ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ РОДИНУ В ДУШЕ 5 класс 2 четверть 1 урок
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему
Симфония- действо « Перезвоны »
Валерий Александрович Гаврилин
(1939-1999)
произведение для солистов,хора и ударных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_5_klass_2_chetvert_1_urok.pptx | 1.83 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симфония- действо « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) произведение для солистов,хора и ударных инструментов. Весело на душе.
Сели-поехали, Весело на душе, Не за орехами, Весело на душе . Силы небесны — Глазки твои прелестны. Кони дарёные, Весело на душе, Слёзы солёные, Весело на душе. Весело на душе.
ВОПРОСЫ: 1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка ? 2.Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают характер музыкального фрагмента ? 3.Почему хоровое произведение В.Гаврилин назвал симфонией ? Вы заметили некоторое противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии , звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении , как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
«Перезвоны» «Молитва» Зачем печалишься душа моя...? Зачем смущаешь меня...? Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие. Ибо лукавый будет истреблен , и не будет грешников Посмотришь на место его и не найдешь.. Так зачем же печалишься душа моя ...?
Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет . Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы . Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима . Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать? (Пусть учащиеся вслушаются в ясную декламацию текста чтецом и вдумаются в смысл молитвы.) Какие приёмы использует композитор, создавая музыкальный образ? Голос солиста —декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др. «Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка — слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного…» На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход ), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: « В скорби будь утешителем, / Всемилостивец , не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня». хорового звучания и колокольного звона молитвенной декламации чтеца.
Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869. Холст, масло. Звучащие картины Павел Джогин «На Валааме» «Над вечным покоем» — одна из известнейших картин Исаака Левитана «Осенний сельский праздник» Б.Кустодиева
ВОПРОСЫ: 1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка ? 2.Какие картины созвучны настроению и характеру из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина ? 3.Вспомни песни созвучные этим картинам ? 4.Какие интонации роднят музыку и живописные полотна ? Сравни мелодию-рисунок, ритм, лад и краску, тембр и колорит, форму и композицию. 5.Вспомни, подбери из учебника литературы отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке и этим картинам.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа.. . Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех , Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» . 1914 С. Есенин
Г.Свиридов ( 1915-1998) кантата «Снег идет» Снег идет, снег идет. – 2 раза К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятеньи , Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи : Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. 1957 Борис Пастернак.
ВОПРОСЫ: 1.Какой музыкальный образ создан Г.Свиридовым ? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы ? 2.Что напоминает метрическая равномерность музыки ? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени,выразил идею о его бесконечности ? 3.Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альты-сопрано ? 4.Как звучит сопровождение хора ? Какие инструменты придают ощущение фантастичности,колокольности,устремленности ввысь ? В каком ладу звучит музыка этой части ?
Челе́ста ( итал. celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент , внешне похожий на пианино , звучащий наподобие колокольчиков . Фле́йта — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых . Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов
Снег Музыка Михаила Славкина , стихи Элинор Фарджен 1 .Снег, снег, снег идет, Снег по свету бродит. И откуда он идет, И куда уходит? 2.Снегопад, снегопад, Снежное паденье. Снег идет наугад, Словно сновиденье. 3.Сны Земли, сны небес Видит, засыпая, Зимний сад, зимний лес, Снегом заметая. 4.Снег, снег, снег идет, Снег по свету бродит. И откуда он идет, И куда уходит? 5.Снегопад , снегопад, Снежное паденье. Снег идет наугад, Словно сновиденье. 6.Снег , снег, снег идет... Снег, снег, снег идет... Снег идет... (шепотом) Снег... Снег... Снег...
Симфония действо Кантата Струнные инструменты Челеста Флейта Хор Оркестр
Домашнее задание. Подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению рассматриваемым картинам и звучащей музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Всю жизнь мою несу Родину в душе"
разработка урока музыки...
Мультимедийная презентация для урока музыки в 5 классе, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."
Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...
План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"
План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…" содержит региональный компонент, способствующий воспитанию патриотизма,формированию базиса личностной...
Разработка урока музыки по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"
Разработка в форме технологической карты для 5 класса....
Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm
ЗАДАЧИ: Развивать интерес к произведениям композиторов, поэтов и художников, прославляющих Кубань; 2) Пополнить словарный запас ...
Технологическая карта урока музыки "Всю жизнь несу Родину в душе"
ехнологическая карта урока музыки...
Презентация к року музыки в 5 классе "Всю жизнь мою несу Родину в душе".
Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:- знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведени...