Импровизация и подбор по слуху в обучении учащихся ДМШ по классу гитары как главный элемент развития творческих способностей
статья по музыке на тему
Обучение подбору по слуху и импровизации всегда занимало значимое место в современной музыкальной педагогике. Исторически музыкальные импровизации опирались на выработанные в глубокой древности формы музыкального мышления, на устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов и т.д. В культурах восточных народов импровизационное варьирование определенной мелодической модели составляет основную форму музицирования. Через странствующих музыкантов импровизация проникла в городскую музыкальную культуру. Что же касается профессиональной европейской музыки, то импровизация здесь получает распространение в средние века - первоначально в вокальной культовой музыке.
Искусство импровизации достигает высокого художественного уровня в светских музыкальных жанрах в эпоху Возрождения. Многообразное преломление импровизация получает в музыкальной практике XVI-XVIII вв., как в композиторском, так и в исполнительском искусстве. Масштабы импровизации с развитием инструментальной сольной музыки, особенно для клавишных инструментов, выросли от простейших мотивов до создания в виде импровизации целых музыкальных пьес.
Такие формы импровизации, как свободное фантазирование, а также импровизация на заданную тему получают распространение в первой половине XIX века. В эпоху романтизма свободное фантазирование составляло неотъемлемую часть исполнительского мастерства художника-романтика (Ф. Листа, Н. Паганини, Ф. Шопена и др.), а необходимость ее обосновывалась романтической музыкальной эстетикой.
В современной музыкальной практике импровизация не играет существенной роли, сохраняя значение лишь в творческом акте композитора, в качестве подготовительного этапа формирования музыкальных образов и как элемент исполнительской интерпретации. Исключение составляет джазовая музыка, которой органически присущи элементы коллективной импровизации.
В 1950-х годах произвольная импровизация находит применение в авангардистском искусстве (алеаторика), в произведениях К. Штокхаузена, П. Булеза и др., запись которых дает исполнителю лишь немногие ориентиры для свободного претворения авторского замысла или же предоставляет ему, по собственному усмотрению, в процессе исполнения, варьировать форму сочинений.
Импровизацию, как средство музыкального воспитания детей и юношества, применяли известные педагоги и композиторы (Э. Жак-Далькроз, К. Орф, П. Вейс). В импровизации, как и в творчестве в целом, не обойтись без интуиции, развитого воображения и эмоциональной возбудимости. 1
Расцвет исполнительской культуры, наблюдаемый в XIX и XX вв., является в известной степени следствием завоеваний профессиональной музыкальной педагогики. Однако в этом процессе имеют место и существенные недостатки, связанные с неумением многих профессиональных музыкантов играть «по слуху», транспонировать, подбирать несложные аккомпанементы к детским песням, сочинять и импровизировать на самом примитивном уровне. Об этом свидетельствуют высказывания лучших отечественных педагогов Я. Мильштейна, Л. Баренбойма, М. Фейгина, С. Ляховицкой и многих других.
К 70-м годам XX века воспитание с помощью творчества вновь приобретает черты ведущей тенденции в музыкальной педагогике. Симптоматично, что к этому времени (начиная с 1940-х годов) и в музыкальной эстетике вновь возвращаются к пониманию музыки как языка: именно так трактуется музыка в теории ладового ритма Б.Л. Яворского и в учении об интонации Б.В. Асафьева. Опытный педагог-новатор С.М.Мальцев предлагает следующее: «Необходимо не утеряв ничего из профессиональных завоеваний педагогики XX века «привить» на этом «стволе» плодотворный росток забытой в своё время идеи воспитания с помощью творчества, с тем чтобы выработать <....> современную и качественно новую систему музыкального воспитания».2
Однако в системе современного академического специального музыкального образования (музыкальные школы, музыкальные училища, консерватории) предмет импровизации до сих пор не получил должного распространения и не является обязательной дисциплиной (если не брать во внимание эстрадные отделения). В основе этой системы, как известно, лежит культура музицирования по нотам. Результатом такого образования является узкая специализированность, некоторая «односторонность» в музыкальном отношении выпускников вышеназванных учебных заведений. Многие из них являются блестящими виртуозами, но при этом, не обладают качествами универсальности, не могут применить себя в других формах музицирования. Систематические занятия с использованием методов подбора по слуху и импровизации, начиная с младших классов музыкальной школы, способны разбудить в учащихся их «дремлющее» творческое начало, воспитать качества универсальности, сделать учебно-воспитательный процесс более притягательным, ненавязчивым, жизненным.
Тяга учащегося-музыканта к самостоятельному «деланью музыки» в условиях доминирования музыкально-теоретических заданий аналитического характера давно уже стала фактором, требующим профессионального подхода и поддержки. Именно практическое оперирование элементами музыкальной речи в ходе устной музыкально-речевой деятельности с использованием полученных теоретических знаний представляет собой необходимую составляющую становления музыкально-слуховых представлений учащегося, а значит и их развития в учебном процессе. Такие формы работы, как импровизация и подбор по слуху, являются важнейшими и эффективнейшими видами творческой деятельности на уроках специальности в классе гитары (и не только). Они способствуют развитию гармонического и мелодического слуха, музыкально-ритмического чувства, способности к сочинению музыки; помогают освоению других видов музыкальной деятельности.
Обучение подбору по слуху и импровизации как навыкам, способствующим развитию творческого потенциала учащегося, стало неотъемлемой частью формирующейся концепции современного профессионального среднего и высшего образования. В самом деле, подбор по слуху, облегчающий музыканту работу при отсутствии нужного нотного текста и импровизация, создающая ему условия для творческой самореализации в профессиональной деятельности как нельзя лучше соответствует принципам базового высшего музыкального образования, предполагающим актуализацию приобретенных знаний, их постоянное обновление и шлифовку в условиях практической деятельности. Вопрос лишь в том, насколько является исчерпывающей такая характеристика и такое использование этих видов творческой музыкальной деятельности.
Особенности импровизации как творческой деятельности на уроке позволяют осуществить связь с духовным миром учащегося, реализовать потребность ученика в самостоятельной деятельности, пробудить любознательность и творческий интерес к музыке, развить интуицию, музыкальное воображение и фантазию, свободное владение музыкальными возможностями и материалом в целостной творческой деятельности. Педагогические возможности импровизации реализуются в том случае, если импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учащихся. Импровизация ждет своего повсеместного практического возрождения, а воспоминания о её былом профессиональном влиянии все более оживают в современном учебном пространстве.
1 Путинцева Н.Л. Способ повышения мотивации к обучению в ДМШ и ДШИ у учащихся-пианистов» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи / сб. ст. по материалам XXXII международной научно-практической конференции № 1 (32). Новосибирск: СибАК, 2014. 224 с. – С118-119
2 Бондарев Г.В. Импровизация по слуху в обучении учащихся ДМШ по классу гитары.//СПб. Образование: традиции и инновации материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 35-38
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.
Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...
Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...
Мастер-класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.Задачи:передача своего опыта путем комментированного показа методов, прием...
Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...