«Что даёт вокально-хоровая работа для здоровья ребёнка?»
статья по музыке

Кныш Ирина Борисовна

Данная статья дает рекомендации по вокально-хоровой работе с детьми.

Представленные материалы  по проблеме эффективного использования здоровьесберегающих технологий  окажут  практическое значение для учителей музыки, учителей начальных классов,  воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_i_vokalno-horovaya_rabota_iz_opyta_raboty.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 . г. Комсомольск-на-Амуре

«Что даёт вокально-хоровая работа для  здоровья ребёнка?»

Статья руководителя

вокально-хорового кружка «Унисон»

Кныш Ирины Борисовны

2016 г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

 I  Пение и здоровье…………………………………………………………........

  1. Влияние пения на здоровье

II Примеры использования  здоровьесберегающих методов во внеурочной деятельности, на уроках музыки…………………………………………….......

2.1  Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова………………….

2.2  Дыхательная гимнастика Е. Стрельниковой……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

Библиографический список литературы……………………………………….

Введение

    Актуальность. Проблема.  Высокие требования к здоровью человека предъявляет вся наша жизнь, через идеологические и духовные изменения в различных  сферах. Перед обществом стоят непростые задачи по формированию здоровой нации.

По данным Минздравсоцразвития России из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания.

Поэтому так важна реализация образовательных программ в сфере   расширения представлений о здоровом образе жизни, способах самооздоровления и т.д.  

       Цель  - разработать   приёмы  работы с использованием здоровьесберегающих технологий в процессе вокально-хоровой работы с детским коллективом

      Задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной теме;

-адаптировать известные методы с использованием здоровьесберегающих технологий  для собственного вокального коллектива;

-с помощью методики для диагностики подтвердить условия эффективности в использовании формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

      Практическая значимость. Представленные материалы  по проблеме эффективного использования здоровьесберегающих технологий  окажут  практическое значение для учителей музыки, учителей начальных классов,  воспитателей и педагогов дополнительного образования.

I  Пение и здоровье

1.1 Влияние пения на здоровье

Для того, чтобы оценить роль пения  в охране здоровья , я предлагаю ознакомиться со следующими фактами:

  • С ухудшением экологической ситуации  гортань человека выполняет функции фильтра-отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Пение как нагрузка на голосовой аппарат

-активизирует обменные процессы,    

-усиливает микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани, что компенсирует опасные воздействия.

  • Всё больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используются как  постоянно действующие орудия труда, причём в неблагоприятной акустической, психологической и экологической  обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия и т.п.). Пение как способ подготовки будущих работников в голосовом отношении, компенсирует травмирующие  условия и факторы.

  • Голос и речь ребёнка формируется под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий. Регулярные занятия пением помогает равномерно развивать механизмы голосообразования, выравнивать координацию между слухом и голосом, устраняет хриплые голоса при здоровой гортани и многое другое.

  • Из-за информационной избыточности русского языка и общей смягчённости российской фонетики у детей и взрослых, как правило, слабо развит фонематический слух. Последний является в большей степени «двигательным» слухом, т.е. сродни «вокальному слуху». Пение развивает двигательную сферу голосообразования и речеобразования, способствует развитию фонематического слуха, что необходимо для освоения иностранной фонетики.
  • Вокализация улучшает кровообращение и кислородный поток крови, что позволяет большему количеству кислорода проникать в мозг. Это улучшает умственную активность, концентрацию и память. Общество Альцгеймера даже создало сервис «Пойте для мозга», чтобы помочь людям с деменцией и Альцгеймером сохранить свои воспоминания.  Пение улучшает умственную активность.
  • Известно, что пение способствует выработке эндорфинов - гормонов, которые заставляют вас чувствовать себя взбодрившимися и счастливыми. Кроме того, ученые идентифицировали крошечный орган в ухе, называемый sacculus, который реагирует на частоты, созданные пением. В ответ возникает непосредственное чувство удовольствия, независящее от того, как звучит пение. Пение – естественный антидепрессант.

Вывод: Учителя музыки и хормейстеры на массовом уровне занимаются предупреждением заболеваний гортани, компенсацией вредных воздействий и влияний, развитием голоса и подготовкой его к возможным нагрузкам.

II Примеры использования  здоровьесберегающих методов во внеурочной деятельности, на уроках музыки

2.1.   Фонопедический метод  развития голоса (ФМРГ)            

     В. Емельянова.

Автором фонопедической методики развития голоса  является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета). В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому.

Комплекс упражнений ФМРГ

(для детей младшего школьного возраста)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

ЦЕЛЬ: развивать межрёберные и грудные мышцы, укреплять мышцы диафрагмы.

  1. Исходное положение: корпус прямой, плечи опущены, тыльные стороны ладоней расположены на рёбрах, язык расслаблен и лежит на нижней губе. Делать частые резкие выдохи (ДЫШИМ КАК СОБАЧКА)
  2. Делать вдох (НЮХАЕМ ЦВЕТОК), а затем, медленный выдох, губы – трубочкой (СДУВАЕМ С ЛАДОШКИ ПУШИНКУ)

                АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА:

«Кривлялки»    ЦЕЛЬ: развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата, разогрев  мышц языка, губ, нижней челюсти (ФМРГ + игровые технологии)

  1. Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка (КУСАЕМ ЯЗЫК)

Далее – каждое задание исполняется 4 раза.

2.Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами (ЖУЁМ ЯЗЫК).

3.Упираться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь (КОЛЕМ ГУБЫ И ЩЁКИ)

4.Пощёлкать языком, изменяя форму рта (ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ)

5.Пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем + пройтись по лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.

6.Сделать нижней челюстью круговое движение вперёд-вниз + круговое движение вперёд-вправо-назад-влево-вперёд (ВЫДВИГАЕМ ЯЩИК)

7.Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать «СМОРЩЕННЫЙ  НОС».

8.Соединить движение нижней челюсти вперёд-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением дёсен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. В этом положении сделать 4 резких движения языком вперёд-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

          ИНТОНАЦИОННО – ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ЦЕЛЬ: раскрепощение мышц гортани, помогать сохранять полученный настрой гортани на различных гласных при смене высоты тона, развитие дикции.

1.Сильное активное произнесение согласных звуков в определённой последовательности: «Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж». Каждый звук произносится 4 раза + одновременно работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возвращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

2.Исходное положение: рот открыт, губы расслаблены. Произнести гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное (СТРАШНАЯ СКАЗКА). Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ». Губы и челюсти неподвижны!

3.Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, расслабленный – лежит на нижней губе. Глаза – полусонные. Голосовой регистр расслаблен. Издавать низкий шуршащий-трещащий-скрипящий-рокочущий звук («ШТРО-БАС») на гласном «А».

      ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

«Кричалки»  ЦЕЛЬ: раскрепощение голосового аппарата, сглаживание регистровых порогов.

1.Исходное положение: максимально открытый рот, оттопыренные губы. Произносим 4 коротких шипящих звука в форме гласного «А» шепотом.

2.Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со всё возрастающей силой тона, увеличением объёма ротоглоточной полости (всё большим открыванием рта)  - ЗАВОДИМ И ЗАПУСКАЕМ РАКЕТУ

3.Сказать «раз, два» шёпотом, «три,четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикнуть + имитировать крик чаек 3 раза  (ЧАЙКИ)

4. «КРИК-ВОЙ!» Исходное положение: максимально открытый рот. Сделать бесшумный вдох, крикнуть 3 раза «А», а затем, перевести этот крик восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» (В ЛЕСУ).

5. «ВОРОНА И ГНОМ» Сделать глубокий вдох, проговаривание текста в верхнем и нижнем регистре:

               

              - Как зовут тебя, ворона? (верхний регистр)

              - Ка-а-арловна (нижний регистр)

              - Что ты делаешь, ворона? (верхний регистр)

              - Ка-а-аркаю (нижний регистр)

              - Что кричишь как на базаре?(верхний регистр)

              - Нра-а-авится! Кра-а-асота! (нижний регистр)

2.2. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

        Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Этот комплекс упражнений помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания, а самое главное благотворно влияет на развитие и восстановление певческого аппарата. Поэтому эта гимнастика рекомендована педагогам, актерам, исполнителям, дикторам, лекторам.
        Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, мы успеваем сделать 16 движений каждого упражнения.
                 Основной комплекс дыхательных упражнений
1. Упражнение «Повороты головы»
И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
2. Упражнение «Китайский болванчик»
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: «Ай! Как не стыдно!». Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
3. Упражнение "Малый маятник"
И.П.: ноги чут уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Голова посередине не останавливается.
4. Упражнение «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое.
5. Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
6. Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
7. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.
Упражнение «Перекаты».
8. И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага, руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться. Делать легкие, едва намеченные полуприсяды, как бы танцуя на месте. Вдыхать в конечной фазе кождого полуприседа. Сделав половину вдохов, надо сменить положение ног.
9. Упражнение «Шаги» передний шаг (рок-н-ролл)
И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох.
10. Упражнение «Шаги» задний шаг.
На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.
Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Данные упражнения рекомендуется  использовать в начале вокально-хоровых занятий с детьми. Они несут в себе здоровье, развитие, положительные эмоции и хорошее настроение!

Заключение

       Психологические, педагогические, медицинские исследования  подтверждают, что человеческий голос и музыка могут быть причиной стабилизации психофизиологических процессов человека. Пение способно вызвать гармонизацию духовного состояния человека. В процессе музицирования активизируется творческая активность.  Методики , о которых шла речь в данной работе, способствуют  отвлечению, развлечению, освобождению от внутреннего напряжения и тревоги; достижению эмоциональной разрядки  и духовного очищения.

Библиографический список

  1.  Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М., 2008.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / В.В. Емельянов. – СПб.,2010.
  3. Карпова Т.А. Звукотерапия. В кн.: Энциклопедии традиционной народной медицины / Т.А. Карпова -   М., 2002.
  4. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.
  5. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе // Интернет и образование. Июнь. Том 2009. № 9.- Электронный ресурс: Код доступа/ http://www.openclass.ru/node/47746
  6. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков/ Ю.С.  Шевченко.// Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
  7. https://www.smolokova.ru/pedagogam/vokalno-xorovaya-rabota.html
  8. https://zen.yandex.ru/media/muztochka/8-neojidannyh-faktov-o-polze-peniia-dlia-zdorovia-5b008d5d00b3dd0f6c1868e1
  9. http://www.membrana.ru/particle/6267
  10. https://cyberleninka.ru/article/v/lechenie-peniem-kak-metod-garmonizatsii-psihofiziologicheskogo-i-somaticheskogo-zdorovya-cheloveka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"

Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...