? Что силу несут песни? Для чего нужны авторские песни? | 7мин | |||||||||
4
5 | Организация слушательской деятельности Организация исполнительской деятельности | Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) Л (личностное отношение при восприятии музыки) Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра) П (Изучение нового музыкального материала) Л (Корректировать собственное исполнение) | -Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопросы. -В чем же ценность авторской песни? Звучит песня: А. Розенбаум «Мы живы», -В чем же ценность авторской песни? Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. -Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости. Своими песнями он и рассказывал о войне и выступал против неё. Сейчас я вам предлагаю послушать песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал». -После вы мне скажете о чем же она?(Слушание песни) -О чем она? -Песни Булата Окуджавы получили широкое и бесспорное признание и оказали влияние на творчество других самодеятельных -В истории бардовской песни есть печальное событие. В 1967 г. Валерий Грушин с друзьями ушел в водный поход на байдарках. На водном маршруте ребята заметили детей, барахтающихся в ледяной воде. Валерий бросился их спасать, но сам выплыть не смог. Чтобы сохранить память о нем, в 1968 г. родился фестиваль авторской песни, который стал носить имя Валерия Грушина, так называемый «Грушинский фестиваль». Приезжают сюда люди из всей России. Фестиваль проходил ежегодно до 1980 года. И только лишь в 1986 году Грушинский фестиваль вновь возродился и живет до сих пор. Скажите, знакомо ли вам имя Олег Митяев? -Верно, он является нашим земляком. -Все вы, наверное, слышали, а может кто-то и знает песню «Как здорово». Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале. Митяев стал Лауреатом Ильменского фестиваля (1978), а песня является своеобразным гимном бардовского движения. Исполнение песни «Как здорово…» ВХР
| -Величие, возвышенность, живость, радость. -О радость! Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг! о стремлении изгнать врага с родной земли любой ценой, и это стремление объединило всех от мала до велика. Да, он является нашим земляком. | 10 мин 15 мин | ||||||||
6 | Итог урока | -Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они? Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе: - помощь в понимании человеческих ценностей, - помощь в понимании единства человека и Мира, - авторская песня очищает наши сердца, - музыка авторской песни обогащает своей красотой, - она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению. Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания! | Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»
Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел" по учебнику Математика 5 Г.К. Муравин, О.В.Муравина – Москва - Дрофа, 2014 год...
План- конспект урока. Среднее арифметическое нескольких чисел. 5 класс.
Тема "Среднее арифметическое нескольких чисел является "благодатной" для обучения учащихся решению проектных задач и навыкам исследовательской работы. Как я подводила пятиклассников к этой работе - вы...
Конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"
конспект урока в 5 классе...
Конспект урока "Среднее арифметическое"
Урок по математике для 5 класса "Среднее арифметическое" с использованием космических технологий. Это урок закрепления материла по данной теме. Содержит интересную развлекательную паузу....
План-конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"
Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»....
План-конспект урока "Средняя линия трапеции"
Данный урок помогает учащимся получить целостное представление от средней линии фигур. Организовано повторение в виде блиц-опроса по теме "Средняя линия треугольника", затем рассматрив...