Открытый урок по музыке 8 класс Тема: «Музыка «Серьёзная» и «Легкая»»
план-конспект урока по музыке (8 класс)
Цель: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьёзной музыки»: показать, что их объединяет, а что различает.
Музыкальная драматургия: песня Петрова «Я шагаю по Москве», И.С. Бах «Токката и фуга» (ре минор), пьеса «Шутка», Л.В. Бетховен «Лунная соната», симфония № 3 «Героическая», «Рондо-каприччио».
Стихотворение «О Бахе» Ушаков, «Любовь бессмертная» П.Б. Шелли, «О Бетховене» Кулиев.
Наглядный материал:
- иллюстрации, портреты композиторов, диски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzyke_8_klass_muzyka_seryoznaya_i_lyogkaya.docx | 25.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новобатайская средняя общеобразовательная школа № 9
Открытый урок по музыке
8 класс
Тема: «Музыка «Серьёзная» и «Легкая»»
Учитель: Асхабалиева Л.П.
Высшая категория
Тема четверти: «Музыка «Серьёзная и «Лёгкая»».
Цель: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьёзной музыки»: показать, что их объединяет, а что различает.
Музыкальная драматургия: песня Петрова «Я шагаю по Москве», И.С. Бах «Токката и фуга» (ре минор), пьеса «Шутка», Л.В. Бетховен «Лунная соната», симфония № 3 «Героическая», «Рондо-каприччио».
Стихотворение «О Бахе» Ушаков, «Любовь бессмертная» П.Б. Шелли, «О Бетховене» Кулиев.
Наглядный материал:
- иллюстрации, портреты композиторов, диски.
Ход урока.
- Организация класса
- Музыкальное приветствие.
- Беседа о проблеме «легкой» и «серьёзной» музыки.
Понятие «лёгкое» и «серьёзное» в искусстве очень прозрачны, и в большей степени зависят от уровня слушательской культуры.
Нельзя сказать, что лёгкая музыка появилась недавно, она как и серьёзная – давний спутник человечества. О лёгкой музыке много спорят. Спорят музыкальные критики, спорят поколения.
Давайте с вами поразмышляем:
- Как вы обращаете внимание на того или иного кумира или группу?
- Услышали у друга или подруги о новом исполнителе, заинтересовались.
-купленная кассета, диск или взяли у друзей, слушаем раз, другой – вроде нравится,
- затем записывается новый альбом, и так пока не надоест.
Но если внимательно вслушаться, то можно обнаружить однообразие текстов и мелодии. Но реклама видеоклипов обеспечивает хороший успех своей «продукции». Так к нам попадает музыка даже не лёгкая, не легкомысленная, а просто низкопробная.
Любовь к лёгкой музыке понятна, с ней можно развлечься, отдохнуть. Здесь господствует ритм и громкость. К лёгкой музыке мы тоже должны относиться с уважением, она нужна нам так же, как нужна улыбка, шутка. Но надо научиться отличать хорошую лёгкую музыку от музыки дурной, вульгарной и безвкусной.
На следующем уроке попробуем провести грань между музыкой «лёгкой» и «серьёзной».
- Песня «Я шагаю по Москве» (исполнение).
Предлагаю вспомнить песню и разобраться. И так вспомним правила пения: спинки выпрямили, «подобрали животики», приготовились привести в рабочее состояние наш музыкальный инструмент «голосовые связки».
Вокальное упражнение на одном звуке «Ой какой дом большой», следим за дыханием, гласная «о» - правильное положение рта. (молодцы)
Следующее упражнение: в восходящем и исходящем движении гласная «у», затем с названием нот гласная «у», затем с названием нот гласная «у», затем с названием нот гласная «у», затем с названием нот: до, ре, ми, фа, ми, ре, до. - исполнили (молодцы)
Переходим к песне. Кто её авторы? (правильно).
Характер песни? (лёгкий, правильно)
И так напоминаю:
- Поют все, а поиграем с песней по фразам.
- Девочки начинают, следующие мальчики. Замедление поют все.
Исполнение.
Что вы чувствовали, когда исполнили песню?
К какому типу музыки мы её отнесём? (правильно к «лёгкой»).
- Музыка И.С. Баха «Токката и фуга»:
- Слушание.
- Вопрос. Как называется эта музыка? (правильно).
- Кто и чей композитор? (правильно).
- Какой музыкальный инструмент? (правильно).
- Что вы знаете об этом музыкальном инструменте? (молодцы).
- Что мы слышим в муз. Баха? (молодцы).
- А чем знаменита в городе Лейпциге «Церковь Святого Фомы?» (верно).
- Что входило в обязанности Баха? И с какими трудностями он сталкивался? (правильно).
- И всё же какую музыку писал Бах? (молодцы).
- К какой музыке мы отнесём это произведение? (правильно).
- Пьеса «Шутка» из сюиты И.С. Баха.
А теперь послушаем другое произведение Баха. (слушание).
- Что вы скажите о характере этой пьесы? (шутливая, танцевальная, лёгкая). (правильно).
Как видите один и тот же композитор, с каким мастерством и любовью написал эту «лёгкую» музыку пьесу «шутка».
А теперь я хочу прочитать несколько строк о Бахе:
Мне дорог Бах…
Ну как бы вам сказать
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не давалось благодать
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
Ушаков.
- Л.В. Бетховен «Лунная соната».
И так продолжаем разбираться в музыке «лёгкой» и «серьёзной».
- Слушание.
- Кто написал эту музыку, он нашего времени или раннего? (верно)
- Назовите это произведение.
- Что вы можете сказать об истории этого произведения? (молодцы)
- Что вы можете сказать о композиторе? (молодцы)
- К какому типу музыки мы отнесём это произведение? (правильно)
- «Любовь бессмертная» - беседа
Богатство вместе с властью вольно бродят
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была, -
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было – или будет.
П.Б. Шелли.
Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения подобные «Лунной сонате».
Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, иногда на долгие годы.
Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей.
Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить, что в ней звучат реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.
А теперь вопрос к вам, как бы вы поступили, будь на месте композитора? (рассуждения).
Значит, ещё раз подчёркиваем – Бетховен был великим музыкантом и великим человеком.
Он так писал, как будто по ночам
Ловил руками молнии и тучи,
И треомы мира в пепел превращал
В единый миг усилием могучим.
Кулиев.
- Симфония № 3 «Героическая» Л.В. Бетховен.
Сообщение и слушание.
Весной 1912г. газеты всего мира сообщали о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.
Впервые минуты обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей и то не всех.
Ужас охватил людей, началась паника. Но тут на верхнюю палубу вышли музыканты сплефонического оркестра, дававшие по вечерам концерты для пассажиров и заиграли. (слушание).
Смертельно раненый «Титаник» погружался мучительно долго. И всё это время мужественно и величаво звучала Третья «Героическая» симфония Л.В. Бетховена, музыка звучала до тех пор, пока вода не покрыла музыкантов. (показ иллюстрации Айвазовского «Буря на Северном море»).
- Что изображено на рисунке? (верно).
- Что вы чувствуете, глядя на иллюстрацию? (ужас, страх – правильно).
- Можете ли вы, глядя на иллюстрацию представить переживания и чувства людей?
Бетховен говорил: « Я хочу доказать, что тот кто поступает достойно и благородно, тем самым обретает в себе силу переносить несчастья».
Глухота, постигшая композитора, заставляла его постоянно искать пути общения с миром, с окружающими его людьми. И музыка помогала ему в этом.
Музыкальный мир его очень широк. В нём есть всё: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слёзы.
К таким призведениям относятся «К Элизе», «Сурок». Лучшие его немецкие танцы «Экоссезы», «Рондо-каприччио» и т.д.
-«Рондо – каприччио» (слушание).
К какому типу музыки отнесём это Рондо (верно).
Похоже ли это произведение на предыдущие? (верно)
Что вы услышали в этом произведение? (лёгкость).
А сейчас обратите внимания на доску – поработаем с таблицей
- Вставте пропущенное.
Композитор | Название | Жанр |
1. | 1. «Лунная» | 1. |
2. И.С. Бах | 2. «Ре-минор» | 2. |
3. | 3. «Шутка» | 3. |
4. | 4. «Полька – пиццикато» | 4. |
5. Пит Сигер | 5. | 5. Песня |
6. Л.В. Бетховен | 6. | 6. Симфония |
(молодцы).
- Музыкальная викторина.
На уроке звучало много музыкальных терминов, так давайте проведём викторину.
Пожалуйста, продолжите:
Токката это –
Фуга это –
Соната это –
Симфония это –
(молодцы).
А теперь подведём итог: людям необходима разная музыка отражающая нашу жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличить подделку от истинного шедевра как серьёзной, так и лёгкой музыки.
Всем кто принимал активное участие на уроке я ставлю «5».
И завершаем наш урок песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
К какому типу музыки отнесём эту песню? Правильно к лёгкой, хотя черты песни 3 куплета не такие уж и лёгкие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс
Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе...
План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»
Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения...
Открытый урок в 9 классе "Музыка и мы"
Конспект открытого урока в 9 классе по учебнику В. П. Кузовлева, подтема " Многое люди выбирают поп-музыку", группа Битлз...
Открытый урок по ритмике "Волшебная музыка весны"
Данная разработка представляет собой конспект урока в группе детей 6-7 лет, в котором сочетаются различные виды работы: коллективное музицирование, пение, движение под музыку, анализ прослушанных музы...
10 класс открытый урок на тему: Испанская музыка
Открытый урок по теме:" Испанская классическая и современная музыка, 10 класс"...
Открытый урок _ Песня-биография народа _ Музыка, 2 класс
Открытый урок по музыке во 2 классе по теме «Песня как зеркало жизни народа» (Роль песни в жизни народа, отражение его культуры)...