Использование ИКТ на уроках музыки.
статья по музыке
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. В этом случае информационно-коммуникационные технологии являются новым средством художественно-творческого развития учащихся на уроках о/о «Искусство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ на уроках музыки. | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках музыки
Коломиец Елена Дмитриевна
При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:
- для учащихся 1 класса – 10 минут,
- для учащихся 2-5 классов – 15 минут,
- для учащихся 6-7 классов – 20 минут,
- для учащихся 8-9 классов – 25 минут,
- для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут
Исходя из анализа теоретических основ и практического использования ИКТ в образовательном процессе, можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы типа "Дракоша в мире музыки", энциклопедии, развивающие программы);
5) в проведении уроков по методу проектов;
6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. И потому учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее – это и есть одна из важнейших задач современной школы.
Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой - электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны учителя музыки в общеобразовательной школе было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, современному учителю музыки желательно использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты: клавишные синтезаторы, мультимедийные компьютеры, оснащенные программами для создания музыки. В современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. В этом случае информационно-коммуникационные технологии являются новым средством художественно-творческого развития учащихся на уроках о/о «Искусство».
При проведении уроков музыки в комплексе используется ряд цифровых средств обучения:
видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;
творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
1.Уроки с мультимедийной поддержкой
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
При составлении презентаций в качестве «сырья» я использую содержимое CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально-сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл» и другие.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
При первичном контроле на уроке «Детский альбом» П.Чайковского ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
При изучении темы «Русские народные инструменты», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Стили музыки» и другие заранее готовится иллюстративный и звуковой материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Большой интерес у учащихся вызывают уроки, когда необходимо сделать сравнительный анализ музыкальных произведений. Для этого используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся друг с другом полученной информацией. Таким образом, получаю результат – самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.
Учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов.
При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения задания исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Такие уроки провожу в 8 классе , когда они готовят проекты о современных исполнителях и музыкальных группах, новых музыкальных течениях; в 6 классе при изучении темы «С чего для меня начинается Родина?», когда ребята готовят проекты о своем детстве, любимых играх и игрушках, увлечениях.
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
2.Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
В связи с модернизацией российского образования и существованием национального проекта в области образования, практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами. Не стала исключением и школа, в которой я работаю.
Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.
Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах.
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки и во внеклассной работе. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.
В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.
3. Тестовые формы контроля.
В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.
Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:
Определение объёма и качества освоения содержания программного материала;
Проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;
Проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;
Оценку педагогической деятельности учителя музыки.
На уроках музыки мною используются различные формы тестового контроля:
«Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.
«Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. В уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля.
«Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.
Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.
Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам эстетического цикла и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышает производительность труда учителя на уроке
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Список литературы:
http://sinncom.ru/content/resurs/index.htm - специализированный образовательный портал Инновации в образовании
http://www.edu.ru - Каталог образовательных интернет-ресурсов
http://www.school.edu.ru - российский общеобразовательный портал
http://catalog.iot.ru/ - образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего образования
http://edirectory.nsu.ru/index.jsp - Каталог образовательных Интернет ресурсов Сибирского федерального округа.
http://www.ict.edu.ru/ - ИКТ в образовании
http://eor-np.ru/taxonomy/term/548?page=1 – Электронный образовательные ресурсы для всех возрастов
http://www.nachalka.com/PP - как делать презентации
http://zhakulina281209.blogspot.com – Комп Мышь. В помощь учителю
http://www.openclass.ru - Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование тестов на уроке музыки"
Традиционной формой проверки на уроках «Музыка» долгое время были викторины, но в процессе обучения в школе ...
Использование ИКТ на уроках музыки.
Современные ученики по-другому воспринимают окружающий мир, нежели пять, десять, пятнадцать лет назад. Они прекрасно владеют техникой икомпьютерными технологиями,знают, где и как находить нужную инфор...
Семинар по использованию ИКТ на уроках музыки
Текст и презентация...
Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"
Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"...
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"...
Использование ИКТ на уроках музыки в средних классах
Применении информационно-коммуникативных технолоогий на уроках музыки.Использование ИКТ на уроках музыки в средних классах.Применение мультимедийных технологий в образовательном проц...