Конспект урока «Два начала гармонии» 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект урока «Два начала гармонии» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.79 КБ |
prezentatsiya.pptx | 564.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Два начала гармонии»
Цель урока: Выявление основы музыкальной гармонии и роли гармонии в
музыкальном искусстве.
Задачи: 1. Раскрытие учащимися понятия лада и его основных видов - мажора и
минора, а также влияние лада на характер музыкальных произведений.
2. Развитие гармонического слуха, эмоциональной отзывчивости, устойчивой
потребности в общении с миром искусства, творческих способностей и
вокально-хоровых, исполнительских навыков.
3. Воспитание художественного, эстетического вкуса, заинтересованного
отношения к искусству.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-беседа
Методы обучения:
- словесный
- наглядно-слуховой
- эвристический (частично-поисковый)
- репродуктивный
- метод проблемного изложения в обучении
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет музыки
- компьютер, проектор, экран, презентация
- фортепиано
- музыкальный центр
Музыкальный материал:
1. В. А. Моцарт Симфония № 40, I часть (фрагмент)
2. П. И. Чайковский фортепианный цмкл «Времена года», Баркарола.
3. В. Кикта «Возвращайся, песенка»
4. Е. Крылатов, Ю. Энтин «Крылатые качели»
Ход урока
Музыкальное приветствие: учитель исполняет на фортепиано припев разученной с ребятами на предыдущем уроке песни «Крылатые качели» в другом ладу (в миноре).
Вопрос: Сравните прозвучавший фрагмент песни с тем, что вы выучили на прошлом уроке? Сразу ли вы его узнали?
Учащиеся слушают, эмоционально настраиваются на урок.
Учащиеся отвечают, что узнали песню с трудом.
- Обрисуйте в общих чертах изменившийся характер произведения.
- Объясните причины этого изменения.
- Из предыдущих занятий вы знаете, что на характер произведения влияют средства музыкальной выразительности. Назовите, перечислите их.
- Выявите, какое из средств изменилось.
Учитель исполняет куплет песни «Крылатые качели» в миноре (в оригинале он в мажоре).
- Сравните прозвучавший сейчас куплет этой песни с тем, что вы выучили на прошлом занятии. Изменился ли он?
- Музыка припева этой песни стала грустной, затемненной.
Учащиеся затрудняются с ответом.
- Мелодия, темп, гармония, регистр, динамика, тембр.
( понятие гармонии ученики знают с предыдущего урока).
С помощью учителя учащиеся методом исключения выявляют, что изменилась гармония.
Ученики слушают.
- Изменился. Музыка стала очень светлой, радостной.
- Какое из средств музыкальной выразительности изменилось?
С помощью учителя ученики приходят к выводу, что изменилась опять же гармония.
- Объясните, что изменилось в гармонии.
- Вы выяснили, что в припеве и куплете разная гармония. Была бы эта песня такой красочной, если бы гармоническая окраска была одной и той же от начала до конца?
Учащиеся затрудняются с ответом, осознают свою некомпетентность в данном вопросе.
- Нет. Песня была бы более однообразной, в ней было бы меньше
- Сформулируйте тему и цель урока и спланируйте порядок действий (задачи) для освоения темы.
Учащиеся в парах выполняют задание. Варианты ответов определения темы, цели урока:
Тема:
«Разновидности гармонии», «Два вида гармонии».
Цель:
«Выяснить, зачем нужна гармония в музыке»,
«Значение гармонии в музыке».
Варианты ответов на построение порядка действий для освоения темы:
1.Выявить какие виды гармонии существуют.
2.В чем принцип «светлой» и «грустной» гармонии. 3. В чем красота сопоставления этих видов гармонии.
( При затруднении учеников с ответами и формулировками учитель направляет учеников, контролирует процесс.)
Учитель рассказывает учащимся о существовании ладов в музыке, а именно мажора и минора, (на доске нотная запись мажорного и минорного трезвучий), аккордов которые отличаются друг от друга одним единственным звуком.
- Предложите способ, позволяющий определить окраску каждого из аккордов (ладов).
- Сравните их звучание. Какое трезвучие, какой лад вам кажется более светлым, а какое темным, грустным.
- Объясните причины того, что одни музыкальные произведения вызывают у нас печальное настроение, другие – радостные, позитивные эмоции?
- А теперь послушайте фрагмент известной вам симфонии № 40 В. А. Моцарта. Этот фрагмент основан на двух музыкальных темах (мелодиях). Проанализируйте их на слух и определите, в каком ладу звучит каждая из них.
(при затруднении учеников с ответом учитель повторно исполняет темы на фортепиано)
- Выберите из «Словаря эмоций» подходящие характеристики к прозвучавшим музыкальным темам.
Учащиеся слушают.
- Нужно их сыграть, пропеть.
(ученики вместе с учителем пропевают, сольфеджируют трезвучия с гармонической поддержкой на фортепиано).
- Минорное трезвучие, минорный лад звучит грустно, печально, а мажорное – светло, радостно.
- Одни произведения написаны в миноре, а другие в мажоре.
Учащиеся прослушивают фрагмент и выясняют, что первая тема звучит с оттенками легкой грусти, в минорном ладу, а вторая – более просветленно, радостно, в мажоре.
Ученики отвечают на вопрос после небольшого обсуждения (работа в парах).
- В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией.
(Во время рассказа мифа идет показ слайдов, презентация на экране). На основе этого выявите основу музыкальной гармонии.
Ученики с помощью наводящих вопросов учителя ученики высказывают мнение, что гармония в музыке основывается на двух началах, на сопоставлении мажорного и минорного ладов.
Этап первичного
закрепления материала
- А теперь послушайте две фразы из песни композитора В. Кикты «Возвращайся, песенка» и определите, какая из них звучит в мажорном ладу, а какая – в минорном.
( Учитель исполняет, аккомпанируя себе на фортепиано, песню, где в обеих фразах движение мелодии идентичное, но в разных ладах.)
Учащиеся слушают, вместе с учителем пропевают (песня по сложности соответствует 2 классу) и высказывают свое мнение в коротком устном опросе по одному.
Этап самостоятельной работы
Письменное задание:
(индивидуальное)
1.Определить в каком ладу звучит каждая из частей произведения П. И. Чайковского «Баркарола».
(Заранее учитель поясняет, что в произведении три части, ученики обозначают это на листке перед прослушиванием).
2.Выбрать из «Словаря эмоций» 2-3 характеристики к каждой части произведения и записать.
После того, как работы будут выполнены, учитель оглашает правильный ответ, критерии оценки и предлагает ребятам самим поставить себе отметку.
Заключительное задание:
- Сегодня на уроке мы выяснили, поняли очень важную роль гармонии в музыкальном искусстве: гармония музыкальная строится на противоположностях, она выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья – все, чем полна человеческая жизнь.
И так же как в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощен только каким-нибудь одним гармоническим средством.
Итоговым нашим заданием будет исполнение выученной на прошлом уроке песни «Служить России». Мы уже разобрали произведение в гармоническом плане, услышали сопоставление минорного куплета и светлого, летящего припева в мажорном ладу. Постарайтесь отобразить эти эмоции при исполнении произведения.
Ученики слушают произведение и работают письменно.
После выполнения задания, оглашения учителем критерий оценки учащиеся ставят себе оценку.
Ученики под аккомпанемент на фортепиано исполняют хором песню.
(Для более качественного исполнения в плане вокально-хоровых, исполнительских навыков и требований, учителю можно использовать фонограмму (минус) и выступить в качестве дирижера. Это позволит ребятам почувствовать себя настоящим полноценным хоровым коллективом, выполняющим единые задачи.)
Этап рефлексии
учебной деятельности
На доске написаны начальные слова высказываний:
«На сегодняшнем уроке я понял, я осознал….»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я почувствовал, что…»;
«Было трудно…» .
Ребятам предлагается продолжить фразы.
(опрос по одному, по желанию).
После опроса учитель выставляет оценки.
Ученики высказывают свои мнения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальный лад
Мажор Минор
.
ГАРМОНИЯ - КРАСОТА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"
Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"...
Конспект урока по технологии 1 класс " Волшебная поляна" УМК " Гармония"
Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся через включение в коллективный проект по теме "Волшебная поляна"....
Конспект урока по технологии 1 класс " Корзина с ягодами" УМК " Гармония"
Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся, развитие работаль с разными материалами: клеем. бумагой....
Конспект урока музыки в 6 классе «Путешествие в мир Гармонии»
Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии» по программе Науменко, Алеева...
Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс
Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс...
Конспект урока музыки в 6 классе по теме "Гармония"
Данный конспект урока будет интересен преподавателям гуманитарно-эстетического цикла, которые работают над углублением интереса учащихся к культуре своего поселка, города, региона. На примере ис...
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Гармонии задумчивый поэт"
На данном уроке продолжаетс знакомство учащихся с творчетвом польского копозитора Ф.Шопена. На уроке активизируется воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и по...