Фольклорное развлечение «Кудесы» (для детей старшей группы)
план-конспект по музыке на тему
Историческая справка
10 февраля – Ефремов день. На Ефремов день домовой глумился на дворах. В этот день задабривали домового – хозяина избы: оставляли на зегнетке горшок каши, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.
Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом народной песни, русскими народными традициями.
Задачи:
Музыкальные: развивать внутренний музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать средства музыкальной выразительности, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, познакомить с русской народной хороводной песней, народной присказкой.
Коррекционные: развивать творческие способности детей посредством двигательной импровизации, развивать координацию движений и чувство метроритма, активизировать артикуляционную моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, развивать навыки коммуникации, познакомить с народной традицией (Ефремов день).
Программное содержание: закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня», обогащать музыкальные знания о песнях, накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами музыкальной деятельности, формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации, развивать метроритмический слух, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efremov_den.docx | 22.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фольклорное развлечение «Кудесы» (для детей старшей группы)
Историческая справка
10 февраля – Ефремов день. На Ефремов день домовой глумился на дворах. В этот день задабривали домового – хозяина избы: оставляли на зегнетке горшок каши, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.
Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом народной песни, русскими народными традициями.
Задачи:
Музыкальные: развивать внутренний музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать средства музыкальной выразительности, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, познакомить с русской народной хороводной песней, народной присказкой.
Коррекционные: развивать творческие способности детей посредством двигательной импровизации, развивать координацию движений и чувство метроритма, активизировать артикуляционную моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, развивать навыки коммуникации, познакомить с народной традицией (Ефремов день).
Программное содержание: закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня», обогащать музыкальные знания о песнях, накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами музыкальной деятельности, формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации, развивать метроритмический слух, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.
Материалы и оборудование: песня «Мы по полю ходили, Егорья искали», песня «Барабашка» в исполнении группы «Киндер-сюрприз» и «Домовой» А. Пинегина, русской народной мелодии «Полянка», песня «Как на тоненький ледок»; три туеса, шарики красного, желтого, зеленого цвета в равном количестве; чайник, самовар, горшок, ложка; деревянные ложки, трещотки, бубны; пироги; платочки с вышивкой, вышитые рубашки, рушник, клубочки.
Действующие лица:
Бабушка
Домовой
Ворон
Котик
Остальные дети
Зал оформлен в виде русской избы: печка, кровать, лавки, стол (накрыт к чаепитию); деревянная домашняя утварь, сундук; березовая большая ложка, березовые поленья, туеса; музыкальные инструменты.
Дети входят в зал под песню «Мы по полю ходили, Егорья искали», взявшись за руки, выполняют перестроения (ходьба «цепочкой», «змейкой», «улиткой», перестроение в круг, в два круга)
Детей встречает Бабушка.
Бабушка: Ой, кто же ко мне в гости пришел! Здравствуйте ребятушки, милые внучатушки!
Дети. Здравствуй, бабушка!
1-й ребенок
Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
2-й ребенок
По твоим морщинкам
Проведу рукой...
В целом свете нету
Бабушки такой.
3-й ребенок
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя!
Бабушка.
Вот сейчас клубок смотаем
Да забаву начинаем.
Хороводная игра «Клубок»
Я по горенке иду, клубок ниток несу. Клубок маленький, нитки аленьки, Клубок катиться, нитка тянется. Нитка дольше всех, перевертов шесть. «Я за ниточку взялась,
Тонка нитка порвалась» | Дети встают, берутся за руки и за Бабушкой идут по кругу, заматывая «клубок»
При повторении («разматывании клубка»), в конце становятся в круг, поднимают руки.
На последнее слово резко опускают вниз руки и расцепляют их. |
Бабушка. Ой, что это? Никак Барабашка стучит. Наверное, сердится хозяин дома — Домовой. Ведь наши предки верили, что в каждом доме обязательно должен быть домовой. Говорили: «Без домового и дом стоять не будет!» Крестьяне считали его покровителем жилища, называли «хозяином», «хозяюшка-батюшка». Считалось, что живёт он за печкой. Его никто не видел, но иногда он мог появляться в образе животного, например, чёрного мохнатого кота, или маленького человечка со спутанной бородой. Крестьяне верили, что домовой – член семьи и, переезжая, приглашали с собой: сначала в новое жилище запускали кошку, как подарок для домового: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор! »
Комплекс аэробики под песню «Барабашка» в исполнении группы «Киндер-сюрприз»
Появляется Домовой.
Домовой. Я–дед домовой, громко топну я ногой.
Засвищу, застучу, все вокруг расколочу.
Бабушка. Что ты, что ты, Домовой! Мы помиримся с тобой.
Домовой. Я мириться не желаю, грозный танец начинаю,
И на этот танец я девчонок приглашаю.
Бабушка. Кудеса, кудеса, чудеса, чудеса!
В этот день Домовой завсегда бывает злой.
Домовой. Делаю, что захочу: посуду всю расколочу!
Бабушка: Как я буду без посуды? Без нее мне будет худо.
Домовой. К загадке коль ответ найдешь. Тогда посуду и спасешь.
Бабушка. Помогите мне, ребятки, отгадать эти загадки!
Дети отгадывают загадки, а бабушка показывает кухонную утварь.
Из горячего колодца
Через нос водица льется! (Чайник.)
А. Рождественская
Это что за паренек
В золотой рубашке
Разливает кипяток
В голубые чашки:
Разливает кипяток —
Приглашает на чаек?.. (Самовар.)
И. Мазнин
В земле я родился,
В огне — закалился. (Горшок.)
Ф. Скудра
В похлебке искупалась, —
Голодною осталась. (Ложка.)
Н. Толоконников
Ребенок. Мы возьмем желанные ложки деревянные
И сыграем мы сейчас пляску русскую для вас.
Пляска с деревянными ложками «Как на тоненький ледок…»
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
И. п. - стоя в шестой позиции, лицом к зрителям. Руки опущены вдоль туловища.
.
Как на тоненький ледок | выходят и располагаются по залу произвольно. Ритмично пританцовывают, поочередно сгибая колени и помахивая деревянными ложками На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
Выпал беленький снежок, | на счет 1-2 - выполняют обеими руками мягкие взмахи вверх, одновременно поднимаясь на носочки. На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
Ехал Ваня, поспешал, | круговое движение правой рукой перед собой, слегка выполняя пружинку. На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
Он упал да лежит, | На счет «раз» - правую руку отвести в сторону. На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
Две подружки увидали, | Кружатся вокруг себя па легком беге. На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
Скоро к Ване подбежали, | Выполняют ковырялочку На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
На коня Ваню сажали, | На счет «раз-два» - выполняют пружинку На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. |
Домовой. Буду нынче безобразничать, буду нынче я проказничать.
Перемешаю я муку, и горох, и крупу.
Бабушка. Это, друг мой, пустяки! Ты хоть все переверни,
Мы порядок наведем и крупу переберем.
Аттракцион «Перебери крупу». Домовой высыпает в обруч разноцветные шарики. Двое-трое детей складывают шарики одного цвета в туеса, стоящие в разных углах зала.
Домовой. Ну и дети, молодцы, у-да-ль-цы!
А теперь хочу играть! Приглашаю в круг всех встать!
Игра «Домовой» (дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)
Дедушка домовой, мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай, и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать – покажи!
(Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой)
Бабушка. Домовой с нами играл,
но, наверное, устал.
Домовой, посиди, на ребяток погляди.
А мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим.
В центр зала выходит Ворон.
Русская народная игра «Ворон на дубу»
Ворон ходит в середине. Дети, образуя вокруг него круг, идут, поют песню и выполняют движения.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! | поиграть руками на воображаемой дудочке |
Сидит | руки на пояс, присесть |
ворон | сложить пальчики к большому, сделать «клювик» |
на дубу | руки вверх, пальцы развести |
Он играет во трубу Во серебряную. | поиграть на дудочке |
Ворон после песни протягивает «крыло» между соседними детьми, и на слова «Раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до ворона и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Домовой (стучит в бубен). А сейчас, ребятки, желаю, чтобы вы меня рассмешили потешками
Ребенок. На улице две курицы с петухом дерутся.
Две девицы-красавицы смотрят и смеются:
«Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!»
(Русская народная потешка)
Ребенок. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели… Нападают на меня!» В. Шульжин
Ворон (ударяет в бубен). Вот девчата – тараторки, тараторят на задворках.
Бабушка. Предлагаю поиграть, свою ловкость показать.
Проводится народная игра «Кот и мыши».
Раз, два, три, четыре! | Стоят |
Жили мышки на квартире. | Поднимают и опускают плечи |
Чай пили, чашки мыли, | Наклоны туловища |
Но с котами не дружили. | Наклоны головы вправо-влево |
Раз, | вперед правую руку |
Два, | левую вытягивают |
Три! | обе руки ставят на пояс |
Нас попробуй догони! | дети разбегаются от Кота. |
Бабушка. Вот и вышел пирожок, подрумяненный бочок.
Дети исполняют песню «Котик в избушке»
Бабушка. Домовой, не стесняйся, пирожками угощайся.
Домовой. Ой, спасибо, ублажили,
Пирогами угостили.
Буду в доме вашем жить,
Буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать,
Счастье буду привечать.
Бабушка приглашает детей к чаю.
Домовой. Ой, спасибо, ублажили, пирогами угостили.
Буду в доме вашем жить, буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать, счастье буду привечать.
Бабушка, Котик и Домовой приглашают детей к чаю.
Звучит фонограмма «Как на тоненький ледок», дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
летнее логопедическое развлечение для детей старшей группы "Путешествие в зеленую сказку"
Данное развлечение помогает детям, идущим в логопедическую группу легко адоптироваться к новой группе и занятиям с логопедом. Его можно использовать в начале учебного года как вводное, ознакомит...
развлечение для детей старших групп "Путешествие на поляну цветов"
Летнее развлечение для детей старших групп. Задачи: уточнить знание детей о цветах; знание плодов деревьев; доставить детям удовольствие, вызвать положительный эмоциональный отклик; способствовать раз...
Сценарий развлечения "Праздник летних дождей" для детей старшей группы
Сценарий летнего развлечения...
Весеннее оздоровительное развлечение "ЗОВ ДЖУГЛЕЙ " для детей старших групп (5-6 лет)
ВЕСЕННЕЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ "ЗОВ ДЖУГЛЕЙ "Возраст: старшая группа (5 – 6 лет).Цель:- Приобщение детей к здоровому образу жизни...
Конспект речевого развлечения «Веселое путешествие» для детей старшей группы
Тема. Гласные звуки [А], [У],[ И],[ О].Цель: закрепить в речи правильное произношение гласных [А], [У],[ И],[ О].Коррекционно-образовательные задачи:Учить различить на слух и по артикуляции гласные зв...
Развлечение для детей старшей группы «В мире сказок».
http://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-dlja-detei-starshei-grupy-v-mire-skazok.html...
Тематическое развлечение для детей старших групп "Кузя в гостях у детей"
Развлечение составлено с учетом возрастных и психических особенностей для детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности....