Совершенствование вокальных навыков на основе патриотического репертуара
план-конспект по музыке на тему
Открытое занятие кружка “Веселые нотки”
Тема: Совершенствование вокальных навыков на основе патриотического репертуара
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей № 2 г. Дюртюли
Открытое занятие
кружка “Веселые нотки”
Тема: Совершенствование вокальных навыков на основе патриотического репертуара
Учитель музыки: Хасанова Ильмира Фаритовна
Дюртюли 2018
Возраст обучающихся: 8-14лет
Количество детей: 15 человек
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель: Способствовать воспитанию гражданской позиции учащихся путем приобщения к патриотической музыке, песне . Развитие навыков чистого устойчивого интонирования, пения в ансамбле.
Задачи:
- способствовать развитию певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
- воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к патриотической музыке, песне .
- развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с историей, литературой;
- обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской , башкирской музыки героико-патриотической тематики
- воспитывать инициативность исполнителя, самостоятельность в действиях и суждениях в процессе освоения певческой деятельности.
Тип занятия: комбинированное занятие – ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала, применение ранее полученных навыков и умений.
Форма занятия: групповое учебное занятие.
Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический, метод сравнительного анализа.
Оснащение занятия: музыкальный инструмент (синтезатор), ноутбук, мультимедийный проектор.
Дидактический материал: аудиозаписи, ноты, тексты песни.
Ход занятия:
1.-Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас открытое занятие, на котором у вас ,есть возможность проявить свои вокальные, творческие и исполнительские таланты и показать ваши знания!
2. Распевание.
А)Настройка певческих голосов
Вы знаете, ребята, что перед началом занятия необходимо выполнить дыхательные упражнения. Для чего нужны дыхательные упражнения?
- Если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо.
-Разогрев дыхания, это настройка мышц и приведение мышц диафрагмы в тонус.
-Красивое ,свободное пение во многом зависит от дыхания .
- Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.
-«Легато. Стаккато» Это упр. на выработку экономного дыхания.
выдыхаем на «С» на 4-4,8-8,12-12,16-16
Сначало коротко -потом длинно
-«Ха»(активно задействованы мышцы диафрагмы. Тренирум и разминаем дыхание)
Далее артикуляционная гимнастика .Артикуляция -это все , что нам помогает петь.(язык, щеки, челюсть, губы, мягкое и твердое небо, гортань)
-«Львенок»(освобождение речевого аппарата и зажимов нижней челюсти, и укладывание языка)- круговые вращ-я языка вправо-4р.,влево-4 р.
Эти упр-я освобожд. корень языка и нижнюю челюсть.
-«Цокаем» (2 по 2, улыбаемся, не напрягаем мышцы)
-«Пятачок»( растягиваем мимические мышцы)
-«Надуваем щеки»
Б)Переходим к блоку вокальной разминки.
-Зачем нужна вокальная разминка?
- А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии?
Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. . Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки .
Во время распевания формируются, звуки, артикуляция, дикция.
К одним из трудностей во время концертных выступлений ,относятся зажатость и скованность во время пения ,поэтому на занятиях кружка мы практикуем технику освобождения голоса от зажимов ,т.е. соединяем движения с пением. Эта техника снимает зажимы с плечевого сустава, шейного отдела, разжимается нижняя челюсть.
Итак,1-ое упр-е : -Наклоны (руки на поясе) «Вы» Начинаем- вправо.
-«Вы» на месте на «стаккато» вниз.
-«Бр» , «Р» с руками Встать удобно.
Здесь добавляем движения руками, тем самым освобождаем плечевой сустав от зажимов, освобождаем челюсть. Легко, не задумываясь доходим до высоких звуков, потому что заняты движениями
-Движения в пении не должны мешать, поэтому включаем движения в упр-е «Фа-де,фа-де» Все шагают с правой ноги.(2 шага вперед- хлопок, затем назад)
3. Основная часть
А) А сейчас , я предлагаю послушать песню в исполнениии Оксаны .Песня , которую я попрошу сегодня исполнить Оксану, поможет вам ,ребята, определить тему нашего занятия.
ПЕСНЯ «Красно солнышко» 2мин.
-Итак, о чем пойдет речь на занятии?
- О России….
А Россия это наша …..Родина
-Родина, Россия - это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои ценности и традиции.
-А для вас что Родина?( наш город Дюртюли, наша республика Башкортостан ,наша страна Россия, семья, мои родители, я и мои друзья, школа, наши земляки……)
-Россия , официальное название -Российская Федерация -это наше государство. Слайд Россия
-А какой музыкальный символ государства вы знаете?
- Верно,гимн.
-А что такое гимн и какое значение оно имеет для государства?
- Да,действительно,это торжественная песня страны, призванная сплачивать и вдохновлять весь народ,всю нацию и он передает всю мужественность и отвагу государства.
-В каких случаях звучит гимн?
-А как нужно исполнять гимн?
-Родина для нас и Россия и Республика Башкортостан. Слайд Башкортостан
Предлагаю вам торжественно и вдохновенно исполнить по 1 куплету гимны РФ и РБ
Исполнение гимна стоя 1.50 мин.
Б) -Говорят, история песен –история народа.
-Человек во все времена ,радости и трудности передавал через песню .Песня это отражение времени.
-Вы согласны?
-Песня, к которой мы сегодня обратимся рассказывает о героическом прошлом нашего народа, о событиях ВОв , это наша история ,которую мы должны знать и помнить.
Но у этой песни есть свой определенный герой .Именем этого героя названа одна из улиц в нашем городе,где расположен ТЦ «Таныш».
Генерал Миннигали Шаймуратов был командиром 112-ой Башкирской девизии. Он погиб.
Он герой Советского союза.
Слайд Миннигали Шаймуратов Башкирский композитор З.Исмагилов и поэт К.Даян увековечили память о герое в песне, которую мы с вами знаем из уроков музыки.
Послушайте следующие строки из песни:
Шли полки башкир в атаку Провожал седой Урал……
Победителей по праву Встретил с гордостью Урал…
- Ребята, почему, вы думаете, я обратила ваше внимание на эти строки? (Поется об Урале, как Урал провожал своих сыновей на войну.)
- Что значит Урал для башкирского народа, для Башкортостана?
(Выслушиваются ответы детей.)
- Да, для башкир Урал не только богатая, высокая гора. Урал – Родина, земля отцов, дедов, предков
И не случайно об Урале много старинных и современных башкирских песен, легенд, сказаний.
Кто заметил , в гимне РБ тоже есть строчки ,упоминающие об Урале ( с Урала солнце всходит ,озаряя , наши горы ,реки и поля)
Многие из вас знают наверно легенду об Урал батыре, а кто не знает послушайте:
- Жил когда-то народный батыр Урал. С помощью своего коня Акбузата и алмазного меча защищал он людей от злых духов, змеев, дэвов. Долго искал он тайну бессмертия и нашел ее: раздобыл живую воду, которую охраняли чудища. Но однажды он встретил старика, который открыл батыру другую тайну бессмертия. И вот Урал смертельно болен, люди принесли ему чашу с живой водой. Не стал пить эту воду батыр, а окропил ею все вокруг. И ожила природа: зазеленели травы, расцвели цветы, запели птицы.А после смерти батыра люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские горы.
Слайд Уральские горы
- Скажите, какую тайну бессмертия открыл Урал - батыру старик? (Нужно совершать добрые поступки, чтобы люди помнили тебя.) - Да, настоящее бессмертие не в вечной жизни, сказал он, а в том, как живешь. Человек, творивший добро для других, становится бессмертным, вечно живет в памяти народа.
- Мне кажется, авторы песни о Шаймуратове хотели показать, что башкирские джигиты также беззаветно защищали свой край, свой народ. Слайд запись
- А теперь прочтите следующую запись: «Как же не гордиться вами, отважные джигиты, как не славить в песнях вашу беззаветную преданность Родине и народу?!»
-Это - удивительный документ, переписка военных лет. В 1943 году дивизия генерала Шаймуратова после одной сложной операции под Ворошиловградом получила наименование 16-ой Гвардейской. В связи с этим бойцы и командиры дивизии написали письма родным и близким в Башкортостане. В ответном письме были написаны вот эти строки.
-Ну, а теперь давайте исполним песню, но прежде скажите как вы будете ее исполнять?
-И какие основные задачи, вы должны преследовать ,когда поете в составе вокального ансамбля, не как солисты?
-надо слушать друг друга
-если солируешь ,то петь громче, а если в ансамбле ,то тише.
-рот одинаково открывать
-единая динамика
-одинаково дышать
-петь, как один, как один организм.
- Чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно, чтобы ваше исполнение было запоминающимся
Исполнение песни « Шаймуратов генерал» 2.10мин.
Вам понравилось наше исполнение? А вам ? Получилось спеть как один ,как один единый организм?
В)«Песня батыров» сл.Н Наджми муз З. Исмагилова
-Ребята, скажите, а на какой улице находится наш лицей?
-А почему, кто он Н.Наджми ? Что вы знаете о нем ?(народный поэт Башкортостана, наш земляк, родом из д.Миништы Дюртюлинского р-на, участник Вов , в этом году был его вековой юбилей, ниже нашего лицея есть сквер, где установлен бюст Н .Наджми, в д.Миништы есть Дом-музей Н.Наджми ) Слайд Н.Наджми
- Стихи Н.Наджми отличаются задушевностью, искренностью, глубиной мысли и музыкальностью. Не случайно , многие из них положены на музыку.
-И у нас сегодня есть прекрасная возможность исполнить песню на стихи нашего земляка Н.Наджми , музыку к которой написал башкирский композитор З.Исмагилов.
Слайд Дюртюли
- Догадайтесь, о какой песне идет речь?
- Так башкирский народ называл своих храбрых, отважных егетов ?
- Батыры.
- А какую роль играли батыры в жизни башкирского народа?
- Они защитники Родины.
- Башкирские батыры всегда были беспощадны к врагам и верны своей родной земле, своему народу. - Догадались, о какой песне идет речь? ( Песня батыров)
–Напомните ,пожалуйста,в каком темпе исполняется песня ,почему? Что изображает музыка?( скачку) Да,это очень характерно для башкирских походных песен. Ведь конь и воин-башкир -неразлучны. -Как вы думаете ,чему можно научиться у этих героев,батыров? -У них можно научиться мужеству, стойкости, отваги ;безграничной любви к родной земле, своему народу. –Давайте исполним «Песню батыров» 01.05
Г) -Молодцы ,мои соловушки, хорошо спели.
-Как вы думаете, почему я к вам так обратилась? (соловей птица певчая и мы тоже поем) – Что нас обьединяет? (песня) и наше обьединение , наш кружок «Веселые нотки» - А еще что нас обьединяет ? Место где вы нашли друзей, свои увлечения, где вы каждый день постигаете новые знания?( наш лицей) -Ребята, вы согласны, что лицей, это тоже наша Родина?
-Получается, мы ведь маленькая частичка нашей необьятной Родины. Слайд лицей
–Посмотрите, какое это емкое слово-Родина -Посмотрите, так это же наша « Веселая нотка»,наш вокальный кружок.
Слайд Веселые нотки
-Пусть у каждого из вас в сердце будет такая веселая нотка.
-В нашем репертуаре есть песня «О Родине»,давайте ее споем. «О Родине» 2.11 мин Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо за работу на занятии. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование речевых навыков на основе лексики по теме «Кино».
Приемы совершенствование речевых навыков на основе лексики по теме «Кино»....
Тема урока вокального кружка: «Формирование вокальных навыков у подростков»
Цель занятий вокального кружка: создание положительной установки на ход и результаты урока.Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой аппарат ...
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...
« Игрушки, Животные, Семья, Дом, Еда, Выходной» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи )
Информационно-технологическая карта урока английского языка в 3 классе...
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.
Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.Практические рекомендации...
Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»
В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...
О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»
Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...