Разработка урока музыки "Образная сфера увертюры «Эгмонт» Л. В. Бетховена"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План учебного занятия
Выполнила: учитель музыки МБОУ «СОШ № 4»
г. Чебаркуля Челябинской области
Павлова Наталья Владимировна
План учебного занятия
1.Класс: 7
2. Авторы и название учебной программы: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/- Т. И. Науменко, В.В. Алеев.М: Дрофа, 2012 г.
3. Учебная тема: Содержание в музыке
4. Тема урока: Образная сфера увертюры «Эгмонт» Л. В. Бетховена (Урок №7)
5. Педагогическая идея урока: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой»
6. Цель урока: учить выявлять характер образов музыкального произведения, прослеживая развитие музыкальных тем.
Задачи урока:
Личностные результаты:
- Развивать высокий художественный вкус
Метампредметные результаты:
- Учить выражать чувства в устной и письменной речи, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы
Предметные результаты:
1. Углубить знания обучающихся о жанре «увертюра»
2. Познакомить с увертюрой «Эгмонт» Л.В. Бетховена
3. Помочь обучающимся услышать и понять музыкальные образы увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена;
4. Продолжать учить делать сравнительный анализ образов разных произведений
5. Развивать вокально-хоровые навыки
7. Планируемые образовательные результаты
Личностные:
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Сотрудничество со сверстниками в процессе исполнения песни. Умение в процессе рефлексии проводить самооценку
Метапредметные:
Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Формирование своего мнения, аргументированного и подтвержденного фактами.
Предметные:
Обучающийся научится определять характерные черты музыкальных образов увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
обучающийся получит возможность научиться понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознавать их органическое взаимодействие. Находить связь между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений
8. Тип урока: практикум
9. Формы организации деятельности обучающихся: групповая работа, работа в парах
10. Учебно – методический комплект:
Искусство. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Т. И. Науменко, В.В. Алеев. - М: Дрофа, 2012
Дополнительная литература
1. «Эгмонт» Л. Бетховена: Оперное либретто. - М.: Музыка, 1989.
2. Покровский Б.А. Сотворение оперного спектакля: 60 коротких бесед об искусстве оперы. Худ. Б.Чупрыгин. - М.: Дет. Лит., 1985.
3. И.В. Гете. Избранные произведения. Государственное издательство художественной литературы.- М, 1950.
4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
5. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
6. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
7.Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко . Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
9. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Материальное обеспечение:
- музыкальный инструмент: фортепиано
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название этапа | Ведущая деятельность | |
учителя | обучающихся | |
Организационный | Послушайте музыку (Звучит фрагмент 1 ч. симфонии № 5 Л. Бетховена). Объясните, что связывает муз. фрагмент и эпиграф, записанный на доске. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Кому из композиторов принадлежат эти строки? Охарактеризуйте музыку композитора Запишите в тетрадь тему урока. Сегодня продолжим знакомство с музыкой Бетховена. Для этого дома вы повторили разделы сонатной формы и изучили краткое содержание увертюры. | Обучающиеся слушают музыку, отвечают на вопросы. |
Этап фронтальной проверки домашнего задания | 1.Игра «Да» и «Нет» по теме «Сонатная форма». Приложение 1 2. Напомните ребятам содержание увертюры «Эгмонт. | Все обучающиеся участвуют в игре, поднимая карточки с ответами Обучающиеся рассказывают содержание увертюры «Эгмонт» |
Этап всесторонней проверки универсальных учебных действий | Выявление учащихся, не сделавших д/з. Дайте совет одноклассникам, как выполнить это домашнее задание | Обучающиеся, изучившие содержание увертюры, дают советы о том, как выполнять такие задания |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Объявление темы урока. Поставьте задачи, которые помогут раскрыть тему урока Прочитайте краткое содержание увертюры Приложение 2 Предложите количество и название главных муз. образов для произведения Разделитесь на группы по 4 – 5 человек.
Предоставьте отчет о выполнении заданий, объясните свой выбор. (1 и 2 группы) | Обучающиеся выполняют задания в микрогруппах. 1 и 2 группы выполняют задание «Если бы я был композитором» 1 группа – характеризует средства выразительности образов вступления (образ завоевателей и образ народа) Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…) 2 группа – характеризует средства выразительности образов экспозиции (образ завоевателей и образ народа) Ребята на листках заполняют таблицу. (Динамика, тембр, темп, регистр, жанр, интонация…) 3 группа - пишет статью о значении героической темы в музыке для подрастающего поколения. 4 группа – рисует афишу концерта, в котором основным произведением будет увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена |
Этап усвоения новых знаний | После выступления 1 – й и 2 – й групп на слайдах появляется вариант композитора. Представители группы художников, презентуйте афишу концерта. Послушайте вступление к увертюре. Запишите с доски в тетрадь характер образов и средства выразительности. Послушайте экспозицию. Запишите с доски в тетрадь характер образов и средства выразительности. | Обучающиеся, входящие в 4 - ю группу, рассказывают о замысле, композиции, использованных приемах, средствах художественной выразительности, их значении Обучающиеся слушают музыкальные фрагменты и делают записи в тетрадях. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | Послушайте увертюру. Определите, почему композитор меняет очередность исполнения тем народа и завоевателей? Победой или поражением, по замыслу композитора, заканчивается произведение? | Обучающиеся слушают увертюру, устно отвечают на вопросы учителя |
Этап закрепления нового материала | Составьте вопросы по пройденному на уроке материалу. Работайте в парах, проверьте знания. Предложите для исполнения на уроке песню героической тематики. Опишите муз. образ произведения и характер исполнения. | Работа в парах. Составление вопросов. Обучающиеся предлагают различные песни для исполнения. Исполняют песню «Нам нужна одна победа». Сл. И муз. Б. Окуджавы |
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | Найдите в сети Интернет, домашней фонотеке или других источниках произведения Л.Бетховена героической тематики. Послушайте фрагменты произведений, запишите названия и свои музыкальные впечатления в рабочую тетрадь. | Запись Д/З в дневники |
Поведение итогов урока | Определите уровень раскрытия темы урока. Соответствует ли эпиграф характеру прослушанной музыки? Предложите свой эпиграф урока РЕФЛЕКСИЯ: Оценивание занятия и своего личного участия Приложение 3 | Обучающиеся выполняют задания учителя Оценивают занятие и личное участие на уроке |
Приложения
Приложение 1
Вопросы для игры «Да» и «Нет»
Вопросы и утверждения:
- В сонатной форме 3 основных раздела. (да)
- Реприза бывает зеркальной (да)
- «Кода» переводится как «начало» (нет)
- В разработке темы звучат по – новому (да)
- Побочная партия является необязательной (нет)
Приложение 2
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания симфонии № 5, в 1810 году. Увертюра – первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонт» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей – испанцев.
Герой увертюры, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — один из первых вельмож Фландрии и Брабанта — происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию.
В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину.
Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.
У Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен, мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить героя, и, не в силах пережить смерть любимого, она погибает. Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!... за вольность, за свободу», Эгмонт идет к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.
Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы, наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.
Приложение 3
РЕФЛЕКСИЯ: Оценивание занятия и своего личного участия
1 Оценка своего личного участия на занятии и его полезность в изучении нового материала
Низкая – 1 балл
Средняя- 3 балла
Высокая – 5 баллов
2 Объем нового материала
Недостаточный – 1 балл
Достаточный - 3 балла
Можно увеличить -5 баллов
3 Полученные знания
Останутся невостребованными –1 балл
Смогу применить на занятиях –3 балла
Смогу применить на практике –5 баллов
4 Свое личное участие в работе группы оцениваю, как
Недостаточное – 1 балл
Достаточное – 3 балла
Активное – 5 баллов
5 Работа в группе
Мешал (мешала) – 1 балл
Помогал(а) – 3 балла
Проявлял(а) инициативу – 5 баллов
Общее количество баллов:
От 5 до 9 баллов- невысокий уровень участия и полезности
От 10 до 15 баллов- средний уровень
От 16 до 20 – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Небесное и земное в звуках и красках. Л.Бетховен увертюра Эгмонт 5 класс
Презентация к уроку музыка 5 мкласс...

Презентация Небесное и земное в звуках и красках. Л.Бетховен увертюра Эгмонт 5 класс
Презентация к уроку музыка 5 мкласс...

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Завещание Бетховена".
На этом уроке раскрывается история создания онаты №14 "Лунная", история любви великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Основные технологии - проектная деятельность учащихся и музыкальная ...
Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»
Развернутый план-конспект урока музыки....

Разработка урока "Социальная сфера общества"
Разработка создана для 11 класса общеобразовательной школы. Элементы урока могут использоваться при изучении других тем курса обществознания....