Русские народные инструменты: ( гармонь)
презентация к уроку по музыке

Никифорова Ирина Марковна

Знакомство  с  русским народным  музыкальным инструментом- гармонь.  Интересный и познавательный рассказ  предназначен для  детей дет. сада  и  учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация ГАРМОНЬ.462.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 79 им. Н.А. Зайцева г. Нижний Новгород Проект Русская гармонь Выполнил: Юхин Данила 4-г класс Руководитель: Никифорова Ирина Марковна

Слайд 2

Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко За каждый покачнувшийся плетень… Гармонь, гармонь! Родимая сторонка! Поэзия российских деревень

Слайд 4

В летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в "Истории Российского государства" пишет: "Северные венеды в 6 веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные". Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет. Потому, надеюсь, что людям будет интересно узнать об истории русских народных инструментов, услышать их звучание. Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Слайд 5

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в 10-13 веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам 19 века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине 19 в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Слайд 6

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка. Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность

Слайд 7

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони. Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию . Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Слайд 8

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ. В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов 20 века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). Наиболее совершенным инструментом в развитии гармоники является Баян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Русские народные инструменты: гусли, гармонь, балалайка

Знакомство с русскими народными инструментами....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...