Дополнительная общеобразовательная программа «Класс младшего оркестра русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»
рабочая программа на тему
Программа обучения детей игре в оркестре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.62 КБ |
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Класс младшего оркестра
русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»
Возраст обучающихся – 8-12 лет
Срок реализации программы – 4 года
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Бармина Галина Ивановна,
Миронова Екатерина Александровна,
Гордиенко Наталья Анатольевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Класс младшего оркестра
русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2004 года
Программа переработана и дополнена в 2013 году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Младший оркестр русских народных инструментов оркестровой студии «Гармония»
Содержание
1. Пояснительная записка
Музыкальное творчество детей как определенный итог развития их способностей активнее всего проявляется в процессе коллективной игры на русских народных инструментах - в оркестре. Воспитательная ценность этого вида музыкальной деятельности заключается в том, что развивая интерес и любовь к музыке, игра в оркестре пробуждает у ребенка желание участвовать в создании музыки не только им самим, а создать гармоническое звучание путем коллективного музицирования.
Основным предметом студии «Гармония» является оркестр русских народных инструментов. Для игры в старшем оркестре воспитаннику студии необходимо приобрести элементарные навыки игры на инструменте, обладать теоретическими знаниями, практикой ансамблевой игры, читать с листа предлагаемый нотный материал, уметь понимать простейшие дирижерские жесты и пр. С целью подготовки воспитанников студии к игре в старшем оркестре, педагоги создали младший оркестр русских народных инструментов. Игра в младшем составе позволяет воспитанникам овладеть необходимыми навыками игры в оркестре и переводиться в старший состав уже подготовленными.
Состав оркестра полностью повторяет состав старшего оркестра и отличается количественным и возрастным составом группы.
Данная общеобразовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими дополнительными программами в «Положении об оркестровой студии «Гармония».
Цель: подготовка воспитанников к игре в старшем оркестре студии «Гармония».
Задачи:
образовательные.
- формирование музыкальных способностей: чувства ритма, звуковысотного, тембрового и гармонического слуха;
- научить понимать и применять на практике элементарные дирижерские
жесты;
- научить слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
развивающие:
- развитие чувства ансамбля, слаженность звучания оркестра;
- развитие творческой активности, художественного вкуса;
воспитательные:
- расширять музыкальный кругозор детей;
- воспитывать интерес и любовь к музицированию, народным инструментам;
- приобщать к инструментальной музыке;
- формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
Возраст детей: 8-12 лет
Срок реализации: 4 года
Формы и режим работы:
Форма занятий — групповая. Оркестр русских народных инструментов состоит из 3-5 учебных групп численностью по 12 человек. В группе занимаются дети со 2-го года обучения в студии. Продолжительность занятий в оркестре 2 раза по 1 часу, 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Ожидаемые результаты
Воспитанник на первом году обучения должен научиться понимать основные жесты дирижера: вступление, снятие, динамика, научиться смотреть на дирижера во время игры и выполнять его требования. Воспитанник должен иметь элементарные навыки игры в оркестре, уметь читать нотный текст с листа в медленном темпе. Аттестация по классу младшего оркестра проводится дирижером оркестра по полугодиям.
Критерием оценки является качество усвоения предлагаемого материала, посещаемость занятий, дисциплинированность. Также дирижером оркестра проводится промежуточная аттестация воспитанников - «зачет по оркестровым партиям», па котором воспитанник на оценку сдает знание нотного текста партий руководителю коллектива. Аттестация по пятибальной системе. Оценки по промежуточным контрольным урокам также влияют на оценки в полугодиях.
Формы подведения итогов:
- концертная деятельность в ГБОУ Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи;
- участие в конкурсах, фестивалях детского и юношеского творчества.
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Разбор новых произведений. | 23 | 3 | 20 |
2. Динамические оттенки в произведениях. | 7 | 1 | 6 |
З.Темп и его изменения. | 5 | 1 | 4 |
4. Штриховое многообразие. | 5 | 1 | 4 |
5. Ферматы. | 5 | 1 | 4 |
6. Снятия, вступления. | 7 | 1 | 6 |
7. Закрепление пройденного материала, работа над синхронностью игры произведений. | 20 | 20 | |
Всего: | 72 | 8 | 64 |
Разделы программы не меняются каждый год, усложняется изучаемый музыкальный материал.
3. Содержание программы
1. Разбор новых произведений.
Теория: сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи.
Практика: новые произведения разбираются по частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если дирижер слышит неточности в исполнении той или иной группы инструментов, то останавливается на этом месте и отрабатывает его с группой до устранения неточностей.
2. Динамические оттенки в произведениях.
Теория: воспитанникам рассказывают как обозначаются динамические оттенки в и как следует управлять звуком па инструменте.
Практика: «по рукам» дирижера исполняются: р, mp, mf, f, crescendo, diminuendo.
3. Темп и его изменения.
Теория: темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой темп, обусловленный идей по эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа — способ музыкальной выразительности.
Практика: обозначений темпов огромное множество. Дирижер показывает темп оркестру по такту. Задача детей научиться определять темп «по рукам» дирижера. Изменение темпа в произведении также показывается дирижером. Чтобы уловить изменения темпа, учащийся должен смотреть на дирижера и выполнять его требования.
4. Штриховое многообразие.
Теория: каждое музыкальное произведение имеет свой характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи (А. Лядов «Зайчик» штрих преимущественно staccato - отрывисто, К.Сен-Санс «Лебедь» -legato-плавпо). Также в оркестре народных инструментов встречаются специфические штрихи.
Практика: в каждом музыкальном произведении дирижер по партиям сверяет штрихи, предлагаемые в партитуре с исполняемыми. Дирижер добивается правильности исполнения штрихов от разных групп инструментов.
5. Ферматы.
Теория: фермата - знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты, аккорда или паузы. Фермата в нотах обозначается значком полукруг с точкой по середине. Продолжительность ферматы определяется ее выразительным значением в связи с жанром, стилем, характером музыки, а также интерпретацией и художественным вкусом исполнителя.
Практика: с помощью дирижерских жестов, воспитанники учатся слушаться «рук» дирижера и исполнять ферматы в точности с требованиями дирижера.
6. Снятия, вступления.
Теория: специальные приемы, используемые в дирижировании для прекращения и начала звучания, обычно называют «снятием» и «вступлением». Жест дирижера зависит от темпа, динамических оттенков и общего характера музыки, жесты снятия или вступления будут иметь различную амплитуду и энергию.
Практика: на примере изучаемых произведений проводятся систематические проигрывания различных моментов, где есть снятие и вступление.
7. Закрепление пройденного материала, работа над синхронностью исполнения произведений.
Практика: воспитанники младших классов при игре в оркестре сильно увлечены, уверенно обращаются с инструментом. Задача дирижера - научить ребенка смотреть на руки и стараться играть вместе с остальными участниками оркестра.
4. Методическое обеспечение
Чтобы обучить ребенка, который еще не очень хорошо владеет инструментом, основным навыкам игры в оркестре, дирижер подбирает репертуар, который воспитанники могут легко сыграть. Ребёнок сильно увлечен нотным текстом. От него очень трудно добиться, чтобы ребёнок смотрел на руки дирижера, выполнял его требования и играл синхронно с другими членами коллектива. Для младшего оркестра лучше всего подойдут простейшие русские народные песенки: «Во саду ли в огороде», «Как йод горкой пол-горой», «Ах, ты береза» и др.
Каждый ребенок индивидуален. Один воспитанник с блеском осваивает программу, другой абсолютно не готов к занятиям в старшем оркестре. Отстающих детей дирижер оставляет в оркестре до тех пор, пока воспитанник не будет готов к переходу в старший оркестр. В таких случаях учебно-тематический план остается тот же, но дирижер, учитывая участие отстающих детей в коллективе, должен каждый год обновлять репертуар новыми интересными произведениями одинаковыми по сложности исполнения.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по классу оркестра необходимо:
- просторная аудитория для занятий;
- стулья;
- пюпитры;
- музыкальные инструменты (количество в зависимости от количества участников): домра пикколо, домры малые, домры альтовые, домры басовые. домра контрабас, балалайки примы, балалайки секунды, балалайки альт, балалайки бас, балалайки контрабас, клавишные гусли, баяны, аккордеоны; набор ударных инструментов (малый барабан, тарелки, большой барабан, ксилофон, бубен, колокольчики, треугольники, трещотки, металлофоны или глеки, колокола, ложки, маракасы, кастаньеты, палочки, коробочка, ухват, пила, стиральная доска и др.); фортепиано; жалейки; флейта, свистульки;
- дирижерский пульт;
- дирижерские палочки;
- медиаторы;
- папки для партий;
- партитуры;
- ключи для настройки инструментов;
- школьная доска, мел;
- магнитофон для прослушивания записей.
5. Список литературы
- И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе», М., 2001 г.;
- В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л., 1988 г.;
- «Фольклор - музыка - театр» под ред. СИ. Мерзляковой, М., 1999 г.;
- П. Алексеев «Русский народный оркестр», М., 1953 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".
Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....
Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"
Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...

Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оркестра русских народных инструментов "Резонанс"
Дополнительная общеразвивающая программа объединения ОРНИ «Резонанс» относится к программам художественной направленности. Рассчитана на детей в возрасте 6-18 лет. Срок реализаци...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
### Основные цели и задачи Обучение и воспитание в оркестре взаимосвязаны. Руководитель должен подчеркивать выразительные средства музыки, развивающие интерес и любовь к ней, особенно к русскому ...