Система работы педагога по развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagoga_po_razvitiyu_rechevogo_tvorchestva_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
«Система работы педагога по развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста »
Выполнил (а): Якуба Анна Георгиевна, воспитатель, ГБОУ школа-интернат
г.о. Отрадный Самарской области.
План.
- Актуальность темы.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы по развитию речевого творчества у старших дошкольников с ОВЗ.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся старших дошкольников с ОВЗ.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе.
- Заключение.
- Приложение.
- Актуальность.
В современной тенденции общества, речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков; Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина). Отечественные ученные подчеркивали, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становится произвольным внимание, память, формируется связная речь
В связи с этой проблемой в системе дошкольного образования происходят изменения в нормативно – правовых документах федерального уровня в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года. «Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации» от 1 января 2014 года определены основные принципы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях. ФГОС ДО указывает необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы по развитию речевого творчества у старших дошкольников с ОВЗ.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
При школе –интернате г. Отрадного действует дошкольное учреждение для детей с ОВЗ. Диагностика и исследования показали задержку речевого развития у воспитанников – в общении друг с другом, мало проявляют речевую активность или совсем не вступают в разговор, словарный запас ограничен, ребенок сам не строит рассказ, а копирует с небольшими изменениями или вовсе без изменений.
В результате практической деятельности выявлен ряд недостатков:
В результатах | В основном процессе | В условиях профессиональной деятельности |
- Дети не умеют составлять небольшие творческие рассказы; - Недостаточно развита связная речь; - Недостаточно развито воображения; - Дети не умеют составлять рассказы из личного опыта; -Недостаточно организованны формы коммуникативной деятельности; | -Не планируются в течение дня достаточное количество словесных игр; - Отсутствие системности в работе педагогов по развитию речевого творчества в течение года; - Низкая профессиональная педагогическая компетентность в речевом развитии; | -Не достаточная методическая оснащенность в ОУ. |
Проанализировав можно выделить противоречия – потребность современного общества заключается в творческих личностях, развитие у дошкольников речевого творчества в области нестандартного общения и желание родителей видеть своего ребенка успешным, коммуникативным, однако для формирования такого творчества необходимо создание в ОУ оптимальных условий для реализации работы по развитию речевого творчества.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
На основе изучения результатов образовательного процесса, можно выделить следующие проблемы:
- достаточно сложно развить речевые творческие способности, сформировать интерес к речетворчеству и учитывать индивидуальные особенности речевого развития при строго регламентированном программой учебном процессе;
- упрощение структурной формы диалога (приведение к вопросо-ответной форме) вызывает затруднения в формировании совокупности речевых и поведенческих коммуникативных умений, что значительно снижает уровень заинтересованности ребенка к речетворчеству.
Опыт практической работы позволяет определить причины вышеназванных проблем:
- согласно методическим рекомендация программы дошкольного образования занятия по развитию связной (монологической) речи проводятся 1р в неделю по механистической схеме: 1е занятие- пересказывание, 2-е занятие –рассказывание из личного опыта, 3- занятие-рассказывание по картине, 4-е – творческое рассказывание.
Это приводит к тому, что, не выработав навыков пересказа, педагоги переходят к решению другой задачи. При этом в совместной деятельности и индивидуальной работе воспитатели, как правило, работают с детьми, испытывающими сложности в усвоении программных задач. Такая система построения педагогического процесса приводит к тому, что нарушается принцип повторности, достаточно сложно выработать у дошкольников устойчивые навыки. Кроме того, при данной организации педагогического процесса достаточно сложно учитывать индивидуальный уровень речевого развития воспитанников.
В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь (и словесное творчество) формируется крайне трудно и искаженно.
В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного словесного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом процессе различных видов художественной деятельности. Активизации мышления, развитию памяти и образному восприятию, совершенствованию речи способствует методически грамотно спланированная и организованная педагогическая работа
Для развития связной, монологической, выразительной речи, а затем речевого творчества необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и через художественные образы.
Образовательная программа «Планета детства», которая реализуется в дошкольной группе при ГБС(К)ОУ школе-интернате г. Отрадного, содержит отдельные цельные компоненты, среди которых определено важное место литературному развитию дошкольника. В старшем дошкольном возрасте акцент сделан на обращении пристального внимания детей к содержанию произведений художественной литературы, возможности развивать способность в постижении внутреннего смысла произведений. Полагаясь на задачи воспитания и обучения данной программы, мы стремимся привить устойчивый интерес детей к литературе, тяготение к постоянному общению с ней и восприятию книги, как источника общекультурного опыта и знаний, ознакомлению с окружающим, развитию монологической и диалогической речи, что, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие интереса к речевому творчеству ребенка-дошкольника. На практике мы используем многочисленные упражнения в использовании родного языка. Дети активно и с удовольствием включаются в эксперименты со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова. Творческая речевая деятельность также приносит много радости – придумывание всевозможных загадок, сказок, рассказов.
Таким образом, была сформулирована проблема, поиск средств для развития речевых творческих способностей у детей среднего возраста и обеспечивающих реализацию коммуникативных детских деятельностей.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся старших дошкольников с ОВЗ.
Работа по формированию речевого творчества по программе «Планета детства» осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы. Использование разных литературных произведений развивает воображение ребенка. Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театральной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.
Для развития творческой деятельности детей созданы следующие педагогические условия:
а) подбор литературных произведений;
б) проведение специальных творческих заданий, развивающих речевые способности детей;
в) активное участие детей в составлении речевых творческих альбомов; г) сотрудничество с родителями воспитанников.
На первом этапе работы было проведено диагностическое обследование детей группы. Детям было предложено 4 серии заданий.
1 серия заданий выявляла понимание детьми особенностей жанра литературных произведений и умение соединить две сказки на основе контаминации.
Детям был прочитан рассказ К.Д. Ушинского "Лиса Патрикеевна", сказку "Лиса и козел" и стихотворение С. Маршака "Еж и лиса". Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности дальнейшей драматизации по сюжету.
После чтения всех трех произведений детям задавались вопросы: "Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? Как описывается лиса в рассказе? Какая она в сказке (стихотворении)? Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла? Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал? Какие сказки ты знаешь, и что тебе больше нравится: сказки, рассказы или стихотворения? Чем они отличаются?"
Анализ ответов показал, что у детей еще нет четких представлений о жанрах, их специфических особенностях, хотя они назвали много сказок (этот жанр оказался самым любимым). Здесь можно провести аналогию с другими исследованиями, которые выявляли особенности восприятия литературных произведений: во многих работах подчеркивается, что дети предпочитают сказку другим жанрам (М.М. Конина, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.). В нашем диагностическом обследовании подтвердилось положение о том, что рассказ является самым трудным для дошкольников жанром, дети не называют отличительные особенности рассказа, отмечая только его объем ("он короче сказки").
Следующее задание выявляло умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение. Сначала детей спрашивали: "Какие сказки ты знаешь?", затем им предлагали из двух сказок ("Курочка Ряба" и "Репка") придумать новую сказку, такую, чтобы можно было ее разыграть по ролям.
Большинство детей отказывались от выполнения этого задания, мотивируя это тем, что не знают, как можно соединить сказки, хотя они называли много произведений этого жанра: "Красная шапочка", "Снежная королева", "Колобок", "Золушка", "Три медведя", "Заяц-хваста". Некоторые пытались выполнить задание и предлагали рассказать по очереди две сказки, но создать на их основе новый текст они не могли.
Из 15 детей только 3 человека попытались соединить сказки, но единого содержания не получилось.
II серия заданий выявляла умение придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем, а также умение построить диалог по картине "Дети собирают грибы".
Проверялось, может ли ребенок выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец), вводить в содержание разных персонажей, интересные действия, давать описание обстановки, диалог героев. Выявлялось также умение интонацией передавать характеристику персонажей.
Воспитатель говорил: "Любишь ли ты сам придумывать сказки (рассказы)? Представь себе зайчика, который заблудился в лесу. Ты должен передать, как это произошло, что с ним случилось и чем все закончилось".
Оценивались: умение выдерживать все структурные части сочинения (начало, середина, конец) и связывать их между собой; оригинальность сюжета, наличие диалога между действующими лицами и использование в тексте средств художественной выразительности.
Анализ сочинений детей показал, что в основном они четко выдерживали структуру сказки. Начинался текст со слов: "Однажды, один раз, жили-были". Объем сказки - от 5-ти до 25-ти предложений. Были высказывания, которые трудно было оценивать, сюжет излагался не в логической последовательности, с нагромождением событий и действующих лиц.
Следующее задание этой серии выявляло умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц. Ребенку предлагалось придумать рассказ "Дети идут по грибы" (на картинке изображены мальчик и девочка, в руках у них корзинки, они наклоняются, заглядывают под кустик, а там растут подосиновики). Давался следующий план: "Сначала расскажи, как дети собирались в лес, кто придумал идти по грибы, и кто приглашал других детей в лес. Затем расскажи, как они искали грибы и не теряли друг друга из виду. А после придумай, о чем говорили дети, когда шли из леса". Этот план нацеливал детей на конструирование диалога.
Анализ сочинений детей (на тему и по картине) позволил выявить 3 уровня развития словесного творчества.
Дети I уровня придумывали оригинальный сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяли композиционные части высказывания (начало, середину, конец). В сказки включался диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрывались чувства персонажей. Текст излагался в логической последовательности, диалог передавался очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации (5 детей).
Дети II уровня соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличался большой оригинальностью. В сказках встречались диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений, хотя дети могли их передать выразительно (8 детей).
К III уровню были отнесены дети, которые затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовали, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленным. Встречалось много остановок, пауз, повторов слов (12 детей).
Второй этап - после проведения обследования монологической речи детей был намечен следующий план работы:
1. Расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи детей.
2. Работа над предложениями различной структуры.
3. Формирование умения пересказа небольших текстов.
4. Формирование умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок.
5. Развитие навыка составления рассказа на заданную тему.
6. Формирование умения составлять творческие рассказы.
На всех этапах работы серьезное внимание уделялось развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литературой.
Третий этап – комплексные занятия. Для занятий по ознакомлению с художественной литературой были отобраны произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносились тематически, по имени разных героев, или объединялись общими персонажами, но имели разные сюжеты и различное развитие действий (событий).
Каждое из занятий по литературе знакомило детей с содержанием и художественной формой произведения, обращало их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включало творческие задания.
После чтения произведений дети отвечали на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, и заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами, какими словами характеризуются герои произведения, чем отличаются эти характеристики, насколько они совпадают с представлениями самих детей.
Затем дети выполняли творческие задания, направленные на:
- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;
- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;
- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;
- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.
При чтении детям сказок А.С. Пушкина широко использовали музыкальное сопровождение: звучали отрывки из опер "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова.
Внимание детей обращалось на характер музыки, ее соответствие изображаемым событиям. Рассматривание иллюстраций усиливало эмоциональные впечатления детей, они стали замечать цветовую гамму произведений живописи, их общий колорит, композицию. Затем детям предлагали рисовать на тему прочитанной сказки, услышанной музыки, увиденной картины.
Такие комплексные занятия вызвали качественный скачок в восприятии литературных произведений. Слушая очередную сказку, они легко выполняли творческие задания (подбирали эпитеты, синонимы, антонимы к предлагаемым словам), с интересом разыгрывали этюды, рисовали на тему сказок. Последовательность выполнения разных видов занятий мы меняли - иногда сначала дети слушали музыку, затем сказку, рисовали, а после ее инсценировали. В следующий раз слушали сказку после рисования под музыку. Но все занятия заканчивались исполнением сценических этюдов.
Затем мы предложили детям сочинить сказку по мотивам пушкинских произведений. Сочинения детей показали, как расширились их художественные ассоциации. Они включали в свои сказки, с одной стороны, образы пушкинских героев, а с другой - развивали сюжет по собственной логике.
Ярко выявился усвоенный способ контаминации, дети легко соединяли сюжеты сказок, не нарушая логики повествования. Самое главное, они бережно относились к пушкинскому стиху, а если вставляли строфы из его произведений в ткань своей сказки, то передавали стихи дословно.
У детей отмечалось больше фантазии, сюжеты сказок отличались оригинальностью, неожиданными поворотами, большей самостоятельностью.
Выполняя творческие задания (подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой), дети готовились к использованию языковых средств в собственной речи, к художественному оформлению своего высказывания. Тем самым развивалась поэтичность восприятия и совершенствовался эмоциональный настрой при создании сочинений. Интересно проходили и упражнения на составление предложений с многозначными словами или словосочетаниями, взятыми из фольклорных произведений.
Накопленный опыт восприятия фольклорных форм и постоянное внимание к художественному слову привели к повышению активности и самостоятельности в словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества стал приносить детям удовлетворение и радость. Использовался и такой прием, как составление книги сказок, в которую записывалось детское сочинение и ребенок рисовал к нему иллюстрацию. Если понимание средств художественной выразительности вызывало у детей затруднения в восприятии фольклорных и литературных произведений, им предлагались творческие задания, развивающие их представления. Это были вопросы типа " С чем можно сравнить?", " Как можно сказать об ...? "; " Что думает береза, глядя на одуванчик? ", “Могут ли вздыхать леса?" и т.п. Так дети учились осознавать сравнение, олицетворение (персонификацию), а затем они включали аналогичные средства в свои сочинения.
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, было учтено, что показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогала ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова помогало подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение придавалось владению запасом грамматических средств, способности чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое чувство стиля, умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Здесь обращалось внимание и на роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.
Большое внимание обращалось на звуковую сторону речи, т.к. от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. Учитывалось, что на связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Эффективность методики проявилась не только в осознании образного содержания произведений малых фольклорных форм, но и в том, что значительно повысился уровень логического и наглядно-образного мышления детей. Этот факт мы объяснили тем, что усвоение переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях, а кроме того, параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, почему в загадке использовались сравнения, во фразеологизме - различные словосочетания - все это наряду с обогащением речи давало мощный толчок мыслительной деятельности старших дошкольников.
Специальные задания и упражнения помогли развить у детей понимание различий значения слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики. Научаясь целесообразному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, дошкольники используют навыки отбора уместных языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной речи.
Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривалась в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.
В развитии связной речи, наряду с формированием представлений о структурных элементах высказывания и способах внутритекстовой связи большое внимание уделялось точному обозначению описываемых явлений и образному определению излагаемых в сочинениях событий. Особая роль при этом отводилась формированию художественно-речевой деятельности, ведь именно ознакомление с фольклорными и литературными произведениями развивало у детей понимание необходимости использования средств художественной выразительности при создании собственных сочинений. Формирование осознанного отношения к языку, когда для воплощения своего замысла ребенок начинает отбирать точные и образные средства, приводит к взаимодействию художественно-речевой деятельности с развитием связной речи.
Поиск путей развития словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений проводился по разным направлениям. Прежде всего обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывались целенаправленные наблюдения (например, за проезжающим транспортом). Перед детьми ставился вопрос в необычной форме ("Как по-сказочному сказать, о чем гудит-рокочет мотор?"), а затем они придумывали сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводились наблюдения за деревьями: дети придумывали, о чем те могут разговаривать, а затем сочиняли сказки о дереве и деревце.
Специально разработанные игры и упражнения – на образование смысловых оттенков значений существительных (книга, книжка, книжонка), глаголов (бежал, забежал), прилагательных (умный, умнейший), на подбор синонимов и атонимов к изолированным словам и словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понимания переносного значения многозначного слова - помогали тому, что дети переносили в свои сочинения слова с различными смысловыми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей.
Эта работа показала, что, с одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, а с другой стороны, они являются важным подготовительным этапом для развития связной мнологической речи. Вместе с тем необходимо отметить, что развитие умений строить связное высказывание требует и специального обучения. Однако здесь надо было искать такие пути обучения придумыванию сочинений разных жанров, которые соединяли бы работу над смысловыми оттенками и составление связных текстов.
Под влиянием обучения изменились сочинения детей: от схематичного перечня, описания событий и фрагментарного повествования дети перешли к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания.
Понимание смысловых оттенков значения слова помогало оригинальности творческих замыслов, необычности поступков героев сказок, неожиданности развязки. Изменилось и отношение детей к своему творчеству: оно стало критичным и осмысленным. А самое главное - дети оценивали не только сюжет, но и язык повествования, выделяя разнообразные средства выразительности.
Диагностические задания показали, что от уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития словесного творчества, так как у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.
Был сделан вывод о том, что развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности.
Развитие словесного творчества осуществлялось как на занятиях, так и вне их. Дети участвуют в кукольном театре, действующем при интернате, в общешкольных мероприятиях и мероприятиях проходившие в городе (Музей истории г. Отрадного, фестивали, творческие литературные конкурсы и др.) Вне занятий проводилась индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделялось развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.
В конечном итоге проведенная работа показала, что словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе.
Развитие речевого творчества старших дошкольников с ОВЗ -процесс многоаспектный и многоплановый, он зависит прежде всего от уровня общего речевого развития детей: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинении сказок и рассказов.
Результаты диагностического обследования в конце учебного года подтвердили правильность выбора методов и приемов в разработке системы работы по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Критерии оценки
- понимание детьми особенностей жанра литературных произведений и умение соединить две сказки на основе контаминации;
- умение соединять хорошо знакомые сказки и создавать на основе контаминации новое сочинение;
- умение придумывать сказку на тему, предложенную воспитателем;
- умение построить диалог по картине;
- умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц;
Система работы
Система работы базируется на следующих основных положениях:
- Развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
- В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений. Ознакомление с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности.
- Умение создавать новые сказки на основе контаминации (соединения) знакомых произведений помогает ребенку осознавать возможность варьирования сюжетов и овладевать способностью передачи в образном слове определенного содержания, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства в собственных сочинениях.
Заключение.
Значимость опыта для развития системы образования
Разработанная система развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста «Планета детства» не требует особых временных, финансовых, кадровых ресурсов для своей реализации. Теоретические и практические материалы работы могут использоваться в качестве методических рекомендаций для педагогов ОУ.
Универсальность предъявленного опыта
Опыт работы может быть интересен для воспитателей ДОУ, работающих по комплексным программам, а также для педагогов дополнительного образования, руководителей театральных студий, организованных на базе ОУ.
Литература
- Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009
- Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч; в 6т. т.4-М., 1984г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г.
- Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Журнал "Дошкольное воспитание" № 3.- 2014г.
- Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2011.
- Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста. //Инновации и образование. Серия “Symposium”, Выпуск 29. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург 2003.
- Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. - М., 2005г. для дошкольников. М. ИПТ, 2001.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: ТЦ Сфера,2002.
6. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2005.
7. Ушакова О.С. Программа развития речи М.: ТЦ "Сфера", 2005.
8. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
Интернет – ресурсы.
- http://yandex.ru/...maam.ru-sredstva-razvitija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-rechevogo-tvorchestva. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система коррекционно-логопедической работы по преодолению сигматизма и парасигматизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями»
В работе представлен реферат по теме сигматизма и парасигматизма, его исправления у детей дошкольного возраста....
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей....
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...
Отчет по работе педагога по теме самообразования «Lego-конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».
Конструирование на этапе дошкольного возраста связано с игрой ведущим видом деятельности дошкольников.Знакомство дошкольников с конструктором начинаю постепенно в процессе занимательной игры. На начал...
Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Материал может быть полезен учителям -логопедам, работающим с детьми с речевыми нарушениями. Картотека содержит упражнения и игры по формированию целенаправленной воздушной струи....