Рабочая программа ДШИ по специальности "Виолончель"
рабочая программа на тему

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Виолончель», далее  - «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи до девяти лет, составляет 8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_violoncheli_2012.doc198.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  В  ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО  ИСКУССТВА

«СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная   область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01.  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

ВИОЛОНЧЕЛЬ

                                     

       

Нижневартовск  2014 г.                                                                                                      

 

Разработчик   –  преподаватель по классу виолончели  высшей                                                                                                                                                                     квалификационной   категории  МАУДО «ДШИ №2»

г.Нижневартовска, солистка камерного ансамбля  «Элегия»  

МУ «Дворца искусств»  Дубовская Лариса Владимировна

               Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

2. Срок реализации учебного предмета.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

5. Цели и задачи учебного предмета.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

7. Методы обучения.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени.

2. Годовые требования по классам.

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

2. Контрольные требования на разных этапах обучения.

3. Критерии оценки.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

3. Методические рекомендации по работе с начинающими виолончелистами.

VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Список рекомендуемой нотной литературы.

2. Сборники концертов, сонат и пьес.

3. Список рекомендуемой методической литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель», далее  - «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на виолончели, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Кроме того, программа рассчитана на формирование у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями.

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знания музыкальной терминологии;
  • знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения на виолончели;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на виолончели;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на виолончели;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на виолончели;
  • навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на виолончели;
  • навыков сольных публичных выступлений, а также в составе струнного ансамбля, камерного или симфонического оркестров.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (Виолончель)».

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы составляет 9 лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (виолончель)»:

Сроки обучения

8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка

592 часов

2074 часов

Количество часов на аудиторные занятия

1777 часов

691 часов

Количество часов на самостоятельную работу

1185 часов

  1. часов

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально психологические особенности. Занятия проводятся  два раза. Один урок в неделю предусмотрена работа с концертмейстером.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (виолончель)»

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  • освоение музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом «виолончель» в пределах программы учебного предмета;
  • развитие музыкальных способностей:        слуха, памяти, ритма,
  • эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
  • развитие интереса и любви к академической музыке и музыкальному творчеству;
  • овладение основными исполнительскими навыками игры на виолончели: чистотой интонации, владением тембровыми красками, тонкостью динамических оттенков, разнообразием вибрации и точностью штрихов, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение соло, в ансамбле и в оркестре;
  • развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (виолончель)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (виолончель)» должны иметь хорошую  звукоизоляцию. Дв кабинете должны быть виолончели разных размеров и пианино для работы с концертмейстером.

Размеры виолончелей: 1/8 для детей 5-6 лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11 лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а также наличие смычков размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.

В образовательном учреждении должны быть созданы  условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 8 лет

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

3

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

Количество часов на самостоятельные занятия в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

Общее количество часов на аудиторные занятия по годам обучения

96

99

132

132

165

165

198

198

Общее количество часов на самостоятельные занятия

1185

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1777

9-й  год дополнительный

Продолжительность учебных занятий в год (в неделях)

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

99

Количество часов на самостоятельные занятия в неделю

6

Общее количество часов на самостоятельные занятия

198

Общее максимальное количество часов за год

297

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.);
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2.Годовые требования по классам

Первый класс

        В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на виолончели: работа         над постановкой рук, корпуса, организация рациональных игровых движений.

Изучение нотной грамоты, изучение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения.

Изучение первой позиции в узком расположении пальцев, и далее - в широком.

Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, legato по 2-4 ноты на смычок, комбинированные штрихи, соединение струн.

Простейшие упражнения для укрепления правой и левой руки.

Работа над качеством звучания, интонацией, ритмом.

Гаммы и трезвучия в 1-2 октавы. Исполнение несложных пьес.

Подготовка к чтению с листа.

В конце первого полугодия возможно изучение IV позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций).

Годовые  требования

За  год  учащийся  должен  изучить  3-4   мажорных и  минорных  гаммы  и  арпеджио  в  пределах  первой  позиции  до  двух  знаков  в  медленном  движении  с  применением  элементарных  штриховых   вариантов: деташе,  легато, смешанные  штрихи, 8 -10  этюдов  и  6-8  пьес.

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. А. Гречанинов  «Утренняя прогулка».     

2. Д. Кабалевский «Марш»

Второй вариант

1. Н.Бакланова  «Романс»

2. И. Волчков  «Токката»

Второй класс

Выявление степени приспособленности учащегося к инструменту. Продолжение работы над  постановочно-двигательными  навыками,  интонацией,  звукоизвлечением. Работа над организацией игровых движений.

Качество  исполнения  штрихов:  деташе,  легато до  8  нот  на  смычок  и  их  сочетаний  в  медленном  и  более  подвижном  темпе. Изучение штрихов мартле и стаккато по 4 ноты на смычок. Несимметричные штрихи.

Простейшие  виды  двойных  нот (с  применением  открытых  струн),  закрепление  навыка  широкого  расположения  пальцев  на  грифе (1-й  и  2-й  виды), работа  над  развитием  артикуляции  пальцев.  Изучение  позиций -  четвертой,  половинной  и  третьей.  Начальное  развитие  навыков  в  смене  позиций.  Флажолеты.  Настройка  инструмента.

Анализ музыкального произведения. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над фразировкой.

Развитие  навыков  чтение  нот  с  листа и транспонирование несложных пьес из Хрестоматии для  первого  класса. Подготовка  к  игре  в  ансамбле  на  нетрудном  материале (легкие пьесы из 8-16 тактов).

Годовые  требования

За год учащийся должен изучить двухоктавные мажорные и минорные  гаммы до двух знаков в пределах I-IV позиций с применением различных штриховых вариантов, 6 - 8 этюдов, 6 -7 пьес.

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. Технический зачет: гамма соль мажор в две октавы

С. Ли. Этюд  №111 (соль мажор). Мардеровский «Уроки игры на виолончели»

2.Академический концерт:

Н. Бакланова  «Романс»

Л. Бетховен  «Контрданс»

Второй вариант

1.Технический зачет: гамма фа мажор в две октавы

Ю. Доцауэр. Этюд № 23 (до мажор) «Избранные этюды для виолончели» (1984 г.)

2.Академический концерт:

Ж. Векерлен «Песня»

А. Гречанинов «Весельчак»

Третий класс

Изучение более сложных штрихов: деташе, легато до 16 нот на смычок в медленном и более подвижном темпе, комбинированные штрихи, закрепление навыков исполнения штриха мартле и стаккато по 8 нот на смычок. Акценты.

Упражнение для развития беглости пальцев. Подготовительные упражнения к работе над трелью. Изучение  II, V  позиций. Закрепление навыков смены позиций. Натуральные флажолеты. Настройка инструмента. Несложные двойные ноты, аккорды.  

Изучение  произведений крупной формы: вариации, сонаты.  Освоение навыков вибрации.  Работа над нюансировкой, фразировкой.

Чтение с листа и транспонирование легких пьес. Навыки самостоятельного разбора несложного материала. Игра в дуэте с преподавателем несложных пьес.

Годовые требования

За учебный год  учащийся должен изучить двухоктавные гаммы и трезвучие до 3-х знаков (минорные до 2-х знаков) в умеренном и более подвижном темпе (с применением различных штриховых вариантов), 6-10 этюдов на различные виды техники, 6-8 пьес,  1 произведение крупной формы.

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. Технический зачет: гамма ля мажор в две октавы

К. Вилкомирский. Этюд  №115 (до мажор). Мардеровский «Уроки игры на виолончели»

2.Академический концерт:

А.Варламов «Красный сарафан»

Л. Бетховен  «Контрданс»

Второй вариант

1.Технический зачет: гамма си-бемоль мажор  в две октавы

Ю. Доцауэр. Этюд № 38 (ми минор) «Избранные этюды для виолончели» (1984 г.)

2.Академический концерт:

И. Иордан «Легкие пьесы в форме вариаций»

Г. Шлемюллер «Непрерывное Движение»

        Четвертый класс

Исполнительские навыки при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Развитие штриховой техники: деташе, легато, мартле, стаккато в подвижных темпах и различных сочетаниях. Изучение штриха сотийе. Изучение двойных нот (сексты) в одну октаву.

Закрепление навыков игры в первых четырех позициях. Изучение высоких позиций V, VI и VII. Развитие беглости пальцев левой руки.

Изучение  произведений крупной формы: концерты. Работа над вибрацией, филировкой звука. Изучение мелизмов: трель, группетто. Развитие музыкально-образного мышления.

Чтение нот с листа и транспонирование несложных пьес. Самостоятельная работа над разбором несложных пьес. Подбор несложных популярных мелодий на слух. Игра в дуэте с преподавателем несложных пьес.

Годовые требования

За год учащийся должен изучить двухоктавные мажорные  гаммы и арпеджио до 3-х знаков,  двухоктавные минорные  гаммы и арпеджио до 2-х знаков,  трехоктавные  мажорные  гаммы  и арпеджио в умеренном и более подвижных темпах.  Различные штриховые варианты.  6-8 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес, 1-2 произведения крупной формы. 

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. Технический зачет: гамма до мажор в три октавы

Ю.Доцауэр. Этюд № 188 (соль мажор) «Уроки игры на виолончели» (1990 г.)

2.Академический концерт:

Ж. Бреваль Соната до мажор, 1 часть

А. Комаровский «Вперегонки»

Второй вариант

1. Технический зачет: гамма ре мажор  в три октавы

Ф. Куммер Этюд №195 (ре минор) «Уроки игры на виолончели» (1990 г.)

2. Академический концерт:

Г. Гольтерман.  Концерт соль мажор     №4, 1 часть

Г. Гольтерман «В непогоду»

Пятый класс

Развитие самостоятельности учащегося, повышение требовательности к выразительности исполнения, усложнение ритмических задач, работа над беглостью и артикуляцией пальцев.

Навыки в сменах позиций. Приемы игры в высоких позициях. Позиции ставки. Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе. Изучение штриха спиккато. Различные их сочетания.

Изучение двойных нот в одну октаву (терции). Работа над соединением позиций при игре двойными нотами.  

Развитие музыкально-исполнительских навыков.  Изучение приемов портаменто, портато.  Изучение мелизмов: мордент, форшлаг.

Чтение нот с листа и транспонирование несложных пьес. Игра в дуэте с преподавателем несложных пьес.

Возможное участие в школьном оркестре.

Годовые требования

За год учащийся должен изучить: двухоктавные мажорные  гаммы и арпеджио до 4-х знаков, трехоктавные гаммы и арпеджио в различных штриховых вариантах. 6-8 этюдов, 4-6 пьес, 1-2 части сонаты, 1 часть концерта. Чтение нот с листа.

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. Технический зачет: гамма ре мажор в три октавы

Н. Грановский. Этюд №5 (соль мажор). «Этюды для виолончели» (1988 г)

2.Академический концерт:

А. Вивальди Концерт ля минор, 1 часть

Э. Дженкинсон «Танец»

Второй вариант

1. Технический зачет: гамма ми-бемоль мажор   в три октавы

С. Ли Этюд №197(фа мажор).  «Уроки игры на виолончели» (1990 г.)

2.Академический концерт:

Г. Гольтерман.  Концерт №5 (ре минор), 1 часть

А. Айвазян  «Грузинский танец»

Шестой класс

Совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато, спиккато. Изучение штриха рикошет. Закрепление навыков игры в исполнении мелизмов. Развитие техники левой руки: различные виды соединения позиций, двойные ноты. Изучение октав. Аккорды. Флажолеты (натуральные и искусственные).  Закрепление позиции ставки.

Работа над законченностью произведения – содержанием и музыкальной формой, авторской  концепцией и исполнительской интерпретацией.

Чтение нот с листа и транспонирование несложных пьес. Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром.

Игра в дуэте с преподавателем эстрадных несложных пьес.

Годовые требования

За  год учащийся должен изучить 3 - 4 трехоктавных гамм и арпеджио  с применением  различных штрихов. Одну гамму двойными нотами - терциями, секстами, октавами. 5 - 7 этюдов на различные виды техники, 4 - 6 разнохарактерных пьес, 2 произведения крупной формы.

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. Технический зачет: гамма до мажор в три октавы

Л. Мардеровский. Этюд № 32 (ре минор) «Этюды для виолончели» (1988 г.)

2.Академический концерт:

Марчелло. Соната ми минор, 1 и 2 части

Г. Гольтерман  «Этюд – каприс»

Второй вариант

1. Технический зачет: гамма ми-бемоль мажор  в три октавы

К. Шредер Этюд № 8 (ми мажор)  «Этюды для виолончели» (1988г.)

2.Академический концерт:

Г. Глазунов «Испанская серенада»

Седьмой класс

Совершенствование штрихов  и различных их сочетаний. Изучение летучего стаккато. Работа над двойными нотами  (терции, сексты, октавы) в две октавы.

Работа над законченностью произведения – содержанием и музыкальной формой, авторской  концепцией и исполнительской интерпретацией. Активное освоение виолончельного репертуара разностильной направленности. Крупная форма более сложной фактуры и содержания.

Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра.

Годовые требования

В течение учебного года  учащийся должен изучить 3-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио, в медленном  и подвижном темпах, различными штриховыми вариантами. Гамма двойными нотами, хроматическая гамма. 6-8 этюдов на различные виды техники, 5-6 пьес различных по стилям и жанрам.

2 произведения крупной формы (соната, концерт).

Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

1. Технический зачет: гамма ми-бемоль мажор  в три октавы

К. Шредер Этюд № 8 (ми мажор)  «Этюды для виолончели» (1988г.)

2.Академический концерт:

Дж. Эккльс.  Соната соль минор  1, 2 части

У. Сквайер «Тарантелла»

Второй вариант

1. Технический зачет: гамма ми-бемоль мажор  в три октавы

2.Академический концерт:

И.Х. Бах  Концерт до минор, 1 часть    

Д. Гоэнс  «Скерцо»

Восьмой класс

Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально качественном виде.

Закрепление ранее пройденных гамм. Подготовка к выпускному экзамену.

В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение, исполнявшееся ранее.

В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать программу на классных вечерах и школьных концертах, различных конкурсах и фестивалях.

Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика и показать его с лучшей стороны.

Годовые требования

В течение учебного года  учащийся должен изучить 3-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио, в подвижном темпе, различными штриховыми вариантами. Гамма двойными нотами, хроматическая гамма. 6-8 этюдов на различные виды техники, 5-6 пьес различных по стилям и жанрам.

2 произведения крупной формы (соната, концерт).

Требования к выпускной программе:

-крупная форма: соната 2 части (1,2 или 3,4 части) или концерт (1 или 2, 3 часть),

-две разнохарактерные пьесы.

Примеры программы выпускного экзамена

Первый вариант

Ж. Бреваль. Соната соль мажор

М. Глинка «Ноктюрн»

А. Айвазян  «Концертный этюд»

Второй вариант

И.Х. Бах  Концерт до минор,  2,3 части    

Г. Форе «Пробуждение»

Г. Гольтерман  «Каприччио»

Девятый класс

В этом классе учатся обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у обучающегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.

Примеры программы экзамена Первый вариант

И. Гайдн. Концерт до мажор, 1 часть

С. Рахманинов «Элегия»

Д.Поппер «Венгерская рапсодия»

Второй вариант

Г. Гольтерман. Концерт № 3 си минор, 1 часть

Г. Форе «Элегия»

С. Рахманинов «Восточный танец»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности, умений и навыков, таких, как:

  • знания основного виолончельного репертуара;
  • знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
  • умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

Реализация программы обеспечивает:

  • формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями виолончельного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (сюиты, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умения чтения нот с листа несложного текста;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о способах разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Специальность (виолончель)" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, организацию домашних занятий, повышение уровня усвоения текущего материала. Формами  текущего контроля являются оценки за работу на уроке, выполнение домашнего задания.

Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащихся. Ее формами являются контрольные уроки, технические зачеты, академические концерты, фестивали, конкурсы и прослушивания к ним.

Контрольные уроки проводятся в конце каждого месяца.   Технические зачеты для учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7-ых классов в 3- ей четверти.  Обучающиеся должны исполнить гамму, арпеджио и штрихи в гамме, этюд наизусть на различные виды техники, показать умение читки с листа несложных произведений и знания терминов.

В конце каждого полугодия проводятся академические концерты для обучающихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - ых классов. Обучающиеся  1, 2 – ых классов должны исполнить две разнохарактерные пьесы. Обучающиеся 3, 4 - ых классов - две разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы. Обучающиеся 5, 6, 7 -ых классов - произведение крупной формы и пьесу.

Участие и победы в исполнительских конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Итоговая аттестация. Для обучающихся выпускного класса в целях комплексной проверки развития выпускников проводится:

1. Контрольный урок во 1 - ом полугодии, где оцениваются  следующие знания, умения, навыки:

 - исполнение гаммы, арпеджио;

 - читка с листа предложенного произведения (пьесы из начальных, средних классов обучения);

 - исполнение пьесы в ансамбле;

 - умение рассказать об исполняемых произведениях, их авторах.

2. Прослушивания выпускной программы проводятся в конце 1-ого полугодия и в конце третьей четверти.

3. Выпускной экзамен проводится в конце учебного года  во  время итоговой аттестации, где выпускник должен:

 - показать навыки качественно владения инструментом в исполнении произведений классического и популярного репертуара;

 - исполнить экзаменационную программу из 3 – х произведений разных     стилей и жанров: крупная форма и две разнохарактерные пьесы.

На текущую и итоговую аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за месяц до начала проведения аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Академические концерты, экзамены принимается преподавателями отдела, в том числе и  преподавателем, который вел предмет, кандидатуры, которых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения.

Критерии оценки

Владение  инструментом: организация игрового аппарата.

Уровень исполнительского мастерства: техническая оснащенность, точное исполнение штрихов, динамические оттенки, фразировка,  целостность формы, соответствие исполняемого произведения стилю и жанру.

Исполнительская воля: умение донести до слушателя художественный смысл произведения.

5 «Отлично»

Технически совершенное и художественно осмысленное исполнение

4 «Хорошо»

Грамотное исполнение с небольшими недочетами

3 «Удовлетворительно»

Исполнение с большим количеством недочетов (недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.)

2 «Неудовлетворительно»

Комплекс недостатков из – за отсутствия домашних занятий и плохой посещаемости аудиторных занятий

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по предмету «Виолончель», по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».  

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

При выведении переводной и итоговой  оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на академическом концерте или экзамене;

другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Контрольные требования на разных этапах обучения

С каждым годом обучения требования к знаниям и умениям повышаются.

Требование к объёму знаний, соответствующих году обучения:

  • теоретические сведения о музыке,
  • сложность и разнообразие нотной записи (мелодического и ритмического рисунка), ключевых знаков и других специфических символов,
  • музыкальные термины,
  • разнообразие форм и жанров,
  • основные исполнительские категории.

Требования к объему умений, соответствующих году обучения:

  • посадка за инструментом, постановка игрового аппарата,
  • ритмичность,
  • аппликатура,
  • хороший звук,
  • соответствие темпа,
  • правильная (убедительная) фразировка,
  • игра наизусть и без остановок.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации по работе с начинающими виолончелистами

Основной задачей музыкального образования на начальной стадии обучения является воспитание и развитие музыкального мышления, внутреннего слуха и чувства ритма.

Необходимо, чтобы первые уроки по специальности доставляли радость общения с музыкой: органично связывали инструментальные задачи с развитием художественно – слуховых представлений, знакомили ученика с мелодическим и гармоническим музыкальным языком и звучанием инструмента.

Уроки на первом месяце обучения можно начинать с исполнения преподавателем небольших произведений разных по характеру, стилю, например, Бетховен «Контрданс», Евлахов «Романс», Шлемюлер «Марш».

Затем с учеником проанализировать эти пьесы, какие по характеру:  веселые и грустные, медленные и  быстрые, песенные и танцевальные и т.д.

Сложность начального периода обучения игре на виолончели заключается в том, что для исполнения самых простых мелодий требуется гораздо более длительный период обучения, чем скажем, на фортепиано. И если ждать пока ученик овладеет необходимыми навыками это приведет к торможению его общего музыкального развития. А при ускорении процесса вызовет излишнее напряжение в мышцах рук, ученик в дальнейшем не сможет достичь свободы и естественности звучания инструмента.

Во избежании перегрузки физической и психологической необходимо часто менять задачи перед учеником: слушание музыки на CD дисках (5 минут), работа над посадкой, постановкой рук, различные упражнения (5 минут), проигрывание коротких песенок (10 минут), изучение музыкальной грамоты, сольфеджирование (5 минут), игра в ансамбле вместе с преподавателем (10 минут) и т.д.

На первых уроках присутствие концертмейстера необходимо, так как музыка, звучащая в классе – это питательная среда, учебынй материал и объект изучения, гармоническое разнообразие, а занятие одноголосием ограничивает музыкальное развитие ученика.

Приступая к работе над посадкой за инструментом необходимо обратить внимание на прямое положение спины ученик, высоту стула. Ноги должны опираться на всю ступню. Свободное положение рук достигается, когда локти не очень подняты. Виолончель держится с опорой в трех точках: шпиль, грудь, левое колено. Сам инструмент повернут немного вправо.

Начинать работу можно с раздельной постановкой рук, используя различные упражнения.

1.«Крылья птицы». Для того, чтобы ученик почувствовал, каким образом при игре на виолончели следует поддерживать руки на весу, можно «полетать по классу», взмахивая «крыльями». Обратить внимание – какие мышцы поднимают крылья (плечевые мышцы рук), остальные мышцы свободны. Проследить, чтобы не напрягались мышцы шеи, лопаток. Затем педагог придает рукам ученика придает положение соответствующее игровой позиции («складывая крылышки»). Руки сгибаются в локтях: левая рука движется от себя к себе, правая – горизонтально от себя к себе.

Упражнение на развитие координации: 1) руки движутся поочередно; 2) руки движутся вместе.

Начинать можно с игры щипком по открытым струнам в ансамбле с фортепиано, например: «Дождик». Ученик представляет, что за окном начинается дождик, с крыши на подоконник падают капли и пока упадет следующая капля можно сосчитать до четырех (игра целыми длительностями), затем дождик усиливается и капли падают в два раза чаще (половинные длительности, затем четвертные и вольмые).

Далее можно проиграть ритмические группировки:

1.Я гуляю по лугу, я кукушку стерегу.

2. Ди-ли-дон, ди-ли-дон, колокольчики кругом.

Задачу усложняем: ставим четыре пальца на струну, прижимая легко, потом более значительно, повторяя несколько раз ритмично, под аккомпанемент. Следует следить за большим пальцем, не давить им на шейку инструмента, а оказывать незначительное противодействие остальным. Далее можно попробовать упражнение на скольжение пальцев по струне, таким образом ученик получит первые навыки  позиционных переходов. После этих упражнений ученик сам поймет, почему не надо сильно прижимать большой палец.

Упражнения на струне «ре»:

  1.  «Дятел» (соль-ре) с 4-м пальцем,
  2. «Веселая кукушка» (фа диез-ре) с 3-м пальцем,
  3. «Грустная кукушка» (фа -ре) со 2 –м пальцем,
  4. «Колыбельная» (ми-ре) с 1-м пальцем.

Освоив эти упражнения можно перейти к более сложным, например: «Ступени» (ре, ми, фа, соль, соль, фа, ми, ре) на струнах «Ре», «Ля», и «соль».

Для работы над постановкой правой руки первоначально проделать упражнения с карандашом, затем с тростью смычка.

  1. Определение центра тяжести.
  2. «Качели» - это упражнение дает возможность почувтвовать роль большого указательного пальцев и мизинца прри удержании смычка в горизонтальном положении. Представть, что большой палец – основание качелей, на котором лежит воображаемая доска. «»Приятели» (пальцы) качаются, то один поднимается вверх, то другой. Упражнение укрепляет мизинец, вырабатывается навык мягкого прикосновения к струне.
  3. «Шлагбаум» или «Весы», смычок в вертикальном направлении. Наклоняем смычок влево указательным пальцем, затем из исходного положения вправо наклоняем мизинцем. Это упражнение дает возможность понять, что такие «вспомогательные движения пальцев» при движении смычка по струнам.
  4. «Вертушка» -поворот трости вокруг своей оси действием большого пальца и сгибанием – разгибанием противостоящих ему пальцев.
  5.   «Червячок» - перемещение пальцев по трости от колодки и обратно (смычок в вертикальном положении).
  6. «Дворники» (щетки лобового стекла) – смычок в вертикальном положении.

Перемещение трости поочередным сгибанием мизинца и указательного пальца.

  1. «Секттор». Тоже, что «Дворники», нов горизонтальном положении.

Далее переходим к упражнениям по открытым струнам. Во избежании резкого звука педагог поддерживает руку ученика, устраняя непроизвольное напряжение мышц, помогая легко коснуться волосом смычка струны. Когда подносим смычок к струне, поддерживаем пальцами, а когда смычок уже лежит на струне пальцы меняют функцию и становятся опорой для передачи веса руки от плечевого сустава на струну.

Далее следуек комплекс упражнений по открытым струнам частями, затем целым смычком. Переходя к одновременной игре смычка и пальцами левой руки нужно иметь ввиду, что координация усложняется и для первых упражнений следует использовать матреиал изученный приемом пиццикато (т.е. щипком). Например: детские прибаутки «Петушок», «Василек», «Сорока», Прогоним курицу», «Дроздок» и т.д.

2.Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.

Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения.

Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить обучающегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития обучающихся имеет работа с концертмейстером. Совместное исполнение обогащает музыкальное представление обучающихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию обучающихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.

Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, интонация, ритмический рисунок, динамика, фразировка. Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса.

Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

3.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Периодичность занятий - каждый день.

Примерный объем времени, отводимого на самостоятельную работу - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Ученик должен уйти с урока с ясным представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В первую очередь следует прорабатывать самые сложные музыкальные эпизоды, используя различные технические приемы. Хорошо зная умственные и физические возможности ученика, педагог может предположить, сколько времени займет работа над тем или иным произведением.

Время, которое затратит ученик на проработку гамм, упражнений и этюдов, также определяется индивидуально.

Домашние занятия должны быть эффективными: занимать минимальное

количество времени и давать максимальный результат.

VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой  нотной  литературы

Упражнения и этюды

1. Уроки игры на виолончели. Л. Мардеровский.  М, 1990 г.

2. Школа игры на виолончели. Р. Сапожников. М, 1973 г.

3. Школа игры на виолончели. С. Ли.  М, 1995 г.

4. Виолончельная техника. С. Кальянов. М, 1984 г.

5. Избранные упражнения для виолончели. И. Волчков. М, 1994 г.

6. Избранные этюды для виолончели. Тетрадь №1. А. Никитин. С. Ролдугин. Л, 1984 г.

7. Избранные этюды для виолончели. Младшие классы.  С. Кальянов. М, 1973 г.

8. Этюды для начинающих виолончелистов. Р. Сапожников. М, 1975 г.

9. Этюды для виолончели. 3-5 кл. Р. Сапожников. М, 1976 г.

10. Этюды для виолончели на различные виды техники. 4 кл. ДШИ. Ю. Полянский. Киев, 1980 г.

11. Этюды для виолончели на различные виды техники. Г. Бострем. М, 1988 г.  

12. Избранные этюды для виолончели. Ю. Дотцауэр. М, 1964 г.

Сборники концертов, сонат и пьес

1. «Нотная азбука». Н. Кончаловская.  М, 1978 г.

2. «Маленькому виолончелисту» (методическое пособие). Б. Потребухин. СПБ, 2006 г.

3. «Музыкальная азбука маленького виолончелиста». Л. Антонова. СПБ, 2006 г.

4. Шаг за шагом. 1 кл. ДМШ. Ю. Полянский, И. Романчик. Киев, 1990 г.

5. Хрестоматия для виолончели. Пьесы, этюды, ансамбли. 1-2 кл. ДМШ. И. Волчков. М,  1972 г.

6. Хрестоматия для виолончели 1-2 кл. ДМШ. Р. Сапожников. М, 1974 г.

7. Хрестоматия педагогического  репертуара для виолончели 1-4 кл. Вып. 1.

Р. Сапожников. М, 1990 г.

8. Хрестоматия для виолончели 1-2 кл. ДМШ. И. Волчков. М, 1974 г.

9. Хрестоматия для виолончели 1-2 кл. ДМШ. И. Волчков. М,  1994 г.

10. «Пьесы и произведения крупной формы для виолончели 1-4 кл. ДМШ. Р. Сапожников. М,  1994 г.

11. «Педагогический репертуар «Детям» переложения для виолончели и фортепиано». Б. Барток. М,  1980 г.

12. «Хрестоматия для виолончели «Пьесы, ансамбли»» 3 кл. ДМШ. И. Куус, И. Оликова, Н. Полупан. М, 1986 г.

13. «Хрестоматия для виолончели 3-4 кл. ДМШ. Пьесы и произведения крупной формы, ансамбли». И. Куус, И. Оликова, Н. Полупан. М,  1997 г.

14. «Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели, 3-4 кл. ДМШ».

Р. Сапожников. М,  1974 г.

15. «Хрестоматия для виолончели 3-5 кл.ДМШ, концерты» И. Волчков. М, 1980 г.

16. «Хрестоматия для виолончели 3-5 кл.ДМШ, концерты» И. Волчков. М, 1980 г.

17. «Хрестоматия для виолончели. 5 кл. ДМШ» Пьесы, этюды, произведения крупной формы». Вып.1. И. Волчков. Москва, «Музыка»,  2004 г.

18. И. Волчков. «Хрестоматия для виолончели. 5 кл. ДМШ» Пьесы, этюды, произведения крупной формы». Вып.2. Москва, «Музыка»,  2002 г.

19. «Хрестоматия для виолончели 5 кл. ДМШ этюды, пьесы, произведения крупной формы».  И. Волчков. М, 1982 г.

20. «Педагогический репертуар. 6-7 кл. ДМШ, Пьесы русских и советских композиторов для виолончели и фортепиано». В. Зверев. М, 1975 г.

21. «Хрестоматия для виолончели 6-7 кл.ДМШ, концерты», вып.2, И. Волчков. Москва, «Музыка», 1989 г.

22.«Маленькому виртуозу». Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып.1. Н. Жемолдинова. СПБ, 2003 г.

23.«Маленькому виртуозу». Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып.2. Н. Жемолдинова. СПБ, 2004 г.

24. «Педагогический репертуар средние классы ДМШ, Концерты, вариации для виолончели и фортепиано». И. Волчков. М, 1984 г.

25. Г. Гольтерман. Концерт №4 для виолончели и фортепиано. М, 1980 г.

26. Г. Гольтерман. Концерт №5 для виолончели и фортепиано. М, 1981 г.

27. Д. Гоэнс. Концерт ля минор для виолончели и фортепиано.  М, 1972 г.

28. Ю. Кленгель. Концертино до мажор для виолончели и фортепиано. Москва, «Музыка», 1954 г.

29. Ю. Кленгель. Концертино для виолончели и фортепиано. Москва, «Музыка», 1986 г.

30. Пьесы зарубежных композиторов Х1Х века для виолончели и фортепиано старшие классы ДМШ. Р. Сапожников. М, 1968 г.

31. Виртуозные пьесы для виолончели и фортепиано. Сост.И. Волчков. М, 1977 г.

32. Пьесы русских композиторов для виолончели и фортепиано 6-7 классы ДМШ. Р. Сапожников. М, 1968 г.

33. Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. Сост. Ю. Челкаускас. М, 1970 г.

34. «Прекрасный вечер». Альбом популярных пьес для виолончели и фортепиано. Ред. М. Шпанова, М, 1994 г.

35. Альбом популярных пьес для виолончели и фортепиано. Вып.1. М, 1989 г.

36. Альбом популярных пьес для виолончели и фортепиано. Вып.2 М, 1989 г.

37. Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. Сост. А.А. Лазько. СПБ, 2003 г.

38. Сост. А.А. Лазько. Пьесы русских композиторов для виолончели и фортепиано.  Вып.1. Санкт – Петербург, «Композитор», 1995 г.

39. «Вечерние огни» Детские пьесы русских композиторов для виолончели и фортепиано.  Сост. Е. Орехова. М, 2000 г.

40. Л.В. Бетховен. Пьесы для виолончели и фортепиано. Сост. Ю. Челкаускас.

М, 1979 г.

41. Г. Гендель. Пьесы для виолончели и фортепиано. Сост. Ю. Челкаускас.

М, 1986 г.

42. В. А. Моцарт. Пьесы для виолончели и фортепиано. Сост. Ю. Челкаускас,

М, 2002 г.

43. К. Сен-Санс. «Романс», Г. Форе «Колыбельная» для виолончели и фортепиано. Сост. С. Ролдугин. М, 1981 г.

44. М. Глинка. Пьесы «Переложение для виолончели и фортепиано средние и старшие классы ДМШ. М, 1981 г.

45. Д. Кабалевский. «Альбом пьес для юных виолончелистов». М, 1975 г.

Список рекомендуемой методической литературы

1. В. Бирина «Особенности начального обучения игре на виолончели».

2. Р. Сапожников «Обучение начинающего виолончелиста». Москва, «Музыка», 1988 г.

3. М. Берлянчик «Основы воспитания начинающего музыканта», Санкт – Петербург, «Лань», 2000 г.

4. Ю. Полянский,  П.  Меламед,  Е. Мурзина  «Воспитание и обучение в ДМШ: скрипка, виолончель».  Киев «Музыкальная Украина», 1988 г.

5. А. Броун «Очерки по методике игры на виолончели».

6. Л. Раабен, О. Шульпяков «Михаил Вайман – исполнитель и педагог». Ленинград, «Советский композитор», 1984 г.

7. Б. Натансон, Л. Рощина «Вопросы музыкальной педагогики», вып.5.  Москва, «Музыка»,  1984 г.

8. В. Руденко «Вопросы музыкальной педагогики», вып.7.  Москва, «Музыка»,  

1986г.

        

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...