СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
статья по истории (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obnovlennaya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова А.В., Криницына Т.В.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
ГБС(к)ОУдля обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида. (Елабуга)
Данная статья посвящена современным методам и технологиям в преподавании истории детям с нарушениям слуха для реализации деятельностного подхода в условиях перехода к стандартам нового поколения. Одной из основных проблем образования - создание методики формирования ключевых компетенций и определение правильных средств её реализации. Возможно это только в условиях применения на уроках истории инноваций в образовании.
Ключевые слова: Инновации. Технологии обучения. Преподавание истории. Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в коррекционной школе настоятельно требуют от учителей-практиков применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им.
В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Именно поэтому каждый из учителей старается найти те методы преподавания истории, которые позволят дать самый плодотворный результат. Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой. Так, изучая тему «СССР в 1939-41гг.» с помощью кейс-метода можно ответить на следующий вопрос: «Был ли готов Советский Союз к войне с фашистской Германией?». Для ответа используются карты, анекдоты, песни, таблицы, изречения политических деятелей.
Учитель – историк играет особую роль в процессе образования и становления личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья, так как именно через его предмет в большей степени формируется гражданская активная позиция и чувство патриотизма за свое государство, народ и его культуру. Так, одной из основных форм проведения внеклассных мероприятий является «Урок - суд». Здесь учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают основные принципы судопроизводства. На историческом уроке – суде в качестве подсудимого выступает какой-либо деятель прошлого, чья личность достаточно яркая и оценивается неоднозначно (например – Иосиф Виссарионович Сталин), или историческое явления (например – Опричнина Ивана Грозного). Класс делится на 4 группы – эксперты, следователи, прокуроры и адвокаты. Учитель в данной форме выступает лишь как координатор процесса.
Благодаря оснащению школ современными компьютерными технологиями, такими как интерактивная доска и сопутствующие ей дополнения в виде WEB- камеры и планшета учителя истории и обществознания могут использовать информационные технологии. Они позволяют разнообразить ведения уроков за счет использования презентаций и программы «Живая история». Так же, учитывая, особенности наших детей (глухие и слабослышащие), мы можем заинтересовать ребенка с помощью интерактивных досок, показывая различного рода презентации, исторических фильмов и т.д.
В настоящее время одной из самых распространённых форм интерактивного обучения является урок-диспут, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.
В учебном материале по истории отведено место диспутам по разным проблемам. Так, например, в 7 классе «Дискуссия о роли Петровских реформ в истории России».
В 10 классе основной темой для диспута является оценка действия Александра Невского, князя-полководца, прославившегося в битве со шведами и немецкими рыцарями, когда он помогает хану из Золотой Орды усмирить новгородцев и губит собственного брата. Тогда ребята стараются рассмотреть ситуацию с разных сторон, высказать свое мнение и прийти к определенному решению.
Для работы с детьми с ограниченными возможностями главным методом преподавания является исследовательская работа. Данный метод позволяет, во-первых, раскрывать свои способности не только в школе, но и проявлять себя в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня. Самостоятельная поисковая работа позволяет детям лучше усваивать материал, делать выводы, формировать собственную точку зрения. Для развития коммуникативных связей, сотрудничества и сплочения используется групповая исследовательская работа. Так, изучая историю ХХ века, период Холодной войны в частности, учащиеся 9-ых классов создают проекты по локальным воинам, ищут причинно – следственные связи, протягивают нить с современными событиями. В целях развития патриотизма лучшей работой может стать создание «Стены памяти», состоящий из материала, собранного учениками о дедах и прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Таким образом, сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности учащихся с нарушением слуха в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков. Учитель – есть координатор, на плечах которого дать верный ориентир и идти рядом, способствуя покорению учеником новых вершин.
Литература:
- Бадретдинова М.М. О проблемах содержания современного школьного исторического образования// Вестник ОГПУ. Исторические науки. 2001. №3 (24). С.171-175
- Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., Просвещение, 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения слуха
Использование музыкальных средств в коррекционной работе с глухими школьниками....
Музыкально-ритмические занятия с детьми, имеющими нарушения слуха
Использование музыкальных средств в коррекционной работе с глухими школьниками....
Конспект игрового занятия с детьми с нарушенным слухом 3-го года обучения "День рождения Мишутки"
Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для дошкольников с нарушенным слухом 3-го года обучения по теме "Весна". Целью данного занятия является способствование обобщению пр...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.
Главными задачами современного личностно-социально ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Данная статья посвящена современным методам и технологиям в преподавании истории детям с нарушениям слуха для реализации деятельностного подхода в условиях пе...
Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР; его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....