Урок по теме "Строение головного мозга человека"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Разработка урока представлена в виде презентации, индивидуальной карты для учеников. Материалы предназначены для учеников 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_karta.docx855.79 КБ
Файл stroenie_golovnogo_mozga.pptx1.2 МБ
Файл stroenie_golovnogo_mozga.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Карта – схема «Строение головного мозга»

Задание 1. Сделайте подписи к рисунку, пользуясь иллюстрацией на слайдах 7 и 9.

Задание 2.  Заполните таблицу, пользуясь подписями к иллюстрации на слайде 9.

Таблица 1

Взаимосвязь отделов головного мозга и их функций

№ п/п

Отдел головного мозга

Функции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какую систему органов мы сейчас изучаем ? Почему она является самой сложной из всех ранее изученных? С какими отделами нервной системы мы уже познакомились? Какой отдел нервной системы нам осталось изучить?

Слайд 2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Автор-разработчик урока Тарасенко О.В. учитель биологии и химии, Амурского кадетского корпуса .

Слайд 3

Цель урока: Изучить строение головного мозга, определить основные функции отделов головного мозга.

Слайд 4

Задачи урока: образовательная : способствовать развитию знаний о строении и функциях головного мозга, механизмах взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций; развивающая : развивать умение находить причинно-следственные связи. воспитательная : стимулировать развитие познавательного интереса, прогнозировать последствия для человека нарушения функций головного мозга.

Слайд 5

“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”. И. П. Павлов

Слайд 6

Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Слайд 7

Лобная доля Теменная доля Затылочная доля Продолговатый мозг Височная доля

Слайд 8

Таблица 1. Взаимосвязь отделов головного мозга и их функций № п/п Отдел головного мозга Функции 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 9

Лобная доля двигательные навыки, такие как произвольные движения, речь, интеллект и поведение, память, концентрацию внимания, темперамент и личность. Затылочная доля Получение и обработка визуальной информации (узнавание цветов, формы предметов) мозжечок Координация сложных движений Варолиев мост Связь переднего мозга со спинным, с мозжечком Продолговатый мозг Является продолжением спинного мозга. Участвует в образовании вегетативных, соматических, вкусовых, вестибулярных рефлексов. Промежуточный мозг Объединяет все зрительные, двигательные, вегетативные реакции, необходимые для работы организма. гипофиз Выработка важнейших гормонов, регуляция большинства физиологических процессов.

Слайд 10

Практические задания Изучение функций мозжечка Глаза закройте, вперед вытяните правую руку с указательным разогнутым пальцем, остальные пальцы сожмите в кулак. Затем, кончиком указательного пальца дотроньтесь до кончика своего носа. Получилось ли у вас? Проводите работу в парах. Один сгибает в локте руку. Другой захватывает его предплечье возле кисти и предлагает первому вытянуть на себя руку, преодолевая сопротивление. Потом неожиданно для первого второй руку отпускает. Что с ней происходит?

Слайд 11

2. Изучение функций среднего мозга Взгляните на источник света, надавите осторожно рукой на глазное яблоко и снова взгляните на источник света. Что вы наблюдаете ? Проводите работу в парах. Встаньте, левую ногу поставьте перед правой, таким образом, дабы ступни образовывали единую прямую линию. Закройте глаза. Экспериментатор осторожно толкает испытуемого. Что наблюдаете?

Слайд 12

Домашнее задание § 45, ответить на вопросы

Слайд 13

Критерии оценивания результатов теста М еньше 4 правильных ответов – "2" 4-5 правильных ответа – "3" 6-7 правильных ответа – "4" 8 правильных ответов – "5"



Предварительный просмотр:

Модульная система обучения

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Цель урока:

  1. Познавательный аспект.

А. Формирование специальных знаний.

  • Сформировать знание строения головного мозга.
  • Сформировать знание функций головного мозга.
  • Сформировать знания о строении основных отделах головного мозга и их функциях.

 

Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.

  • Развить знания о нервной системе в целом.
  • Развить умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями различных отделов мозга.
  • Развить знания о заболеваниях головного мозга.
  • Развить знания о диагностике заболеваний мозга.
  • Развить умение анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

В. Формирование общих умений.

  • Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и иллюстрациями презентации, с таблицей.
  • Формировать умение работать во времени на всех этапах урока.
  • Формировать научное мировоззрение.

2.Развивающий аспект.

  • Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: головной мозг, полушария, промежуточный мозг, мозжечок, кора, серое и белое вещество, высшая нервная деятельность и т.д.
  • Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.
  • Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы.

                                  3. Воспитательный аспект.

Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:

  • честности как высшей нравственной  ценности
  • умения критично оценивать результаты
  • сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.
  • уважения друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: Технологические (модульные) карты у каждого учащегося для самостоятельной работы, компьютер, проектор, презентация по теме «Строение и функции головного мозга».

Структура модуля урока

  • ОМ-1  Организация начала урока.
  • ОМ-2 Проверка знаний пройденного материала
  • УЭ – 1 Работа с индивидуальными карточками. Устный опрос.

  • ОМ-3 Изучение нового материала и первичная проверка усвоения новых знаний.

BD10264_        УЭ-1  Работа с презентацией « Строение и функции головного мозга».

BD10264_        УЭ-2  Составление таблицы « Строение и функции головного мозга».

  • ОМ-4 Выполнение практических заданий
  • ОМ-5  Первичное закрепление, контроль и самопроверка.

BD10264_        УЭ-1  Тестовые задания

BD10264_        ОМ-6 Подведение итогов урока, рефлексия.

BD10264_        ОМ-7  Информация о домашнем задании.


Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Этап

Действия

Время и рекомендации

ОМ-1

Приветствие кадет. Проверка рабочих мест. «Давайте ответим на несколько вопросов»

  1. Какую систему органов мы сейчас изучаем?
  2. Почему она является самой сложной из всех ранее изученных?
  3. С какими отделами нервной системы мы уже познакомились?
  4. Какой отдел нервной системы нам осталось изучить?

Вместе с кадетами формулируем тему занятия.

Цель: актуализация знаний по изученному материалу (

5 мин

ОМ-2

УЭ-1

Цель: научить самостоятельно делать логические заключения на основании эксперимента.

Цель: вместе с учителем сделать подписи к рисунку.

Местоположение, размеры головного мозга: (головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

Рассмотрим внешний вид головного мозга на слайде:

- расположение белого и серого вещества;

- наличие извилин;

- кора больших полушарий.

7 мин

ОМ-3

УЭ-1

Цель: получить новые знания, прочитав текст на слайде и составив таблицу.

Цель: уметь определять отделы головного мозга, изучить их основные функции, уметь их сравнивать.

Задание 1: Вместе с учителем следить за иллюстрациями на слайде, делать записи в тетради

Задание 2. Совместно с учителем заполнить индивидуальную карту «Строение головного мозга»

4 мин

ОМ-4

УЭ-1

Цель: научить самостоятельно делать логические заключения на основании эксперимента.

Цель: выполнить предложенные учителем упражнения, сделать выводы.

2. В ходе экспериментальной работы выявления функции мозжечка.

Опыт 2. Глаза закройте, вперед вытяните правую руку с указательным разогнутым пальцем, остальные пальцы сожмите в кулак. Затем, кончиком указательного пальца дотроньтесь до кончика своего носа. Получилось ли у вас?

Опыт 3. Проводите работу в парах. Один сгибает в локте руку. Другой захватывает его предплечье возле кисти и предлагает первому вытянуть на себя руку, преодолевая сопротивление. Потом неожиданно для первого второй руку отпускает. Что с ней происходит?

В ходе экспериментальной работы выявления функции среднего мозга.

Опыт 4. Взгляните на источник света, надавите осторожно рукой на глазное яблоко и снова взгляните на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 5. Проводите работу в парах. Встаньте, левую ногу поставьте перед правой, таким образом, дабы ступни образовывали единую прямую линию. Закройте глаза. Экспериментатор осторожно толкает испытуемого. Что наблюдаете?

10 мин

ОМ-5

УЭ - 1

Выполнение тестовых заданий на ПК

7 мин

ОМ - 6

Рефлексия

5 мин

ОМ- 7

Домашнее задание. § 45, ответить на вопросы.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Спинной и головной мозг"

Данное электронное приложение выполнено для интерактивной доски Smart. Урок в 8 классе из раздела "Нервная система"....

Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения....

Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека

Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...

Прзентация к лабораторной работе "Строение головного мозга человека"

Данная презентация может быть использована на уроке биологии как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления знаний по теме "Строение головного мозга человека"...

Презентация к уроку "Строении функции головного мозга"

Презентация к уроку по строению и функциональным особенностям головного мозга человека (Задний и Средний отделы гоовного мозга)...

Конспект урока по биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга человека".

На уроке используется флипчарт в программе AcyivInspire. Скачать данный флипчарт можно перейдя по ссылке: http://www.edcommunity.ru/lessons/stroenie-i-funktsii-golovnogo-mozga-8-klass/...

Разработка открытого урока по теме "Головной мозг человека", 30.03.17 г.

Материал содержит презентацию и конспект урока по теме "Головной мозг человека"...