"Смех и слёзы" в рассказе А.П.Чехова "Размазня"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературы
В 7 класс
Внеклассное чтение
«Смех и слёзы» в рассказе А.П. Чехова «Размазня»
Провела Аверкина Е.А.,
учитель русского языка и
литературы
2014 г.
Цели урока:
- Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
- воспитание духовности, нравственности учащихся;
- формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.
Методические приемы: выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Слайд 1
1 Слово учителя:
Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова и окунулись в его творчество, прочитав рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска». Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым, так как урок литературы будет посвящен его рассказу «Размазня», который, я надеюсь, вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Слайд 2
Постановка целей урока.
Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.
Слайд 3
Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.
Слайд 4
Рассказ «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.
Слайд5-8
2 Чтение по ролям рассказа «Размазня»
Слайд 9-14
3 Словарная работа
Размазня
- 1 Жидкая каша. Гречневая размазня.
- 2 Вялый, нерешительный человек (разг. Пренебр.).
- 3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.
Гувернантка
(франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
- 1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
- Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.
Сюртук
(франц. Surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci
( франц.) Благодарю
Слайд 15
4 Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!
- Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
- Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
- Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?
- Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
- Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
- Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?
Слайд 16
5 Теория литературы
- Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
- Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
- Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
- Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
- Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?
Слайд 17
6 Понятие в литературе «маленький человек»
Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
Слайд 18
7 Внимательно ли я читаю?
- Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»?
Юлия Владимировна
- Сколько стоит месяц работы гувернантки?
30 рублей
- В течение какого времени работала гувернантка?
2 месяца
- Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники?
3 раза
- Сколько дней у гувернантки болели зубы?
3 дня
- Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей?
4 дня
- Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком?
2 рубля
- Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли?
10 рублей
- Сколько рублей рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил?
80 рублей, 11 рублей
8 Подведение итогов урока.
Слайд 19
9 Домашнее задание: Выполнить тест по рассказам А.П. Чехова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Край слёз и скорби..."
Судьбы декабристов – участников Отечественной войны 1812 года в Забайкалье.Вернувшихся героев Отечественной войны 1812 года с радостью, восторгом, гордостью встречала Россия. Наконец – то, побеж...
Школьный театр миниатюр "Смех сквозь слёзы" (по творчеству М. Зощенко)
Инсценировка по мотивам рассказов М. Зощенко...
Урок по рассказам М.Зощенко. "Смех - дело серьёзное"
"Смех - дело серьёзное" - такова тема урока литературы по творчеству М.М.Зощенко. Урок проводится в форме заседания художественного совета. Творческая мастерская....
СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год
Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...
Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова
Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами творческой рабо...
«Маски, которые мы носим» (анализ рассказа Л.Н. Андреева «Смех»)
Урок-практикум по анализу прозаического произведения....
Сценарий спектакля "Смех и слёзы"
История о дружбе и взаимовыручке. То ли сказка, то ли быль. Обычный школьник не побоялся трудностей и отправился в интересное путешествие в Королевство шахмат....