Открытый урок по теме "Работа с ансамблем в классе флейты"
материал

Велижанина Екатерина Викторовна

Открытый урок по теме "Работа с ансамблем в классе флейты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное Учреждение Дополнитльного Образования «Чунская ДМШ»

Сценарий открытого урока по теме:

 «Работа с ансамблем в классе флейты»

Подготовила: Преподаватель по классу флейты

Велижанина Е. В.

р.п. Чунский

2025

Тема урока: «Работа с ансамблем в классе флейты».

Цель урока: Совершенствование исполнительского мастерства учащихся в коллективном музецировании.

Задачи урока:

1.Обучающие:

- сформировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого исполнения;

- добиться единого понимания характера исполнения, отработать единый темп, динамические оттенки, штрихи в исполняемых произведениях.

2. Воспитательные:

- научить обучающихся анализировать качество индивидуальной подготовки, ансамблевое единство между участниками ансамбля, добиваться преодоления возникающих в процессе работы трудностей.

3. Развивающие:

- развить творческие способности;

-стимулировать развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

4. Методы проведения урока:

-словесный,

-метод практической работы,

-показательный.


Оборудование: флейты, пульты, нотный материал.

Урок проводится с учащимися: Илюшкина Екатерина; Мельникова Анастасия; Кривко Анастасия; Козлова Елизавета; Скворцова Василина

Ход урока

1.Организационный момент.

Подготавливаем пюпитры, расставляем ноты. Подстраиваем инструменты.

2.Вступление.

Обучение игре в ансамбле является составной частью профессиональной подготовки музыкантов - исполнителей. Оно предусматривает развитие навыков ансамблевого музицирования в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста оркестра или ансамбля.

В музыкальных учебных заведениях в классе ансамбля приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства, расширяется музыкальный кругозор; формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитывается слуховой самоконтроль и исполнительская ответственность учащихся. При этом создается творческая атмосфера, необходимая в совместной работе, умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения. Вместе с тем, развиваются и закрепляются навыки чтения нот с листа. Наряду с развитием практических навыков в задачи предмета входит воспитание у учащихся творческой воли, стремления к самосовершенствованию: знакомство с лучшими образцами русской, зарубежной музыки, произведениями современных композиторов. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.

3.Работа с ансамблем.

1. Начнем с того, что нам нужно проделать упражнения для разыгрывания. Упражнения в коллективе помогают детям слышать друг друга, развивают внутренний слух, дают четкость совместного начала звука и его окончания. Как и на специальности, мы начинаем с длинных звуков, поработаем с интонацией и динамикой. Длинные звуки помогают нам правильно выстроить звук, четкость и устойчивость. После длинных звуков займемся гаммой, возьмем самую удобную для флейты гамму F-dur. Играем половинными  длительностями, чтобы скоординировать атаку и конец звука между всеми участниками ансамбля. (Вначале работы с ансамблем преподаватель тоже должен играть вместе с детьми, чтобы вести за собой детей.) Когда дети проиграли половинные, начинаем играть четверти, затем восьмые. Обязательно добавляем различные штрихи и их вариации. Так же существуют различные упражнения для работы с оркестром, их можно применить в работе с ансамблем, но для этого лучше выделять отдельный урок.

2. Приступаем к работе с произведениями. У нас в работе два произведения разного характера: А. Вивальди концерт «Зима», 2 часть и Ю. Фучик «Выход гладиаторов». Оба произведения переложены для квинтета флейт. Все партии разбираются с каждым ребенком отдельно, после чего собираются в единое целое на нашем уроке «Ансамбля».

Все произведения обязательно нужно дать детям прослушать, чтобы у них было цельное восприятие произведений которое должно у нас получится по итогу.

2.1. Поработаем с 2 частью концерта. Объясняем детям кто, какую партию играет. Кто играет тему, кто является аккомпанементом. Это нужно, чтобы аккомпанемент не выделялся, а тема не терялась. Все должно находиться в балансе.

Работаем над четкостью штрихов, дети не должны сбиваться, когда у них разны штрихи. Должны слушать друг друга, различать партии и подстраиваться. Уметь слышать важный навык в коллективной игре. Корректируем динамику. По необходимости останавливаем и отрабатываем по частям.

2.2. Переходим к произведению «Выход гладиаторов». Так как мы находимся на стадии сведения партий, то обязательно проигрываем в медленном темпе. «Вычищаем» звуки, штрихи. Работаем над четкостью, так как произведение быстрое все атаки должны быть совместные, так же как и дыхание. После ускоряем темп. По необходимости, так же, останавливаем и отрабатываем по частям.

4.Заключение.

Домашнее задание: У каждого участника ансамбля будет отдельное задание в зависимости от самого ученика, но одно задание будет у всех. Это повторять свои партии.

В результате таких занятий технический уровень учащихся возрастает без особых усилий, улучшается интонация. Более слабые дети тянутся за более сильными, что дает хороший рывок в занятиях. Большой плюс ансамбля в том-что на сцену можно выставить не только самых лучших учеников, а и самых обыкновенных, т.к. ансамблевые партии зачастую проще и понятнее, чем сольные произведения. В итоге у детей повышается самооценка, вера в собственные силы и появляется желание заниматься с большей отдачей и они ходят на ансамбль с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы орф педагогики на уроке ансамбля в классе флейты

В статье рассказывается о видах групповой работы с применением элементов орф-педагогики на уроках ансамбля в классе флейты детской музыкальной школы. Описывается работа с гаммой в дуэте и трио....

Рабочая программа "Ансамбль в классе флейты"

Рабочая программа для ДМШ (1-7 классы)...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

План-конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль"

Тема урока: "Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению."...

Открытый урок "Работа над фортепианным ансамблем"

Открытый урок в классе фортепианного ансамбля....

Самоанализ открытого урока по предмету «фольклорный ансамбль» в младших классах отделения музыкальный фольклор. «Знакомство с хороводно-плясовыми песнями »

Актуальность выбранной темы в приобщении к народному песенному творчеству, воспитании вокально-исполнительской культуры на лучших образцах народного песенного искусства, развитии творческих способност...