До слёз Чайковский потрясал...
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Потягова Инна Петровна

Урок о П.И.Чайковском и его Первом концерте для фортепиано с оркестром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_do_slyoz_chaykovskiy.docx25.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс. В чём сила музыки?

Тема урока: «До слёз Чайковский потрясал…»

                                                                              /Борис Пастернак/

                                                Эпиграф: Я желал бы всеми силами души,

                                                                        чтобы музыка моя распространялась,

                                                                        чтобы увеличивалось число людей, любящих её,

                                                                             находящих в ней утешение и подпору.

                                                                                                            / П. И.Чайковский/

Цель: Осознать силу музыки П. И.Чайковского.

Задачи:

1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов-классиков;

3. Продолжить знакомить с лучшими образцами музыки.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов

5.Совершенствование навыков исполнения музыки.

 Оборудование:  компьютер,  мультимедиа,  экран,  звукозаписи  музыки,

презентация  слайдов  к  уроку,  портрет  композитора  П.И.Чайковского.

                                                                                                                               

Методы и приемы на уроке: наглядность, активный диалог с учащимися, словесные, проблемно-поисковые наблюдения.

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая

Ход урока

Организационная часть: Музыкальное приветствие

Учитель: добрый день! Рада вас приветствовать  на уроке музыки! 

  Сегодня наш урок посвящается творчеству известного русского композитора. А какого? Вы мне ответите, прослушав отрывок из его произведения.

1.Звучит «Май» Белые ночи из цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Итак, сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского. Ещё в 1 классе вы познакомились с различными произведениями композитора написанных в самых разных жанрах: это и симфонии и балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», это опера «Евгений Онегин» и простые пьесы для фортепиано, как например «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и другие.

 Учитель: Мы вновь возвращаемся сегодня к творчеству великого русского композитора, известного всему миру – П.И. Чайковского.

Учитель: Эпиграфом нашего урока станут слова самого композитора

2. Игра «Угадай мелодию».

Наиграть темы уже знакомых произведений:

А) «Марш деревянных солдатиков»

Б) Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

В) Симфония №4 Финал

3. Презентация о семье П.И.Чайковского, об атмосфере, создаваемой в домашнем кругу, которая способствовала весьма раннему проявлению музыкальных способностей будущего композитора.

Итак, 7 мая  1840 года – день рождения композитора и мы сегодня отмечаем очередную годовщину его рождения.

4. Сегодня мы познакомимся с Первым концертом для фортепиано с оркестром, с его Второй и Третьей частями.

Учитель: Ребята, а вы знаете ли вы,  что  такое  концерт?  (Это  представление,  на  котором выступают артисты)

Учитель: Правильно. Но в конце урока мы сможем дать еще одно определение понятия концерт.

П.И.Чайковскому было всего лишь 28 лет, когда он сочинил свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. Кто не знает этой весенней, радостной музыки, порывистой и задумчивой, светлой и окрыляющей? Он стал одним из самых любимых и совершенных по красоте и отточенности формы произведений. Скоро он приобрёл славу одного из самых лучших фортепианных концертов среди всех когда-либо написанных лучшими композиторами всех стран мира.

5.Словом «концерт» в давние времена обозначалось музыкальное «соревнование», «состязание» и концерты для каких-либо инструментов с оркестром рассматривались именно как соревнование солиста с оркестром. Бывало, что в некоторых концертах «победителем» оказывался оркестр, т.е. оркестр играл главенствующую роль, а солист – вспомогательную, а бывало и наоборот – партия солиста подчиняла себе звучание оркестра.

Задание: попытайтесь сами определить – есть ли такое «состязание» в Концерте Чайковского  и если услышите, то кто же, по вашему мнению, оказался  «победителем»?

6. Перед звучанием концерта наиграть (напеть) мелодию «Веснянки».

Учитель: Какому народу принадлежит эта песня?  (украинскому)

«Веснянка» легла в основу музыки последней Третьей части.

Далее познакомить ребят с основными темами Второй части Концерта.

Учитель: Дайте определения характера этих тем (во Второй части первая тема( главная тема) лирическая, песенная, нежная, плавная, неспешная мелодия, «полная утренней свежести» (Б.Асафьев))

Вторая часть вторая тема (тема среднего эпизода) – вальс, в котором ребята, возможно, услышат нерусский характер (тогда им интересно будет узнать, что это мелодия французской песенки, которую П.И.Чайковский в юности любил напевать со своим братом.

Учитель: Ребята, обратите внимание, что мелодия песни превращается в Концерте в очень быстрый (престиссимо), как бы вдали проносящийся вальс.

Учитель: Дайте определения контрасту двух тем финала концерта (первая – танцевальная, вторая – песенная).

Учитель: Насколько ребята уловили контрасты характера не только внутри обеих частей между отдельными темами,  но и между обеими частями.

Учитель:  Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Учитель: А какие инструменты вы услышали? (Перечисление инструментов)

7. Учитель: При повторном слушании финала Концерта обратите внимание на сопоставление, «соревнование» двух тем: одна – напористая, словно притоптывающая мелодия «Веснянки», другая – песенная, величавая и вместе с тем порывистая, ставшая эмоциональной вершиной всего произведения. Её самозабвенно поют, сливаясь воедино и рояль и оркестр. На кульминации поднимите руку.

Музыка финала соединяет личное и общее: героя, народ и природу.

Вывод: в этом концерте нет ни победителя, ни побеждённого. Солист соревнуется с оркестром непрерывно, на протяжении всего Концерта, но П.И.Чайковский талантливо и умело использует в своём сочинении все возможности и фортепиано, и оркестра и  в результате достигает полнейшего их слияния, полнейшего «равновесия». И солист, и симфонический оркестр объединились  и вместе воспевают красоту, богатство и силу человека, красоту богатство и силу самой жизни!

8. Конкурсы. В Москве каждые четыре года устраиваются Международные конкурсы молодых исполнителей-пианистов имени П.И.Чайковского. В заключительном туре этого конкурса каждый его участник должен сыграть с оркестром Концерт П.И.Чайковского.

В наши дни дом П.И.Чайковского в Воткинске продолжает быть самым музыкальным. Здесь проходят лекции и беседы, концерты камерной музыки. Ежегодно в майские дни в Воткинске проводятся конкурсы имени П.И.Чайковского среди учащихся музыкальных школ.

В чём же секрет этой исключительной, всемирной любви? Прежде всего в том, что в центре всех произведений П.И.Чайковского – человек, его радости и горе, мечты и надежды, жизнь его души.

Вывод: «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» П.И.Чайковский.

9. Работа в группах

Задание: переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти композитора. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках,  составятся названия двух балетов П.И.Чайковского.

10. Рефлексия

- Над какой темой работали?

- Какая была поставлена задача?

- Сумели ли мы её решить?

- Что нового узнали?

-  В каких музыкальных жанрах писал композитор? ( Оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)

- Понравилась ли вам музыка Чайковского? (Музыка Чайковского воспевает красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни)

11. Итог урока:

Учитель: Как вы думаете, в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы спустя столько веков слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем? (в доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе)

Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка П.Чайковского и вы с интересом будете слушать её и дальше.

Выставление оценок

12.. Домашнее задание: составить кроссворд и подготовить  яркие высказывания о жизни самого композитора.

Учитель: Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Край слёз и скорби..."

Судьбы декабристов – участников Отечественной войны 1812 года в Забайкалье.Вернувшихся героев Отечественной войны 1812 года с радостью, восторгом, гордостью встречала Россия. Наконец – то, побеж...

Школьный театр миниатюр "Смех сквозь слёзы" (по творчеству М. Зощенко)

Инсценировка по мотивам рассказов М. Зощенко...

Сценарий мероприятия "Слёзы, опалённые войной"

Сценарий мероприятия посвящается солдатским  матерям ВОВ....

И жизнь, и слёзы, и любовь...

Сценарий для выпускного вечера. Школьная жизнь выпускников представлена как съёмка многосерийного фильма....

Фестиваль зарубежной поэзии "И жизнь, и слёзы, и любовь"

2014 год - год культуры. В рамках этого праздника проведен фестиваль зарубежной поэзии 18.12.14,  в медицинском колледже №6 г. Москвы по теме "И жизнь, и слёзы, и любовь". Открытие фестиваля прох...

смешно до слёз

таблица умножения на 9...