План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»
план-конспект занятия на тему

Морозова Елена Дмитриевна

Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx47.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

дополнительного образования детей «ДЮСШ»

План  - конспект открытого занятия на тему:

«Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»

                                                             

                                                              группа НП второго года обучения

                                                             отделение эстетической гимнастики

                                                                            Концертмейстер: Морозова Е.Д.

г. Луга

2013г.

Состав: девочки группы эстетической гимнастики

Возраст: 7 – 8 лет.

Тип занятия: групповое

Форма учебного занятия: учебно – тренировочное занятие

Форма организации работы: групповая

Место проведения: зал ДЮСШ

Время: 15ч.

Продолжительность занятия: 1ч 30 мин.

Дата: 02.11.2013г

Методы передачи знаний: словесный, наглядный, повторение ранее пройденного материала.

Цель: воспитывать духовно – развитую личность, воздействуя на эмоции детей средствами музыки и танца.

Задачи:

  1. учить детей передавать в движениях  характер музыкальных произведений
  2.  выполнять движения точно на сильную долю такта, ритмично
  3. воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке
  4. развивать познавательный интерес детей через творчество и положительные эмоции
  5. в игровой форме знакомить учащихся с основами музыкальной грамоты: дать понятие о нотах, скрипичном ключе, мажоре и миноре, длительностях нот
  6. учить определять характер музыкальных произведений
  7. знакомить с инструментами народного оркестра
  8. развивать в детях умение импровизировать под музыку, побуждать к творческой фантазии (во время игры)

Предварительная подготовка к открытому занятию:

 - выбрать старшую девочку на роль Музыки (выучить слова)

 - повторить с детьми ранее выученную песенку о нотах

 - подготовить друзей: (ноты        )

 - небольшой танец представления нот.

Необходимое оборудование для занятия и инвентарь: фортепиано, музыкальный центр, диски с записью музыкальных композиций, нотный материал, плакаты с изображением скрипичного ключа, длительностей нот, рисунков мажора (солнышко) и минора (тучки), макетов балалайки, гармони, настоящий бубен.

Основные этапы занятия:

  1. Вводная часть (5 мин): сообщение темы и задач занятия
  2. Основная часть (25 мин): небольшой рассказ концертмейстера о музыке и основах музыкальной грамоты
  3. Слушание музыкальных произведений разного характера (5 мин):

- Колыбельная медведицы из м/ф. «Умка»

 - Р. Шуман «Дед Мороз»

 - вальс  Майкапара

 - П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»

 - р/н. песня «Калинка»

             Дети определяют характер музыки.

  1. Сюрпризный момент занятия – неожиданный приход для детей на занятие Музыки  

и её друзей нот.

  1. Разминка под музыку (30 мин), которую ведёт тренер, а концертмейстер аккомпанирует.
  2. Заключительная часть занятия (10 мин): разучивание игры с бубном
  3. Поведение итогов занятия (5 мин)

Ход занятия: дети входят в зал под марш, садятся на скамеечки. Занятие начинается с приветствия, это важная часть, она активирует внимание учащихся.

Концертмейстер говорит: «Девочки, сегодня мы поговорим о том, какое значение имеет музыка в нашей жизни. Когда мы слышим красивую музыку, наше настроение улучшается. Музыка в нашей жизни звучит с самого раннего детства. Мамы, укладывая вас спать, поют вам колыбельную. В школе вы поёте и танцуете под музыку. Музыка звучит на праздниках, украшая нашу жизнь.

Упражнения на занятиях вы делаете под музыку разного характера. На хореографии звучит на фортепиано музыка классическая и народная. Итак, мы приходим к выводу, что: Без музыки, без музыки нельзя прожить никак

        Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак

       И в танце не покружишься, и маршем не пройдёшь,

       И песенку весёлую ты в праздник не споёшь».

Концертмейстер предлагает несколько секунд послушать тишину (устанавливается полная тишина). Представьте себе, что все люди вдруг перестали бы разговаривать, а птицы бы перестали щебетать, а ручьи бы не журчали, не звучала бы музыка.

Вопрос концертмейстера: «Какой стала бы наша жизнь?»

(Два – три ожидаемых ответа: неинтересной, скучной, грустной).

И поэтому: Пусть музыка всё наполняет вокруг,

                      Да здравствует, музыка, общий наш друг!

Но у музыки свои законы, чтобы её понимать надо знать музыкальный язык.

Концертмейстер показывает плакат с изображением скрипичного ключа и говорит: «Этот знак ключом зовётся, перед нотной строкой он стоит как часовой, и строку нам открывает, а строке любой из нот место он определяет и название даёт».

Концертмейстер показывает плакат с изображением «волшебного» дома, где «живут» ноты. Каждая нота живёт на своём этаже – линеечке. Дети исполняют песенку о нотах на мелодию Роджерса из мюзикла «Звуки музыки».

До – на лавочке сидит,

Ре – в подвале сторожит,

Ми – на первом этаже,

Фа – ложится спать уже,

Соль – конечно, на втором,

Ля – над ней сидит верхом,

Си – на третьем этаже,

Вот и гамма вся уже.

Вопрос концертмейстера: Что складывается у нас из нот? (Ожидаемый ответ: мелодии, песни). Мелодии бывают разного характера. Точно определить характер произведения помогает нам мажор (концертмейстер показывает картинку с изображением солнышка) и минор (картинка с изображением тучки). Мажор – весёлый, солнечный, а минор – грустный.

Концертмейстер играет на фортепиано мажорные и минорные трезвучия, дети учатся отличать мажор от минора на слух.

Концертмейстер играет несколько произведений на фортепиано: колыбельную Медведицы из м/ф. «Умка» (плавная и грустная), фрагмент из произведения Р. Шумана «Дед Мороз» (музыка сказочная), вальс Майкапара (музыка плавная), «Мужик на гармонике играет» П. Чайковского (музыка изобразительного характера) и русскую народную песню «Калинка» (плясовая).

Концертмейстер говорит ребятам, что пришли на занятие гости, приглашает их.

Девочка: «Я – Музыкой, зовусь, друзья,  и к вам сейчас явилась я.

                 Взгляните, вы на мой наряд, на платье – целый звукоряд.

                Есть значки различные, и даже ключ скрипичный.

                Я пришла к вам не одна, а со своими друзьями – нотами (представляет их).

Эта нота – целая, круглая и белая,

всех длиннее эта нота, у неё четыре счёта».

Девочка – целая нота выполняет гимнастическое упражнение – махи ногами, очень медленно. Дети считают четыре счёта.

Музыка продолжает: «Вот подружки – хохотушки, симпатичные девчушки,

                                              То взялись они за ручки, то бывают с закорючкой».

«Это нотки восьмые, у них свой танец - марш», - говорит концертмейстер. Звучит песенка Крокодила Гены В. Шаинского.  Дети отхлопывают ритм марша, нотки «шагают».

Музыка говорит:  «Вот шестнадцатые нотки, затрещали как трещотки,

                                   Мы торопимся, бежим, отдыхать мы не хотим».

Нотки «бегут» на мелодию Тиличеевой.

Концертмейстер делает вывод, что у каждой нотки своя длительность, своя скорость. Музыка загадывает детям загадки:

«Ой, звенит, она, звенит, всех игрою веселит

И всего три струны ей для музыки нужны».

Кто такая? Отгадай-ка! Это наша……. (балалайка).

Показывает макет балалайки. А хотите послушать как этот инструмент звучит?

В записи исполняется русская народная песня «Светит месяц» с оркестром им. Андреева.

Музыка продолжает:

«В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь,

Звонкая, нарядная, русская, трёхрядная.

Заиграет – только тронь!

А зовут её……. (гармонь)». Показывает макет гармони. Исполняется мелодия русской народной песни «Вдоль по Питерской» на баяне. Концертмейстер говорит, что все эти инструменты играют в народном оркестре.

Оркестр – это когда много музыкантов играют вместе.

Концертмейстер просит детей показать гостям, что они имеют. Дети встают, и начинается разминка, которую ведёт тренер, а концертмейстер аккомпанирует.

Ход разминки:

1.Вводная часть:

Упражнения

Музыкальный материал

Музыкальный размер

Марш по кругу шагом, острый шаг, бег, полька, галоп (вперёд, боковой)

Марш Золотарёва, Луизина полька Сметаны; галоп Тиличеевой, полька «Мишка с куклой»

2/4

     2.Основная часть:

Для головы, плеч, туловища, рук

Полька «Добрый Жук» из к/ф «Золушка»,

полька Минеевой,

вальс Майкапара,

 вальс Штрауса,

 вальс К. Толстого (медленный)

2/4

2/4

3/4

3/4

3/4

Упражнения на полу:

Для пресса и спины,

Шпагаты,

«Рыбки»

«Мостики»

«Неприятность эту мы перенесём» Б. Савельева,

«Чунга - Чанга» В.Шаинского

«Хор нашего Яна» - литовская народная песня

Вальс Штрауса

2/4

2/4

2/4

3/4

3. Заключительная часть: игра с бубном.

Концертмейстер говорит: «У меня в руках весёлый звонкий бубен,

                                                    С ним, друзья, скучать не будем!»

Дети стоят в кругу, на весёлую мелодию они передают бубен друг другу.

Музыка останавливается. У кого оказался бубен – выходит на середину круга и танцует под музыку разного характера. Остальные дети хлопают. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Игра развивает у учащихся следующие качества: ловкость, умение двигаться в пространстве, навык слышать начало и конец музыкальной фразы,  чувство ритма, внимание, а также побуждает детей к творческой импровизации.

Ведущий выбирает самое лучшее, на его взгляд, исполнение танца. Лучший танец ещё раз исполняется. Эта девочка будет ведущей на следующем занятии.

Подведение итогов занятия:

Концертмейстер говорит: «Вы все сегодня молодцы! Всем спасибо, вы были внимательны и правильно отвечали на мои вопросы, узнали много нового. До свидания!»

       

       

Resource id #3182

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по теме «Гжельские узоры»

План-конспект открытого занятия для младших школьниковТема:   «Гжельские узоры»...

План конспект открытого занятия на тему: «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

План конспект открытого занятияя. разработанный мной по материалам районной газеты "Заря", надеюсь кому нибудь поможет в работе с разновозратсными детьми....

План – конспект открытого занятия по теме «Разучивание ирландского танца».

Занятие по разучиванию ирландского танца в старшей возрастной группе (8 - 11 классы)....

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

План-конспект открытого занятия по теме: "Смётывание и пошив деталей аппликации «Матрешка»" для дополнительного образования.

На открытом занятии дети познакомятся с историей зарождения русской народной игрушки -  матрешка. Изготовят основу панно «Матрешка», с использованием техники аппликации из ткани (сметывание и пош...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...