Методика преподавания музыкального диктанта.
методическая разработка по музыке
«Музыкальный диктант на уроке сольфеджио».
Основная задача предмета сольфеджио ― развитие музыкального слуха. Среди разнообразных форм работы на уроке особое место занимает музыкальный диктант.
Музыкальный диктант является наиболее полной формой слухового анализа. Это итог навыков и знаний, которые определяют уровень музыкально-слухового развития ученика. При работе над диктантом педагогу необходимо:
- научить слышимое сделать видимым;
- развивать память и внутренний слух ученика;
- использовать диктант как средство для закрепления и освоения знаний и навыков, полученных по теории музыки.
На значение музыкального диктанта часто указывалось уже с середины XIX-го века. Методические принципы и приемы в работе над музыкальным диктантом описаны в теоретической литературе достаточно широко: работы Е. В. Давыдовой, А. Л. Островского, В. А. Вахромеева, В. Серединской и других исследователей.
По замечанию Е. Иоффе, диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха.
Ведущий теоретик-сольфеджист Е. В. Давыдова отмечала, что диктант, как и слуховой анализ, является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития ученика.
А. Л. Островский в пособии «Методика теории музыки и сольфеджио» определил целью музыкального диктанта воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи.
Е. В. Давыдова в работе «Методика преподавания музыкального диктанта» изложила основные задачи работы над диктантом:
- создавать и закреплять связь видимого и слышимого.
- развивать музыкальную память и внутренний слух.
- служить средством для закрепления теоретических и практических навыков. Чтобы успешно решать эти задачи, преподаватель должен быть готов к этой работе.
Однако не всегда преподаватели сольфеджио, особенно начинающие (в силу неопытности или отсутствия под рукой нужной литературы), могут применять на практике знания методики преподавания предмета с учетом психофизиологии школьного возраста. А ведь зачастую ученики не справляются с диктантом по чисто психологическим причинам.
Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить плохую отметку может отбить у таких детей интерес к этой форме работы, а иногда и «отвернуть» от самого урока сольфеджио.
Педагогу сольфеджио необходимы более глубокие знания законов детской психологии, в частности, психологии музыкального восприятия.
Сложный процесс записи диктанта (слышу- понимаю- записываю) требует не только знаний, но и специальной подготовки, обучения. Научить писать диктант ― одна из важнейших задач предмета сольфеджио.
В процессе записи диктанта участвуют: мышление, память, внутренний слух. Кроме этого необходимо иметь теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанную мелодию. Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную работу.
При работе с 1-ым и даже со 2-ым классом воздерживается от слова «диктант», заменяя его музыкальными «загадками», «заданиями», «задачами» и пр. Е. В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога в процессе работы класса над диктантом, ведь он (педагог) должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. Сам процесс записи диктанта требует не только определённых знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Поэтому не следует торопиться вводить музыкальные диктанты на начальном этапе обучения, а заниматься подготовительными упражнениями. Прежде, чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Следовательно, в первом классе нужно провести большую подготовительную работу.
Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту является записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения. Например, в первом классе большая роль отводится запоминанию мелодического движения по ступеням мажорного лада: I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней. Однако мы не ограничиваемся только их пропеванием, а, «заглядывая вперёд», выстраиваем целый ряд разнообразных форм работы на основе построения ступеней, упражнений. В результате такой работы навык усваивается фундаментально, из «внешнего» состояния он переходит на уровень внутреннего слуха и прочно откладывается в музыкальной памяти.
Подготовкой к письменным диктантам должны служить:
1) небольшие, но постоянные задания по переписке нот (контрольные списывания) , причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух;
2) работа над нотным почерком (переписанные ноты должны соответствовать своему местоположению);
3) запись выученных ранее мелодий по памяти (например, с предыдущего урока или из домашнего задания);
4) письменное транспонирование знакомых мелодий или мелодий подобранных на фортепиано;
5) подбор мелодии на фортепиано, с последующей её записью;
6) проводятся небольшие устные диктанты. Небольшая мелодия проигрывается, пропевается учащимися, на какой-то слог, пытаются пропевать про себя с названием звуков, а затем поют вслух;
7) ритмическое оформление, написанных на доске нот, составляющие знакомую мелодию;
8) педагог записывает на доске мелодию с ошибками в ритме, а учащиеся должны найти ошибки;
9) в 1 классе пока они ещё не научились быстро писать, на разлинованном нотном стане выкладываются пуговицами попевки: чёрными ― короткие ноты, белыми ― длинные;
10) педагог играет незнакомую мелодию с ошибками, а учащиеся следят по нотам и определяют, где допущена была ошибка;
11) работа со столбицей: все поют проигранную мелодию на слог, а один учащийся на общей таблице-столбице, показывает ступени;
12) мелодия, попевка записывается в виде ступеней;
13) раскладывание карточек с названиями нот или ступеней. Они должны быть разложены в виде звукоряда перед каждым учеником. Услышав короткую фразу, сыгранную учителем, дети повторяют его в «уме» и откладывают соответствующие карточки. При этом лучше активизируется внутренний слух, создаются условия для сосредоточения внимания учеников и отпадают технические трудности написания нот. Кроме того, использование карточек, даёт педагогу возможность легко контролировать одновременно работу всех учеников, поправлять сразу же ошибку любого из них.
На первых занятиях дети должны приобрести навыки нотной записи, выработать ловкость пальцев и рук, запомнить названия нот первой октавы. Для этого необходимо вводить упражнения, состоящие из отдельных нот вначале целыми, затем половинными, позже четвертными и восьмыми длительностями. Такие упражнения должны занимать не более пяти-семи минут на каждом уроке. Используя такую форму работы на уроке, добиваться, чтобы дети научились определять названия нот не путём отсчёта от начальной ноты, а на основе запоминания положения каждой ноты на нотоносце. Целесообразно начинать писать ноты между линейками (их писать легче), а после ― на линейках. Каждую ноту надо прописывать много раз, при этом проговаривать вслух её название, а позднее ― « в уме». С самого начала необходимо приучать детей писать аккуратно и чисто, т.е. выработать у детей красивый нотный почерк.
Педагог записывает на доске упражнение или несложную прибаутку, ученики поют ее два, три раза, затем она стирается, а детям предлагается записать ее по памяти. Дети выучивают песню самостоятельно (по нотам), педагог проверяет, как она усвоена, предлагает выучить ее наизусть и петь, называя ноты, затем записать по памяти. В классе выучивается на слух песня со словами, затем песня поется без слов на слог «та», после чего исполняется с надвоением нот и записывается по памяти. Учащиеся дома подбирают выученную песню и записывают ее в классе. При записи дети не должны напевать мелодии. Выполнение заданий производится в полной, тишине.
Как можно больше мелодий следует учить наизусть, так как осмысленно и выразительно спеть любую музыкальную фразу учащиеся первого класса могут только в том случае, если знают её наизусть. Выученные мелодии на уроке целесообразно включать в домашние задания и возвращаться к ним на следующих уроках, записывая их по памяти. Начинать петь по нотам нужно с простых мелодий, использующих лишь две ладовые ступени, затем постепенно расширять звукоряд, вводить постепенно остальные ступени лада. Для создания у учащихся отчётливого слухового представления каждой ладовой ступени необходимо подбирать музыкальный материал с характерными для данной ступени интонациями. При разучивании мелодий обязательно следить за чистотой интонирования, добиваться того, чтобы учащиеся научились слышать даже незначительные неточности интонации в собственном пении и своих одноклассников.
В работе с первым классом большое внимание уделяется устным диктантам. Начинать следует с узнавания отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ступеней. Такие упражнения наиболее распространённые и заключаются они в том, что учащиеся определяют на слух и поют звук, сыгранный преподавателем на инструменте после предварительной настройки. Однако не следует требовать от учащихся названия звуков без пения – это приводит зачастую к «отгадыванию» звуков и не приносит никакой пользы, не способствует развитию слуха. Первые устные диктанты представляют собой мотивы и фразы, состоящие из двух, трёх, четырёх ступеней в равномерном ритмическом движении. Главная задача теперь ― диктовать не звук за звуком, а в целом мотивы. Учащиеся должны запомнить диктант с первого или с минимального количества повторений, петь его в «уме» и лишь, затем спеть его или разложить карточками.
Теперь, когда дети имеют простейшие навыки в написании нот, быстро запоминают и удерживают в памяти короткие мотивы, можно переходить и к письменным диктантам.
Первые письменные диктанты полезно работать в двух направлениях:
1) запись ритма, без указания высоты звуков;
2.) одними целыми длительностями.
Следующим этапом является запись мелодии четвертными и половинными длительностями в размере 2/4 на четыре такта. Переходя к диктантам, включающих восьмые длительности, необходимо исключить на первых порах половинные длительности. Объём первых диктантов с восьмыми длительностями не должен превышать двух тактов, при этом количество звуков будет не меньше, а такое же, как и в четырёхтактных диктантах с четвертными и половинными длительностями. Целесообразно использовать в качестве диктантов те же самые фразы в ускоренном движении в два раза. Затем можно давать уже вполне новые двухтактные, позже ― четырёхтактные диктанты.
При дальнейшем усложнении диктантов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) одновременно в диктанте должен появляться только один новый элемент;
2) если диктант содержит какой-либо новый элемент, то в остальном он должен быть простым и привычным.
Таким образом, диктанты на начальном этапе обучения должны быть чаще всего очень короткими, чтобы дети могли их запомнить за два-три, максимум за четыре проигрывания. Диктанты из восьми тактов следует давать лишь в конце первого класса. Необходимо диктанты выбирать такие, чтобы дети могли их записывать быстро, без особых затруднений, и тогда у них появится уверенность в своих силах, и они будут писать диктанты охотно.
Лишь после проработки таких упражнений, можно преступать к записи музыкального диктанта. Учащихся сразу надо приучать к определённому порядку при записи диктанта. Перед началом диктанта определяется его тональность: первые один, два раза диктант играется целиком, выразительно, в нужном темпе, штрихами. После первого проигрывания определяются размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и заканчивается диктант. После второго проигрывания всё уточняется; количество фраз, есть или нет секвенции, особенности ритмики и т.п. Последние проигрывания обычно даются в более спокойном темпе, с подчёркнутой фразировкой. После четвёртого проигрывания можно сделать паузу побольше, чтобы учащиеся максимально использовали запасы музыкальной памяти, ведь ребята должны помнить, что количество проигрывания ограничено. Убедившись, что учащиеся написали всё что смогли, можно играть следующий раз. При 5-6 проигрывание иногда бывает полезно изменить темп, динамику или манеру исполнения, чтобы учащиеся услышали мелодию в новом звучание, это активизирует их внимание.
Работа над диктантом проходит в классе, на уроках. Поэтому важно правильно организовать процесс записи. Также важна обстановка, которую педагог создаёт в классе. Можно рекомендовать следующую методику записи диктанта: собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому восприятию музыки. Можно назвать автора, название произведения, какие инструменты его исполняют.
Кроме общих замечаний, советов, педагог должен давать и индивидуальные советы, задания, приёмы отстающим ученикам. Важно так же воспитать способность самоконтроля, умения найти свою ошибку.
Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух развит слабо, можно разрешить тихо напевать вслух. Только постепенно, приучая учащихся напевать всё реже и тише, можно воспитать точность слуховых представлений и тем самым ненужным напевание вслух.
На раннем этапе следует требовать, чтобы все учащиеся дирижировали при записи. Но в дальнейшем более развитые учащиеся обычно сами перестают дирижировать, заменяя жесты чётким внутренним ощущением пульсации мелодии. Педагогу ни в коем случае нельзя при исполнении диктанта выделять, «выстукивать» сильную долю ― это своего рода подсказывание.
При написании музыкального диктанта большинству учащихся мешают вовсе не слабые музыкальные данные, а страх. Задача педагога ― избавить учеников от страха. Не надо быть великим психологом, чтобы понять: когда ребёнок не владеет ситуацией, он, вольно или невольно, начинает бояться. Минута течёт за минутой, один за другим звучат проигрывания диктанта, а у него в нотной тетради всего 1-2 такта. И начинается паника: «Не успею!». Что же делать? Первое: чёткое и грамотное оформление записи.
Время записи диктанта зависело от его трудности. Важным моментом на уроке была проверка диктанта. Ведь именно в правильности записи проявлялись уровень развития ученика, степень усвоения им нового материала. Проверка включала в себя следующие элементы:
пропевание диктанта всем классом;
индивидуальная проверка тетрадей;
коллективный разбор наиболее трудных мест, где были сделаны ошибки;
проигрывание учениками своей записи ― самопроверка.
Как правило, ученики уходят с урока с правильно записанными диктантами. Лишь в редких случаях ученику давалось задание дома самостоятельно выправить текст.
Выбор музыкального материала.
Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта.
Дореволюционная методика черпала материал для диктанта из специально составленных упражнений. Основой их являлись та или иная тема из области теории музыки. Чаще всего это были метро-ритмические или интервальные трудности. В зависимости от творческой одаренности авторов, музыкальное качество этих примеров-упражнений было лучше или хуже, но всегда подчинено главной идее.
В настоящее время методика составляемых сборников иная ― материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры ― тем больше они помогут достичь цели музыкального диктанта.
Педагог или составитель сборника, отбирая материал, должен прежде всего заботиться о том, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Нельзя допускать, чтобы пример был слишком короток, иначе он потеряет смысл и художественную ценность. Недопустимы также искажения с целью его облегчения, так как это нарушает цельность художественного образа.
Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические стороны примера. Это, несомненно, основные признаки. Но кроме них, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.
Еще большее значение определения трудности диктанта имеют интонационные особенности стиля произведения. Отбирая пример для диктанта, надо стремиться к тому, чтобы музыка примера была яркой, выразительной, тогда она легче запоминается.
Из всего сказанного можно сделать вывод ― в работе над музыкальным диктантом одним из важнейших условий является правильный выбор музыкального материала.
Обычно запоминаются песни с привычными для детского слуха мелодическими оборотами. В избираемом для диктанта материале на первом месте должны стоять примеры со знакомыми ладо-тональными оборотами, и лишь позднее по мере развития слуха, можно привлечь песни с более сложным для восприятия интонационным строем (песни разных национальностей, разных стилей). Легче всего запоминаются песни квадратной формы (8-12 тактов) о четким разграничением коротких фраз и ясной направленности мелодии, а так же песни контрастные по направлению мелодии, по ритмическому рисунку.
Сложны для запоминания мелодии с фразами широкого дыхания, мелодии, в которых конец одной фразы является началом другой.
К таким мелодиям надо подходить постепенно. Один из них надо предлагать петь по нотам с листа, другие выучить на слух с текстом, подобрать на инструменте, затем уже записывать третьи выучить по слуху наизусть, предложить спеть с названием звуков и записать. После того как слух привыкнуть к ним, их можно дать как самостоятельный диктант. Очень плохо запоминаются мелодии в том случае, если они являются не началом песни или инструментальной темы, а продолжением. Настаивать на том, чтобы дети запоминали мелодию в таких случаях не стоит. В диктанте лучше всегда давать музыкальную тему с ее начала.
Различные формы диктанта.
1. Диктант показательный.
Показательный диктант проводится учителем. Цель и задача его ― показать на доске процесс записи. Учитель вслух, перед всем классом, рассказывает учащимся, как он слушает, дирижирует, напевает мелодию и тем самым осознает ее и фиксирует в нотной записи. Такой диктант очень полезен перед тем, как перейти после подготовительных упражнений к самостоятельной записи, а также при освоении новых трудностей или разновидностей диктантов. Его очень удобно применять и в тех случаях, когда педагог, начиная работу с новой группой учащихся, хочет сразу дать всей группе правильное, нужное ему методическое направление.
Полезно иногда проводить такой диктант не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность процесса и приемов записи ученика.
2. Диктант с предварительным анализом.
После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример с учащимися, выясняя:
1.) структуру музыкального построения: мотивы, фразы, предложения;
2.) ладо-тональное развитие;
3.) формообразующие элементы: повторность, ее характер, наличие секвенций и их особенности, каденции и т.д.;
4.) метро-ритмические особенности;
5.) линеарное строение мелодии: опорные звуки, яркие запоминающиеся скачки, отдельные интонационные обороты;
6.) основу гармонического развития: наличие скрытых аккордов ит.д.
Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их.
После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.
В некоторых случаях, когда надо обратить внимание учащихся на одну какую-нибудь деталь, педагогу можно не делать общего анализа, а разобрать лишь одну, трудную для класса деталь.
3. Диктант эскизный, по частям.
Проиграв пример и установив с классом его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его не с начала, а только со второго предложения. Можно также предложить записать отдельные элементы формы, например, мотив секвенции, каденции обоих предложений и т.д. При этом не обязательно закончить потом весь пример, можно ограничиться записью фрагментов примера.
При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом педагогу нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва ― каденции, затем ― начало первой и второй фраз и т.д.
В дальнейшем, овладев этим приемом, учащийся должен сам прежде всего записывать те фрагменты, которые он лучше запомнил, а потом пополнять недостающее.
Эта форма работы над диктантом должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью. Самостоятельно, без напоминания педагога. Материалом может служить любой пример из музыкальной литературы, ясный и завершенный по форме.
4. Диктанты для развития памяти.
Несмотря на то, что вся работа над диктантом основана на музыкальной памяти и внутреннем слухе и в любой форме способствует их дальнейшему развитию, все же в процессе занятий следует применять и специальные формы диктантов. В них главной задачей учащихся будет именно запоминание, удержание в памяти исполняемого примера, а самая запись ― второстепенной задачей. Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, вернее, при дирижировании педагога, весь класс пытается мысленно повторить на память мелодию. Педагог спрашивает: «Все ли смогли вспомнить ее до конца?». Если у некоторых есть неясности, пробелы, педагог играет пример еще раз. После этого называется тональность и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. По мере окончания учащимися записи педагог проверяет тетради каждого из них, но только не проигрывая и не напевая. В классе должна быть полная тишина. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется уже всем классом.
Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2, 4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.
Структура их тоже должна усложняться постепенно. При упражнениях на развитие памяти часто используют для проверки не запись примера, а исполнение его учеником на фортепиано, то есть подбирание. В таком случае важно для учащихся со средними музыкальными данными, у которых при запоминании нет точных и четких звуковых представлений, и поэтому звучание фортепиано при подбирании помогает им уточнить их.
5. «Самодиктант» или запись знакомой музыки.
В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся, используется запись по памяти знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.
Самодиктант может быть использован и в условиях классных занятий по сольфеджио с разными вариантами:
1) Называется песня или музыкальное произведение, знакомое всему классу, устанавливается его тональность и размер, и затем учащиеся приступают к записи по памяти, без прослушивания.
2) Педагог предлагает каждому учащемуся записать то, что он хочет, что лучше помнит. Необходимое условие при этом ― полная тишина и молчание в классе. Эта форма труднее, так как педагог не может каждому помочь ни в нахождении тональности и первого звука, ни в определении размера. Поэтому и используется она после первой формы. Проводя проверку записей, лучше всего предложить каждому учащемуся пропеть то, что он написал. Тогда будет видно педагогу, что является ошибкой, а что ― не точно усвоенной мелодией или ее вариантом.
3) Определяя доступность музыкального материала для этой формы работы, следует учитывать, что легче всего записать песни куплетной формы, затем вокальные произведения типа песни-романса и т.д..
4) Форма «самодиктанта» помогает также развитию творческой инициативы учащихся. Можно предложить записать мелодию своего сочинения или дописать второе предложение. И, конечно, это очень удобная форма для самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.
6. Устный диктант.
Хорошо развивает быстроту реакции, концентрацию внимания, способность быстро «схватить» и запомнить небольшие фрагменты, в которые включены самые важные интонационные трудности.
7. Ритмический диктант.
Ритмический диктант дает возможность педагогу успешно развить и закрепить «ритмическую составляющую» музыкального слуха ученика. Ритмические диктанты целесообразно использовать тогда, когда необходимо освоить новый ритмический рисунок или требуется более тщательная проработка соединения сложных ритмических фигур. Хорошие результаты дает систематическое написание таких диктантов в младших классах.
8. Диктант с использованием мультимедийных и интернет-технологий (запись диктанта он-лайн, домашний диктанты на CD-дисках и пр.).
Запись музыкального диктанта является самой сложной из всех форм работы над воспитанием слуха. Сложность из всех форм работы над воспитанием слуха. Сложность вызвана тем, что мелодия диктанта воспринимается только слухом. Необходимо помнить, что примеры для диктанта должны быть легче примеров для чтения с листа. Наблюдения показывают, что в тех случаях, когда ученикам несколько раз подряд давались в качестве диктанта непосильные задания, они начинали плохо записывать и те мелодии, с которыми справлялись очень легко. Очевидно, непосильные задания затормаживали восприятие, и ученики переставали делать даже попытку осмыслить предложенный материал. После того, как трудные диктанты были прекращены, проходило некоторое время, пока ученики начинали справляться с посильными заданиями.
Музыкальный диктант играет огромную роль во всестороннем развитии музыкального слуха учащихся на уроках сольфеджио. Научиться писать диктанты, обрести навыки записи услышанного нельзя изолированно от всего комплекса занятий по сольфеджио: работу над диктантом следует вести в тесной связи с сольфеджированием и определением на слух тех или иных музыкальных элементов.
Музыкальный диктант очень важен и потому, что позволяет более определённо выявить индивидуальные качества слуха и успехи каждого ученика, что вообще нелегко сделать в условиях коллективных занятий. Особенно большое значение при записи диктантов имеют музыкальная память и гармонический слух, который, как известно, с наибольшим трудом поддаётся развитию.
Музыкальный диктант ― наиболее важная и ответственная форма работы в занятиях сольфеджио на всех ступенях обучения, начиная с ДМШ и заканчивая высшим, профессиональным образованием. Итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
В диктанте сфокусированы наиболее важные свойства слуха: внутренние слуховые представления, способность к осмысленному запоминанию, острота и скорость слуховой реакции, умение грамотно записать слышимое. За 20-25 минут ученик, прослушав мелодию 8-10 раз, должен определить тактовый размер, записать мелодию нотами в правильном ритме, расставить тактовые черты и грамотно записать случайные знаки. Успешное написание диктанта во многом зависит от врожденных музыкальных способностей ученика и в то же время требует комплекса узко специальных навыков и умений. Неудивительно, что музыкальный диктант ― всегда стресс для учеников.
Умение грамотно записать мелодию по слуху ― необходимый навык для ученика музыкальной школы, но особенно это важно для тех, кто решил стать профессиональным музыкантом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
81.docx | 59.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения
Республики Крым
ГБУЗ РК «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ЦРБ»
ПРИКАЗ
22.01.2018г. пгт. Красногвардейское 81/01-04
О маршрутизации больных с инфекционными заболеваниями и с подозрением на инфекционные заболевания в Красногвардейском районе
В соответствии со статей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2012 года N69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях», приказом МЗ РК №2246 от 26.12.2016г. «О маршрутизации инфекционных больных и пациентов с подозрением на инфекционные заболевания», в целях дальнейшего повышения качества оказания медицинской помощи инфекционным больным в Красногвардейском районе Республики Крым
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Считать ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» медицинской организаций Республики Крым, участвующих в оказании медицинской помощи на I и II уровне пациентам по профилю «Инфекционные болезни». ГБУЗ РК «Симферопольская городская больница №7» (оказывает медицинскую помощь по профилю «Инфекционные болезни» II уровня населению г. Симферополя и Симферопольского района и III уровня - городам и районам Республики Крым)
- Утвердить:
- Порядок маршрутизации больных инфекционного профиля для оказания первичной специализированной помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе, а также экстренной и плановой специализированной медицинской помощи на госпитальном этапе (приложение № 1 к настоящему приказу).
- Принципы оказания медицинской помощи пациентам по профилю
«Инфекционные болезни» в медицинских организациях Республики Крым по уровням оказания медицинской помощи (приложение № 3 к настоящему приказу).
- Маршрут движения пациентов для оказания медицинской помощи по профилю «Инфекционные болезни» в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» Республики Крым по уровням оказания медицинской помощи (приложение № 4 к настоящему приказу).
- Зав. инфекционным отделением, зав. поликлиниками, зав. СВА:
- обеспечить оказание медицинской помощи населению по профилю
«Инфекционные болезни» согласно приложений №1 - №4 к настоящему приказу;
- проводить направление на госпитализацию инфекционных больных и больных с
подозрением на инфекционные заболевания в соответствии с требованиями
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях и Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями.
- Деловоду ЦРБ ознакомить с приказом всех сотрудников ЦРБ.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя по медицинской части Джеппарова Р.И., заместителя по медицинскому обслуживанию населения Глушкову П.А., зам. по детству и родовспоможению Кужман С.В.
Главный врач ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» А.А.Касяненко
Юрисконсульт
Исп. Джеппаров Р.И.
Приложение № 1
Порядок маршрутизации больных инфекционного профиля для оказания
первичной специализированной помощи на амбулаторно-поликлиническом
этапе, а также экстренной и плановой специализированной медицинской
помощи на госпитальном этапе
- Настоящий Порядок маршрутизации (далее - Порядок) разработан в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2012 года N69н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях», от 20 июня 2013 года № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» и регулирует вопросы оказания медицинской помощи взрослому населению Республики Крым в медицинских организациях Республики Крым, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Крым и оказывающих медицинскую помощь по профилю «Инфекционные болезни».
- Действие настоящего Порядка распространяется на медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Крым, оказывающие медицинскую помощь по профилю «Инфекционные болезни».
Порядком установлены этапы (уровни) оказания медицинской помощи в рамках функционирующей трехуровневой системы.
Порядок предусматривает поэтапное исполнение медицинскими организациями стандартов оказания медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи в медицинской организации соответствующего типа и уровня.
- Медицинская помощь по профилю «Инфекционные болезни» (далее - медицинская помощь) оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи;
скорой медицинской помощи;
специализированной медицинской помощи.
- Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
- Первичная медико-санитарная помощь включает:
- первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
- первичную врачебную медико-санитарную помощь;
- первичную специализированную медико-санитарную помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
- Первичная доврачебная медико-санитарная помощь больным оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, здравпунктах, поликлиниках, поликлинических подразделениях медицинских организаций, отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, центрах здоровья фельдшером и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
- Первичная врачебная медико-санитарная помощь больным оказывается в медицинских организациях врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).
- Больным инфекционными заболеваниями, не представляющим опасность для окружающих, легкой степени или при подозрении на такие заболевания медицинская помощь оказывается в виде первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики и врачами-специалистами, которые проводят комплекс лечебно-диагностических мероприятий, в том числе направленных на установление возбудителя инфекционных заболеваний и проведение первичных противоэпидемических мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками медицинской организации.
- Первичная специализированная медико-санитарная помощь больным оказывается врачом инфекционистом.
- Специализированная помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе в инфекционных отделениях многопрофильных больниц и инфекционных больницах.
- При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.
- В рамках скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи и включает мероприятия по устранению угрожающих жизни состояний с последующей медицинской эвакуацией в медицинскую организацию, оказывающую стационарную медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями.
- При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарноавиационную и санитарную эвакуацию.
- Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями осуществляется по медицинским показаниям - в случаях тяжелого и среднетяжелого течения инфекционного заболевания, отсутствия возможности установить диагноз в амбулаторных условиях, наличия необходимости проведения дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях, а также по эпидемиологическим показаниям в соответствии с действующим санитарным законодательством.
Лечение больных инфекционными заболеваниями в условиях стационара осуществляется по направлению врача терапевта, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача скорой медицинской помощи, врача-инфекциониста, врачей-специалистов, выявивших инфекционное заболевание.
Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями при наличии медицинских показаний, указанных в абзаце первом настоящего пункта, возможно также при самообращении больного инфекционным заболеванием.
- Медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями с жизнеугрожающими острыми состояниями, в том числе с инфекционнотоксическим, гиповолемическим шоком, отеком-набуханием головного мозга, острыми почечной и печеночной недостаточностями, острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью оказывается:
вне медицинской организации - бригадами (в том числе реанимационными) скорой медицинской помощи;
в стационарных условиях - в боксах, палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях многопрофильной больницы, а также в палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях инфекционной больницы с соблюдением установленных санитарно-противоэпидемических норм.
Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение больных. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающего жизни состояния больные переводятся в инфекционное отделение медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.
- Оказание медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями в сочетании с заболеваниями других органов осуществляется с учетом рекомендаций врачей-специалистов соответствующего профиля (врачей акушеров-гинекологов, врачей-урологов, врачей-офтальмологов, врачей-колопроктологов, врачей- гастроэнтерологов, врачей-хирургов, иных врачей-специалистов). Оказание медицинской помощи беременным, больным инфекционными заболеваниями, осуществляется с учетом рекомендаций врача акушера-гинеколога в обсервационных отделениях родильных домов или в стационарах медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями.
- Выписка больных инфекционными заболеваниями из стационара медицинской организации осуществляется в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами после окончания курса лечения и контрольных лабораторных исследований. Реконвалесценты инфекционных заболеваний подлежат диспансерному наблюдению.
- Диспансерное наблюдение и лечение больных, перенесших инфекционные заболевания, а также лечение больных инфекционными заболеваниями в стадии реконвалесценции осуществляется в отделении (кабинете) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей первичную медико- санитарную медицинскую помощь или ее структурных подразделениях и структурных подразделениях инфекционных больниц, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
- Информация о выявленном случае инфекционного заболевания направляется медицинской организацией в территориальный орган, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор по месту регистрации заболевания, в течение 2-х часов с момента установления диагноза (по телефону), а затем в течение 12 часов (письменно) по форме экстренного извещения.
Медицинская организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 часов письменно по форме экстренного извещения информирует территориальный орган, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор по месту регистрации заболевания, об измененном (уточненном) диагнозе, дате его установления, первоначальном диагнозе.
Приложение №2
Принципы оказания медицинской помощи пациентам по профилю «Инфекционные болезни» в медицинских организациях Республики Крым по
уровням оказания медицинской помощи
Основные функции кабинета инфекционных заболеваний
(I уровень, далее - КИЗ):
- Оказание медицинской помощи больным острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- Профилактика распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- Ведение эпидемиологического мониторинга инфекционной и паразитарной заболеваемости;
- Ведение учетной и отчетной документации, предоставление в установленном порядке отчетов о деятельности;
- Консультативная помощь медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в выявлении инфекционной патологии у больных с подозрениями на инфекционное и паразитарное заболевание;
- Организация проведения дополнительных исследований у больных инфекционными заболеваниями, включая лабораторные, инструментальные и иные методы;
- Лечение больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, которые по медицинским и эпидемическим показаниям не подлежат лечению в стационарных условиях, в том числе реконвалесцентов после выписки из стационара;
- Направление больных, подлежащих стационарному лечению по медицинским и эпидемиологическим показаниям, а также носителей возбудителей инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям, в медицинские организации для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
- Патронаж больных, а также перенесших острое инфекционное заболевание или страдающих хроническим инфекционным заболеванием при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний;
- Диспансерное наблюдение за лицами, перенесшими острые инфекционные заболевания или страдающими хроническими заболеваниями, в том числе хроническими гепатитами В, С, D;
- Участие в разработке комплексных планов мероприятий по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями и мониторинг их выполнения;
- Участие в работе дневного стационара;
13.Осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- Учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, вирусоносителей, паразитоносителей на основании регистрации;
- Анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности на территории обслуживания;
- Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания, в том числе сбор эпидемиологического анамнеза, проведение вакцинации, экстренной профилактики лицам, находившимся в контакте с больным, в том числе в период инкубационного периода (контактные лица);
17.Организация и проведение медицинского наблюдения за контактными лицами в очаге инфекционного заболевания;
18.Осуществление санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
Рекомендуемый норматив - 1 врач инфекционист КПЗ на 20 тыс. обслуживаемого населения.
Основные функции круглосуточного инфекционного стационара
II уровня.
Отделение стационара II уровня осуществляет следующие функции:
- Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями, требующими комплексного подхода к диагностике и лечению, ухода в условиях противоэпидемического режима, обеспечивающего защиту от случаев внутрибольничного инфицирования и недопущение распространения инфекционных заболеваний за пределы отделения;
- Участие в процессе повышения профессиональной квалификации персонала;
- Освоение и внедрение в практику новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных инфекционного профиля;
- Проведение санитарно-просветительной работы с пациентами (по гигиеническому воспитанию пациентов и их родственников);
- Осуществление экспертизы временной нетрудоспособности.
III уровня.
- Изоляция, обследование и лечение больных с тяжелым и осложненным течением инфекционных заболеваний или диагностически неясных больных с подозрением на инфекционное заболевание при отсутствии возможности оказания необходимой медицинской помощи в стационарах по месту жительства, при необходимости применения сложных методов обследования и лечения с использованием современных диагностических и лечебных технологий.
- Оказание медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями в сочетании с заболеваниями других органов, требующем постоянного наблюдения врачей-специалистов соответствующего профиля, при отсутствии возможности оказания необходимой специализированной медицинской помощи в стационарах по месту жительства.
- При переводе больных в круглосуточный стационар III уровня из другого стационара помимо направления, содержащего паспортные данные больного, номер полиса обязательного медицинского страхования, развернутый диагноз заболевания, необходимо представить переводной эпикриз с указанием анамнеза заболевания, динамики его течения в стационаре, подробным указанием данных лабораторных и инструментальных методов обследования, проведенного лечения.
- Госпитализация больных инфекционными заболеваниями в круглосуточный стационар III уровня осуществляется только по согласованию с руководством ГБУЗ РК «Симферопольская городская больница № 7» и (или) после осмотра врачом инфекционистом ОВЭМКП ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи».
- Оказание амбулаторной (консультативной) специализированной медицинской помощи по профилю «Инфекционные болезни» с привлечением сотрудников кафедры инфекционных болезней Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», главного внештатного специалиста по инфекционным болезням М3 Республики Крым осуществляется строго по предварительной договоренности при наличии направления городского (районного) инфекциониста, содержащего его заключение по данному пациенту, паспортные данные больного, номер полиса обязательного медицинского страхования, развернутый диагноз, анамнез заболевания, его динамику, подробные лабораторные данные и результаты инструментальных методов обследования, описание проведенного лечения.
Общие принципы госпитализации больного, подозрительного на заболевание
инфекционной болезнью, вызывающей чрезвычайные ситуации в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Госпитализация больного, подозрительного на заболевание инфекционной (паразитарной) болезнью, в том числе особо опасной инфекцией, вызывающей чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - ООИ) осуществляется в соответствии с «Комплексным планом противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории Республики Крым по предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, ввоза товаров и грузов, представляющих риск для здоровья населения, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемического благополучия населения» (Комплексный план) в медицинские организации (МО), указанные в реестре лечебно-профилактических учреждений, перепрофилируемых под специализированные учреждения (Приложение № 1 к Решению заседания межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при Совете министров Республики Крым от 02.12.2015 № 10) той административной территории, где был выявлен больной.
- Руководитель МО, в которой выявлен больной, подозрительный на ООИ, осуществляет первичные противоэпидемические мероприятия согласно оперативного плана МО с целью обеспечения своевременного информирования, временной изоляции, консультирования, эвакуации, проведения дезинфекции, оказания больному необходимой медицинской помощи.
- Эвакуацию больных, подозрительных на ООИ, и контактных лиц в МО, указанные в реестре лечебно-профилактических учреждений, перепрофилируемых под специализированные учреждения, осуществляет структурное подразделение ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» соответствующей административной территории.
- Руководитель МО, в которую осуществляется госпитализация больного, подозрительного на ООИ, немедленно вводит в действие имеющийся в данной МО оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий и перепрофилирования госпитальной базы.
- Забор материала для лабораторного исследования от больных производится медицинскими работниками стационара, где госпитализирован больной под руководством специалистов отделов особо опасных инфекционных болезней ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Крым и г. Севастополю» или ФКУЗ «Противочумная станция Республики Крым» Роспотребнадзора. Взятый материал должен быть немедленно направлен на исследование в лабораторию, предусмотренную Комплексным планом (Приложение № 1 к Решению заседания межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при Совете министров Республики Крым от 02.12.2015 № 10), или сохранен с соблюдением требований действующих санитарных правил по безопасности работы до прибытия специалиста. Диагностические исследования больным с подозрением на ООИ проводятся на базе бактериологических отделов клинико-диагностических лабораторий, микробиологических лабораторий структурных подразделений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Крым и г. Севастополю» и ФКУЗ «Противочумная станция Республики Крым» Роспотребнадзора.
- Дальнейшая маршрутизация больного, подозрительного на ООИ, определяется строгим исполнением Комплексного плана, решениями СПЭК, выводами бригады консультантов (Приложение №2 к Решению заседаниямежведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при Совете министров Республики Крым от 02.12.2015г. №10), прибывшей дляподтверждения диагноза ООИ по месту выявления или госпитализации больного.
Приложение №3
Маршрут движения пациентов для оказания медицинской помощи по
профилю «Инфекционные болезни» в ГБУЗ РК «Красногвардейская ЦРБ» Республики Крым по уровням оказания медицинской помощи.
№ | Регион | I уровень | II уровень | III уровень |
1. | Красногвардейский р-н | «Красногвардейская центральная районная больница» | «Красногвардейская центральная районная больница» | «Симферопольская ГКБ № 7» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ методики преподавания музыки: Развитие музыкального интеллекта у детей В.Б.Брайнин
Анализ методики преподавания музыки: Развитие музыкального интеллекта у детей В.Б.Брайнин В. Брайнин посвятил себя раннему музыкальному воспитанию. Его цель — развитие личности и мышления через заняти...
Методика работы над музыкальным диктантом
В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения данной и смежных дисциплин, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания. Таким «закрепляющим «момен...
Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.
Цели урока:1. Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2. Учить использовать схемы при работе над задачей.3....
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ
А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...
Аудио-диктанты (сборник И.П.Никитина. Музыкальные диктанты 4-7 классы).
Музыкальный диктант – это самое сложное и полезное упражнение для развития слуха. Чтобы научиться писать диктанты, их надо просто много писать! Это задание выполняется как на уроках сольфеджио, ...
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...