«Мониторинг развития и формирования музыкально-творческих способностей детей с ОВЗ на уроках музыки »
методическая разработка по музыке
Цель: «Выявление уровня развития творческих способностей и уровня развития психических и познавательных функций у детей с ОВЗ.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_razvitiya_muz_tv_sposobn.doc | 93.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Мониторинг развития и формирования музыкально-творческих способностей детей с ОВЗ на уроках музыки »
Цель: «Выявление уровня развития творческих способностей и уровня развития психических и познавательных функций у детей с ОВЗ.»
Задачи:
Образовательные задачи:
- Выявлять музыкальные способностей обучающегося;
- Систематизировать занятия, согласно полученных данных в диагностики;
- Дифференцировать работу согласно выявленным недостаткам;
Коррекционные задачи:
- Коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий, слухового восприятия, коррекция и развитие моторики (развитие чувства ритма, интонации, музыкальной памяти), согласно исследованию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность
Диагностика уровня развития психических и познавательных процессов на уроках музыки обследование практически не разработано. Поэтом для отслеживания динамики развития детей с отклонениями в развитии на уроках, я разработала мониторинг по двум направлениям:
- Диагностика уровня развития творческих способностей обучающегося (тестирование, наблюдение).
- Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение).
Ссылки:
В качестве исследования уровня музыкальных и творческих способностей обучающегося использовала разработки диагностики А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». А для диагностики уровня развития психических и познавательных функций использовался сборник «Учителю о психологии» под редакцией: В.П.Лебедевой, В.И.Панова.
Структура мониторинга:
- Диагностика уровня развития творческих способностей обучающегося (тестирование, наблюдение). Детей наблюдала по следующим критериям:
- Интонация;
- Восприятие музыки
- Музыкальная память;
- Подвижность (лабильность) нервных процессов;
- Творческие проявления.
- Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение):
- Восприятие
- Наглядно-образное мышление
- Внимание
- Память
Сроки проведения: Мониторинг проводился ежегодно по трем этапа:
- Первый этап – сентябрь. Диагностика на начало учебного года - выявляла знания, умения, навыки и на основании этого выстраивала индивидуальный подход, коррекционно-развивающую работу.
- На втором этапе –конец января. Проверка эффективности пути коррекции, есть ли динамика развития.
- Третий этап - заключительная диагностика. Достигнуты ли поставленные цели и задачи (есть ли положительные сдвиги).
Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося
В качестве ключевых качеств я выбрала:
- Интонация;
- Восприятие музыки
- Музыкальная память;
- Подвижность (лабильность) нервных процессов;
- Творческие проявления.
Изучение перечисленных качеств происходило на основе непосредственного наблюдения за выполнением определенных нормативов, соответствующих «программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений, Для детей с умственной отсталостью 1-4 классы ») .
После проведения мониторинга выявляется прирост ключевых физических качеств и музыкально- творческих способностей. Подобные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- Организация и проведение мониторинга основаны на учете основных периодов развития детей, что инициирует резервы детского организма на уровне его желаний и возможностей.
- Поэтапное проведение занятий позволяет последовательно стимулировать эмоциональный тонус детей и на основе значимых для детей мотиваций способствовать росту индивидуальных достижений.
Рассмотрим особенности формирования отдельных качеств занятиями музыки на основе его структуры:
- Интонация – координация между слухом и голосом
Достигается на занятиях музыкой не длительными тренировками, с их многократными уточнениями и повторениями, а в согласованности с показом руки движение мелодии, слушания звучание инструмента на уровне новых возникающих слуховых восприятий, требующих внимания, творческой инициативы. При этом достигается наиболее адекватное каждому ребенку включение его в вокально-слуховую деятельность, пение простых мелодий обеспечивают выполнение показателей на уровне исполнительского навыка.
- Восприятие музыки
Слушание небольших музыкальных произведений различного характера, эмоциональный отзыв ребенка на услышанную музыку. Узнавание знакомой музыки, участие в исполнении. Все это способствует развитию навыков восприятия классической музыки
- Творческое развитие. Занятия формируют художественную индивидуальность, умение включиться в творческий процесс,
Можно сделать вывод о том, что все изучаемые музыкальные способности у детей с ОВЗ до и после занятий имеют положительную динамику.
Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося
даёт возможность сделать вывод, что после уроков музыки улучшились показатели и выросло количество баллов, включая отдельных детей. Незначительный прирост в критерии наглядно- образном мышлении, можно объяснить недостаточной и неустойчивой эмоциональной развитостью и открытостью детей, а также общим сложным эмоционально-психическим состоянием. Данные диагностики показывают, что у детей слабо сформированы индивидуальные механизмы, инициирующие развитие эмоционального опыта и впечатлений. Средствами собственной кинезики еще не все дети умеют внешне реализовать на уроках музыки возникающие творческие ситуации. Здесь следует учитывать также специфику формирования нервной системы у детей с ограниченными возможностями здоровья, что отражается на регуляции детского поведения и выявляется необходимость формирования их жизненного опыта.
Заключение
Таким образом, результаты диагностики дают основания полагать об эффективности уроков музыки , построенных на интонировании, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях. Уроки музыки действительно способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря мониторингу, это подтвердилось на примере психических процессов и музыкально-творческой деятельности. Тем самым подтверждается значимость в коррекционной работе для детей с ограниченными возможностями здоровья, занятия ритмикой. Музыкально-творческая может стать важным разделом физического и духовного воспитания.
Приложение 1 Карта диагностики уровня развития музыкально-творческих способностей обучающегося
(на 20__-20__ учебный год)
Класс_________________________класс_________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________
промежуточного этапа (2) ____________январь
контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________
ФИ обучающегося | Диагностика уровня развития музыкально-ритмических качеств | ||||||||||||||
Интонация | Восприятие музыки | Музыкальная память | Подвижность (лабильность) нервных процессов | Творческие проявления | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Итоговые данные |
Приложение 2 Сводная карта диагностики уровня развития музыкально-творческих способностей обучающегося
(на 20__-20__ учебный год)
Класс_________________________класс_________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________
промежуточного этапа (2) ____________январь
контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________
Ф И обучающегося | Диагностика уровня развития музыкально-ритмических качеств | ||||||||||||||
Интонация | Восприятие музыки | Музыкальная память | Подвижность (лабильность) нервных процессов | Творческие проявления | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Итоговые данные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".
IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования) использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...
Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.
СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...
«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...
Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках музыки.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универс...
Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.
В статье рассказывается о формировании национального самосознания школьников используя на уроках мордовскую музыку....
" Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
Музыкальное образование в общеобразовательных школах представляет собой культурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой нар...