До слёз Чайковский потрясал...
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Урок о П.И.Чайковском и его Первом концерте для фортепиано с оркестром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_do_slyoz_chaykovskiy.docx | 25.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс. В чём сила музыки?
Тема урока: «До слёз Чайковский потрясал…»
/Борис Пастернак/
Эпиграф: Я желал бы всеми силами души,
чтобы музыка моя распространялась,
чтобы увеличивалось число людей, любящих её,
находящих в ней утешение и подпору.
/ П. И.Чайковский/
Цель: Осознать силу музыки П. И.Чайковского.
Задачи:
1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов-классиков;
3. Продолжить знакомить с лучшими образцами музыки.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов
5.Совершенствование навыков исполнения музыки.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, звукозаписи музыки,
презентация слайдов к уроку, портрет композитора П.И.Чайковского.
Методы и приемы на уроке: наглядность, активный диалог с учащимися, словесные, проблемно-поисковые наблюдения.
Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая
Ход урока
Организационная часть: Музыкальное приветствие
Учитель: добрый день! Рада вас приветствовать на уроке музыки!
Сегодня наш урок посвящается творчеству известного русского композитора. А какого? Вы мне ответите, прослушав отрывок из его произведения.
1.Звучит «Май» Белые ночи из цикла П.И.Чайковского «Времена года».
Итак, сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского. Ещё в 1 классе вы познакомились с различными произведениями композитора написанных в самых разных жанрах: это и симфонии и балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», это опера «Евгений Онегин» и простые пьесы для фортепиано, как например «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и другие.
Учитель: Мы вновь возвращаемся сегодня к творчеству великого русского композитора, известного всему миру – П.И. Чайковского.
Учитель: Эпиграфом нашего урока станут слова самого композитора
2. Игра «Угадай мелодию».
Наиграть темы уже знакомых произведений:
А) «Марш деревянных солдатиков»
Б) Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
В) Симфония №4 Финал
3. Презентация о семье П.И.Чайковского, об атмосфере, создаваемой в домашнем кругу, которая способствовала весьма раннему проявлению музыкальных способностей будущего композитора.
Итак, 7 мая 1840 года – день рождения композитора и мы сегодня отмечаем очередную годовщину его рождения.
4. Сегодня мы познакомимся с Первым концертом для фортепиано с оркестром, с его Второй и Третьей частями.
Учитель: Ребята, а вы знаете ли вы, что такое концерт? (Это представление, на котором выступают артисты)
Учитель: Правильно. Но в конце урока мы сможем дать еще одно определение понятия концерт.
П.И.Чайковскому было всего лишь 28 лет, когда он сочинил свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. Кто не знает этой весенней, радостной музыки, порывистой и задумчивой, светлой и окрыляющей? Он стал одним из самых любимых и совершенных по красоте и отточенности формы произведений. Скоро он приобрёл славу одного из самых лучших фортепианных концертов среди всех когда-либо написанных лучшими композиторами всех стран мира.
5.Словом «концерт» в давние времена обозначалось музыкальное «соревнование», «состязание» и концерты для каких-либо инструментов с оркестром рассматривались именно как соревнование солиста с оркестром. Бывало, что в некоторых концертах «победителем» оказывался оркестр, т.е. оркестр играл главенствующую роль, а солист – вспомогательную, а бывало и наоборот – партия солиста подчиняла себе звучание оркестра.
Задание: попытайтесь сами определить – есть ли такое «состязание» в Концерте Чайковского и если услышите, то кто же, по вашему мнению, оказался «победителем»?
6. Перед звучанием концерта наиграть (напеть) мелодию «Веснянки».
Учитель: Какому народу принадлежит эта песня? (украинскому)
«Веснянка» легла в основу музыки последней Третьей части.
Далее познакомить ребят с основными темами Второй части Концерта.
Учитель: Дайте определения характера этих тем (во Второй части первая тема( главная тема) лирическая, песенная, нежная, плавная, неспешная мелодия, «полная утренней свежести» (Б.Асафьев))
Вторая часть вторая тема (тема среднего эпизода) – вальс, в котором ребята, возможно, услышат нерусский характер (тогда им интересно будет узнать, что это мелодия французской песенки, которую П.И.Чайковский в юности любил напевать со своим братом.
Учитель: Ребята, обратите внимание, что мелодия песни превращается в Концерте в очень быстрый (престиссимо), как бы вдали проносящийся вальс.
Учитель: Дайте определения контрасту двух тем финала концерта (первая – танцевальная, вторая – песенная).
Учитель: Насколько ребята уловили контрасты характера не только внутри обеих частей между отдельными темами, но и между обеими частями.
Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Учитель: А какие инструменты вы услышали? (Перечисление инструментов)
7. Учитель: При повторном слушании финала Концерта обратите внимание на сопоставление, «соревнование» двух тем: одна – напористая, словно притоптывающая мелодия «Веснянки», другая – песенная, величавая и вместе с тем порывистая, ставшая эмоциональной вершиной всего произведения. Её самозабвенно поют, сливаясь воедино и рояль и оркестр. На кульминации поднимите руку.
Музыка финала соединяет личное и общее: героя, народ и природу.
Вывод: в этом концерте нет ни победителя, ни побеждённого. Солист соревнуется с оркестром непрерывно, на протяжении всего Концерта, но П.И.Чайковский талантливо и умело использует в своём сочинении все возможности и фортепиано, и оркестра и в результате достигает полнейшего их слияния, полнейшего «равновесия». И солист, и симфонический оркестр объединились и вместе воспевают красоту, богатство и силу человека, красоту богатство и силу самой жизни!
8. Конкурсы. В Москве каждые четыре года устраиваются Международные конкурсы молодых исполнителей-пианистов имени П.И.Чайковского. В заключительном туре этого конкурса каждый его участник должен сыграть с оркестром Концерт П.И.Чайковского.
В наши дни дом П.И.Чайковского в Воткинске продолжает быть самым музыкальным. Здесь проходят лекции и беседы, концерты камерной музыки. Ежегодно в майские дни в Воткинске проводятся конкурсы имени П.И.Чайковского среди учащихся музыкальных школ.
В чём же секрет этой исключительной, всемирной любви? Прежде всего в том, что в центре всех произведений П.И.Чайковского – человек, его радости и горе, мечты и надежды, жизнь его души.
Вывод: «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» П.И.Чайковский.
9. Работа в группах
Задание: переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти композитора. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия двух балетов П.И.Чайковского.
10. Рефлексия
- Над какой темой работали?
- Какая была поставлена задача?
- Сумели ли мы её решить?
- Что нового узнали?
- В каких музыкальных жанрах писал композитор? ( Оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)
- Понравилась ли вам музыка Чайковского? (Музыка Чайковского воспевает красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни)
11. Итог урока:
Учитель: Как вы думаете, в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы спустя столько веков слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем? (в доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе)
Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка П.Чайковского и вы с интересом будете слушать её и дальше.
Выставление оценок
12.. Домашнее задание: составить кроссворд и подготовить яркие высказывания о жизни самого композитора.
Учитель: Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Край слёз и скорби..."
Судьбы декабристов – участников Отечественной войны 1812 года в Забайкалье.Вернувшихся героев Отечественной войны 1812 года с радостью, восторгом, гордостью встречала Россия. Наконец – то, побеж...
Школьный театр миниатюр "Смех сквозь слёзы" (по творчеству М. Зощенко)
Инсценировка по мотивам рассказов М. Зощенко...
"Смех и слёзы" в рассказе А.П.Чехова "Размазня"
Урок внеклассного чтения...
Сценарий мероприятия "Слёзы, опалённые войной"
Сценарий мероприятия посвящается солдатским матерям ВОВ....
И жизнь, и слёзы, и любовь...
Сценарий для выпускного вечера. Школьная жизнь выпускников представлена как съёмка многосерийного фильма....
Фестиваль зарубежной поэзии "И жизнь, и слёзы, и любовь"
2014 год - год культуры. В рамках этого праздника проведен фестиваль зарубежной поэзии 18.12.14, в медицинском колледже №6 г. Москвы по теме "И жизнь, и слёзы, и любовь". Открытие фестиваля прох...
смешно до слёз
таблица умножения на 9...