Открытый урок "Работа над звукоизвлечением на виолончели"
учебно-методический материал по музыке

Удникова Вера Николаевна

План открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 35_35_.docx17.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств»

Преподаватель по классу виолончели Удникова Вера Николаевна

Открытый урок

«Работа над звукоизвлечением на виолончели»

          Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в исполнительской сфере музыкального мира. Основной акцент в современном исполнительском искусстве становиться на владение виртуозной техникой, виртуозными приемами игры. Но наряду с высоким технологическим уровнем исполнителя главной задачей должна оставаться художественная образная сторона произведения. Звуковое мастерство на струнно-смычковых инструментах действительно является главным “оружием”. Спектр лучших качеств звукоизвлечения на виолончели включает в себя следующие характеристики:

  • ровность течения;
  • плавность;
  •  богатство тембровой палитры;
  • большой динамический диапазон
  • отсутствие излишних призвуков (форсирование звуков).

         Цель данного урока заключается в том, чтобы педагог стремился с начальных уроков “приучать” юного исполнителя к культуре виолончельного звука, показав и указав ему на все художественные, технические, тембровые возможности инструмента.

        Задачи:

  1. грамотно технологически и методически верно оформить игровой аппарат учащегося, который затем и будет надежной базой для воспитания качественного звукоизвлечения.
  2. объяснить понятие “культура звука” путем собственного исполнения на инструменте, слушание записей, просмотра видеоматериала с исполнением на инструменте.

Работа над звукоизвлечением на примере музыкального произведения.

Только с помощью верно работающего аппарата можно добиться качественного звука. Здесь нужно обращать внимание учащегося  на такие моменты как:

     - игровая точка. Точка соприкосновения смычка со струной не фиксирована, как это имеет место на клавишных инструментах (место падения молоточка на струну), а может по желанию исполнителя перемещаться, а именно возможность перемещения «игровой точки» (то есть точки пересечения струны и смычка)» обогащает звуковую палитру тембрами. Существенный недостаток которым страдают многие учащиеся-«блуждание» смычка по игровому пространству струны. К. Ю. Давыдов, предостерегая от этого «блуждания» смычка, говорил: «Начинающий, который пока еще может не заботиться о средствах выразительности (имеются в виду тембры), должен стараться извлекать все время звук равномерный в отношении силы; для этого он должен постоянно вести смычок на одном и том же мecтe струны».

     - соотношение давления и скорости, на каждой струне. Например, исполнитель играет кантилену в темпе adagio или largo длинными выдержанными нотами, то скорость движении смычка приближается к минимальной, и наоборот: широкий штрих detache в мелких длительностях и при быстром темпе требует максимальной скорости. Что касается нажима, то мы знаем из практики, что он тесно связан с «игровой точкой». Так, по мере перемещения последней от грифа к подставке нам приходится все время прибавлять нажим для преодоления возрастающей упругости струны.

     - направление смычка. Часто у учащихся погрешности в звукоизвлечении связаны с искажением направления ведения смычка. Поэтому правило перпендикулярного к струне ведения смычка является основополагающим и обязательным для учащихся в вопросе звукоизвлечеиия

        Упражнения:

  • плавно вести смычок очень близко над струной вверх и вниз, и стараться удерживать его на минимальном расстоянии от струны.
  • вести смычок вниз, поочерёдно поднимая пальцы со смычка, начиная с мизинца, оставляя в конце лишь указательный палец. Затем при движении вниз, ставить их в обратном порядке лишь тогда, когда уже не выходит качественное звукоизвлечение. При этом пальцы должны как бы “обнимать” трость.
  • снять октавный флажолет, затем, не прерывая звучания снять палец и добиваться того, чтобы флажолет продолжал звучать. При этом смычок должен идти по струне достаточно легко и свободно.
  • очень полезно “тянуть” длинные смычки с нюансами.

Список литературы

  1. А.Броун «Очерки по методике игры на виолончели»
  2. сайт  http://ale07.ru/music/notes/song/violo/broun1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДПОП "Струнные инструменты" учебный предмет "Специальность (виолончель)"

Программа по учебному предмету "Специальность(виолончель)" в соответствии с ФГТ....

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Рабочая программа ДШИ по специальности "Виолончель"

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Виолончель», далее  - «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к допол...

Открытый урок «Работа над звукоизвлечением на виолончели. Первоначальный этап обучения»

Специфика начального периода обучения игре на виолончели заключается в том, что для исполнения даже самых простейших  песенок и мелодий на этом инструменте требуется  гораздо более длительны...

Музыкальная библиотека "Виолончель"

Информация для детей о музыкальном инструменте - виолончели....

Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»

С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании....

Конспект открытого урока: "Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели"

Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмеч...