урок в 5 классе "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Два русских гения. Музыка и живопись. Рахманинов и Борисов-Мусатов.
«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…«Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому как я говорю, чтобы высказать свои мысли. С.В.Рахманинов
О художнике писали так: «Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты…"
- специфики средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роли музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- стилистические особенности музыкального языка Рахманинова С.В.
Умение:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 32.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Раздел «Музыка и ИЗО»
Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка
Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…
Дыхание русской песенности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Задачи:
Учебные – самореализация в области творческих возможностей,
- готовность к самовыражению в области искусства,
- формирование ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки
- раскрытие творческого потенциала
Развивающие - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря,
- формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства
- развитие творческого мышления
воспитательные – воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности
- формирование гибких компетенций и метапредметных навыков
- воспитание любви к произведениям искусства отечественных творцов.
Тип урока: комбинированный, урок-этюд, урок-коллаж
Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.
Материалы: учебник для учащихся 5 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, репродукции картин «Весенний этюд», «Весна»(фрагмент), «Цветущие вишни»(этюд), «Дама в кресле», «Водоём» В.Борисова-Мусатова, рисунки Кати Разиной и Лизы Дотловой «Весна на Клязьме» и «Зимняя дорога. На тройке.»
Муз. Инструменты: фортепиано
Муз. Репертуар: Распевка «Мы дружим с музыкой», Песня «Подари улыбку миру», «Где музыка берёт начало», «Музыка-река», «Живёт повсюду красота», «Не рвите цветы», «Утренняя песенка», «Песенка о доброте»
Аудиозаписи: романс «Островок», две прелюдии С.В.Рахманинов.
Ход урока
- Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
Учитель: Ребята, урок начнём составлением кластера. Кластер «Искусство»
- Подача нового материала
Заглянем в мастерскую русского художника Виктора Борисова- Мусатова. Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов в сочетании красок,- любуется гармонией цветовых пятен на полотне. В своём дневнике он записывает: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую…Мечты мои всегда впереди…Они создают мне целые симфонии… мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»
Ребята, прошу вас всмотритесь в картины художника. Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?
Ответы учащихся:
А какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картин передают покой, тишину, уравновешенность? Какая музыка на ваш взгляд может быть созвучна этим картинам?
Ответы учащихся:
колорит
мелодия
рисунок
Ребята, на стр.100 в учебнике вы прочтёте стихотворение К.Бальмонта «Островок». А сейчас послушаем романс С.Рахманинова «Островок». Обратите внимание как музыкальное сопровождение обогащает муз.образ./слушание/
Ответьте на вопрос: Какому жанру ИЗО родственен этот романс?
Прошу вас сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Вспомните, какие средства выразительности есть у музыки и живописи? Это поможет вам в сравнительном анализе этих произведений.
Ответы учащихся:
Ребята, споём сейчас начало и окончание романса.
Мелодия… её рисунок и ритм. Скажите, какую роль играют повторы звуков, мотивов, паузы в создании музыкального образа романса?
Какое состояние вызывает у вас особенности композиции романса? А этой картины?
линия
ритм
композиция
Какой знакомой вам музыкой можно озвучить эти картины В.Борисова-Мусатова?
Ребята, как вы понимаете слова художника: «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»? только ли к ИЗО их можно отнести?
Метод «Имя-предложение-вопрос-ответ»
- Распевание и исполнение песен
- Закрепление темы, материала
прелюдия
изобразительность
выразительность
Дыхание русской песенности…
Музыка многих произведений С.Рахманинова вызывает у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях». Тропа, путь, дорога…Жизненный путь Сергея Рахманинова, композитора, пианиста, дирижёра, был нелёгок. События начала 20 века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведённые вдали от неё, он пронёс светлое чувство любви к родному краю.
Всмотритесь в рисунки, которые приготовили к сегодняшнему уроку ваши одноклассницы Катя Разина и Лиза Дотлова. На странице 100-101 прочитайте стихи русских поэтов А.Макова и А.Пушкина.
Послушаем две прелюдии С.Рахманинова. давайте сравним музыкальные образы этих пьес. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки?
Ответы учащихся:
Пожалуйста сопоставьте муз.образы прелюдий с поэтическими образами стихов. Что их роднит? Что различает?
Сравните выразительные средства прелюдий? Мелодия-аккомпанемент-лад-динамика-форма, что усиливает контраст двух образов прелюдий?
Ответы учащихся:
Ребята, к каким произведениям С.Рахманинова можно отнести слова М.Горького «Как хорошо он слышит тишину»?
Метод «Системное сравнивание по картинам»
- Анализ и оценка
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы смогли максимально осознать вечную взаимосвязь мира искусства. Так живопись приблизилась к музыке, мы узнали, как художник может вызвать у зрителей звуковые ассоциации, как он строил свою живописную композицию по законам контрапункта. Учение о единстве и гармонической согласованности разных самостоятельных голосов в музыкальной ткани произведения помогло нам понять и запомнить эту взаимосвязь искусств. Такие художники как Виктор Борисов-Мусатов создавали изображение на основе музыкальных принципов и добивались эмоционального единства, тем самым преодолевая повествовательность живописи. Средства выразительности художественных произведений музыки и изо имеют много общего: мелодия-линия, ритм в музыке и ритм в картине, лад-цветовая гамма, эмоциональный тон музыки-колорит, форма музыки-композиция картины. Согласно вашим оценочным суждениям мы смогли сознательно выразить отношение к музыкальным и художественным произведениям, которые окружают нас в жизни и в мире искусства.
- Домашнее задание
Творческая работа «Музыкальность картин» или «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»
Учитель: На этом наш урок окончен. Всем спасибо за отличную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока. Урок построен с применением приёмов технго...
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...
Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...