Методическая разработка " Различные формы музыкального диктанта и работа над ними"
методическая разработка по музыке

Клюшева Марина Юрьевна

Сложный процесс записи музыкального диктанта требует определенных знаний и наввыков, специальной подготовки.Цель работы- обобщить методические рекомендации по записи музыкального диктанта для успешного развития различных сторон профессионального музыкального слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное  Учреждение

Дополнительного Образования

Ивдельская детская школа искусств

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ И РАБОТА НАД НИМИ»

                Выполнила:

преподаватель Клюшева М.Ю.

2019г.

Содержание

1.  Введение ……………………………………………………………… 3  

2.Выбор музыкального материала ………………………………………5

3. Подготовительные упражнения……………………………………… 6

4. Подготовительные формы музыкального диктанта……………….. 10

5. Организация процесса  записи ……………………………………… 12

6.Разновидности одноголосного диктанта ……………………………. 16    

7.Примерный список учебных пособий

для записи музыкального диктанта ………………………………….    26      

       8.Список использованной литературы…………………………………. 27

Введение

        Обучение написанию музыкального диктанта является, наверное, самой

сложной, труднодостигаемой и, наиболее, важной стороной предмета сольфеджио в ДМШ. Это своеобразный итог всего процесса обучения. С одной стороны, ученик должен показать уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой — показать и определенные теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанное. Диктант способствует воспитанию и развитию чётких музыкальных представлений, тренирует развитие внутреннего слуха, волевого внимания, музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и стиля и, наконец, грамотности нотного письма. Процесс записи диктанта требует известного уровня музыкальных способностей и в то же время сам активно тренирует музыкальные способности. Основная цель педагога в работе над диктантом - научить учеников осознать слышимое и уметь выразить это в записи, выработать навык фиксации музыки. При этом, важнейшее значение имеет выработка ассоциаций между слышанным и видимым, практическое усвоение и закрепление теоретических понятий.

        Какова конечная цель устремлений педагога в этой области? Прежде всего мы должны добиться того, чтобы учащиеся не испытывали страха перед словом «диктант», чтобы у них не только не возникал психологический барьер, а, напротив, появлялся здоровый интерес и желание поскорее услышать мелодию диктанта и записать её. Диктант в представлении детей не должен быть чем-то из ряда вон выходящим.

        Мы уже знаем, что навык написания музыкального диктанта появляется «не вдруг», что он является результатом всей предыдущей работы, т.к. здесь синтезируются способности и умения, развитые и приобретённые учащимися в многообразных формах и видах деятельности на уроке сольфеджио. Любая нотная запись мелодии или её ритмического рисунка по памяти – это и есть диктант, поэтому не следует отводить диктанту всегда специальную часть урока, нужно внедрять его в любой момент, когда предоставляется такая возможность.

        В процессе записи диктанта участвуют самые различные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

1) мышление, обеспечивающее осознание слышимого;

2) память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное;

3) внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.

        Прежде чем приступить к написанию музыкального диктанта, преподаватель должен достаточно гармонично подготовить к этому учащихся. Очень важна организация процесса записи диктанта, а также обстановка, которую создает педагог в классе. Роль педагога в процессе работы класса над диктантом очень ответственна - он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу учить писать. Очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку.

        В силу этих причин целесообразнее приступать к записи полноценных диктантов только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы. Но это вовсе не значит, что педагог в этот подготовительный период должен «забыть» о диктантах вообще. Практически все виды деятельности, которые используются на сольфеджио в этот период, — это и есть та самая подготовительная работа, которая закладывает у учащихся фундаментальную базу навыков и умений, обеспечивающую в дальнейшем возможность грамотно и безболезненно записывать музыкальные диктанты.

      ВЫБОР   МУЗЫКАЛЬНОГО  МАТЕРИАЛА

Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух «, первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта.

   Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из     специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метроритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее.

В настоящее время методика составляемых сборников иная – материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры – тем больше они помогут достичь цели музыкального диктанта.

Педагог или составитель сборника, отбирая материал, должен прежде всего заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком короток, иначе он потеряет смысл и художественную ценность. Недопустимы также искажения с целью его облегчения, так как это нарушает цельность художественного образа.

Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метроритмические стороны примера. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.

Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, тогда она легче запоминается.

Из всего сказанного можно сделать вывод – в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

        Одна из наиболее важных задач первого года обучения — это формирование и развитие навыка «быстрой записи» звуков. Именно в этом кроется «секрет» записи диктанта в «реальном времени».Мир маленького ребенка еще очень тесно связан с игрой и сказкой, поэтому чем больше будет в этот период элементов игры, ярких картинок, веселых стихов, тем крепче и лучше будет усваиваться материал.

Например:

-Отгадай, как зовут детей:

-Разгадай ребусы-ошибки. Какую ноту нужно поставить вместо неправильной, чтобы получились слова?

Обведи кружком все ноты ЛЯ, а квадратиком все ноты ФА.

        В игровых формах заданий привлекательно то, что на них практически не приходится тратить время на уроке. Они настолько доступны детскому восприятию, что отлично выполняются в качестве домашних заданий.

        И еще один очень важный плюс — учащиеся сразу привыкают к тому,

что к уроку сольфеджио надо готовиться так же тщательно, как и к уроку

специальности. Поэтому заданий целесообразно давать много, но они должны быть поданы в такой доступной форме, чтобы ребенок мог их выполнить

дома самостоятельно без каких-либо затруднений. Этот момент важен, как никакой другой, для тех учеников, у которых в семье нет музыкантов, и которым родители совершенно не могут помочь. Тут возможны любые формы: ребусы, головоломки, раскраски, анаграммы, кроссворды. Но при этом, безусловно, ошибкой было бы свести всю работу в этом направлении только к игре. Необходимо сразу же внушить ребенку, что игра только помогает усвоить нотную запись, а знание ее нужно для серьезных упражнений и заданий. К таким серьезным заданиям относятся нотные диктанты, в которых

педагог проговаривает ноты, а дети фиксируют их на нотоносце в реальном времени. Сначала учитель просто называет ноты, а ребенок их записывает. В дальнейшем, когда ноты будут усвоены хорошо, можно проговаривать их в ритме. Весьма полезно записывать небольшие нотные группы, которые учитель произносит в очень быстром темпе.

         Задача состоит в том, чтобы приучить ребенка не стенографировать,

а запоминать услышанное, воспроизводить в памяти и только потом записывать. Можно стимулировать внимание ученика тем, что группа нот

будет проговариваться только один раз. Полезна также запись гаммообразных последовательностей, или последовательностей звуков «через один», играемых преподавателем от заданного звука.

        Большинство учеников первого года обучения пишут ноты большими

белыми кружками. Необходимо сразу отучить их от такой записи, которая требует очень много времени на закрашивание этих кружков. Головки нот должны записываться маленькими диагональными черточками или «жирными точками». Очень часто дети записывают ноты очень близко друг к другу. Такая «тесная» запись мешает правильному метроритмическому оформлению

мелодии, поэтому необходимо следить, чтобы расстояние между головками нот было достаточным, чтобы написать штиль и тактовую черту.

        Особое внимание нужно уделять знакам альтерации. С их осознанием

и записью обычно возникает много проблем. Во-первых, большинство учеников пишут знак после ноты по аналогии с тем, как мы их произносим. Нужно сразу обратить внимание на разницу в их произнесении и записи.

МЫ ГОВОРИМ ФА-ДИЕЗ, А ПИШЕМ ДИЕЗ-ФА. Кроме того, дети часто записывают знак альтерации не на месте нужной ноты. Очень важно объяснить им, что при записи знака альтерации повышаемая или понижаемая нотка должна поместиться в «его окошечко».

        Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие и понятные музыкальные образы развивается постепенно. Последовательно учащийся приобщается к музыкальной речи; звуковысотным соотношениям, характерным мелодическим интонациям, ритмическим рисункам, темповым изменениям, динамическим оттенкам, тембровым краскам, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки. Используемые на уроках в младших классах карточки, рисунки помогают прочувствовать и осознать выразительное значение отдельных элементов музыки. Накапливается запас любимых песен и пьес, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

        Приступать к написанию диктанта на начальном этапе обучения можно лишь при соблюдении определенных условий. Ученики должны:

  1. Свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс под диктовку педагога, безошибочно «читать» используемый на уроках учебник.
  2. Владеть элементарными навыками пения, уметь попевать нотами выученные небольшие мелодии с текстом, отстукивая метрические доли.
  3. Подбирать и играть на фортепиано короткие песни - попевки от разных звуков.
  4. Знать длительности. Выкладывать на карточках после одного прослушивания простейшие ритмические формулы.
  5. Уметь записывать на одной ноте, после прохлопывания, ритмический рисунок стихотворной фразы или мелодического оборота, расставить тактовую черту.
  6. Различать на слух направление движения мелодии, повтор звуков, поступенное движение от движения по трезвучию, находить устойчивый звук (тонику).
  7. Уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты.

        Только уверенное владение всеми этими подготовительными составляющими может позволить верно, записать услышанное. В дальнейшем расширяется самостоятельность ученика. Комбинируя разные варианты совместной и индивидуальной работы, в итоге необходимо прийти к полностью осмысленной, самостоятельной записи удержанной в памяти мелодической фразы. Постепенно к умению слушать добавляется умение мыслить. Диктант становится важной составляющей урока.

        Основное условие осознанного восприятия диктанта-опора на прочную теоретическую базу. Одновременно с изучением понятий вводится определение соответствующих элементов на слух.

        Одной из самых полезных и распространенной подготовительно формой упражнений является так называемый «устный» диктант. Суть работы над устным диктантом сводится к тому, что необходимо только определить звуковой состав мелодии, без ее записи. Эта форма упражнений может быть направлена как на развитие навыка определять звуки мелодии в «реальном времени», так и навыка запоминать отдельные мотивы, фразы и предложения. В качестве материала для устных диктантов обычно используется мелодии из разделов «темы, фразы и предложения» из вышеупомянутого сборника. Поскольку в этой форме работы ставятся две методические задачи, то они, в свою очередь, определяют и две основные формы работы; пропевание звуков мелодии диктанта по мере их исполнения преподавателем (в «реальном времени») и воспроизведение мелодии полностью (или по фрагментам) после ее проигрывания.

         Ни одна интонация в диктанте не должна появиться без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых упражнениях. Планомерность выполнения данных упражнений значительно обостряет музыкальный слух детей, развивает музыкальную память, способствует быстрой ориентации в незнакомой мелодии, фиксации внимания на отдельных ее элементах, из класса в класс служит надежной подготовительной формой работы для написания диктанта.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО

                                  ДИКТАНТА

  1. Переписывание нотного текста, причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух;
  2. Письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий подобранных на фортепиано;
  3. Подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;
  4. Ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию;
  5. В 1 классе пока они ещё не научились быстро писать, на разлинованном нотном стане выкладываются пуговицами попевки: чёрными - короткие ноты, белыми – длинные;
  6. Педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибки;
  7. Педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка;
  8. Проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия проигрывается, пропевается учащимися, на какой- то слог, пытаются пропевать про себя с названием звуков, а затем поют вслух ;
  9. Мелодия, попевка записывается в виде ступеней;
  10. Все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей таблице-столбице, показывает ступени;

        Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту является записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения. Например, в первом классе  большая роль отводится запоминанию мелодического движения по ступеням мажорного лада: I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд», выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти.  Лишь после проработки таких упражнений, можно приступать к записи музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определённому порядку при записи диктанта. Перед началом диктанта определяется его тональность: первые один, два раза диктант играется целиком, выразительно, в нужном темпе, штрихами. После первого проигрывания определяются размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и заканчивается диктант. После второго проигрывания всё уточняется; количество фраз, есть или нет секвенции, особенности ритмики и т.п. Последние проигрывания обычно даются в более спокойном темпе, с подчёркнутой фразировкой. После четвёртого проигрывания можно сделать паузу побольше, чтобы учащиеся максимально использовали запасы музыкальной памяти, ведь ребята должны помнить, что количество проигрывания ограничено. Убедившись, что учащиеся написали всё что смогли, можно играть следующий раз. При 5-6 проигрывание иногда бывает полезно изменить темп, динамику или манеру исполнения, чтобы учащиеся услышали мелодию в новом звучание, это активизирует их внимание.

 Время записи диктанта зависит от его трудности. Важным моментом на уроке является проверка диктанта. Ведь именно в правильности записи проявляется уровень развития ученика, степень усвоения им нового материала. Проверка включает в себя следующие элементы:

  1. пропевание диктанта всем классом;
  2. индивидуальная проверка тетрадей;
  3. коллективный разбор наиболее трудных мест, где были сделаны ошибки;
  4. проигрывание учениками своей записи – самопроверка

                         ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗАПИСИ

        Большое значение имеет та обстановка, которую педагог создает перед началом работы над записью. Если внимание учащихся фиксировать сразу на том, что сейчас будет сыгран диктант, который надо скорее записать, да еще сказать двух или трехголосный, то учащийся не будет слушать и вникать в звучащую музыку, а сразу будет думать о том, как это записать, с какой начать ноты, какой счет и т.д. Некоторые педагоги даже считают, что для лучшего восприятия и запоминания примера надо учащихся предварительно настроить в тональности.

        Опыт говорит, что наилучшая обстановка для работы над записью – это создание интереса к тому, что учащиеся сейчас услышат. Педагог может сперва назвать автора и произведение, рассказать откуда этот отрывок, какие инструменты его исполняют. Собрав таким образом внимание учащихся – педагог проигрывает пример. Таким образом, основными этапами при проведении на уроке музыкального диктанта надо считать следующее:

1. Учащиеся слушают музыку. Для того, чтобы она понравилась, произвела впечатление, исполнение должно быть возможно более выразительным и точным.

2. Вместе с педагогом весь класс делится своими впечатлениями о прослушанном.

3. Педагог или класс называет тональность, играет настройку.

4. Снова проигрывается музыка для того, чтобы учащиеся уже анализировали ладо-гармонические, структурные и метро-ритмические ее особенности.

5. Учащиеся приступают к записи, главным образом, по памяти. В конце отведенного для записи времени диктант проверяется.

Для проверки существуют различные приемы:

А. Путем пропевания всем классом.

Б. Путем индивидуальной проверки педагогом тетради учеников.

В. Путем коллективного разбора всего примера учителем перед классом.

Г. Путем проигрывания каждым учеником своей записи по тетради и самостоятельной проверки и исправления ошибок

Д. Путем задания на дом сверить свою запись с оригинальным нотным текстом.

При записи музыки педагог должен обратить особое внимание на точность и полноту фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. К сожалению, до сих пор педагоги удовлетворяются тем, что учащийся верно записывает звуки и правильно группирует их ритмически. Такая запись уже считается правильной и заслуживает отличной оценки. Никаких обозначений темпа, динамики, штрихов и структуры от учащихся не требуют. Постепенно подводя учащихся к этим требованиям, следует научить их:

1. Правильно и красиво писать ноты.

2. Расставлять лиги.

3. Отмечать цезурами фразы, дыхание.

4. Различать и обозначать легато и стаккато, динамику.

5. Определять темп и характер отрывка, а также выбирать правильный размер и счетную единицу для записи.

6. Знать и уметь оформить вокальную группировку как в одноголосии, так и в многоголосии.

        Чтобы добиться результата, сама организация процесса записи должна быть продумана до мелочей.  При выборе диктанта обязательно учитывается пройденный материал. Преподаватель должен опираться на то, что знакомо и в то же время, в диктанте полезно использовать метод забегания вперёд. Если ученикам давать сложные диктанты, они потеряют веру в свои силы, возможность в записи диктанта. Непосильные задания затормаживают восприятие, ученики совсем перестают осмысливать музыкальный пример. Материал должен усложняться последовательно, постепенно и подходить к записи музыкального диктанта тоже надо постепенно, заранее подготавливать детей к этому сложному процессу.        

             Не следует начинать урок (за исключением контрольного) с диктанта, когда еще отсутствует должный рабочий настрой, как не следует писать его наспех в оставшиеся перед концом урока минуты. Диктант играется 6-8 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. Первое прослушивание - общее ознакомление с мелодией, стремление удержать музыкальный образ в сознании. Со второго раза ученики должны запомнить яркие моменты и приступить к анализу: выяснить размер, сильную долю, ступеней, с которой началась мелодия, начальную интонацию, характер интервальных ходов, повторы, ритмические особенности, диапазон, приблизительный графический рисунок.

         Играть диктант имеет смысл тогда, когда педагог убедится, что все ученики записали все, что помнили. Интервал между проигрываниями – около двух минут. Исполнение мелодии должно быть идеальным по четкости и определенности. Следует напомнить звучание тоники, чтобы была возможность постоянно сравнивать с ней остальные звуки.

          Дирижирование или отстукивание метрических долей во время проигрывания поможет в определении ритмических особенностей.

         Учеников необходимо научить концентрации внимания, углубленному погружению в процесс записи. В трудных случаях могут иметь место  «подсказки»,  индивидуальные указания на места, где нужно дослушать и исправить. Самой целесообразной следует признать ту технику записи, при которой ученик работает, не теряя времени. Ее можно назвать комбинированной. Не исключается возможность записи мелодии во время исполнения, если это не идет в ущерб восприятия целого.

Диктант лучше записывать частями, набросками, с пустыми промежутками, фиксируя опорные звуки, частично записывая ритмический рисунок. Это поможет осознать звуковысотные соотношения в дальнейшем.

         Нельзя запретить фиксировать высотные контуры мелодии, если учащийся слышит ее, понял ее развитие. Если он забыл продолжение мелодии, он не должен ждать продолжения проигрывания, а должен уметь переключиться на определение сильного времени, деление на такты и группировку.

          Следует обращать внимание на закономерности строения при анализе мелодии, чаще  писать диктанты по памяти с трех раз. Это даст возможность зафиксировать в памяти наиболее яркие, запоминающиеся фрагменты. Также следует систематически включать в работу ритмические диктанты. Они помогут записать ритмический рисунок в тех местах, где трудно запоминается мелодия.

  Ладовое и интервальное восприятие отношений между ступенями должно быть одновременным, но первое всегда является самой надежной проверкой точности определения того или иного звука.

  Необходимо давать правильную ладовую настройку перед диктантом, укреплять ощущение тонического трезвучия, вводить интонационные обороты, которые встретятся в диктанте. Особое внимание нужно обращать на неустойчивые звуки, взятые скачком. Образующиеся интервалы должны быть осознаны как соотношение определенных ступеней лада. При таком подходе ученик всегда будет ориентироваться в мелодии. Именно опора на лад даст возможность записывать диктант с любого места мелодии.    

         Немаловажный фактор успешной работы - эмоциональная атмосфера написания диктанта. Положительные эмоции, состояние подъема способствуют лучшему запоминанию. Оценка за традиционный, обычный диктант ставится на каждом уроке, за исключением особых случаев - после каникул, болезни. Оценка за диктант не должна быть оценкой за урок. При неудачном выполнении задания подавляющим большинством диктант не оценивается, а разбирается на доске. Полезно приучать детей к анализу написанного, самостоятельно подчеркивать места, где они сомневаются.

        Такая методика проведения диктанта даст возможность правильно воспитать восприятие ученика: от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и в итоге – записи на нотном стане всего воспринятого, фиксация слышимого, а также  будет содействовать развитию памяти и внутреннего слуха учащихся.

      РАЗНОВИДНОСТИ     ОДНОГОЛОСНОГО    ДИКТАНТА                         Мы уже знаем, что навык написания музыкального диктанта появляется «не вдруг», что он является результатом всей предыдущей работы, т.к. здесь синтезируются способности и умения, развитые и приобретённые учащимися в многообразных формах и видах деятельности на уроке сольфеджио. Любая нотная запись мелодии или её ритмического рисунка по памяти – это и есть диктант, поэтому не следует отводить диктанту всегда специальную часть урока, нужно внедрять его в любой момент, когда предоставляется такая возможность.

В практике используются следующие основные формы музыкального диктанта:

  1. нотописание (списывание нот) – как подготовительное упражнение;
  2. устный (пение с названием нот после прослушивания);
  3. подбирание на фортепиано;
  4. графическое изображение мелодической линии;
  5. транспонирование;
  6. учебный или предварительный (пишется педагогом на доске)
  7. запись мелодий по памяти после предварительной записи её доске в той же или другой тональности;
  8. самостоятельная запись мелодии после предварительного разбора;
  9. запись прослушанной мелодии по памяти без предварительного разбора;
  10. короткие диктанты-молнии;
  11. запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант);
  12. диктант с настройкой и диктант в произвольной тональности;
  13. диктант эскизный, который пишется по частям;
  14. диктант «с ошибками», который пишется на доске педагогом;
  15. ритмический диктант;

         Диктанты проводятся в устной и письменной форме. Он требует максимальной концентрации внимания, умения сразу осмыслить прослушанную музыку. Отсюда необходимость законченной художественной формы, понятного и выразительного исполнения.

        В работе над диктантом основная цель состоит в том, чтобы воспитать у учащихся навыки слухового анализа, развить внутренний слух, научить правильно, определять ладовые интонации и метроритмические трудности, уверенно разбираться в них.
Планомерная,   длительная и кропотливая работа при обучении записи мелодии требует определенного комплекса тщательно продуманных упражнений - различных форм и типов одноголосного диктанта. Помимо практической пользы они значительно оживляют процесс занятий, помогают создать яркую, творческую атмосферу на уроке.
        Рассмотрим более подробно некоторые формы проведения музыкальных диктантов.
Диктант - показательный.

         Цель и задача этой формы работы - показать учащимся процесс записи. Диктант проводится самим педагогом или может быть поручен кому-либо из учеников. Запись ведется на доске, попутно объясняется весь путь осознания  слышимого. Такая форма удобна и полезна при освоении новых трудностей, при знакомстве педагога с новой группой учащихся, т. к. дает возможность установить общую для всех методику процесса записи.

        Показательный диктант проводится учителем. Цель и задача его - показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Его очень удобно применять и в тех случаях, когда педагог, начиная работу с новой группой учащихся, хочет сразу дать всей группе правильное, нужное ему методическое направление.Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность процесса и приемов записи ученика.

Диктант с предварительным разбором.

Эта форма удобна при освоении новых трудностей или перед сложным диктантом. В предварительном анализе особое внимание нужно обратить на понимание структуры мелодии, темп, размер, на некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры. Определяя размер мелодии, учащиеся должны продирижировать ее во время проигрывания. Полезно включить в настройку отдельные обороты мелодии. На предварительный разбор должно уходить не более 5- 10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах.  После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их. После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д. В некоторых случаях, когда надо обратить внимание учащихся на одну какую-нибудь деталь, педагогу можно не делать общего анализа, а разобрать лишь одну, трудную для класса деталь.

Ритмический диктант.

        Чрезвычайно полезны ритмические диктанты, запись одного ритма, без нотных строк. Этот прием хорошо использовать при освоении новых ритмов. В начале ритмический диктант надо писать с записи выученных наизусть мелодий. Ученик знает ноты, и перед ним стоит задача записать их и ритмически оформить. Затем ученикам предлагаются тексты поговорок, стихотворений, пословиц, на примере которых они учатся ощущать сильную долю, по слогам определять границы такта, а также осознавать длительности нот. Рекомендуется начинать с четверти и восьмой. Педагог читает текст, выделяя акцентированные слоги соответственно музыкальному звучанию стиха: Шап – ка да шуб – ка, вот и весь Ми – шут – кА

        В прослушанном тексте ребята расставляют акценты, определяя сильную долю. Затем педагог объясняет, что по акцентам – перед ними – расставляются тактовые черточки. Длительности обозначают в начале схематично: четверти – «палочками», «восьмые» - «воротиками». Еще ряд примеров для метроритмического диктанта: Ра-но, ра-но ут-реч-ком выш-ла ма-ма уточ-ка

Вет-ре-но, вет-ре-но. Вся зем-ля про-вет-ре-но.
        Ритмический диктант также рекомендуется  при освоении определенной группы длительностей. Предварительно проводится ряд ритмических упражнений. К таким упражнениям относятся:

- чтение с листа примеров (сольмизация) из сборников сольфеджио в ритме с обязательным тактированием. При этом необходимо добиваться четкого движения руки при тактировании.

 - воспроизведение ритма мелодий, включающих определенные группы длительностей, хлопками в ладоши с отсчетом метрических долей голосом  вслух.
 - простукивание или исполнение хлопками в ладоши остинатной ритмической фигуры с участием данной ритмической группы в момент исполнения сольфеджируемого примера. Такие диктанты полезны для выработки правильной группировки длительностей.

Диктант эскизный по частям.

        Педагог предлагает записывать не весь диктант с начала, а отдельные его части. Применение этого метода позволит быстро записывать длинные диктанты, научит детей свободно ориентироваться в прослушанной мелодии, не пропевать ее обязательно сначала, чтобы вспомнить тот или иной мотив.         Основой эскизного метода является логическое осознание слушаемой мелодии. При этом запоминание непосредственно слуховое неосознанное (интуитивное) как бы отодвигается на второй план. Вырабатывается способность понять и записывать звуки (части мелодии) даже тогда, когда учащийся еще не может их пропеть вслух. Возрастает роль внутреннего слуха и слуховых представлений, развивается и укрепляется музыкальное мышление детей. В основе логического осознания мелодии лежит правильно поставленный метод анализа.

        Необходимо научить детей осознавать в рамках общей структуры мелодии отдельные мотивы, обороты, ритмические фигуры, типы мелодического движения, ладовые положения отдельных интонаций, мотивов. Подобная разновидность диктанта должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью самостоятельно, без напоминаний педагога. Особенно целесообразна эта форма для многоголосных диктантов.
        Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся, в частности для домашней работы, самодиктант, запись знакомой мелодии по памяти. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа, а также темы или  отрывки тех произведений, которые были пройдены учащимися в классе по специальности, в курсе музыкальной литературы.

        Можно записывать мелодии собственного сочинения или сочинить, дописать второе предложение к данному первому. Прежде, чем задавать «самодиктант» на дом для самостоятельной записи, необходимо несколько раз провести такую форму диктанта в классе, на уроке. Это очень полезная форма работы, она помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

        Нужно широко применять форму «устного диктанта», который помогает осознанному восприятию учащихся отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память и быстроту соображения учащихся. В педагогической практике используются разные приемы их проведения:

 -    Учащиеся запоминают мелодию, поют ее несколько раз на слоги или гласные и затем сольфеджируют по памяти;

 -  Педагог играет мелодию, а  учащиеся одновременно поют, обычно после двух или трех проигрываний, называя ноты.

- Проиграв пример и установив с классом его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его не с начала, а только со второго предложения. Можно также предложить записать отдельные элементы формы, например, мотив секвенции, каденции обоих предложений и т.д. При этом не обязательно закончить потом весь пример, можно ограничиться записью фрагментов примера.

        При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва - каденции, затем – начало первой и второй фраз и т.д. В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам прежде всего записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом пополнять недостающее.

Такой прием устных диктантов, где учащиеся в процессе слышания как бы стенографируют мелодию, может быть применен более широко. При этом мелодия играется по частям (фразам). Можно поручит начало петь одному учащемуся, а вторую фразу – другому и так далее. В заключение все устные диктанты должны быть записаны или сыграны с правильным ритмом.

Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.

Диктанты- вариации.

На доске полностью записывается несложная мелодия и сольфеджируется всем классом, затем педагог играет мелодию, изменив ритм или некоторые интонации, и учащиеся должны записать мелодию с изменениями уже самостоятельно.

Диктант с «ошибками».

    После того, как учащиеся просольфеджировали устно мелодию, педагог записывает ее на доске, умышленно делая ошибки, как в ритме, так и в отдельных звуках. Учащимся предлагается найти и исправить ошибки, не прибегая к инструменту. Это веселое упражнение помогает при проверке своей записи, приучает к самоконтролю, что очень важно на всех этапах обучения.

Тембровые диктанты.

      Эта форма диктантов также должна широко использоваться. Можно брать примеры из музыкальной литературы в разнотембровых звучаниях: различные инструменты для одноголосных диктантов, звучание хора и струнных ансамблей для двухголосных и, наконец симфонического и народных оркестров для многоголосных диктантов. Полезны записи мелодий в разных регистрах. Это вносит много нового в методику преподавания, в развитие тембрового слуха.

Диктанты для развития памяти.

        Одной из самых полезных и распространенной подготовительно формой упражнений является так называемый «устный» диктант. Суть работы над устным диктантом сводится к тому, что необходимо только определить звуковой состав мелодии, без ее записи. Эта форма упражнений может быть направлена как на развитие навыка определять звуки мелодии в «реальном времени», так и навыка запоминать отдельные мотивы, фразы и предложения. В качестве материала для устных диктантов обычно используется мелодии из разделов «темы, фразы и предложения» из вышеупомянутого сборника.

        Поскольку в этой форме работы ставятся две методические задачи, то они, в свою очередь, определяют и две основные формы работы; пропевание звуков мелодии диктанта по мере их исполнения преподавателем (в «реальном времени») и воспроизведение мелодии полностью (или по фрагментам) после ее проигрывания.

        Что касается упражнения на пропевание звуков в «реальном времени», то при выполнении этого упражнения вовсе не обязательно соблюдать ритмику — важно, чтобы ученик спел все названия звуков правильно. Упражнение на «запоминание» мелодии необходимо выполнять уже в указанном ритме — не только при проигрывании мелодии, но и ее воспроизведении учеником. Само запоминание мелодии желательно выполнять не в форме конкретных звуков, а в форме «звукового образа», то есть, как последовательность интонаций. В связи с этим, уже во времени проигрывания мелодии ученику рекомендуется пропевать ее «про себя» на каком-нибудь гласном звуке или слоге. Первое воспроизведение мелодии учеником также желательно сделать без названий звуков, и лишь после успешного ее повтора можно попробовать воспроизвести ее с названием звуков и тактированием. По мере развития этого навыка пропевание мелодии без названий звуков можно пропускать.

        Работу над устными диктантами, несмотря на их заявленный «подготовительный» характер, необходимо продолжать и в дальнейшем, параллельно с работой над «письменными» диктантами, усложняя не только интонационный их состав, но и протяженность.

        Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствует их дальнейшему развитию, все же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет именно запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а самая запись – второстепенной задачей. Методика их проведения:

        Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Педагог спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробнлы, педагог играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи педагог проверяет тетради каждого из них, но только не проигрывая и не напевая.  Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.

        Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.

        Структура их тоже должна усложняться постепенно. При упражнених на развитие памяти часто используют для проверки не запись примера, а исполнение его учеником на фортепиано, то есть подбирание. В таком случае важно для учащихся со средними музыкальными данными, у которых при запоминании нет точных и четких звуковых представлений, и поэтому звучание фортепиано при подбирании помогает им уточнить их.

«САМОДИКТАНТ ИЛИ ЗАПИСЬ ЗНАКОМОЙ МУЗЫКИ»

        В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся, используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.

        Самодиктант может быть использован и в условиях классных занятий по сольфеджио с разными вариантами:

1) Называется песня или музыкальное произведение, знакомое всему классу, устанавливается его тональность и размер, и затем учащиеся приступают к записи по памяти, без прослушивания.

2) Педагог предлагает каждому учащемуся записать то, что он хочет, что лучше помнит. Необходимое условие при этом – полная тишина и молчание в классе. Эта форма труднее, так как педагог не может каждому помочь ни в нахождении тональности и первого звука, ни в определении размера. Поэтому и используется она после первой формы. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся пропеть то, что он написал. Тогда будет видно педагогу, что является ошибкой, а что – не точно усвоенной мелодией или ее вариантом.

3) Определяя доступность музыкального материала для этой формы работы, следует учитывать, что легче всего записать песни куплетной формы, затем вокальные произведения типа песни-романса и т.д..

Форма «самодиктанта» помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Можно предложить записать мелодию своего сочинения или дописать второе предложение. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

         Все разновидности одноголосного диктанта, как и все всевозможные творческие задания, являющиеся его своеобразным вариантом, способствуют приобретению большей гибкости и уверенности в записывании диктанта вообще. Однако следует отметить, что ни одна из перечисленных форм не должна заменять традиционный диктант, который обязателен на каждом уроке. В противном случае целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться. Задача педагога - научить записывать услышанную мелодию, поэтому контрольный диктант может быть не более одного - двух раз в четверть

        Конечный результат в области одноголосного диктанта - воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности. Совершенно необходимо добиваться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида.

        При этом возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно научить детей слушать музыку и переживать ее, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Все формы работы должны быть увлекательными, приносить удовлетворение. Потому что главная цель педагога- воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.

Примерный список учебных пособий для записи музыкального диктанта

  1. Барабошкина В. Диктанты из методических пособий к учебникам по        

сольфеджио.

        2. Вахромеева В.А. Музыкальные диктанты. М. «Музыка»,  1975.

        3. Гнесина Е. Музыкальные диктанты. М.: Музгиз,  1958.

        4. Долматов Н. Музыкальный диктант. М. «Музыка», 1972.

        5. Ежикова Г.Музыкальные диктанты 1-7 класс. М.:  «Советский композитор»,                                           1973.

        6. Ежикова Г. Музыкальные диктанты 5-7 класс. М.:                                                                              

            «Советский композитор», 1977.

        7. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ.

            Л.: «Музыка», 1985.

        8. Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты 3-7 класс.

            Л.;  «Советский композитор» 1988.

         9. Русяева И.Одноголосные диктанты. М. «Музыка», 1984.

        10.Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту.                                                             Подготовительный и первый класс. Р.-Д., «Феникс», 2008.

        11.Фридкин Г. Сборник одноголосных диктантов. М. «Музгиз», 1957.

        12.Фридкин Г.Музыкальные диктанты. М. «Музыка», 1981.  

Список использованной литературы

1. Барабошкина А.В. Методика обучению музыкальному диктанту. // В сб. Методическая разработка по вопросам преподавания музыкально-теоретических дисциплин. М.: 1960.  

2.  Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Под ред. Л.Н.Раабена. Л.: Музгиз, 1963.

3. Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., издательский дом «Классика XXI», 2009 г

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение.

5.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие. Музыка 1986.

6. Долматов Н. Музыкальный диктант. – М., «Музыка», 1972 г.

7. Лежнева Л. Практическая работа на уроках сольфеджио.– М. Владос. 2003 г.

8. Фролова Ю. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ Ростов-на Дону Феникс, 2011 г.

9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., Амрита, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету "Музыкальная литература" для первого года обучения "Музыкальные жанры"

На музыкальных жанрах строится весь учебный материал по музыкальной литературе, начиная от строения произведения заканчивая музыкальными формами....

Методическая разработка "Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики как средство формирования теоретического мышления".

В разработке содержится дидактический материал по тема "Корни. Степени. Логарифмы" дифференцированый по степени сложности....

Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"

Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; ...

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...

Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности

Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни....

Методическая разработка «Использование «немого» картинного диктанта в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Из всех видов диктантов,  «Немой» картинный диктант больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста....