урок-экскурсия "АЛЛЕЯ ФАТЬЯНОВСКИХ ПЕСЕН", посв. 100-летнему юбилею земляка, поэта-песенника Алексея Фатьянова
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Гений русской песни. 5 марта 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения великого поэта, автора замечательных песен , уроженца Владимирской земли Алексе́я Ива́новича Фатья́нова.Памяти земляка приурочены классные часы в образовательных организациях города, проходят выставки, конечно, исполняются песни Алексея Ивановича. Желающие могут приять участие во Флешмобе #ПочитаемФатьянова и исполнить на камеру стихотворение или песню. А также жителям и гостям города предлагают посетить выставку "Символ песенной души" в Областной научной библиотеке, посвященную 100-летию со дня рождения Алексея Фатьянова. Выставка - прекрасная возможность познакомиться с биографией и творчеством "вязниквского соловья". На ней будут представлены издания, грампластинки, CD-диски, фотографии, уникальный двухтомный сборник музыкальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока-экскурсии | 32.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор: Хохлова Татьяна Александровна
Разработка урока-экскурсии в 7 классе по теме: «Аллея Фатьяновских песен», посвящённого 100-летнему юбилею со дня рождения поэта-песенника, земляка А.И.Фатьянова
Подготовка к уроку-экскурсии
В гимназии в начале марта 2019 года для учащихся средних и старших классов был организован и проведён конкурс певцов «Споём Фатьянова, друзья», приуроченный к 100-летию Фатьянова и по его результатам 7 класс стал победителем. Он будет представлять гимназию на региональном фестивале лирико-патриотической песни "Мелодия, рождённая сердцем", который организует и проводит 5 апреля 2019г. ЦДОД г.Вязники
http://www.cdodvyazniki.ru/
А учащиеся 9 и 11 классов вот 15 марта принимают участие в XV районный конкурс чтецов «Звучащее слово» посвященного 100-летию со дня рождения поэта-песенника А.И. Фатьянова в прямо в доме-музее А.Фатьянова Музей Песни ХХ века | Главная
https://muzey-pesni.vld.muzkult.ru/
Фото и видеоматериалы их выступления, мы соберём для этого урока в презентацию, также они в живую будут читать эти стихи на уроке
Этот урок-экскурсия посвящён 100-летию поэта, вязниковца, знаменитого во всём мире Алексея Фатьянова и 110-летию Бориса Мокроусова
Песни, исполняемые на уроке: 1."Это всё Россия" - вок.анс., 2. "Тишина над Рогожской заставою" - дуэт, 3. "Весна на Заречной улице" - класс, 4. "Одинокая гармонь" – дуэт(аккомпанемент - гитара).
Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Определив цель и задачи экскурсии продумываем ее содержание в соответствии с ними.
Объекты для экскурсии представляют познавательную ценность, и по-новому интересны. Продумываем проведение урока, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Совместно готовим материалы, пользуясь различными источниками, составляем маршрут, пишем краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовим творческие задания для детей, разрабатываем маршрут.
С помощью учащихся 7 класса, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Покажем системную взаимосвязь нового и старого, с указанием места нового знания в общей системе по предметам "Музыка" (7 класс) и "Русская литература" (9,11 классы)
План урока-экскурсии
- Организационно-мотивационная часть.
Тема: «Аллея Фатьяновских песен»
Цели урока:
Методическая:
использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся
Образовательные:
Углубление знаний по знакомому с детства материалу
Развивающие:
Развитие различных вокально-хоровых навыков и умений, применять знания в исполнительском искусстве, развивать чувство прекрасного, наблюдательность, самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитание чувства личной ответственности и сознательного отношения в подготовке к нестандартному уроку, чувства патриотизма, осмысление и чувства гордости, причастности к всемирной известности поэта-земляка, а также интереса к новым страницам в истории города.
Задачи урока:
Погрузить и дать ориентир в материале жизненного и творческого пути поэта-песенника,
сформировать эмоционально-чувственную сферу песенного наследия поэта, обогатить внутренний мир учащихся, их размышления, переживания, открыть новые знания, ощущения, переживания,
пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, с известной песней,
активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности,
осмыслить, осознать основное предназначение этих песен в жизни человека, сформировать мотивы общения с искусством литературы и музыки, интерес к творческому взаимодействию.
Урок проводится на основе взаимораспределенных ролей (экскурсоводы: учитель и ученица, зрители и исполнители – уч-ся 7 класса)
Основные вопросы и объекты экскурсии:
Вопросы: Интересные факты творческого и жизненного пути А.Фатьянова.
Объекты: дом-музей А.Фатьянова, городской краеведческий музей, фестиваль «Фатьяновская весна», материалы ежегодного Всероссийского Фатьяновского праздника поэзии и песни, музея п.Мстёра.
Виды творческих работ: исполнение Фатьяновских песен ансамблем и дуэтами 7 класса.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель: Мы живем на планете Земля, и у каждого человека есть удивительное место, где он оставляет свои «следы». Уроженец города Вязники Владимирской области - Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959) оставил значительный «литературный след», и мы, его земляки, гордимся им!
«Мой верный товарищ, мы видели много, и нам не забыть ни о чем...
Друзей мы теряли на трудных дорогах,
Хранили любовь под огнем.
Награды на наших горят гимнастерках,
Но вспомнить нам, право, не грех последнюю пачку промокшей махорки и хлеб, что делили на всех.
И если опять фронтовые метели в суровую вступят борьбу –
С тобою, товарищ, как прежде разделим и хлеб, и любовь, и судьбу.
Мы землю отцов стали с новою силой, нежнее и крепче любить,
Ведь нам без Отчизны, без Родины милой
На свете никак не прожить.
(А. Фатьянов, 1958 г.)
- Непосредственно экскурсионная часть
Ирина Афонина (уч-ся 7 класса):
Трудно представить человека более русского, чем Алексей Фатьянов. Его достоинства были русскими, его недостатки были русскими, его внешность была русской. Не всякий пишущий стихи - поэт. Фатьянов был поэтом во всем. Поэзия была просто формой его жизни, но для строчек он отбирал лишь немногое. Через суровые жизненные испытания пришлось пройти Поэту, чтобы его любимая, дорогая Родина, которую воспевал всю свою жизнь, признала его официально, наградив Фатьянова посмертно через 38 лет орденом «За заслуги перед Отечеством 1V степени...
Учитель: Война сорвала 22-летнего Алешу Фатьянова из московской квартиры и закружила в вихре военных событий. Он прошел её, воюя пером и штыком. До войны будущий поэт закончил театральную школу при Театре Красной армии, в 1938-1939 году уже гастролировал по стране. Служил в ансамбле Орловского военного округа, был ведущим концертных программ, публиковал свои первые очерки и стихи в молодёжной газете.
Мечты и планы юноши прервала война. На фронте из-под его пера выходили искрометные строки о любви к Родине, к дому, любимой, которые легко ложились на музыку, становясь песнями. Песни Фатьянова пелись в бою, на привалах, в госпиталях. Да и сам Алексей Фатьянов был прекрасным запевалой, как никто другой из боевых поэтов-песенников. В его суровой военной жизни были ранения, освобождение Венгрии, выступления в составе фронтовых концертных бригад.
За годы войны он отмечен медалью «За Отвагу», медалью «За Победу над Германией», а за работу в ансамбле награжден орденом Красной звезды. Потом была Великая Победа, возвращение в Москву, встречи и расставания, радости и разочарования.
Ирина Афонина (уч-ся 7 класса):
Подумать только, всего сорок лет земной жизни было отпущено этому красивому, талантливому, щедрому душой человеку, а сколько сделал доброго, вечного, светлого!
Он общался тет-а-тет с матушкой природой, с простыми людьми. Чуткая душа поэта откликалась на красоты родного края, на земное притяжение поэтической строкой: «…полетел бы я в дом, где жил, где рос, если б в небо мог подняться. Разве может с тем, что любил до слез, человек когда-нибудь расстаться?» Удивительный дар достался ему от щедрот Владимирской земли: вроде бы незатейливые, подчас даже наивные стихи сами просились на музыку, сливались с ней и приобретали редкостное качество. Немудреные слова вырастали в песне до высот настоящего - на вес золота - поэтического слова и в этом качестве были нужны, как хлеб, как воздух миллионам людей.
Учитель: Приглашаю наш ансамбль исполнить песню «Это всё Россия», с этой песней мы начнём нашу прогулку по «Аллее Фатьяновских песен».
Ирина Афонина (уч-ся 7 класса):
Вслед за ним люди повторяли «Если б гармошка умела...», «Три года ты мне снилась...», «Над Россиею - небо синее...», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Когда проходит молодость, длиннее ночи кажутся...», «Снятся бойцу карие глаза...». Вместе с композиторами (Соловьев-Седой, Мокроусов, Блантер, Богословский, Хачатурян, Новиков, Бирюков, Кац) он создавал наши заветные песни о главном - о щедром, искреннем, открытом русском характере.
Когда Георгия Константиновича Жукова спросили, какие у него самые любимые песни, он назвал всего три: «Священная война», «Дороги» и «Соловьи». И сказал еще, что считает эти песни бессмертными! А друг Алексея Фатьянова, Александр Твардовский, ему говорил: «Умру я, Алеша, и никто не вспомнит. Ну, будут знать фамилию, в лучшем случае - название поэм... А тебя будут петь всем народом!»
Учитель: Известный поэт - песенник Лев Ошанин, имя которого с гордостью носит наша школа искусств, долгие годы возглавлял оргкомитет Фатьяновского праздника и проводил его, однажды сказал: «Красивый, рослый, певучий, веселый, молодой... для нас, знавших Алексея, он останется в памяти поющим, добрым, улыбчивым. Для тех, кто не знал его, именно таким он встанет из песен!» Вот почему Алешины песни живы и молоды до сих пор!
Ирина Афонина(уч-ся 7 класса):
В те времена, когда жил, писал, творил Фатьянов, жизнь не была легкой. Он «трижды не обогнул земной шар», но побывал во многих местах. Свою жизненную и творческую позицию он изложил так: «Мне дадены жизнью перо и бумага, мне выпали в жизни иные пути: почти незаметным, задумчивым шагом по улицам всех городов пройти...» И он шел! Везде жизнь брала его круто! Судьба сводила его с разными людьми, она же диктовала ему свои рифмованные строки. Он писал, как пласты земли плугом отваливал, писал не «в стол», а для тех, кто сражался и погибал, кто пришел с фронта, и кто строил хорошую, светлую жизнь! «Не может быть забыто никогда из нашей жизни самой малой части, как штурмом брали трудные года и по песчинке складывали счастье!»
Учитель: Щедро проросли зерна, брошенные Алексеем Ивановичем Фатьяновым! Такие поэты, как наш земляк, не уходят в забвение! Если пользоваться привычным сравнением поэзии с букетом цветов, то Фатьяновские стихи - охапка полевого разнотравья, собранная с заречных приклязьменских лугов, родных ему земель, запах которой разлит по всей России-матушке и звенит колокольным звоном! Более двухсот песен написано на стихи Алексея Фатьянова. И в настоящее время многие композиторы обращаются к творчеству Фатьянова. Как не вспомнить слова поэта Ярослава Смелякова - «русской песни запевала и ее мастеровой!». А московский поэт Александр Бобров так написал в 2014 году о Фатьяновском празднике и о Фатьянове: «Он постиг судьбу народа, в душу русскую проник - девятнадцатого года самый певчий призывник. Стаи птиц за тучи скрылись, но светло поет народ. Несмотря на общий кризис, праздник всё-таки живет. Вверх от Вязников на Клязьме до истоков под Москвой. Наш народ - какой он? Разный, в лучших песнях - вот такой!»
Ирина Афонина(уч-ся 7 класса):
А зазвучи вдруг Фатьянов, мы сразу же возвращаемся друг к другу, чтобы все простить и обняться, и помолчать, и поплакать, а если вновь расстаться, то уже не только по крови, но и по душе родными людьми. Пожалуй, не будь у нас песен Фатьянова, пережитое дедами и бабушками нашими так и осталось бы невыплаканным облаком горести, непонятным для нас и чужим. Фатьянов таинственным образом выговорил, выплакал страдание, и остались с нами пожелтевшие снимки в деревянных рамках и улыбка сквозь слезы: Все пройдет... будем жить!» Время не стоит на месте, оно устремляется вперед, но на ходу оглядывается в свое прошлое и вспоминает людей, которые оставили свой след на земле. Фатьянов не стоит на «высоком холме» рядом с более именитыми поэтами-шестидесятниками. Но рассматривая его судьбу, судьбу поэта-фронтовика, испытываешь гордость от того, что он в одном ряду лучших поэтов двадцатого века. При жизни славы у него не было. Не было такой популярности, которая позволила бы ему идти с высоко поднятой головой! Всё пришло значительно позже, когда телевидение стало ежегодно демонстрировать фильмы, в которых звучат песни Фатьянова («Весна на Заречной улице», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Большая жизнь», «Дом, в котором я живу»).
Учитель: Дорогие друзья, предлагаю нам совместно исполнить песню «Когда весна придёт не знаю».
А к нашей прогулке присоединяется дуэт ваших одноклассников – Анастасия Лебедева и Илья Маркичев, с песней «Тишина за Рогожской заставою».
Ирина Афонина(уч-ся 7 класса):
Настало время когда стали устраиваться повсеместно поэтические вечера, посвященные поэту; когда стал проходить Фатьяновский праздник поэзии и песни, статус которого вырос от городского (1974) до Всероссийского; когда в Москве был создан Культурный центр имени А. Фатьянова (возглавляет внучка поэта - Анна Китина-Фатьянова); когда в Вязниках был открыт в Доме Фатьяновых - Музей Песни ХХ века.
Учитель: Вашему вниманию презентация дома-музея им.А.Фатьянова, посвящённая 100-летнему юбилею.
Ирина Афонина(уч-ся 7 класса):
Сегодняшняя наша экскурсия по «Аллее Фатьяновских песен» - это дань памяти нашему земляку, человеку, создавшему целую музыкальную летопись. С песнями, созданными им в суровые годы Великой Отечественной войны, наш народ побеждал лютого врага («Соловьи», «На солнечной поляночке», «Смуглянка», «Ехал казак воевать», «Где ж ты, мой сад», «Потому, что мы пилоты», «Казаки под Москвой», «Наш город», «Перелетные птицы», «Давно мы дома не были», «Ничего не говорила» и другие). С песнями Фатьянова народ после войны поднимал из руин свою страну («Где же вы теперь, друзья-однополчане!», «Мы люди большого полета», «За Рогожской заставой», «Золотые огоньки», «Шла с ученья третья рота», «Когда проходит молодость»). Каждый год празднование Дня Победы во всех уголках страны проходит с песнями Алексея Фатьянова! Наше время набирает обороты. Жизнь течет, как река, меж крутых берегов. Всё меньше среди нас тех, кто уходил на войну в 41-м и тех, кто возвратился с Победой в 45-м! Неумолимая реальность такова, что если какие-то песни остаются на слуху людей хотя бы полвека, то они могут рассчитывать на дальнейшую жизнь.
Учитель: У Фатьянова таких песен - несколько десятков. Какие из них дальше понесет с собой народ - предугадать сложно. Но «Аллея Фатьяновских песен» будет ежегодно напоминать людям о них. Песням этим жить в веках, потому что там души солдат, защитников земли родной, смысл жизни простого человека. В этом году также мы отмечаем 110 лет со дня рождения композитора-песенника Б.Мокроусова. Этот творческий тандем дал людям множество любимых и сердцу родных песен, которые поют до сих пор. Среди этого разножанрового богатства песня «Одинокая гармонь» и прозвучит она в исполнении нашего знакомого дуэта.
Ирина Афонина(уч-ся 7 класса):
Нашу сегодняшнюю прогулку хочется окончить стихами поэта, которые высечены на стеле в п.Петрино:
«Если б я родился не в России, чтобы в жизни делал? Как бы жил? Как бы путь нелегкий я осилил? И, наверно б, песен не сложил»
Учитель: А он осилил. Сложил. И мы их поем и будем петь!
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Обобщаем и систематизируем полученные знания, выделяем главное.
Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги. Учитель оценивает работу учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Русской песни запевала" (посвящен творчеству поэта- песенника А.И. Фатьянова)
Классный час посвящен творчеству моего земляка, поэта- песенника Алексея Ивановича Фатьянова....
"Строка, что как песня поёт..." (внеклассное мероприятие о поэте-песеннике А.В.Кольцове)
В методической разработке предсталены основные этапы жизни и творчества А.В.Кольцова...
“Тема войны в творчестве художников, композиторов и поэтов - песенников”
Сценарий мероприятия для детей среднего школьного возраста в рамках месячника военно-патриотической работы....
Мастер - класс «Я в песнях весь и в стихах...» к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева
Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития. Цель мероприятия – расширение знаний учащ...
Сценарий конкурса чтецов «С песней по жизни…», посвященного творчеству поэтов-песенников (60-80-х годов XX столетия)
Сценарий по творчеству поэтов-песенников 60-80-х годов 20 века...
Литературный вечер по творчеству поэтов-песенников Бурятии
Разработка литературного вечера в формате программы «Сегодня вечером» на тему «Прими, земля, сыновнее спасибо!» (о поэтах, писателях Бурятии)Автор разработки: Балдан...
Проектная работа «Сравнительный анализ текстов популярных эстрадных песен 21 века и стихов поэтов – песенников 20 века»
Песня - это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Какую же музыку слуша...