«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Оксана Владимировна Ломинская

Урок музыки для обучающихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_15.03.docx24.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 25     Дата____________________6-А Учитель: Ломинская О. В.

                Дата____________________6-Б Учитель: Ломинская О. В.

                

Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Цель: обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена.

Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.

Планируемые результаты:

Предметные: умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики, умение привести интонационно-образный анализ музыкального произведения «Эгмонт» Л. Бетховена.

Метапредметные: воспитать у учащихся чувство патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере Увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. Научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через чувства уважения и любви к музыкальной культуре, через произведение, прослушанные на уроке.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: учащиеся научаться организовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами. Получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Регулятивные: научиться исполнять музыку, передавая художественный смысл; получить возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Познавательные: учащиеся научаться анализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора.

Оборудование: учебник по музыке 6 класс, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эпиграф:

Не соловей – то скрипка пела.

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина…

А.Блок

  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа о Людвиге Бетховене, фактах его биографии.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827)- великий немецкий композитор, автор нового симфонического жанра – программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.

Он оставил огромный след в истории музыки. Это композитор, который проделал большую эволюцию, начиная со своих ранних произведений и заканчивая произведениями зрелого возраста.

Общеизвестный факт – он был глухим. И писал он музыку тоже глухим. О нем написаны сотни книг, публикация и т.д.

Но, задавались ли вы вопросом, что чувствует человек, когда теряет возможность слышать? Он теряет возможность воспоминания о земных звуках. В ушах начинается страшный треск. Земные звуки забываются полностью через годы.

  1. Мотивационно-целевой этап

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова И. Гёте:

Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой.   

Программная увертюра - оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму

Людвиг Ван Бетховен - автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. Одной из них является увертюра к драме Гёте «Эгмонт». Запишите в тетрадь.

IV.        Работа по теме:

Программная музыка - это музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название.

Жанры программной музыки: опера, балет, песня, романс.

Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм.

Тема Эгмонта – это борьба за свои права, живой интерес к судьбе народа, это неподдельная связь с историей, связанная с реформацией и перестройкой. Естественно, Бетховен жил этим и этими событиями жила его музыка.

Поэтому можно сказать, что Бетховен реалист. Композитор, который писал музыку к побуждающим действиям, к большой свободе, к борьбе и к освобождению. Одна из его знаменитых фраз: «Если бы вы слушали внимательно мою музыку, вы были бы счастливы!».

И если вы будете внимательно слушать, вы это почувствуете.  Эгмонт – это не только увертюра. Она состоит из 4 антрактов, 2 песни Клерхен, смерть Клерхен, монолог Эгмонта и победная симфония.

Увертюра написана в сонатной форме.  Сона́тная фо́рма - музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Запишите в тетрадь.

Запишите, первая часть – экспозиция.

В первой части, отметьте, две враждебные силы – поработители Испанцы и нидерландцы, которые хотят свободы.

Тема вступления, слушаем внимательно. Представьте события того времени. Как вы их можете охарактеризовать? Насколько точно композитор передал события в музыке?

Это тема прошения. Почему ее так можно охарактеризовать? Какие инструменты помогают передать настроение? Бетховен в повторном проведении темы показывает силу власти в перекличку с мольбой.

Сейчас появится побочная партия, в которой отражается борьба народа.

Как инструменты показывают сопоставление легкой мелодии и нагнетания?

Звучит главная тема, где начинается борьба народов за свою свободу. Бетховен показывает, что нидерландцы хотели найти компромисс, но вступают в борьбу.

Дальше происходит накал борьбы. Столкновение двух тем: лирической и темой борьбы. Прислушайтесь, вы сейчас услышите мольбу, просьбу. И каждый раз на нее следует жестокий ответ. Многократное повторение мелодии заканчивается двумя резкими аккордами.

Подходим к кульминации.

Начинается последний поединок.

В музыке четко прослушивается момент, который описан у Гёте – Эгмонта ведут на казнь. Медная группа в оркестре будет обозначать набат, наступление этого события. И трубы звучат в минорном ладе, которые предвещают гибель предводителя нидерландцев.

Обратите внимание, как Бетховен показывает музыкой тот момент, когда будто гильотина обрывает жизнь с помощью струнных инструментов. Также вы услышите, как  народ рвется отстаивать свою свободу и заливает музыку светом.

Содержание увертюры:

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники — это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор — смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба — это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы — Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Физминутка

V Вокально – хоровая работа.

VI Рефлексия и подведение итогов урока.

Увертюра – концертное оркестровое, часто, программное произведение, а также – оркестровое вступление к опере или балету.

Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.

Лейтмотив – это гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из 4-х частей).

Партитура – это нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов.

Домашнее задание: сочинение-рассуждение по теме: «Какими качествами характера Эгмонт близок Бетховену?» Подтвердите строчкой из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрическая увертюра на тему геометрии

Данная работа позволяет кратко ознакомить учащихся:1) с новым для них предметом,2) с историей развития науки геометрии,3) с основными геометрическими фигурами на плоскости,4) с основными геометрически...

Урок в 6 классе по музыке Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Утёс

6 класс Урок № 25Дата проведения: 15.04.2017Тема учебного раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки Тип урока: Урок изучения и закрепления знаний Форма урока: Урок-размышлениеТема уро...

Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»

Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»...