Фольклорное развлечение «Кудесы» (для детей старшей группы)
план-конспект по музыке на тему

Андронова Инна Сергеевна

Историческая справка

10 февраля – Ефремов день. На Ефремов день домовой глумился на дворах. В этот день задабривали домового – хозяина избы: оставляли на зегнетке горшок каши, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

 

 

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом народной песни,  русскими народными традициями.

Задачи:

Музыкальные: развивать внутренний музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать средства музыкальной выразительности, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, познакомить с русской народной хороводной песней, народной присказкой.

Коррекционные: развивать творческие способности детей посредством двигательной импровизации, развивать координацию движений и чувство метроритма, активизировать артикуляционную моторику.

Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, развивать навыки коммуникации, познакомить с народной традицией (Ефремов день).

Программное содержание: закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня», обогащать музыкальные знания о песнях, накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами музыкальной деятельности, формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации, развивать метроритмический слух, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremov_den.docx22.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклорное развлечение «Кудесы» (для детей старшей группы)

Историческая справка

10 февраля – Ефремов день. На Ефремов день домовой глумился на дворах. В этот день задабривали домового – хозяина избы: оставляли на зегнетке горшок каши, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом народной песни,  русскими народными традициями.

Задачи:

Музыкальные: развивать внутренний музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать средства музыкальной выразительности, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, познакомить с русской народной хороводной песней, народной присказкой.

Коррекционные: развивать творческие способности детей посредством двигательной импровизации, развивать координацию движений и чувство метроритма, активизировать артикуляционную моторику.

Воспитательные: воспитывать любовь к народным традициям, развивать навыки коммуникации, познакомить с народной традицией (Ефремов день).

Программное содержание: закреплять знания о жанрах с акцентом на жанр «песня», обогащать музыкальные знания о песнях, накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами музыкальной деятельности, формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации, развивать метроритмический слух, воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

Материалы и оборудование: песня «Мы по полю ходили, Егорья искали», песня «Барабашка» в исполнении группы «Киндер-сюрприз» и «Домовой» А. Пинегина, русской народной мелодии «Полянка», песня «Как на тоненький ледок»; три туеса, шарики красного, желтого, зеленого цвета в равном количестве; чайник, самовар, горшок, ложка; деревянные ложки, трещотки, бубны; пироги; платочки с вышивкой, вышитые рубашки, рушник, клубочки.

Действующие лица:

Бабушка

Домовой

Ворон

Котик

Остальные дети

Зал оформлен в виде русской избы: печка, кровать, лавки, стол (накрыт к чаепитию); деревянная домашняя утварь, сундук; березовая большая ложка, березовые поленья, туеса; музыкальные инструменты.

Дети входят в зал под песню «Мы по полю ходили, Егорья искали», взявшись за руки, выполняют перестроения (ходьба «цепочкой», «змейкой», «улиткой», перестроение в круг, в два круга)


Детей встречает Бабушка.

Бабушка: Ой, кто же ко мне в гости пришел! Здравствуйте ребятушки, милые внучатушки!

Дети. Здравствуй, бабушка!

1-й ребенок

Бабушка родная,

Милая моя,

Больше всех на свете

Я люблю тебя.

2-й ребенок

По твоим морщинкам

Проведу рукой...

В целом свете нету

Бабушки такой.

3-й ребенок

Никогда не буду

Огорчать тебя.

Только будь здоровой,

Бабушка моя!

Бабушка.

Вот сейчас клубок смотаем

Да забаву начинаем.

Хороводная игра «Клубок»

Я по горенке иду, клубок ниток несу.

Клубок маленький, нитки аленьки,

Клубок катиться, нитка тянется.

Нитка дольше всех, перевертов шесть.

«Я за ниточку взялась,

 

 

 

Тонка нитка порвалась»

Дети встают, берутся за руки и за Бабушкой идут по кругу, заматывая «клубок»

 

 

При повторении («разматывании клубка»), в конце становятся в круг, поднимают руки.

 

На последнее слово резко опускают вниз руки и расцепляют их.

Бабушка. Ой, что это? Никак Барабашка стучит. Наверное, сердится хозяин дома — Домовой. Ведь наши предки верили, что в каждом доме обязательно должен быть домовой. Говорили: «Без домового и дом стоять не будет!» Крестьяне считали его покровителем жилища, называли «хозяином», «хозяюшка-батюшка». Считалось, что живёт он за печкой. Его никто не видел, но иногда он мог появляться в образе животного, например, чёрного мохнатого кота, или маленького человечка со спутанной бородой. Крестьяне верили, что домовой – член семьи и, переезжая, приглашали с собой: сначала в новое жилище запускали кошку, как подарок для домового: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор! »

Комплекс аэробики под песню «Барабашка» в исполнении группы «Киндер-сюрприз»

Появляется Домовой.

Домовой. Я–дед домовой, громко топну я ногой.

Засвищу, застучу, все вокруг расколочу.

Бабушка. Что ты, что ты, Домовой! Мы помиримся с тобой.

Домовой. Я мириться не желаю, грозный танец начинаю,

И на этот танец я девчонок приглашаю.

Бабушка. Кудеса, кудеса, чудеса, чудеса!

В этот день Домовой завсегда бывает злой.

Домовой. Делаю, что захочу: посуду всю расколочу!

Бабушка: Как я буду без посуды? Без нее мне будет худо.

Домовой. К загадке коль ответ найдешь. Тогда посуду и спасешь.

Бабушка. Помогите мне, ребятки, отгадать эти загадки!

Дети отгадывают загадки, а бабушка показывает кухонную утварь.

Из горячего колодца

Через нос водица льется! (Чайник.)

А. Рождественская

 

Это что за паренек

В золотой рубашке

Разливает кипяток

В голубые чашки:

Разливает кипяток —

Приглашает на чаек?.. (Самовар.)

И. Мазнин

 

В земле я родился,

В огне — закалился. (Горшок.)

Ф. Скудра

 

В похлебке искупалась, —

Голодною осталась. (Ложка.)

Н. Толоконников

Ребенок. Мы возьмем желанные ложки деревянные

И сыграем мы сейчас пляску русскую для вас.

Пляска с деревянными ложками «Как на тоненький ледок…»

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ 

И. п. - стоя в шестой позиции, лицом к зрителям. Руки опущены вдоль туловища. 

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

выходят и располагаются по залу произвольно. Ритмично пританцовывают, поочередно сгибая колени и помахивая деревянными ложками

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

на счет 1-2 - выполняют обеими руками мягкие взмахи вверх, одновременно поднимаясь на носочки. 

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

круговое движение правой рукой перед собой, слегка выполняя пружинку. 
круговое движение левой рукой.

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

Он упал да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

На счет «раз» - правую руку отвести в сторону. 
На счет «два» левую руку отвести в сторону. 
На счет «три-четыре» скрестные махи над головой

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Кружатся вокруг себя па легком беге.

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

Выполняют ковырялочку

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.

На счет «раз-два» - выполняют пружинку
На счет «три-четыре» разводят руки в стороны.

На слова «Эх зимушка-зима…» ритмично стучат ложками. 

Домовой. Буду нынче безобразничать, буду нынче я проказничать.

Перемешаю я муку, и горох, и крупу.

Бабушка. Это, друг мой, пустяки! Ты хоть все переверни,

Мы порядок наведем и крупу переберем.

Аттракцион «Перебери крупу». Домовой высыпает в обруч разноцветные шарики. Двое-трое детей складывают шарики одного цвета в туеса, стоящие в разных углах зала.

Домовой. Ну и дети, молодцы, у-да-ль-цы!

А теперь хочу играть! Приглашаю в круг всех встать!

Игра «Домовой» (дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)

Дедушка домовой, мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай, и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать – покажи!

(Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой)

Бабушка. Домовой с нами играл,

но, наверное, устал.

Домовой, посиди, на ребяток погляди.

А мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим.

В центр зала выходит Ворон.

Русская народная игра «Ворон на дубу»

Ворон ходит в середине. Дети, образуя вокруг него круг, идут, поют песню и выполняют движения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

поиграть руками на воображаемой дудочке

Сидит

руки на пояс, присесть

ворон

сложить пальчики к большому, сделать «клювик»

на дубу

руки вверх, пальцы развести

Он играет во трубу

Во серебряную. 

поиграть на дудочке

Ворон после песни протягивает «крыло» между соседними детьми, и на слова «Раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до ворона и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.

Домовой (стучит в бубен). А сейчас, ребятки, желаю, чтобы вы меня рассмешили потешками

Ребенок. На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

«Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!»

(Русская народная потешка)

Ребенок. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели… Нападают на меня!» В. Шульжин

Ворон (ударяет в бубен). Вот девчата – тараторки, тараторят на задворках.

Бабушка. Предлагаю поиграть, свою ловкость показать.

Проводится народная игра «Кот и мыши».

Раз, два, три, четыре!

Стоят

Жили мышки на квартире.

Поднимают и опускают плечи

Чай пили, чашки мыли,

Наклоны туловища

Но с котами не дружили.

Наклоны головы вправо-влево

Раз,

вперед правую руку

Два,

левую вытягивают

Три!

обе руки ставят на пояс

Нас попробуй догони!

дети разбегаются от Кота.

Бабушка. Вот и вышел пирожок, подрумяненный бочок.

Дети исполняют песню «Котик в избушке»

Бабушка. Домовой, не стесняйся, пирожками угощайся.

Домовой. Ой, спасибо, ублажили,

Пирогами угостили.

Буду в доме вашем жить,

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать.

Бабушка приглашает детей к чаю.

Домовой. Ой, спасибо, ублажили, пирогами угостили.

Буду в доме вашем жить, буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать, счастье буду привечать.

 

Бабушка, Котик и Домовой приглашают детей к чаю.

Звучит фонограмма «Как на тоненький ледок», дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

летнее логопедическое развлечение для детей старшей группы "Путешествие в зеленую сказку"

Данное развлечение помогает детям, идущим в логопедическую группу легко адоптироваться к новой группе и  занятиям с логопедом. Его можно использовать в начале учебного года как вводное, ознакомит...

развлечение для детей старших групп "Путешествие на поляну цветов"

Летнее развлечение для детей старших групп. Задачи: уточнить знание детей о цветах; знание плодов деревьев; доставить детям удовольствие, вызвать положительный эмоциональный отклик; способствовать раз...

Весеннее оздоровительное развлечение "ЗОВ ДЖУГЛЕЙ " для детей старших групп (5-6 лет)

ВЕСЕННЕЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ "ЗОВ ДЖУГЛЕЙ "Возраст:  старшая группа (5 – 6 лет).Цель:-         Приобщение детей к  здоровому образу жизни...

Конспект речевого развлечения «Веселое путешествие» для детей старшей группы

Тема. Гласные звуки [А], [У],[ И],[ О].Цель: закрепить в речи правильное произношение гласных [А], [У],[ И],[ О].Коррекционно-образовательные задачи:Учить различить на слух и по артикуляции гласные зв...

Развлечение для детей старшей группы «В мире сказок».

http://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-dlja-detei-starshei-grupy-v-mire-skazok.html...

Тематическое развлечение для детей старших групп "Кузя в гостях у детей"

Развлечение составлено с учетом возрастных и психических особенностей для детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности....