Современные методы работы с «гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки.
методическая разработка по музыке (5, 6 класс)
В методической разработке описаны различные способы работы с плохоинтонирующими детьми на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные методы работы с «гудошниками» и плохо интонирующими детьми на уроках музыки.
Автор: Мария Григорьевна Бомаш, учитель музыки ГБОУ Российской гимназии при Государственном Русском музее Центрального района Санкт-Петербурга
Всем педагогам-музыкантам приходится сталкиваться с неинтонирующими детьми или с детьми с плохой интонацией. Работе с данной группой посвящено немало статей, однако, к сожалению, данная проблема не перестает быть актуальной. По некоторым данным, процент «гудошников» в классе общеобразовательной школы увеличился с 10-12% в 70-е годы ХХ века до 30-35% в настоящее время по исследованиям Б.С.Рачиной. В данной статье хочется рассмотреть различные способы хоровой работы с «гудошниками».
Одним из важнейших этапов работы является предварительное прослушивание всех детей с целью определения их общемузыкальных способностей, таких как уровень развития слуха, метроритмического чувства, эмоционального отклика на музыку. На прослушивании также определяется степень развития голоса детей, качество их тембра, выявляются «гудошники», плохо интонирующие дети, дети с хорошей и отличной интонацией.
Такие прослушивания рекомендуется проводить с определенной периодичностью, отслеживая достижения детей и планируя дальнейшую вокально-хоровую работу. Особо хочется подчеркнуть важность прослушивания «гудошников» и детей с плохой интонацией. Прослушивание – это еще одна возможность небольшой индивидуальной работы с ребенком, оно помогает установить динамику положительных изменений в развитии голоса.
Большое значение имеет правильная рассадка детей при пении. Рекомендуется рассаживать слабых детей («гудошников» и плохо интонирующих) впереди, детей посильнее на втором ряду, самых сильных детей – сзади. Таким образом, на занятии есть возможность разноуровневой работы: слабые дети не сбивают сильных (так как они стоят спереди), находятся в поле максимального контроля педагога и могут подстраиваться к чисто поющим детям. Ряд педагогов считает целесообразным ставить слабых детей между сильными.
При пении на хоровом занятии чрезвычайно важно, чтобы дети как можно большее время слышали вокруг себя интонационно чистое пение. Следует напомнить, что качественное запоминание мелодии происходит минимум после третьего прослушивания. Педагоги часто рекомендуют при разучивании обращаться к групповому способу работы: первый раз поют только хорошо интонирующие дети, потом подключаются дети со средним качеством интонации, и лишь в последнюю очередь к ним подключаются «гудошники» и дети с плохой интонацией. Также часто предлагается разделить песню на простые и более сложные в интонационном плане фразы и соответственно распределить их по музыкальному уровню детей. Так «гудошники» исполняют только самые простые по мелодике фразы.
Причина плохого интонирования часто кроется в отсутствии вокальной техники. В вокальной педагогике бытует мнение о том, что чистое пение – это пение с рациональным использованием механизмов голосообразования, и наоборот – часто настоящей причиной фальшивого пения является как раз неверная работа голосообразующей системы. В связи с этим очень важной является работа над вокальной техникой, а именно: грамотное использование грудного и фальцетного регистров, пение в высокой позиции, правильная работа мышц артикуляционного аппарата, свободная нижняя челюсть, работа дыхания. Причинами «гудения» часто становятся неумение петь в фальцетном регистре, плохое удержание высокой позиции звука. Хочется подчеркнуть, что обучение детей правильной вокальной технике является одним из эффективных способов улучшения интонации в целом.
Параллельно с работой над голосом, необходимо работать над развитием музыкального слуха. Фальшивое пение порой возникает из-за неумения правильно интонировать ступени лада, интервалы и аккорды. Хормейстеру следует уделить особое внимание изучению этой очень важной темы и разъяснить хористам, как грамотно петь аккорды и интервалы. Бесспорно, самым действенным здесь оказываются уроки сольфеджио как отдельного предмета или, если такой возможности нет, включение элементов сольфеджио в занятия по хору.
Одними из наиболее важных методов работы с гудошниками и плохо интонирующими детьми является метод мысленного пения (или пения «про себя»). Физиологическое обоснование этого метода можно аргументировать с позиции явления идеомоторики (повторения мышечных движений при прослушивании чьего-либо пения). Применение метода мысленного пения активирует вокальный слух и внимание детей, направленные на восприятие и запоминание эталонного звучания. Положительные моменты метода пения про себя заключаются в внутренней сосредоточенности и предохранении голоса от переутомления. О значимости этого метода высказывается Г. Стулова: « Использование метода внутреннего пения связано с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления, которые касаются не только высоты тона, а охватывают все вокально-исполнительские компоненты». Метод мысленного пения хорошо сочетать с репродуктивным методом. Следует предупредить, что пение про себя не может заменить вокальную тренировку, и добиться чистой интонации можно только многократного пения вслух.
Одним из действенных способов слухового контроля над качеством унисона является пение при помощи дополнительных «ушей», созданных руками (способ, предложенный В.Емельяновым). Для этого нужно сделать из ладоней что-то вроде горсти и приставить их к ушам так, чтобы мизинцы плотно прижались к вискам и были обращены назад. Данный способ пения позволяет услышать звучание своего голоса как бы «со стороны», то есть, отсекая прямую волну (рот поющего - уши), сосредоточиться на отраженной волне (рот поющего – стены, потолок, пол, предметы - уши). Это очень важно хористам для оценки реального (не субъективного) звучания хора и позволяет им сделать выводы о качестве звучания. Как правило, такой способ пения оказывает сильное воздействие на учащихся и позволяет достаточно быстро исправить интонационные ошибки и выстроить унисон.
Еще одним из эффективных методов вокального обучения следует считать метод сравнительного анализа. Его начинают применять в педагогической практике с первых же занятий. Сравнение двух образцов исполнения мелодии, двух различных вариантов звучания голоса, двух манер звукообразования позволяют сосредоточить внимание детей на допускаемых ошибках. Метод сравнительного анализа помогает не только выявить правильное/неправильное исполнение. В процессе развивается вокальный слух, умение анализировать собственные ошибки, критическое отношение к себе. Таким образом, активизируется музыкальное восприятие детей, углубляются вокально-слуховые представления, развивается саморефлексия.
Для большей результативности с «гудошниками» необходимо проводить индивидуальную работу или работу в небольших группах по 3-5 человек.
Один из рассматриваемых способов – нахождение примарных тонов в голосах детей – а они, как правило, на кварту ниже обычного (сим - ми1 вместо фа1-ля1) и работа над постепенным расширением диапазона. При таком способе работы детям предлагаются самые простые попевки из 1-2 тонов, которые исполняются в удобном для них диапазоне, с транспонированием во все возможные тональности. Главным критерием остаются чистота интонации и естественное, без напряжения звучание голоса. Постепенно по мере развития диапазон звучания голоса у этой группы детей расширяется и начинает приближаться к обычному детскому диапазону.
Другой способ работы – прямо противоположный вышеописанному. Педагоги предлагают применить быстрый сдвиг скачком в верхнюю часть диапазона (си1-ре2). Как правило, «гудошники» плохо интонируют звуки, соседние с примарными звуками их голоса. А резкий скачком переход в верхнюю часть диапазона заставляет переключить гортань на другую манеру звукоизвлечения – фальцетную, благодаря чему и достигается правильное звучание голоса.
Как правило, хватает 3-4 индивидуальных занятий для того, чтобы «гудошники» начали правильно интонировать. Однако этот навык еще достаточно неустойчив, поэтому нужно закреплять полученный результат и напоминать детям о том, как правильно должен звучать их голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Материал представлен как результат работы с одаренными детьми....
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках музыки"
Создание благоприятных условий для активной познавательной деятельности учащихся на уроках музыки. Методы и формы работы с одаренными детьми....
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Данная статья посвящена современным методам и технологиям в преподавании истории детям с нарушениям слуха для реализации деятельностного подхода в условиях пе...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Данная статья посвящена современным методам и технологиям в преподавании истории детям с нарушениям слуха для реализации деятельностного подхода в условиях перехода к стандартам нового пок...
Работа с одаренными детьми на уроках музыки.
В статье рассматривается вопросы выявления одаренных детей, работа с ними, подбор репертуара. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий...
Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры
Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...
Работа с одаренными детьми на уроках музыки
Работа с одаренными детьми на уроках музыки...