План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_istoricheskaya_tema_v_zhivopisi._byliny.docx | 257.99 КБ |
Опыт работы козловой В.В. к конкурсу "Учитель года" | 61.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
III четверть. «ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ» 6 класс
Урок 7
Тема: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ЖИВОПИСИ. БЫЛИНЫ.
- Цели и задачи:
- рассмотреть отличительные признаки исторического жанра от других; - познакомить с понятием «былина», собирательным образом героев;
- дать знания об особенностях фигуры богатыря, его атрибутах; - воспитывать нравственные качества на примере былинного героя; - развивать наблюдательность, пространственное мышление, зрительную
память, творческий подход к работе; - прививать чувства сострадания, сопереживания и милосердия, любви Родине.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы:
Техническое обеспечение: мультимедийный проектор; интерактивная
доска.
Презентация: «Историческая тема в живописи. Былины», фрагмент документального фильма об Илье Муромце.
для учащихся: бумага формата А3, карандаш, ластик.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент (3 мин)
II. Актуализация (проверка знаний). (5 мин) III. Целеполагание (постановка цели, знакомство с новой темой). (15 мин) IV. Выполнение практического задания. (17 мин) V.Подведение итогов урока. (5 мин)
Ход урока
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь. Здравствуйте, ребята, меня зовут Козлова Валерия Валерьевна, и я приглашаю вас в творческую мастерскую. Сначала мы рассмотрим альбом по искусству, который я для вас приготовила, а потом и сами поучаствуем в творческом процессе.
(Слайд 1). II. Актуализация (проверка знаний).
У ч и т е л ь. К сожалению, у моего альбома пока нет названия, но я думаю, мы сформулируем его чуть позже.
Перед нами картины известных художников, отражающие реальные исторические события. К какому жанру их можно отнести? (К историческому).
Верно – это картины исторического жанра.
III. Целеполагание (постановка цели, знакомство с новой темой). Васнецов по-особому понимал историческую тему в искусстве. Обратим внимание на его картины. Давайте вместе ответим на вопрос, какие произведения русского фольклора стали источником вдохновения для художника при написании этих картин? (Звучит былина).
У ч и т е л ь. Как называется это произведение? (Былина) Правильно, былина, т.е. народное сказание, повествующее о временах борьбы Древней Руси с монголо-татарами.
Таким образом, мы можем сформулировать название нашего альбома по искусству (тема урока) - «Историческая тема в живописи. Былины»
Произведения Виктора Михайловича Васнецова как нельзя лучше иллюстрируют нам эту тему. Они занимают особое место в исторической живописи второй половины XIX века. Его творчество вводит нас в мир народных образов, древних легенд и подлинного русского фольклора. Именно Васнецов создал новую разновидность исторической картины, отличную от характерной для второй половины века. Не реальные исторические факты, а их литературное фольклорное переосмысление являлось подлинным содержанием этого вида исторической живописи. При этом факты в произведениях художника всегда выступают в опоэтизированном вымышленно - героическом виде, характерном для былины.
Давайте разберёмся, содержат ли былины вымысел, или всё в них реально. (Ответы детей).
У ч и т е л ь. На самом деле, ребята, для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих чёткий исторический смысл (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порождённые исторической действительностью. И пусть былина –это не исторический документ, в ней можно найти много исторических примет.
- А какие былины вы знаете? (Слайд 2: угадай название, вставив нужное слово).(Ответы детей).
У ч и т е л ь. Кто главный герой былин мы назовём, отгадав загадку:
Духом силён, Телом могуч, Русь защищает От вражеских «туч». (Богатырь)
У ч и т е л ь. Правильно, богатырь. Ребята, кто в вашем понимании - богатырь? (Силач, воин, защитник).
Словарь Даля гласит: «Богатырь» - человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
- Каких богатырей вы знаете? (Ответы детей)
- А какие из них изображены на картине В.М. Васнецова «Богатыри»? (Работа с ИД). (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)
У ч и т е л ь. Как вы думаете, эти персонажи реальны или они – вымысел? (Ответы детей)
У ч и т е л ь. Посмотрим историческую справку (ЭОР: «Учёные предполагают, что когда-то существовали люди, подвиги которых запечатлены в былинах. Курганы – могилы побитых Алёшей Поповичем врагов в ростовских краях, Добрынин остров на Оке близ Рязани, святые мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре – всё это живые свидетельства славной богатырской жизни и военного служения святой Руси былинных героев.). Илья Муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса. Посмотрим отрывок из документального фильма о нём. (Фильм). Итак, я думаю, вы убедились, в историчности богатырей, а значит и былин.
Изображая богатырей в своей картине «Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов наделил каждого своими качествами: одного – силой (Илью Муромца), второго – умом (Добрыню Никитича), третьего – добротой (Алёшу Поповича).
- Кому из них какое из качеств можно отнести? (Ответы детей)
- Как вы думаете, какое из этих качеств важнее? (Ответы детей)
Только вместе три эти качества должны сочетаться в русском человеке. Художественный образ, созданный Васнецовым, представляет образ Руси. Именно поэтому он и изобразил их на одной картине. Историк искусства, критик В. Стасов заявил, что в них «…вся сила и могучая мощь русского народа».
В картине «Богатыри» Васнецов применил такие художественные средства, как пейзаж на заднем плане, высокая линия горизонта, взгляд как бы снизу, с земли (от этого они выглядят торжественно) Сравним картину с картинами других художников. (Слайд 4: Врубель «Богатырь», Рерих «Святогор»; ИД – сравнительная таблица). Вы можете применить те художественные средства, которые мы рассмотрели, позже в практической работе.
Богатыри во все времена были любимы и прославлялись народом. И сегодня русские богатыри являются героями мультфильмов и даже компьютерных игр. (Слайд 5).
IV. Выполнение практического задания.
Мы познакомились с былиной, рассмотрели, как изображались главные герои – богатыри великими художниками и в мультипликации. Итогом вашей работы, рассчитанной на несколько уроков, будет иллюстрация к былине. А сегодня мы уделим внимание главному герою былин – богатырю. Но чтобы проникнуться их духом и силой проведём физкультминутку.
Физкультминутка (Слайд 6: под песню С. Намина «Эх, да надобно жить красиво»)
То не грозное небо хмурится, Эх, да, надобно жить красиво, |
Приступаем к выполнению практического задания. Глядя на репродукции, назовём, какие атрибуты характерны для богатыря (шлем, меч, кольчуга, палица, плащ).
(Слайд 7: работа с ИД).
Перед вами листы формата А3 с изображением силуэта человека. Создадим образ богатыря, снарядив его всеми необходимыми атрибутами. Удачи!
В процессе работы учитель ходит по классу, осуществляя контроль, помогает, направляет учащихся при необходимости.
V.Подведение итогов урока.
Заканчиваем практическую работу. Дежурные помогут мне собрать работы и оформить выставку на доске. А мы закрепим полученные сегодня знания, ответив на вопросы. (Слайд 8).
- Какие элементы картины не позволяют отнести её к историческому жанру? (Убрать лишний предмет)
(Слайд 9: тест «Выбери верные утверждения»).
- Верно ли, что жанр живописи, изображающий реальные события, имеющие большое историческое значение называется бытовым? (Нет, историческим)
- Верно ли, что былина это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины? (Верно)
У ч и т е л ь. А теперь скажите, чему учит нас былина? (Любить свою родину, защищать её, быть сильным духом и добрым душой).
Перед нами на доске ваши работы. Все они разнообразные и красивые. Отличные получились богатыри – целая рать. Молодцы, ребята, хорошо потрудились!
Анализ работ. Учитель выявляет лучшие работы, отмечает хорошие, выставляет отметки.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением былин, а также пейзажа и архитектуры, характерных для времен Древней Руси. Помогут вам в поиске ссылки в Интернете.
У ч и т е л ь. Ответьте, есть ли в наше время богатыри? (ответы детей)
Да, есть. И даже у нас в Липецке есть авиационное подразделение с названием «Русские Витязи», которые подобно богатырям Святогору и Вольге превращаются в «птиц» и зорко следят с неба за рубежами нашей Родины и всегда готовы встать на её защиту, как настоящие русские витязи – богатыри. Я желаю вам богатырских качеств: здоровья, силы, мудрости и всегда быть готовыми защищать честь своего Отечества. Урок окончен, спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Страна знаний – волшебная, маленькая страна с большими горизонтами. Столица этой страны – Школа.* Каждое ранее утро сюда торопятся сотни юных жителей.* Попадая в необыкновенно интересную страну, они чувствуют себя первооткрывателями и путешественниками. Именно им вручаются ключи от волшебных Дверей знаний. Все мы знаем, как волнительно открывать эти двери впервые. Поэтому у каждого жителя появляется свой ангел-хранитель – Учитель. Среди многих профессий на Земле профессия учителя не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя ученикам, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы в стенах школы.
И чтобы жизнь школьников была интересней и плодотворней, в своей работе с детьми использую современные педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективная система обучения;
- исследовательские методы обучения;
- проектные методы обучения;
- модульное и блочно-модульное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- компьютерные технологии.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «…подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений…». Поэтому в работе я придерживаюсь принципа: «Чем больше может сам учитель, тем больше он даёт ученикам».
А именно, моя деятельность в школе осуществляется следующим образом:
- Проведение уроков изобразительного искусства;
- Проведение уроков технологии;
- Проведение уроков МХК;
- Классное руководство;
- Руководство школьным краеведческим музеем;
- Руководство патриотическим клубом «РУСИЧ»;
- Руководство кружком «Школьная печать»;
- Руководство кружком «Глиняная игрушка»;
- Руководство кружком «Фантазия».
Конечно, обучение сегодня - непростая задача, но я стараюсь приложить максимум усилий, чтобы в моей Школе каждому ученику было комфортно, а самое главное, чтобы у него появилось желание вернуться туда ещё много, много раз. Поэтому в преподавании изобразительного искусства и МХК помимо традиционных форм применяю и нетрадиционные уроки:
- Урок-пленэр;
- Урок-викторина;
- Урок-конференция;
- Видео-урок-путешествие;
- Урок-сказка.
А участие детей в творческих конкурсах приносит им победы на муниципальном и региональном уровнях.
Различные формы внеклассной работы становятся важным дополнением к учебной деятельности, дают обучающимся возможность раскрыть свои внутренние резервы. Одним из важных моментов обучения и воспитания является формирование мыслительных процессов, таких как анализ, сравнение, обобщение. Этого мы достигаем во время лепки из глины (на занятиях кружка «Глиняная игрушка»). Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т. д.) имеет также огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают ему ощутить радость познания, творчества. Надо отметить, что детская лепка имеет еще и общественную направленность. Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. Ему хочется, чтобы его изделие узнали, оценили. Этого в своей работе я достигаю путём проведения творческих школьных выставок.
В настоящее время не потеряло своей актуальности в детском творчестве искусство работы с бумагой. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. “Квиллинг” также открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
В нашей школе действует проект «Школьная печать», в рамках которого мы с детьми выпускаем газету «Чёрное и белое», редактором которой я являюсь, а также пишем статьи о нашей школе для районной газеты «Задонская правда», которые регулярно появляются на её страницах. В прошлом учебном году газета «Чёрное и белое» была награждена дипломом III степени на областном конкурсе школьных газет.
В последнее десятилетие усилился интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Таким объединением в Донской школе является патриотический клуб «РУСИЧ» ( Русские Умеют Свою Историю Чтить), руководство которым я также осуществляю. Деятельность клуба заключается в проведении всевозможных патриотических акций, как то: операции «Обелиск», «Ветеран живёт рядом». Также проводятся экскурсии и поездки в музеи области, проводятся мероприятия, связанные с народными праздниками, участие в конкурсах исследовательских работ и конференциях и, наконец, работа в школьном музее с одноимённым названием.
Я являюсь руководителем музея «РУСИЧ» в течение двух лет. Музей является гордостью нашей школы, имеет 9 разделов более 700 экспонатов. За время моего руководства музей был неоднократно награждён департаментом образования грамотами и памятными дипломами за победы в краеведческих конкурсах.
И, наконец, ещё одним приятным моментом моей работы в школе является мой 11-б класс, где я – классный руководитель. Мне нравится работать классным руководителем, быть причастной к взрослению ребят.
Для того, чтобы организация учебно-воспитательного процесса проходила на высоком профессиональном уровне, большое внимание уделяю самообразованию. Тема моего самообразования: «Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства и МХК», ведь сегодня трудно представить себе современный мир без компьютеров и Интернета. Интернет предоставляет мне безграничные возможности для получения любого рода информации, что может сделать уроки увлекательными, а сам процесс подготовки преподавателя к знаниям – более быстрым и эффективным. Также я являюсь участником педагогических интернет-сообществ и сайтов: pedsovet.org , «открытый урок» (фестиваль педагогических идей), «Про.школу.ру» и др. Но помимо этого, имею свой сайт, в котором стараюсь размещать все свои достижения в работе.
Работа в школе – это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на развитие творческого потенциала учителя и, как следствие, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".
План открытого урока в з-ем классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс
Конспект открытого урока по английскому языку. Тема урока: "Путешествие". ...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
план конспект открытого урока на тему: "Легко ли быть репортером?"
Урок английского языка на тему: "Легко ли быть репортером?"...
план-конспект открытого урока по теме :" Функция у=х² и ее график"
План- конспект открытого урока по теме " Функция у=х² и ее график" с использованием ЦОР, а также презентация с явлениями в природе и жизни, описывающимися параболой....
План-конспект фрагмента урока по теме «Школьные принадлежности», УМК М.З. Биболетова, Unit 7 “School is fun” 4 класс
План-конспект фрагмента урока по теме "Школьные принадлежности" УМК М.З.Биболетовой, Unit 7 School is fun 4 класс....