"Красочность музыкальной гармонии"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Разработка урока музыки в 6 классе "Красочность музыкальной гармонии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasochnost_muzykalnoy_gprmonii.rar | 950.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гармония.
Красочность музыкальной гармонии.
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук…
… Вот почему – то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, что плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль и скрипка, и гобой.
М Ивенсен
Цель урока (для учителя):
- расширить представления обучающихся о значении гармонии в искусстве;
- показать многогранное значение гармонии в искусстве и окружающем мире, значение гармонии в жизни человека;
- развивать эстетическое восприятие мира;
- пополнить знания о классической музыке.
Задачи:
- Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «гармония»;
- Уметь находить гармонию в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;
- Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.
Тип урока: обобщающий.
Методы:
по назначению – применения знаний, творческой деятельности;
по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.
Оборудование:
- фортепиано,
- ПК, мультимедиа,
Музыкальный материал:
- И.С. Бах Прелюдия до мажор;
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»;
- К. Сен-Санс « Лебедь»;
Художественный материал:
- М.А. Врубель «Царевна – лебедь»;
- И. Айвазовский «Шторм»;
- Литература:
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М,: Дрофа, 2007.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4, 5-8 классы. – М,: Дрофа. 2008.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие класса. Организация класса на работу. Эпиграф урока. Сл.1
Домашнее задание сл.2
- Актуализация знаний учащихся.
Активизация познавательной деятельности.
Учитель. Это слово в переводе с греческого языка означает созвучие, стройность, соразмерность. О чем же идет речь? (Предполагаемый вариант ответа: « Это слово означает - «гармония»).сл.3
Музыка имеет свои музыкальные краски – это музыкальные тембры инструментов, музыкальные звуки.
Сейчас вы услышите музыку и вашей задачей будет: в тетрадях записывать названия музыкальных инструментов, которые вы услышите. Готовы? СЛУШАНИЕ (шествие чуд морских)Сл.4
- Какие инструменты использовал композитор для создания этой музыкальной картины?
- Какую картину нарисовала вам музыка? В какой мир она нас окунула?
( В сказочный, волшебный, невидимый для людей, в мир подводного царства.)
- А как вы об этом догадались? Как музыка нарисовала этот сказочный мир? (Красочными тембрами инструментов, красочностью гармонии. Композитор выбирает такие аккорды, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, сказочной красоты.) И называется эта музыкальная картинка «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».Сл.5
Как мы назовем тему нашего урока?
Сообщение темы и цели занятия; (КРАСОЧНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ) Сл.6
Гармония прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные выражения-портреты и пейзажи, цвета и цветовые содержания. Гармония проникла в душу даже неодушевленных предметов- деревьев и облаков, морей и озер, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших «обитателей» мира. Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно фантастические сюжеты. В учебнике 5 класса мы обращались к сказочным музыкальным образам, составляющим одну из сторон музыкального искусства.
- Какие краски можно использовать, чтобы нарисовать эту музыку?
- Сейчас слушая снова эту музыку, попробуйте отразить ее в красках.
Повторное слушание. Шествие чуд морских. Показ лучших работ. (творческая работа детей.Сл.7
Работа с учебником Стр. 88 Как в учебнике описывается произведение.
Звучит произведение И.С.Баха Прелюдия до мажор Сл.8
Внимательно прослушайте произведение.
- Назовите автора прослушанного произведения.
- Можно ли назвать Прелюдию гармоничным произведением?
- Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?
- Гармонирует ли с данной музыкой заставка слайда. Если да, то в чем выражается гармония? (Рассуждения обучающихся о гармонии. Ребята характеризуют музыкальное произведение: мелодичное, светлое, жизнерадостное. Мелодия напоминает переливы, движение. Описывают графику слайда: красочная, яркая, светлая, спокойная и т.д.)
Учитель. Древние греки «гармонией» называли периоды мирной жизни, периоды без потрясений и войн.
Задание 1. Сл.9 Подберите все возможные слова, которые раскрывают смысл слова «гармония» - (красота, мелодичность, рифма, соразмерность, благополучие, красочность).
Учитель. А в чем выражается гармония в живописи, литературе? (Красочность и сочетание красок, яркость картины, рифма в стихах).
Вспомним еще раз какое значение имеет «гармония» в музыке? (Термин «гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование).
Гармония - благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.
Следующее задание……Сл.10-11
Физкультминутка.
Упражнение на дыхание «Игра на свирели». Глубокий вдох через нос и медленный выдох, имитирующий игру на свирели. (2-3 раза, стоя)
Распевка (можно сидя за партами)
Плыл кораблик по волнам - изображение руками поочередно волну:
Нынче - здесь, а завтра – там – поворот головой вместе с рукой влево и вправо;
Бегал, бегал и устал – притопывание ногами;
Видит маленький причал,
Вот тебе ладошка – отдохни немножко
Вот тебе другая - поочередно выставляют ладошки
Хочешь - поиграем - хлопки в ладоши.
Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами
( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь. Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Нет, они не красные и синие, желтые и зеленые. Но слушая их, Мы не только слышим, но и видим дремучий лес, яркое солнышко, бегущий ручей, рисует свои картины композитор, используя удивительные музыкальные инструменты.
Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни. Ей стали доступны самые различные выражения: портреты, пейзажи, натюрморты, стихи и др. области искусства. Она проникла в «душу» природы и, даже, неодушевленных предметов: облаков, морей, озер, гор.
Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочные темы. В пятом классе мы слушали музыкальные сказки – оперы Н.Римского – Корсакова ( Показ портрета)«Садко», «Сказка о царе Салтане». Как ярко и красочно «раскрывает» музыка характеры героев, хотя музыка и не умеет разговаривать. Но разве одни слова могут выразить те чувства, которые возникают, когда слушаешь музыкальное произведение. Вспомните князя Гвидона, который превращался то в комара, то в шмеля для того, чтобы совершить свой знаменитый полет. Вот рассерженный Шмель, готовиться ужалить свою бабушку Бабариху: Сл.12 (чтение отрывка на фоне слайда и звучания музыки Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»)
«Чуду царь Салтан дивится –
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос ей садится,
Нос ужалил богатырь;
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди! А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море улетел.»
Но лишь яркая, стремительная, виртуозная, легкая, порхающая и угрожающая мелодия дает возможность почувствовать и понять, что происходит на душе у князя.
Великое произведение А.С. Пушкина превратилось в величайшее музыкальное творение Н.Римского – Корсакова.
Сл.13 Учитель. Одним из чудес сказки является Царевна – Лебедь. Какой Вы, ребята, представляете музыку, соответствующую образу Царевны? ( Плавная, нежная, спокойная, чистая, минорная.).
Мы с Вами прослушали знаменитое произведение К. Сен – Санса «Лебедь». Расскажите, какие образы вызвало у Вас прослушанное произведение.
Подходит ли данное произведение к образу Царевны – Лебедя?
Музыка спокойная, плавная, красивая, нежная, минорная.
Точно выражает красоту и грациозность этой красивейшей птицы и образа краса-девицы.
Учитель. Сл.14 Подходит ли эта мелодия к другим рисункам слайда?
Композитор очень точно выразил музыкой характер птицы лебедя: величественный, благородный. Музыка гармонирует с образом Царевны – Лебедя и красивой, гордой птицы – лебедя.
Гармония музыки сливается с гармонией поэзии и изобразительного искусства и тогда рождается настоящее чудо.
Сл. 15-22«Садко́» состоит из семи картин. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования. |
|
|
|
|
|
|
|
Сл.23 Проблема
Сл. 24 Завершая разговор о гармонии, попробуем ответить на один вопрос: всегда ли гармонична музыкальная гармония? (слушание музыки) Ведь музыка, уходящая от стройного звучания, отказывающаяся от света и покоя, сама становится другой. При передаче человеческих горестей и страданий в ней появляются напряженные мелодии, отрывистые ритмы. Сл.25. (Задание)
Должна ли быть музыка такой? Разве не радость и успокоение цель этого искусства?
Музыка становится дисгармоничной лишь потому, что бывает дисгармоничной наша реальная жизнь, в которой не все только свет и покой, в которой всегда остаются и тревога, и боль, и утраты.
Но эта дисгармония не равнозначна хаосу, поскольку в музыке сохраняется все высшее, что несет в себе искусство,- стремление к свету,, благородство замысла, выразительность музыкальных средств. Наконец в ней сохраняется главное, что присуще подлинному искусству,- его милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается. А там, где есть эта любовь, там из противоположностей, из сомнений и вопросов всегда возникает высшая гармония.
Эта гармония- подлинная душа искусства, его красота и правда.
Есть великое множество музыкальных произведений, которые были сочинены именно для того, чтобы их не только слушали, но и смотрели, исполняли (пели.)
Былины и сказки становились сюжетами не только опер и балетов, но и многих песен. Сегодня мы повторим песню «Сказки гуляют по свету» Сл. 26
|
IV. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с Вами, ребята, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность.
Произведения каких композиторов прозвучали на уроке?
Римский-Корсаков- Шествие чуд морских, Полет шмеля
И.С. Бах- Прелюдия до мажор
Сен Санс Лебедь
Сост предложение отражающее тему урока Сл. 27
V. Домашнее задание. Предлагаю дома перенести содержание песни « Сказки гуляют по свету» на альбомный лист.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая творческая характеристика образцового детского музыкального театра "Гармония" (г. Новороссийск).
История коллектива.Наши успехи и достижения. Участие в фестивалях....
Открытый урок по сольфеджио для 4 класса детской музыкальной школы «Путешествие в королевство Гармонии»
Ход урока сольфеджио в 4 классе по теме «Путешествие в королевство Гармонии»....
Доминантное музыкальное занятие по музыкальному движению в старшей группе по программе "Гармония"
Занятие для развития ритмического слуха....
КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ «ГАРМОНИЯ»
Для углубленного изучения современной музыкальной культуры необходима организация для школьников различных возрастных групп факультативов....
Презентация "Красочность музыкальной гармонии"
Презентация к уроку музыки в 6 классе "Красочность музыкальной гармонии"....
Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...
Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс
Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс...