Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 23.49 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 170.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 6 классе
Тема урока: «Красочность музыкальной гармонии»
Цель: Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся в процессе музыкальной деятельности.
Задачи:
- Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.
- Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и собой.
- Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.
Тип урока: комбинированный
Методы:
- наглядно-иллюстративный;
- словесный;
- проблемно-поисковый;
- контроля и самоконтроля
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано
Музыкальный материал: Джованни Марради инструментальная композиция «Гармония музыки и природы»(видео), Н. А. Римский- Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко», А. Зацепин «Ты, слышишь, море?» из к\ф «Свистать всех наверх!» (видео)
Дополнительный материал: Стихотворение В.Лазарева «Мне снилась музыка», материал для творческого проекта ( цветная бумага, клей, ножницы, ватман), словарь эстетических эмоций, карточки для индивидуальной работы, текст песни
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук…
М. Ивенсен
Ход урока
- Организационный момент
Музыкальное приветствие. Организация класса на творческую работу. Эпиграф урока. (1 мин)
- Актуализация знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности.
На фоне инструментальной мелодии Джованни Марради и видеоряда « Гармония музыки и природы» звучит стихотворение В.Лазарева «Мне снилась музыка».
Мне снилась музыка...
Я звуки чистые ловил
На острия дрожащих веток,
Ко мне летели соловьи,
Сквозь вьюгу пущенные светом.
Мне снилась музыка...
Всё — музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка...
И потрясенная до дна,
Душа входила в пору таянья...
Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка..
-Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?
(Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты)
- А можно ли наши ощущения, состояние назвать одним словом. Всё это называют одним словом «гармония».
- Скажите, а нас всегда окружают гармоничные вещи? Давайте посмотрим на следующие изображения, это можно назвать это красивым? Почему? (все разбросано, нет порядка, хаос)
- Значит, чтобы получить красоту нам нужно предметы собрать и упорядочить. Необходимо согласие частей, предметов для красивого целого.
- Так что же означает это слово «гармония», дайте пожалуйста определение. ( Гармония — (от греч. harmonia — согласие) — единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений.
Гармония — соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, взаимность соотношение, согласие, согласность, стройность и порядок.)
Гармония – соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.
-Вспомните, а какое значение имеет «гармония» в музыке? (благозвучие, стройность и порядок) Термин «гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование).
Гармония - благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.
- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.
- Новый материал
Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.
Задание 1. Перед вами лежат карточки для самопроверки, давайте их вспомним. Соотнесите понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде).
Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой, изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.
Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно не красные и синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое солнышко, бегущий ручей, которые рисует композитор, используя удивительные музыкальные инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.
Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.
- Вспомните, какого композитора мы называем композитором-сказочником?(Римский – Корсаков). Сл. 2.
Именно у Н. А. Римского - Корсакова целая галерея причудливых сказочных персонажей образов, пейзажей. Один из примеров необыкновенной красочности гармонии – это опера-былина «Садко» - сл. 3.
Опера начинается с того, что главный герой - гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.
Тогда Садко сетует у озера, там и засыпает в печали. Но его песню слышала царица водная и ее подруги. Они выходят на берег. Водная Волохва жалеет Садко, она дарит ему чудо: как он вдруг закинет сеть в это озеро, так и вытащит трех золотых рыбок.
К жене Любаве возвращается Садко с мыслями о новой жизни. И вот герой идет в город, где его ждут богачи, которые хотели бы от него избавиться. Лишь бедняки поддерживают смелого мечтателя в борьбе с богачами. Возникает спор, и Садко бьется об заклад, что вытащит из озера сразу трех золотых рыбок, которых там и не водилось никогда. Богачи смеются, ставят на кон свои торговые лавки. И конечно, проигрывают... Но герой не берет их, рыбки превратились в горы золота для него.
Садко исполнил свою мечту - он путешествует. И вот идет его корабль по морю-океану, но вдруг замирает. Оказывается, что Садко много лет уже колесит по водам, а дань морскому царю ни разу не заплатил. Стали моряки бросать за борт золото и драгоценности, но корабль не двигается. Вот и поняли они, что требует Царь настоящую жертву... Бросили жребий, то есть каждый - перо на воду. Все остались на глади морской, а перо Садко камнем пошло ко дну. Понял Садко, что ждет его сам Царь.
Не испугался мечтатель, очутился при морском дворе. Сумел успокоить Царя разобиженного, сыграл ему и спел. Да так, что буря поднялась.
Спас всех моряков Богатырь. Он тут же отобрал власть у Царя и выгнал на сушу его дочь (ту самую Волохву). Садко тоже оказался на берегу. Дочка морского Царя любит его, но не может быть с ним - она превращается в речку. А Садко возвращается к жене.
Слушание фрагмента из 6 картины оперы « Садко» , «Шествие чуд морских»
- Какой образ создается гармонией «Шествием чуд морских». Ваши представления, настроение, чувства которые вызовет эта музыка. ( атмосфера загадочности, волшебства, романтичности)
-Почему этот фрагмент назван «шествием», и какое шествие показано композитором? (Это не открытая стихия моря, поэтому все замедленно, текуче, гибко, глубины моря, скрытые от человеческого взора).
Задание 2. «Чуда морские» как будто «складывают» красочную музыкальную мозаику. ( вспомнить что такое мозаика – изображение из цветных камешков, смальты (цветное непрозрачное стекло). Давайте и мы попробуем сложить свою красочную гармоничную мозаику своего настроения, впечатления от услышанного произведения. Ваша задача выбрать цвет из представленной палитры, который бы соответствовал бы вашему настроению и чувств от услышанного произведения. И попытайтесь создать форму своей мозаики. Может быть у вас получится свое морское подводное «чудо».
Творческий проект « Мое настроение»
- Вокально-хоровая работа
Очень часто гармония музыки сливается с гармонией поэзии и тогда рождается еще одно настоящее чудо – это конечно же песня. И сегодня мне не хотелось бы отходить далеко от морской темы м и познакомить вас с песней замечательного советского композитора А. Зацепина « Ты слышишь, море?» - сл. 4.
Это песня из к\ф « Свистать всех наверх!» (Фильм снят в 1970 г., по рассказу Альберта Анатольевича Иванова «Свистать всех наверх!» Десятилетний яхтсмен Миша Ерохин приехал к тетке в приморский городок, снарядил лодку, подобрал экипаж и вскоре был готов к экспедиции. Но местные ребята, которых Миша обошел своим вниманием, решили сорвать путешествие романтиков)
Слушание песни « Ты слышишь, море?»
Распевание.
Разучивание 1 –го куплета.
V. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с Вами, ребята, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность. Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство. Я желаю Вам жить в гармонии с природой, с окружающими и в гармонии с самим собой.
Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь, которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения.
VI. Домашнее задание: повт изуч. мат-л.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"
Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"...
"Красочность музыкальной гармонии"
Разработка урока музыки в 6 классе "Красочность музыкальной гармонии"...
Презентация "Красочность музыкальной гармонии"
Презентация к уроку музыки в 6 классе "Красочность музыкальной гармонии"....
Конспект урока по технологии 1 класс " Волшебная поляна" УМК " Гармония"
Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся через включение в коллективный проект по теме "Волшебная поляна"....
Конспект урока по технологии 1 класс " Корзина с ягодами" УМК " Гармония"
Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся, развитие работаль с разными материалами: клеем. бумагой....
Конспект урока музыки в 6 классе «Путешествие в мир Гармонии»
Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии» по программе Науменко, Алеева...
Конспект урока «Два начала гармонии» 6 класс
Конспект урока «Два начала гармонии» 6 класс...