Школьный театр миниатюр "Смех сквозь слёзы" (по творчеству М. Зощенко)
материал на тему
Предварительный просмотр:
В 1
Вы знаете, какой необычный случай произошёл в медицинской практике одного врача?
В 2
А что такое, что случилось?
В 1
В тридцатые годы ХХ века к питерскому врачу пришёл на приём примечательный пациент. У него был очень угрюмый вид. Пациент пожаловался врачу на то, что не может найти средства против уныния.
В 2
Да, это, действительно противно, когда у тебя постоянно унылое настроение. И что посоветовал ему врач?
В 1
Врач внимательно осмотрел посетителя и не нашел у него ни одной болезни, кроме постоянной хандры. Тогда он посоветовал пациенту читать веселые книжки, такие, от которых, даже если не хочешь, все равно захохочешь. «Вот, например, - сказал врач, - я очень часто для того, чтобы поднять настроение, читаю смешные рассказы писателя Михаила Зощенко. И вам советую купить его книжку».
В 2
А что, дельный совет. Ведь Михаил Зощенко до сих пор считается одним из самых веселых писателей. Я думаю, что пациент последовал совету врача и выздоровел.
В 1
А вот и нет, ты ошибаешься.
В 2
Неужели пациент отказался читать смешные рассказы?
В 1
Да.
В 2
А почему?
В 1
Ты не поверишь, пациент ответил врачу: «Мне эти рассказы не помогут. Потому что я сам и есть Михаил Зощенко».
В 2
Вот необычный случай. Писатель-юморист Зощенко и был тем самым угрюмым посетителем! А читая его рассказы, об этом ни за что не догадаешься.
(Амбулатория. Больные ожидают приёма)
Первый больной
Я раз в неделю по внутренним болезням лечусь. У доктора Опушкина. Хороший такой, понимающий медик. Я у него пятый год лечусь. И ничего, болезнь не хуже.
Второй больной
А я пришёл, товарищи, до этого медика по неотложному делу. На гипноз-внушение. Попрошу его внушить, чтоб я курить бросил. А то такая на меня сильная страсть нашла: курю каждую минуту и всё мне мало. И денег лишний перевод, и язык пухнет.
Третий больной
Да… Человек – животное довольно странное. Нет, навряд ли оно произошло от обезьяны. Старик Дарвин, пожалуй что, в этом вопросе слегка заврался.
Второй больной
Очень уж у человека поступки – совершенно, как бы сказать, чисто человеческие. Никакого, знаете, сходства с животным миром. Вот если животные разговаривают на каком-нибудь своём наречии, то вряд ли они могли бы вести такую беседу…
Первый больной
Так вот, говорю, раз в неделю и лечусь со своей грыжей.
(Смотрит на талончик в руке)
Записали меня седьмым номером. Делать нечего – надо ждать.
Третий больной
Это, милый ты мой, разве у тебя болезнь – грыжа. Это плюнуть и растереть – вот вся твоя болезнь. Ты не гляди, что у меня морда выпуклая. Я тем не менее очень больной. Я почками хвораю и бессонницей.
Первый больной
У меня не только грыжа. У меня лёгкие ослабшие. И вот ещё жировик около уха.
Третий больной
Это безразлично. Это болезни разве могут равняться с бессонницей!
Дама (вмешивается)
Ну что ж, хотя бы и почки. У меня родная племянница хворала почками – и ничего. Даже шить и гладить могла. А при вашей морде болезнь ваша малоопасная. Вы не можете помереть через эту вашу болезнь.
Третий больной
Я не могу помереть! Вы слыхали? Она говорит, я не могу помереть через эту болезнь. Много вы понимаете, гражданка! А ещё суётесь в медицинские разговоры.
Дама
Я вашу болезнь не унижаю, товарищ. Это болезнь самостоятельная. Я это признаю. А я к тому говорю, что у меня, может быть, болезнь посерьёзнее, чем ваши разные почки. У меня – рак.
Первый больной
Ну что ж – рак, рак. Смотря какой рак. Другой рак – совершенно безвредный рак. Он может в полгода пройти.
Дама
(трясясь от возмущения и всплёскивая руками)
Рак в полгода! Видали! Ну, не знаю, какой это рак ты видел. Ишь, морду-то отрастил за свою болезнь.
Гражданин
А собственно, граждане, чего вы тут расхвастались? Я, можно сказать, всю свою жизнь ругал знахарей и всяких таких лекарских помощников. А сейчас горой заступлюсь. Уж очень святое наглядное дело произойти может… Я вот, девочку привёл… Главное, все медики отказались лечить эту девчонку. Руками разводят, чёрт её знает, что тут такое. Дескать, медицина в этом теряется. А тут простой человек, без среднего образования, может, в душе сукин сын и жулик…
Второй больной (перебивая)
Про него нельзя сказать, что он профессор или врач тибетской медицины. Он просто лекарь-самородок… Но помогает! Да… поглядите своими бельмами, подумайте как и чего, и пожалуйста – заместо тяжёлого недомогания здоровая личность!
(По коридору мимо ожидающих проходит Лекарь и Медсестра в белых халатах со стопкой медицинских карт. Доктор заходит в кабинет, готовится к приёму больных)
Медсестра
Кто тут к народному целителю? В шестой кабинет, пожалуйста. Доктор вас примет…
(Кабинета врача. Врач сидит за столом. Входит больной)
Третий больной
Здравствуйте, доктор.
Врач
На что жалуетесь?
Третий больной.
Так-то я здоров, но страдаю бессонницей. Я сплю худо. Дайте мне каких-нибудь капель
или пилюль.
Врач
Пилюль я вам не дам — это только вред приносит. Я держусь новейшего метода лечения. Я
нахожу причину и с ней борюсь. Вот я вижу — у вас нервная система расшатавши. Я вам задаю
вопрос — не было ли у вас какого-нибудь потрясения? Припомните. Это очень важно
вспомнить причину. Мы ее найдем, развенчаем, и вы снова, может быть, оздоровитесь.
Третий больной.
Я завсегда спал отлично. А как сестра приехала из деревни и заселилась в моей комнате
вместе со своими детьми, так я и спать перестал. В другой раз с дежурства придешь, ляжешь
спать — не спится. Ребятишки бегают, веселятся, берут за нос. Чувствую — не мог заснуть.
Врач
Ну, а если тихо?
Третий больной.
Тоже не спится. Сестра на праздниках уехала в Гатчину с детьми. Только я начал засыпать,
соседка несет тушилку с углями. Оступается и сыплет на меня угли. Я хочу спать и
чувствую: не могу заснуть — одеяло тлеет. А рядом на мандолине играют. А у меня ноги
горят.
Врач.
Слушайте, так какого же черта вы ко мне пришли? Одевайтесь. Ну, хорошо, ладно, я вам дам
пилюли. (Выписывает рецепт.)
Третий больной (выходя из кабинета).
Нет, неинтересный врач. Верхогляд. Чувствую — он мне не поможет.
Медсестра
Следующий…
Гражданин
Благодарю покорно… Идем-с…
(Тянет Девчонку за руку, кивает супруге)
Скорей, дура…
(Кабинет Лекаря)
Лекарь
( не глядя на вошедших)
На что жалуетесь? Где болит?
Гражданин
Да мы с Девчонкой тут… Тринадцать лет ей… Дело такое вот приключилось.
Лекарь
(подняв на посетителей глаза)
Проходите. Присаживайтесь… Рассказывайте – что да как.
(Девчонку усаживают напротив Лекаря, родители садятся поодаль)
Гражданин
Такая небольшая девочка была. Её ребятишки испугали. Она была вышедши во двор по своим личным делам. А ребятишки, конечно, хотели подшутить над ней… и бросили в неё дохлой кошкой.
Супруга
У неё через это дар речи прекратился. То есть, не может слова произнести после того испуга. Чего-то бурчит, а полное слово произнести не берётся. И кушать не просит.
Гражданин
Официальная медицина в этом, видите ли, теряется. Мы, то есть, родители, люди, конечно, не передовые. Не в авангарде революции. Небогатые мы, кустари, шнурки к сапогам производим.
Супруга
И Девочка тоже работала… Колесо вертела… А тут вертеть не может и речи не имеет.
Гражданин
Мы её, конечно, мотали по всем врачам, да толку нет… Вот к вам решились…
Лекарь
Да-с… дело не из лёгких.
(Обращается к Девчонке)
Открой рот. (Водит пальцем у неё перед глазами)
Гляди сюда… (К родителям)
Вот чего. У вашей малютке прекратился дар речи через сильный испуг. Я так мерекаю. Нуте, я её сейчас обратно испугаю. Может она, сволочь такая, снова у меня заговорит.
Гражданин
Человеческий организм, конечно, достоин всеобщего удивления. Врачи и разная профессура сама, говорит, затрудняется узнать, как и чего, и какие факты происходят в человеческом теле.
Лекарь
Я сам с ними то есть совершенно согласен и затрудняюсь вам сказать, где у кого печёнка лежит и где селезёнка. У одного (показывает на себя) тут, а у другого, может, не тут, может дар речи прекратился, хотя язык болтается правильно.
(Встаёт со своего места, обходит Девчонку кругом, возвращается, садится лицом к родителям)
А только надо на всё находить причину и её выбивать поленом.
(Мать Девчонки делает протестующий жест руками)
В этом есть моя сила и учение! Я дознаюсь до причины и её искореняю.
Гражданин
Я, гражданин хороший, перед вашим авторитетом, конечно, преклоняюсь. Да полено-то не слишком ли сильное средство?
Лекарь
Что вы, что вы! Я её поленом не буду ударять. А я возьму махровое или, например, вафельное полотенце, посажу вашу маленькую лахудру на это (ставит стул посредине комнаты) место, и пущай она сидит минуты три. А после (изображает бег на месте) я тихонько выбегу из-за дверей и как ахну её полотенцем. И, может, она протрезвится. Может, она шибко испугается, и, я так мерекаю, может, она снова у нас разговорится.
(Лекарь берёт вафельное полотенце, усаживает Девчонку и выходит. Родители в немом ожидании застывают на местах. Лекарь тихонечко подходит к девчонке и бьёт её полотенцем. Девчонка с перепугу визжит и бьётся, родители суетятся вокруг неё)
Девчонка (скороговоркой)
Что это вы делаете? Что это? Что это?
(Делает движение руками, как будто стряхивает с себя)
Мама, мама! Домой! Хочу домой! Мама!
(мать обнимает её и выводит из кабинета)
Гражданин (обращаясь к Лекарю)
Скажите, она не станет после этого факта дурочкой?
Лекарь
Этого я не могу вам сказать. Моё дело сообщить ей дар речи. И это есть налицо.
(Гражданин расплачивается)
Меня не так интересуют ваши деньги, а мне забавней видеть подобные результаты.
Больные (вместе)
Заговорила? Заговорила? Заговорила!
Лекарь
Следующий!
Второй больной
Пропустите, пропустите, позвольте… (прорывается в кабинет)
Лекарь (не глядя на больного)
На что жалуетесь? Где болит? Что беспокоит?
Второй больной
Я, товарищ, до вас по неотложному делу. Страсть на меня такая сильная напала: курю каждую минуту и всё мне мало. Язык, понимаешь ли, пухнет, и денег лишний перевод. Внушить требуется, чтоб я курить бросил.
Лекарь
Это мы можем. Это в два счёта! Садитесь сюда! Махру ли, папиросы клади сюда. Глаза закрыть!
(Лекарь трясёт перед лицом больного руками и что-то шепчет)
Второй больной (в сторону, не открывая глаз)
Только не забыть бы мне, думаю, махру на столе.
Лекарь
Готово. Внушил вам, что надо. Сеанс лечения закончен.
(Больной резво вскакивает, запихивая махорку в карман. Трясёт Лекарю руку)
Второй больной
Вот спасибо-то, доктор! Вот спасибо!
(Достаёт деньги, платит)
(В вестибюле достаёт деньги и пересчитывает их)
Второй больной
Батюшки! Да сколько ж я этому чёрту, дай бог памяти, заплатил? Помню – лежали у меня в расчётной книжке рупь целковый, трёшка и пятёрка. Что же это? Рупь целковый и трёшка тут, а пятёрки как не бывало. Батюшки-светы! Да я по ошибке самую крупную купюру этому индюку в руку сунул, чтоб ему раньше времени сдохнуть!
Лекарь
(появляется в дверях)
Следующий!
Второй больной
(хватая доктора за локоть)
Трогать я вас не буду! Мне сознательно не допущает враче трогать. Но это нетактично – внушать такие идеи. Внушил, чёртов медик, заместо рубля пятёрку дать! Да меня жена со свету сживёт! Скажет, лучше бы ты, чёрт плешивый, курил, чем пятёрками в докторей швыряться!
(Лекарь испуганно подаёт назад деньги. Ожидающие привстали на своих местах от удивления)
Второй больной
Теперь подаёшь, гипнотизёр мерзопакостный. А раньше об чём думал? Тоже мне практика!
Мне сознательность не допущает докторов трогать. Их тронешь, а после по судам затаскают!
Медсестра
Доктор! Доктор! На вызов срочно! Машина ждёт! (К больным)
А вы чего рты-то поразевали! Не господа, на улице подождёте! Пошли, пошли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны...
Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"
"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....
Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"
Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта....
Сквозь слёзы Победы.
Авторские стихи о Великой Отечественной войне...
Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры. (Литературное кафе по творчеству М. Зощенко, 8 класс)
Форма проведения мероприятия-литературное кафе. Данный вид работы помогает не только развивать литературную компетенцию, но учит ребят дружить. Это мероприятие подготовленное, заранее обсуждается сцен...
Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры. (Литературное кафе по творчеству М. Зощенко, 8 класс)
Технология литературного кафе помогает укрепить тандем семья-школа и помогает сплотить классный коллектив...
Жизнь и творчество М.Зощенко
Презентация...