Школьный театр миниатюр "Смех сквозь слёзы" (по творчеству М. Зощенко)
материал на тему

Инсценировка по мотивам рассказов М. Зощенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoshchenko.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

В 1

Вы знаете, какой необычный случай произошёл в медицинской практике одного врача?

В 2

А что такое, что случилось?

В 1

В тридцатые годы ХХ века к питерскому врачу пришёл на приём примечательный пациент. У него был очень угрюмый вид. Пациент пожаловался врачу на то, что не может найти средства против уныния.

В 2

Да, это, действительно противно, когда у тебя постоянно унылое настроение. И что посоветовал ему врач?

В 1

Врач внимательно осмотрел посетителя и не нашел у него ни одной болезни, кроме постоянной хандры. Тогда он посоветовал пациенту читать веселые книжки, такие, от которых, даже если не хочешь, все равно захохочешь. «Вот, например, - сказал врач, - я очень часто для того, чтобы поднять настроение, читаю смешные рассказы писателя Михаила Зощенко. И вам советую купить его книжку».

В 2

А что, дельный совет. Ведь Михаил Зощенко до сих пор считается одним из самых веселых писателей. Я думаю, что пациент последовал совету врача и выздоровел.

В 1

А вот и нет, ты ошибаешься.

В 2

Неужели пациент отказался читать смешные рассказы?

В 1

Да.

В 2

 А почему?

В 1

Ты не поверишь, пациент ответил врачу: «Мне эти рассказы не помогут. Потому что я сам и есть Михаил Зощенко».

В 2

Вот необычный случай. Писатель-юморист Зощенко и был тем самым угрюмым посетителем! А читая его рассказы, об этом ни за что не догадаешься.

(Амбулатория. Больные ожидают приёма)

Первый больной

Я раз в неделю по внутренним болезням лечусь. У доктора Опушкина. Хороший такой, понимающий медик. Я у него пятый год лечусь. И ничего, болезнь не хуже.

Второй больной

А я пришёл, товарищи, до этого медика по неотложному делу. На гипноз-внушение. Попрошу его внушить, чтоб я курить бросил. А то такая на меня сильная страсть нашла: курю каждую минуту и всё мне мало. И денег лишний перевод, и язык пухнет.

Третий больной

Да… Человек – животное довольно странное. Нет, навряд ли оно произошло от обезьяны. Старик Дарвин, пожалуй что, в этом вопросе слегка заврался.

Второй больной

Очень уж у человека поступки – совершенно, как бы сказать, чисто человеческие. Никакого, знаете, сходства с животным миром. Вот если животные разговаривают на каком-нибудь своём наречии, то вряд ли они могли бы вести такую беседу…

Первый больной

Так вот, говорю, раз в неделю и лечусь со своей грыжей.

 (Смотрит на талончик в руке)

Записали меня седьмым номером. Делать нечего – надо ждать.

Третий больной

Это, милый ты мой, разве у тебя болезнь – грыжа. Это плюнуть и растереть – вот вся твоя болезнь. Ты не гляди, что у меня морда выпуклая. Я тем не менее очень больной. Я почками хвораю и бессонницей.

Первый больной

У меня не только грыжа. У меня лёгкие ослабшие. И вот ещё жировик около уха.

Третий больной

Это безразлично. Это болезни разве могут равняться с бессонницей!

Дама (вмешивается)

Ну что ж, хотя бы и почки. У меня родная племянница хворала почками – и ничего. Даже шить и гладить могла. А при вашей морде болезнь ваша малоопасная. Вы не можете помереть через эту вашу болезнь.

Третий больной

Я не могу помереть! Вы слыхали? Она говорит, я не могу помереть через эту болезнь. Много вы понимаете, гражданка! А ещё суётесь в медицинские разговоры.

Дама

Я вашу болезнь не унижаю, товарищ. Это болезнь самостоятельная. Я это признаю.  А я к тому говорю, что у меня, может быть, болезнь посерьёзнее, чем ваши разные почки. У меня – рак.

Первый больной

Ну что ж – рак, рак. Смотря какой рак. Другой рак – совершенно безвредный рак. Он может в полгода пройти.

Дама

(трясясь от возмущения и всплёскивая руками)

Рак в полгода! Видали! Ну, не знаю, какой это рак ты видел. Ишь, морду-то отрастил за свою болезнь.

Гражданин

А собственно, граждане, чего вы тут расхвастались? Я, можно сказать, всю свою жизнь ругал знахарей и всяких таких лекарских помощников. А сейчас горой заступлюсь. Уж очень святое наглядное дело произойти может… Я вот, девочку привёл… Главное, все медики отказались лечить эту девчонку. Руками разводят, чёрт её знает, что тут такое. Дескать, медицина в этом теряется. А тут простой человек, без среднего образования, может, в душе сукин сын и жулик…

Второй больной (перебивая)

Про него нельзя сказать, что он профессор или врач тибетской медицины. Он просто лекарь-самородок… Но помогает! Да… поглядите своими бельмами, подумайте как и чего, и пожалуйста – заместо тяжёлого недомогания здоровая личность!

(По коридору мимо ожидающих проходит Лекарь и Медсестра в белых халатах со стопкой медицинских карт. Доктор заходит в кабинет, готовится к приёму больных)

Медсестра

Кто тут к народному целителю? В шестой кабинет, пожалуйста. Доктор вас примет…

(Кабинета врача.   Врач   сидит за столом. Входит больной)

                   Третий больной

     Здравствуйте, доктор.

                 Врач

                 На что жалуетесь?

              Третий больной.

              Так-то я здоров, но страдаю бессонницей. Я сплю худо. Дайте мне каких-нибудь капель

               или  пилюль.

            Врач

            Пилюль я вам не дам — это только вред приносит. Я держусь новейшего метода лечения. Я

            нахожу причину и с ней борюсь. Вот я вижу — у вас нервная система расшатавши. Я вам задаю

             вопрос — не было ли у вас какого-нибудь потрясения? Припомните. Это очень важно

             вспомнить причину. Мы ее найдем, развенчаем, и вы снова, может быть, оздоровитесь.

          Третий больной.

          Я завсегда спал отлично. А как сестра приехала из деревни и заселилась в моей комнате

           вместе со своими детьми, так я и спать перестал. В другой раз с дежурства придешь, ляжешь

           спать — не спится. Ребятишки бегают, веселятся, берут за нос. Чувствую — не мог заснуть.

              Врач

              Ну, а если тихо?

 

           Третий больной.

           Тоже не спится. Сестра на праздниках уехала в Гатчину с детьми. Только я начал засыпать,

           соседка несет тушилку с углями. Оступается и сыплет на меня угли. Я хочу спать и

           чувствую: не могу заснуть — одеяло тлеет. А рядом на мандолине играют. А у меня ноги

           горят.

          Врач.

          Слушайте, так какого же черта вы ко мне пришли? Одевайтесь. Ну, хорошо, ладно, я вам дам

            пилюли. (Выписывает рецепт.)

         Третий больной (выходя из кабинета).

         Нет, неинтересный врач. Верхогляд. Чувствую — он мне не поможет.

Медсестра

Следующий…

Гражданин

Благодарю покорно… Идем-с…

(Тянет Девчонку за руку, кивает супруге)

Скорей, дура…

(Кабинет Лекаря)

Лекарь

( не глядя на вошедших)

На что жалуетесь? Где болит?

Гражданин

Да мы с Девчонкой тут… Тринадцать лет ей… Дело такое вот приключилось.

Лекарь

(подняв на посетителей глаза)

Проходите. Присаживайтесь… Рассказывайте – что да как.

(Девчонку усаживают напротив Лекаря, родители садятся поодаль)

Гражданин

Такая небольшая девочка была. Её ребятишки испугали. Она была вышедши во двор по своим личным делам. А ребятишки, конечно, хотели подшутить над ней… и бросили в неё дохлой кошкой.

Супруга

У неё через это дар речи прекратился. То есть, не может слова произнести после того испуга. Чего-то бурчит, а полное слово произнести не берётся. И кушать не просит.

Гражданин

Официальная медицина в этом, видите ли, теряется. Мы, то есть, родители, люди, конечно, не передовые. Не в авангарде революции. Небогатые мы, кустари, шнурки к сапогам производим.

Супруга

И Девочка тоже работала… Колесо вертела… А тут вертеть не может и речи не имеет.

Гражданин

Мы её, конечно, мотали по всем врачам, да толку нет… Вот к вам решились…

Лекарь

Да-с… дело не из лёгких.

(Обращается к Девчонке)

Открой рот. (Водит пальцем у неё перед глазами)

Гляди сюда… (К родителям)

Вот чего. У вашей малютке прекратился дар речи через сильный испуг. Я так мерекаю. Нуте, я её сейчас обратно испугаю. Может она, сволочь такая, снова у меня заговорит.

Гражданин

Человеческий организм, конечно, достоин всеобщего удивления. Врачи и разная профессура сама, говорит, затрудняется узнать, как и чего, и какие факты происходят в человеческом теле.

Лекарь

Я сам с ними то есть совершенно согласен и затрудняюсь вам сказать, где у кого печёнка лежит и где селезёнка. У одного (показывает на себя) тут, а у другого, может, не тут, может дар речи прекратился, хотя язык болтается правильно.

 (Встаёт со своего места, обходит Девчонку кругом, возвращается, садится лицом к родителям)

А только надо на всё находить причину и её выбивать поленом.

 (Мать Девчонки делает протестующий жест руками)

В этом есть моя сила и учение! Я дознаюсь до причины и её искореняю.

Гражданин

Я, гражданин хороший, перед вашим авторитетом, конечно, преклоняюсь. Да полено-то не слишком ли сильное средство?

Лекарь

Что вы, что вы! Я её поленом не буду ударять. А я возьму махровое или, например, вафельное полотенце, посажу вашу маленькую лахудру на  это (ставит стул посредине комнаты) место, и пущай она сидит минуты три. А после (изображает бег на месте) я тихонько выбегу из-за дверей и как ахну её полотенцем. И, может, она протрезвится. Может, она шибко испугается, и, я так мерекаю, может, она снова у нас разговорится.

(Лекарь берёт вафельное полотенце, усаживает Девчонку и выходит. Родители в немом ожидании застывают на местах. Лекарь тихонечко подходит к девчонке и бьёт её полотенцем. Девчонка с перепугу визжит и бьётся, родители суетятся вокруг неё)

Девчонка (скороговоркой)

Что это вы делаете? Что это? Что это?

(Делает движение руками, как будто стряхивает с себя)

           Мама, мама! Домой! Хочу домой! Мама!

           (мать обнимает её и выводит из кабинета)

             

       Гражданин (обращаясь к Лекарю)

       Скажите, она не станет после этого факта дурочкой?

       Лекарь

       Этого я не могу вам сказать. Моё дело сообщить ей дар речи. И это есть налицо.

       (Гражданин расплачивается)

        Меня не так интересуют ваши деньги, а мне забавней видеть подобные результаты.

        Больные (вместе)

  Заговорила? Заговорила? Заговорила!

  Лекарь

  Следующий!

 Второй больной

 Пропустите, пропустите, позвольте… (прорывается в кабинет)

 Лекарь (не глядя на больного)

 На что жалуетесь? Где болит? Что беспокоит?

 

 Второй больной

 Я, товарищ, до вас по неотложному делу. Страсть на меня такая сильная напала: курю каждую минуту и всё мне мало. Язык, понимаешь ли, пухнет, и денег лишний перевод. Внушить требуется, чтоб я курить бросил.

Лекарь

 Это мы можем. Это в два счёта! Садитесь сюда! Махру ли, папиросы клади сюда. Глаза закрыть!

(Лекарь трясёт перед лицом больного руками и что-то шепчет)

Второй больной (в сторону, не открывая глаз)

Только не забыть бы мне, думаю, махру на столе.

Лекарь

Готово. Внушил вам, что надо. Сеанс лечения закончен.

(Больной резво вскакивает, запихивая махорку в карман. Трясёт Лекарю руку)

Второй больной

Вот спасибо-то, доктор! Вот спасибо!

(Достаёт деньги, платит)

(В вестибюле достаёт деньги и пересчитывает их)

Второй больной

Батюшки! Да сколько ж я этому чёрту, дай бог памяти, заплатил? Помню – лежали у меня в расчётной книжке рупь целковый, трёшка и пятёрка. Что же это? Рупь целковый и трёшка тут, а пятёрки как не бывало. Батюшки-светы! Да я по ошибке самую крупную купюру этому индюку в руку сунул, чтоб ему раньше времени сдохнуть!

Лекарь

(появляется в дверях)

Следующий!

Второй больной

(хватая доктора за локоть)

Трогать я вас не буду! Мне сознательно не допущает враче трогать. Но это нетактично – внушать такие идеи. Внушил, чёртов медик, заместо рубля пятёрку дать! Да меня жена со свету сживёт! Скажет, лучше бы ты, чёрт плешивый, курил, чем пятёрками в докторей швыряться!

(Лекарь испуганно подаёт назад деньги. Ожидающие привстали на своих местах от удивления)

Второй больной

Теперь подаёшь, гипнотизёр мерзопакостный. А раньше об чём думал? Тоже мне практика!

Мне сознательность не допущает докторов трогать. Их тронешь, а после по судам затаскают!

Медсестра

Доктор! Доктор! На вызов срочно! Машина ждёт! (К больным)

А вы чего рты-то поразевали! Не господа, на улице подождёте! Пошли, пошли!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны...

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....

Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"

Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта....

Сквозь слёзы Победы.

Авторские стихи о Великой Отечественной войне...

Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры. (Литературное кафе по творчеству М. Зощенко, 8 класс)

Форма проведения мероприятия-литературное кафе. Данный вид работы помогает не только развивать литературную компетенцию, но учит ребят дружить. Это мероприятие подготовленное, заранее обсуждается сцен...

Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры. (Литературное кафе по творчеству М. Зощенко, 8 класс)

Технология литературного кафе помогает укрепить тандем семья-школа и помогает сплотить классный коллектив...