План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»
план-конспект занятия на тему
Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 47.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение
дополнительного образования детей «ДЮСШ»
План - конспект открытого занятия на тему:
«Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»
группа НП второго года обучения
отделение эстетической гимнастики
Концертмейстер: Морозова Е.Д.
г. Луга
2013г.
Состав: девочки группы эстетической гимнастики
Возраст: 7 – 8 лет.
Тип занятия: групповое
Форма учебного занятия: учебно – тренировочное занятие
Форма организации работы: групповая
Место проведения: зал ДЮСШ
Время: 15ч.
Продолжительность занятия: 1ч 30 мин.
Дата: 02.11.2013г
Методы передачи знаний: словесный, наглядный, повторение ранее пройденного материала.
Цель: воспитывать духовно – развитую личность, воздействуя на эмоции детей средствами музыки и танца.
Задачи:
- учить детей передавать в движениях характер музыкальных произведений
- выполнять движения точно на сильную долю такта, ритмично
- воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке
- развивать познавательный интерес детей через творчество и положительные эмоции
- в игровой форме знакомить учащихся с основами музыкальной грамоты: дать понятие о нотах, скрипичном ключе, мажоре и миноре, длительностях нот
- учить определять характер музыкальных произведений
- знакомить с инструментами народного оркестра
- развивать в детях умение импровизировать под музыку, побуждать к творческой фантазии (во время игры)
Предварительная подготовка к открытому занятию:
- выбрать старшую девочку на роль Музыки (выучить слова)
- повторить с детьми ранее выученную песенку о нотах
- подготовить друзей: (ноты )
- небольшой танец представления нот.
Необходимое оборудование для занятия и инвентарь: фортепиано, музыкальный центр, диски с записью музыкальных композиций, нотный материал, плакаты с изображением скрипичного ключа, длительностей нот, рисунков мажора (солнышко) и минора (тучки), макетов балалайки, гармони, настоящий бубен.
Основные этапы занятия:
- Вводная часть (5 мин): сообщение темы и задач занятия
- Основная часть (25 мин): небольшой рассказ концертмейстера о музыке и основах музыкальной грамоты
- Слушание музыкальных произведений разного характера (5 мин):
- Колыбельная медведицы из м/ф. «Умка»
- Р. Шуман «Дед Мороз»
- вальс Майкапара
- П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»
- р/н. песня «Калинка»
Дети определяют характер музыки.
- Сюрпризный момент занятия – неожиданный приход для детей на занятие Музыки
и её друзей нот.
- Разминка под музыку (30 мин), которую ведёт тренер, а концертмейстер аккомпанирует.
- Заключительная часть занятия (10 мин): разучивание игры с бубном
- Поведение итогов занятия (5 мин)
Ход занятия: дети входят в зал под марш, садятся на скамеечки. Занятие начинается с приветствия, это важная часть, она активирует внимание учащихся.
Концертмейстер говорит: «Девочки, сегодня мы поговорим о том, какое значение имеет музыка в нашей жизни. Когда мы слышим красивую музыку, наше настроение улучшается. Музыка в нашей жизни звучит с самого раннего детства. Мамы, укладывая вас спать, поют вам колыбельную. В школе вы поёте и танцуете под музыку. Музыка звучит на праздниках, украшая нашу жизнь.
Упражнения на занятиях вы делаете под музыку разного характера. На хореографии звучит на фортепиано музыка классическая и народная. Итак, мы приходим к выводу, что: Без музыки, без музыки нельзя прожить никак
Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак
И в танце не покружишься, и маршем не пройдёшь,
И песенку весёлую ты в праздник не споёшь».
Концертмейстер предлагает несколько секунд послушать тишину (устанавливается полная тишина). Представьте себе, что все люди вдруг перестали бы разговаривать, а птицы бы перестали щебетать, а ручьи бы не журчали, не звучала бы музыка.
Вопрос концертмейстера: «Какой стала бы наша жизнь?»
(Два – три ожидаемых ответа: неинтересной, скучной, грустной).
И поэтому: Пусть музыка всё наполняет вокруг,
Да здравствует, музыка, общий наш друг!
Но у музыки свои законы, чтобы её понимать надо знать музыкальный язык.
Концертмейстер показывает плакат с изображением скрипичного ключа и говорит: «Этот знак ключом зовётся, перед нотной строкой он стоит как часовой, и строку нам открывает, а строке любой из нот место он определяет и название даёт».
Концертмейстер показывает плакат с изображением «волшебного» дома, где «живут» ноты. Каждая нота живёт на своём этаже – линеечке. Дети исполняют песенку о нотах на мелодию Роджерса из мюзикла «Звуки музыки».
До – на лавочке сидит,
Ре – в подвале сторожит,
Ми – на первом этаже,
Фа – ложится спать уже,
Соль – конечно, на втором,
Ля – над ней сидит верхом,
Си – на третьем этаже,
Вот и гамма вся уже.
Вопрос концертмейстера: Что складывается у нас из нот? (Ожидаемый ответ: мелодии, песни). Мелодии бывают разного характера. Точно определить характер произведения помогает нам мажор (концертмейстер показывает картинку с изображением солнышка) и минор (картинка с изображением тучки). Мажор – весёлый, солнечный, а минор – грустный.
Концертмейстер играет на фортепиано мажорные и минорные трезвучия, дети учатся отличать мажор от минора на слух.
Концертмейстер играет несколько произведений на фортепиано: колыбельную Медведицы из м/ф. «Умка» (плавная и грустная), фрагмент из произведения Р. Шумана «Дед Мороз» (музыка сказочная), вальс Майкапара (музыка плавная), «Мужик на гармонике играет» П. Чайковского (музыка изобразительного характера) и русскую народную песню «Калинка» (плясовая).
Концертмейстер говорит ребятам, что пришли на занятие гости, приглашает их.
Девочка: «Я – Музыкой, зовусь, друзья, и к вам сейчас явилась я.
Взгляните, вы на мой наряд, на платье – целый звукоряд.
Есть значки различные, и даже ключ скрипичный.
Я пришла к вам не одна, а со своими друзьями – нотами (представляет их).
Эта нота – целая, круглая и белая,
всех длиннее эта нота, у неё четыре счёта».
Девочка – целая нота выполняет гимнастическое упражнение – махи ногами, очень медленно. Дети считают четыре счёта.
Музыка продолжает: «Вот подружки – хохотушки, симпатичные девчушки,
То взялись они за ручки, то бывают с закорючкой».
«Это нотки восьмые, у них свой танец - марш», - говорит концертмейстер. Звучит песенка Крокодила Гены В. Шаинского. Дети отхлопывают ритм марша, нотки «шагают».
Музыка говорит: «Вот шестнадцатые нотки, затрещали как трещотки,
Мы торопимся, бежим, отдыхать мы не хотим».
Нотки «бегут» на мелодию Тиличеевой.
Концертмейстер делает вывод, что у каждой нотки своя длительность, своя скорость. Музыка загадывает детям загадки:
«Ой, звенит, она, звенит, всех игрою веселит
И всего три струны ей для музыки нужны».
Кто такая? Отгадай-ка! Это наша……. (балалайка).
Показывает макет балалайки. А хотите послушать как этот инструмент звучит?
В записи исполняется русская народная песня «Светит месяц» с оркестром им. Андреева.
Музыка продолжает:
«В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Звонкая, нарядная, русская, трёхрядная.
Заиграет – только тронь!
А зовут её……. (гармонь)». Показывает макет гармони. Исполняется мелодия русской народной песни «Вдоль по Питерской» на баяне. Концертмейстер говорит, что все эти инструменты играют в народном оркестре.
Оркестр – это когда много музыкантов играют вместе.
Концертмейстер просит детей показать гостям, что они имеют. Дети встают, и начинается разминка, которую ведёт тренер, а концертмейстер аккомпанирует.
Ход разминки:
1.Вводная часть:
Упражнения | Музыкальный материал | Музыкальный размер |
Марш по кругу шагом, острый шаг, бег, полька, галоп (вперёд, боковой) | Марш Золотарёва, Луизина полька Сметаны; галоп Тиличеевой, полька «Мишка с куклой» | 2/4 |
2.Основная часть:
Для головы, плеч, туловища, рук | Полька «Добрый Жук» из к/ф «Золушка», полька Минеевой, вальс Майкапара, вальс Штрауса, вальс К. Толстого (медленный) | 2/4 2/4 3/4 3/4 3/4 |
Упражнения на полу: Для пресса и спины, Шпагаты, «Рыбки» «Мостики» | «Неприятность эту мы перенесём» Б. Савельева, «Чунга - Чанга» В.Шаинского «Хор нашего Яна» - литовская народная песня Вальс Штрауса | 2/4 2/4 2/4 3/4 |
3. Заключительная часть: игра с бубном.
Концертмейстер говорит: «У меня в руках весёлый звонкий бубен,
С ним, друзья, скучать не будем!»
Дети стоят в кругу, на весёлую мелодию они передают бубен друг другу.
Музыка останавливается. У кого оказался бубен – выходит на середину круга и танцует под музыку разного характера. Остальные дети хлопают. Игра повторяется 4 – 5 раз.
Игра развивает у учащихся следующие качества: ловкость, умение двигаться в пространстве, навык слышать начало и конец музыкальной фразы, чувство ритма, внимание, а также побуждает детей к творческой импровизации.
Ведущий выбирает самое лучшее, на его взгляд, исполнение танца. Лучший танец ещё раз исполняется. Эта девочка будет ведущей на следующем занятии.
Подведение итогов занятия:
Концертмейстер говорит: «Вы все сегодня молодцы! Всем спасибо, вы были внимательны и правильно отвечали на мои вопросы, узнали много нового. До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по теме «Гжельские узоры»
План-конспект открытого занятия для младших школьниковТема: «Гжельские узоры»...
План конспект открытого занятия на тему: «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
План конспект открытого занятияя. разработанный мной по материалам районной газеты "Заря", надеюсь кому нибудь поможет в работе с разновозратсными детьми....
План-конспект открытого занятия по теме "Татарский танец"
План занятия...
План – конспект открытого занятия по теме «Разучивание ирландского танца».
Занятие по разучиванию ирландского танца в старшей возрастной группе (8 - 11 классы)....
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
План-конспект открытого занятия по теме: "Смётывание и пошив деталей аппликации «Матрешка»" для дополнительного образования.
На открытом занятии дети познакомятся с историей зарождения русской народной игрушки - матрешка. Изготовят основу панно «Матрешка», с использованием техники аппликации из ткани (сметывание и пош...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...