Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 5-9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.docx | 40.95 КБ |
muzits.starsh._ork._udar._instr._baz._ur.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музицирование
на русских народных инструментах. Старший оркестр.
Ударные инструменты»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Направленность - художественная
Уровень - базовый
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Мужичкова Наталья Ивановна,
Бармина Галина Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музицирование
на русских народных инструментах. Старший оркестр.
Ударные инструменты»
(Оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр.
Ударные инструменты»
(Оркестровая студия «Гармония»)
Содержание
2. Учебно-тематический план 14
3. Содержание программы 15
4. Методическое обеспечение программы 18
5. Список литературы 21
6. Приложение 1 23
7. Приложение 2 29
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Русские народные ударные инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Уже в эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. Широкое распространение среди скоморохов получили бубны. До недавнего времени в профессиональном исполнительстве использовалась лишь небольшая часть народного инструментария - бубен, ложки, трещотки, рубель. Теперь же используются разнообразные русские ударные инструменты такие как рогач, ухват, ладошки, косы, пилы и другие. Для современного оркестра русских народных инструментов используются не только русские инструменты, а еще и инструменты симфонического оркестра - литавры, малый барабан, большой барабан, кастаньеты, деревянные коробочки, маракасы, треугольники, тарелки, колокола, колокольчики, ксилофон.
На современном этапе развития детского исполнительского искусства обучение на ударных инструментах становится более актуальным и востребованным. Практически во всех музыкальных коллективах (профессиональных и самодеятельных) активно используется ударная установка, ксилофон, колокольчики, многочисленная перкуссия, вибрафон, маримба. В современном оркестре русских народных инструментов и симфоническом оркестре группу ударных инструментов называют не иначе как «Оркестр в оркестре». Исполнители на ударных инструментах все чаще выступают в сольных концертах. Популярность и интерес к ансамблям ударных инструментов возрастает. Современные конкурсные требования к юным исполнителям на ударных инструментах и требования при поступлении в средние учебные музыкальные заведения по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия неизмеримо возросли. Существенно изменилась методика обучения на ксилофоне. Расширился репертуар специально написанных произведений (как соло, так и в сопровождении фортепиано). Благодаря сети Интернет библиотека всевозможных школ для различных ударных инструментов, стала более доступной.
Так же существенно изменился подход и принцип постановки игрового аппарата-рук. Современный исполнитель на ударных инструментах – это, в основном, универсальный музыкант, играющий на многих инструментах, а значит и постановка рук должна быть универсальной, свободной и должна качественно улучшать звукоизвлечение и технику игры на ударных инструментах.
Новизна представляемой программы заключается в том, что в ней были максимально учтены все современные требования к исполнителю на ударных инструментах, предусмотрено так же обучение на ксилофоне. Оптимально начинать обучение игре на ксилофоне и малом барабане (классическая школа). В силу активной акселерации в современном мире качественно возрос уровень исполняемого репертуара на базовом уровне обучения в учреждениях системы дополнительного образования детей.
Учреждение дополнительного образования является основой общего музыкально-эстетического воспитания исполнителей на ударных инструментах. За время обучения на ознакомительном уровне в творческом объединении учащийся должен овладеть определенным набором музыкально-исполнительских навыков, основами ансамблевого музицирования и чтения нот с листа, научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, уметь импровизировать в определенной манере, стилях и со вкусом использовать тембровое многообразие ударных инструментов.
Обучение учащихся игре на ударных инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.
Правильная осанка тела, а также правильная постановка кистевого аппарата, гибкость пальцев и работа предплечья являются одним из необходимых условий успешного обучения. Первые занятия должны быть посвящены освоению приемов правильной постановки рук, способа извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать палочки. В течение всех лет обучения, когда у подрастающих учеников анатомически формируется костно-мышечная и опорно-двигательная система, необходимо обращать внимание учащихся на правила рациональной постановки.
Постоянное внимание следует уделять также развитию внутреннего чувства ритма и темповых изменений. Для этого надо постоянно практиковать работу с метрономом и развевать темповый самоконтроль.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений в сопровождении фортепиано обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом) укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
В программе по классу ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для ударных инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения на ознакомительном уровне-6-8 сочинений в год. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи-с целью ознакомления.
Отличительные особенности
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры), концертная деятельность, реализация различных творческих проектов предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства.
Программа разработана в условиях интеграции содержания образования комплекса дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности с целью создания специального интегративного модуля. В основе реализации данной общеобразовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и их достижения (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Содержание образовательной деятельности определено авторами программы с учётом факторов, обеспечивающих рост творческого потенциала обучающихся, активизации их познавательной деятельности, обогащение форм воспитания и развития детей. Оркестровая студия «Гармония» - это образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов:
- образовательная деятельность;
- реализация проектов художественно-эстетической направленности;
- просветительская деятельность;
- воспитание детей и подростков через объединение их в детско-взрослую общность;
- работа с родителями.
Программа разработана авторским коллективом педагогов оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности в творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.
Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:
- включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
- введение всеобщего музыкального образования;
- широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов современной композиторской техники.
В связи с тем что, учащийся имеет возможность играть на ударных инструментах только на занятиях, педагог определяет содержание домашнего задания на основе музыкально-теоретического анализа произведений (сольмизация партии) и специальных упражнений на координацию движений.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися в рамках реализации раздела программы «Социальная практика»: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена.
Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:
- метро-ритмические упражнения;
- усвоение основных музыкально-теоретических знаний;
- выработка необходимых исполнительских приемов;
- чтение с листа;
- творческие упражнения (подбор по слуху);
- показ педагогом;
- беседа о музыке;
- прослушивание аудиозаписей.
Цель: формирование базовых исполнительских навыков игры на ударных инструментах для их применения в оркестровом музицировании.
Задачи:
образовательные:
- формирование базовых исполнительских навыков игры на ударных инструментах;
- углубление знаний по основам теории музыки;
- совершенствование исполнительских навыков игры на инструменте;
- совершенствование навыков игры в ансамбле и оркестре
развивающие:
- выявление и развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- развитие творческих способностей (импровизация, подбор, сочинение) учащегося;
- приобщение подростков к лучшим образцам музыкального искусства;
- развитие музыкального вкуса, расширение художественного кругозора.
воспитательные:
- формирование чувства уважения к традициям своего народа;
- воспитание лучших качеств личности для социальной адаптации учащихся.
Возраст детей: 5-9 классы
Сроки реализации: 1 год
Форма и режим занятий:
занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут (25 мин. занятие, 5 мин. смена деятельности), 1 час в неделю, 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (концертные и воспитательные формы работы). Индивидуальные занятия.
В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:
Структура индивидуальных занятий | |
Основное время занятия (выработка знаний, умений, навыков) | 25 минут |
Смена деятельности (развивающие игры-упражнения, психологический тренинг, беседы о музыке) | 5 минут |
Общее время: | 30 минут |
Ожидаемые результаты
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).
В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:
- служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
- являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
В течение года педагог должен проработать с учеником:
- мажорные и минорные гаммы (гармонические и мелодические), арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в две октавы, в тональностях до 3-х знаков включительно; приемы исполнения тремоло;
- 2-3 этюда или упражнений;
- 4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане);
- одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление).
Требования к открытым прослушиваниям первого полугодия:
Гамма ми-бемоль мажор (до минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы):
- М. Балакирев «Полька»;
- Л. Бетховен Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины».
Требования к открытым прослушиваниям второго полугодия:
Гамма ми-бемоль мажор (до минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы):
- Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»;
- В. Моцарт «Рондо» С-dur.
Для учащихся с высоким уровнем обученности:
Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы);
- М. Мусорсгский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»;
- Д. Кабалевский Галоп комедиантов из сюиты «Комедианты»;
- А. Лядов «Музыкальная табакерка» (колокольчики).
Гамма фа-диез минор (ля мажор) гармоническая и мелодическая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы);
- Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»;
- Ж.Ф.Рамо «Тамбурин».
Гамма ля-бемоль мажор (фа минор гарм. и мелод.) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;
- Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»;
- М.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин».
Гамма ми-мажор (до диез-минор), гармоническая и мелодическая, арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы), септаккорды в прямом движении и с обращениями;
- В. Моцарт Рондо C- dur (ред. Г. Бутова);
- А.Рубинштейн «Мелодия» (ред. Е.Тверской)
Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:
- открытые занятия для родителей;
- зачёт по оркестровым партиям;
- итоговые открытые занятия;
- участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
- участие в методических семинарах различного уровня;
- тестирование;
- беседа;
- выполнение творческих заданий.
Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.
Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:
- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
- результативность участия в конкурсах и фестивалях.
В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях (возможно выступление на зачете по оркестровым партиям).
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
- «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
- «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
- «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | 1 | 1 | - |
2. | Изучение основ теории музыки в соответствии с исполняемым музыкальным материалом. | 2 | 1 | 1 |
3. | Обучение базовым техническим навыкам игры на инструменте. | 5 | 1 | 4 |
4. | Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре. | 7 | 1 | 6 |
5. | Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий). | 13 | 1 | 14 |
6. | Развитие слуховых и музыкальных представлений. | 2 | 1 | 1 |
7. | Итоговые занятия. | 2 | 1 | 1 |
8. | Социальная практика. | 12 | 2 | 10 |
Итого: | 44 | 9 | 35 |
3. Содержание программы
1. Введение в предмет. Техника безопасности.
Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.
2. Изучение основ теории музыки в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.
Теория: музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, интервал, аккорд, элементы формообразования
Практика: анализ музыкальных сочинений, чтение нот с листа, сольфеджирование и сольмизация оркестровых партий.
3. Обучение техническим навыкам игры на инструменте.
Теория: изучение правил пользования инструментом.
Практика: постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, работа над звукоизвлечением палочками. Овладение техническими навыками, игра упражнений, этюдов.
4. Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре.
Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр», беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники.
Практика: работа над штрихами, продолжение работы над звукоизвлечением, работа над пластикой игровых движений обеих рук, игра в ансамбле с концермейстером.
6. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).
Теория: понятие «художественный образ». Знакомство и стилистическими особенностями исполняемых произведений. Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).
Практика: работа в ансамбле с концертмейстером над выразительным исполнением, выработка навыков исполнения агогических отклонений и простых динамических оттенков, понятие «ауфтакт».
7. Развитие слуховых и музыкальных представлений.
Теория: простейшие приёмы композиции и организации звукового материала (фраза, мотив, период, предложение, реприза). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.
Практика: слушание музыки-аудиозапись, показ педагогом, слуховой анализ.
8. Итоговые занятия.
Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.
Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.
12. Социальная практика.
Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.
Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивлях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.
4. Методическое обеспечение программы
Педагогический процесс специального класса ударных инструментов в творческом объединении строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося.
Знания и навыки, усвоенные учеником за время обучения, должны быть свободно применены им в последующей практической деятельности, независимо от профессиональной ориентации. Для этого с первых шагов обучения ведется активная работа по развитию образного мышления и творческой фантазии, умению передать через инструмент собственные музыкальные представления.
Выбор содержания и формы проведения занятия зависит от конкретных педагогических целей. Перед каждым занятием педагог ставит этапные задачи, исходя из общего плана художественного воспитания ученика. Работа ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Следует избегать формального выполнения заданий, пробуждать увлеченность и заинтересованность в непосредственном восприятии музыкального произведения, контролировать доступность материала в художественном и техническом отношении.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Показателями успешности занятий детей в студии являются:
- высокий уровень обученности;
- успешные выступления на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях;
- участие в творческих проектах, реализуемых в студии и учреждении.
Формы занятий
- занятие-игра;
- занятие-концерт;
- занятие-беседа;
- занятие-конкурс;
- занятие-викторина.
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».
Техническое оснащение занятий: аудитория для занятий, ударные инструменты, палочки для ударных инструментов разного вида, стулья, подставки (под ноги), пюпитр, фортепиано для аккомпанемента.
5. Список литературы
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Буданков В., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», М. 1991г.;
2. «Хрестоматия игры на ксилофоне и малом барабане»;
3. Макаров С. «Пьесы для ударных инструментов «От простого к сложному», М. 2002г.;
4. Оркестровые партии и др.
Список литературы для педагогов:
1. Буданков В., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», М. 1991г.;
2. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного 3. образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
3. Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004г.;
4. Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;
5. Лысенко Н.Т. «Методика обучения игре на домре», Киев, 1990г.;
6. Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988г.;
7. Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», М. 1999г.;
Л 1956г.
8. Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
Интернет-ресурсы
Ноты:
- http://www.partita.ru/
- http://balalaika.org.ru/
- http://domranotki.narod.ru/
- http://kukovo.ucoz.com/load/noty_dlja_ansamblej_orkestrov/1-1-0-7
- http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=77398
- http://www.notomania.ru/
- http://www.goldaccordion.com/noti/
- http://notes.tarakanov.net/
Оркестры:
- http://www.andreyev-orchestra.ru/pages.phtml?menu=1
- http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4_1.htm
- http://comp-folk.narod.ru/
Приложение 1
Техника безопасности
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2009
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
- учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
- выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
- в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители учащегося;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
- педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
- педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
- педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
- педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
- по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
- с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
- педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества
ИОТ— 017 —2008
Общие правила поведения
- учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
- учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
- запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
- пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
- бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
- находиться в кабинете в верхней одежде;
- высовываться в окна во время проветривания помещения;
- пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Правила поведения на улицах и дорогах города:
- учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
- в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
- переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
- при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
- запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
- запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.
Инструкция по технике безопасности
для учащихся оркестровой студии «Гармония»
- учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
- в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
- учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
- запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
- запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
- положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
- мотивация к музыкальному творчеству;
- повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
- разнообразие музыкальных интересов;
- формирование общего кругозора в предметной области;
- стремление к общению с музыкой;
- эмоциональный отклик на музыку;
- сформированность первоначальных исполнительских навыков.
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название общеобразовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1. Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"
Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр"
Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментах для детей 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения детей 5-9 классов игре в ансамбле при студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Сольфеджио"
Курс обучения сольфеджио для детей оркестровой студии 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ударные инструменты"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....