Методическая разработка "Обязательные термины для учащихся 7 класса"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Беляева Татьяна Сергеевна

Методическая разработка "Обязательные термины для учащихся 7 класса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_muzykalnyh_terminov.docx33.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                      ГБОУ школа№588

                                                                                       Колпинского района  г.СПб

                                                                                       учитель  музыки Беляева Т.С.

                             Список музыкальных терминов,

        рекомендованных для изучения на уроках музыки  в 7 классе

                  по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Интонация - высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности.

Рок-опера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки.

Драматургия  - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драм. действия в произв. муз.-сценич. жанра (опере, балете, оперетте).

Классика (от лат. classicus — образцовый). Классика — в широком смысле «показательный, характерный, типичный». В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической».

Мюзикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Стиль -  музыкально-эстетическая и музыкально-историческая категория.

Жанр (франц. genre, от лат. genus - род, вид) - многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды муз. произведений в связи c их происхождением и жизненным назначением.

Кульминация -  момент наивысшего напряжения в муз. произведении или какой-либо относительно завершённой его части.

Сонатное аллегро  - форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, - выдержанные в быстром (allegro) темпе.

Хормейстер -  руководитель хора, хоровой дирижёр.

Каватина (ит. cavatina) - разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых контрастов.

Эпилог (греч. epilogos от epi - после и logos - слово, речь) - заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные Канты бодрого маршеобразного характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Знаменный распев -  основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Пролог (от лат. prae - перед и греч. logos - слово, речь) - вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование.

Либретто (ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета.

Автор либретто – либреттист.

Интерпретация - толкование музыкального произведения исполнителем.

Хореография  - слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

Пластика в танце и в сценическом искусстве — общая гармония, согласованность движений и жестов.

Романс - пьесы для голоса с инструментальным сопровождением. Распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию.

Проста́я трёхча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой.

Блюз - народная музыка афроамериканцев США и одна из базовых форм музыкальной культуры 20 в. Блюз оказал огромное влияние на мировую музыку.

Спиричуэл  -  это песни религиозного характера, исполняемые афроамериканцами.

Симфоджаз (англ. sympho-jazz) — стиль, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и легкой симфонической музыки. Зачинателем этого стиля является известный американский скрипач и дирижер П. Уайтмен.

Рапсодия -  греческое слово "rhapsodia" означает народная эпическая песнь. Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы-рапсоды.

В XIX веке название рапсодия пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение, как правило, - для рояля или оркестра, в котором звучат мелодии песен или танцев разных народов.

Глиссандо (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект.

Интродукция -  Михаил Иванович Глинка назвал интродукциями начальные сцены своих опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", те сцены, в которых еще не начинается действие, а дается своего рода предисловие - широко, крупными мазками

написанная картина к событиям, которые развернутся в дальнейшем.

Тремоло (дрожание) - быстрое повторение одно  и той же ноты или быстрое чередование двух нот.

Венгерская гамма - условное название лада с двумя увеличенными секундами.

Комическая опера - общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII века под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. Опера комическая в различных странах носила различные наименования: в Италии - опера-буффа, в Германии и Австрии - зингшпиль, в Испании - тонадилья, в Англии - опера нищих, или балладная, песенная опера. Опера комическая - общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.

Хабанера (исп. habanera - букв, гаванская, от Гавана) - испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.

Всенощная - всенощное бдение, церк. богослужение суточного круга, совершаемое накануне воскресных дней и отд. праздников. В. возникла в Византии в первые века христианской эры.

 

Месса -  циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноимённого главного богослужения католической церкви (в правосл. церкви ему соответствуют обедня, литургия). Mесса как богослужение совершается на латинском языке. Символический смысл М. связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Некоторые разделы М. читаются или речитируются (молитвы), др. поются (священные песнопения, исполняемые соло и хором).

А капелла  - (акапелльное пение; итал. a cappella, «как в капелле») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения.

Баллада - (фр. ballade, ит. ballare - танцевать) - первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни; затем - литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX века Баллада - обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.

Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) - одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом.

Секвенция (позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции — приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.

Имитация -  полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах. Первоначальный голос называется пропоста (от итал. proposta — предложение).

Тоника - первая ступень классико-романтического тонального лада (мажора и минора), его главный устой.

Пентатоника (от греческого pente - пять и тон) - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы.

Этюд  -  музыкальное произведение виртуозного характера.

Камерная музыка -  музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет как правило только один инструмент (голос).

Транскрипция -  переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса (аранжировка) или его вольная виртуозная обработка.

Вариации (от лат. variatio — изменение) (тема с вариациями), музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии.

Фактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.

Чакона (испан. chacona, итал. ciaccona) — инструментальная пьеса, популярная в эпоху Барокко. Представляет собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу.

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, буквально — большой концерт) - жанр ансамблево-оркестровой музыки 17—18 вв., основанный на противопоставлении группы солирующих инструментов (концертино) и всего оркестра или ансамбля (рипиено, тутти).

Сицилиана ( итал. siciliano — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера, являвшийся распространённой формой инструментальной и вокальной музыки в XVII—XVIII веках. Обычно исполнялся в умеренном темпе.

Пантомима  - представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.

Менуэт (фр. menuet) - старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке - придворный танец, в конце XVIII века введен в симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.

Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.

Стилизациия -   намеренная имитация наиболее характерных признаков того или иного стиля в необычном для него культурном и художественном контексте. Стилизациия  всегда подразумевает творческое переосмысление, а не простое копирование. Вот поэтому ее надо отличать от подражания, которое также встречается в искусстве.

Экспозиция - в сонатной форме экспозицией называется первый из трех ее основных разделов. В нем звучат впервые главная и побочная партии, музыкальный материал которых потом послужит основой разработки.

Разработка - раздел музыкальной формы произведения, в котором его тематический материал подвергается наиболее сильным изменениям, то есть разрабатывается.

Реприза— 1. Знак повторения какой-нибудь части музыкального произведения. 2. Повторное изложение тем с некоторым изменением.

Сонатное аллегро - форма музыкального произведения, состоящая из трех основных разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с некоторыми изменениями.

Соната - крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.

Триоль - ритмическая фигура из трех нот, вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.

Главная партия - первый структурно оформленный раздел сонатной экспозиции (и репризы), представляющий собой изложение главной темы в основной тональности, часто вместе с ее развитием, проходящим непосредственно после главной темы.

Побочная партия – построение, которое совмещает функции развития с изложением новой темы, она, как правило, менее устойчива в композиционном и образном отношениях.

Связующая партия - построение, расположенное между двумя основными темами, то есть между концом главной партии и началом побочной.

Рефрен - так принято называть раздел музыкального произведения, который совершенно без всяких изменений

повторяется не меньше трех раз. Синоним рефрена - припев в песне.

Рондо - пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько раз повторяющаяся (рефрен). Между повторениями этой главной темы включаются другие темы (эпизоды).

Вокализация - певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.

Тутти – итальянское слово tutti означает "все". Его пишут в партитуре оркестровых произведений тогда, когда после прозрачного звучания отдельных групп оркестра, отдельных, может быть, солирующих инструментов, вступает весь оркестр полностью, создавая впечатление торжественности и мощи.

 

Мюзетт -  средневековый духовой музыкальный инструмент, французское название волынки.

Пиццикато (итал. pizzicato) — приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.

Концерт - музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет как правило только один инструмент (голос)..крупное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра.

Персонификация -  психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей.

 

Рапсодия (греч. ῥαψῳδία — эпическая песнь) — инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале.

Хит -  нечто широко распространённое, нравящееся многим.

Поп-музыка -  жанр популярной музыки.

Дудук (арм.) - духовой музыкальный инструмент, родственный баламану.

Знаменный распев - система старинных православных культовых напевов XII—XVII вв. Название происходит от древнеславянского «знамя» — знак (певческий). Знаменный распев — вначале одноголосный, затем хоровой, акапельный, развивался в рамках системы осмогласия; мелодика строго диатоническая, опирающаяся на равномерное поступательное движение в пределах кварты или квинты; ритм несимметричный, определяемый текстом.

Кульминация -  в музыкальном произведении кульминацией называется эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение, то есть наиболее эмоционально воздействующий момент, к которому подводит логика построения всей пьесы.

                                                                                           2013 – 2014гг.

 Список  рекомендованных  музыкальных  произведений для слушания в 7 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

М.И.Глинка, опера «Иван Сусанин»

Романс Антониды  Не о том скорблю подруженьки»,3 д.

Хор «Славься» из эпилога

А.П.Бородин, опера «Князь Игорь»

Ария князя Игоря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые слова и термины. Естествознание. 9 класс

Новые слова и термины. Естествознание. 9 класс...

Музыкальные термины. Требования по классам.

Данные требования по музыкальной терминологии предназначены для подготовки учащихся 1-8 классов к сдаче тестов на техническом зачете. Материал распределен по классам, по степени усложнения. Иностранны...

Работа учащихся с учебником и методическими пособиями при подготовке учащихся к сдаче ГИА по географии.

Современные технологии работы с текстами  направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений  истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно...

Проверочная работа по терминам. Литература, 7 класс

Проверочная работа по теме "Литературные термины" для 7 класса ориентирована на использование УМК под ред. И.Н. Сухих....

Термины ИР 6 класс задания

Карточки для проверки знаний. Термины ИР 6 класс задания...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...