Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
статья по краеведению (8 класс)
Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это направление в работе нашего образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_letnyaya_kraevedcheskaya_praktika_.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
Методист – Шибанова Вероника Владимировна
Одна из задач петербургского образования – воспитание нравственного гражданина - Юного петербуржца, любящего и знающего свой город. Наше образовательное учреждение расположено в одном из красивейших районов Санкт-Петербурга - Петродворцовом, который включает в себя знаменитый Государственный музей заповедник «Петергоф», а так же обширнейшие парковые территории, расположенные в Петергофе, Ломоносове и Стрельне.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей и современно ситуацией Петродворцового района Санкт-Петербурга;
- формировать у учащихся представление о различных сторонах жизни жителей Петергофа;
- развивать у школьников желание изучать историю и культуру своего края; - способствовать развитию гражданских и патриотического качеств у учащихся, бережного отношения к истории Петергофа и Петербурга; - создавать условия для изучения проблем своего района, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развивать желание вносить свой личный вклад в сохранение культурного наследия Петергофа;
- способствовать адаптации школьников к профессиональному самоопределению; - продолжать способствовать становлению, развитию и упрочению классного коллектива;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся.
Краеведческое направление в нашем образовательном учреждении, изучение предмета история и культура Санкт-Петербурга, предметов искусства – музыки, мхк, искусство 8-9 кл. имеет ряд особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:
• многопрофильный и интегративный характер содержания обучения: история, архитектура, природа, экология, культура, современность; применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• использование различных ресурсов - образовательных и воспитательных в изучаемом пространстве микросреды, субрегиона (изучение своей «малой родины», своего района);
• реализация различных подходов в деятельности учащихся - личностного, деятельностного, исследовательского;
• возможности привлечь учащихся привлекательной деятельностью – прогулки, экскурсии, пленэрная практика, которые вызывают непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию у ребят;
• практически неограниченные возможности использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.
Все это нацеливает меня как учителя на организацию проблемного обучения, использование проектно-исследовательских форм обучения, практических работ. Именно поэтому на протяжении многих лет стараюсь отстаивать такую важную форму работы, как летнюю краеведческую практику.
Данная форма работы развивается по ряду направлений:
• Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное) • Этнокультурное краеведение (художественное, литературное и др.) • Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время летней практики) • Музейное краеведение (изучение родного края в пространстве музеев ГМЗ «Петергоф», музеев ОУ и ведомственных музеев Петродворцового района) • Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях) • Семейное краеведение ( участие родителей в подготовке и проведении экскурсионных практик в пространстве района)
Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это направление в работе нашего образовательного учреждения, которое ставит сложные задачи перед методистом, учителем и учениками:
- исследовать пространство района; - получить практические навыки работы на образовательных маршрутах;
- ознакомиться с фондами музеев, их особенностями, местоположением.
Все это требует от учителя особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса средствами краеведения.
Описание летней краеведческой практики
Летняя краеведческая практика является учебной практикой для учеников 6,7 классов. Работа учащихся в конце практики оценивается системой «зачёт/незачёт». Зачёт по практике складывается из практической и теоретической части (работа с маршрутными листами на объектах, приобретение теоретических знаний, домашняя подготовка, творческие задания, тестовые задания).
Цель и задачи летней краеведческой практики
Цель летней краеведческой практики состоит в осуществлении связи теории с практикой обучения. В ходе практики происходит углубление теоретических и формирование практических знаний учащихся в городском пространстве Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Задачами летней краеведческой практики являются:
приобретение навыков разработки и проведения экскурсий;
овладение методикой сбора краеведческого материала;
формирование интереса и уважительного отношения к разнообразию этнокультур и конфессий своего района.
воспитание патриотического отношения к истории района, города.
Содержание летней краеведческой практики
Летняя краеведческая практика предполагает практическое ознакомление ребят с разными формами музейной работы (составления экскурсионного маршрута, работа на объекте, поиск исторического материала, публичное выступление), а также работой в пространстве городской среды (ведение беседы с респондентом, ведение записей в полевой тетради, изготовление схем, зарисовок, фото-, видеосъемка).
Место проведения летней краеведческой практики
Местом проведения музейно-краеведческой практики являются:
- музеи и музейные экспозиции ГМЗ «Петергоф»;
- парки Петродворцового района (регулярные и пейзажные), избираемые в соответствии с планом проведения практики и индивидуальными и исследовательскими возможностями учащихся.
- Краеведческий отдел Централизованной библиотечной системы Петродворцового района.
Время и сроки проведения летней краеведческой практики
Время прохождения практики – начало июня месяца в течение 5 дней по 2 часа в день. Участие учащегося в летней краеведческой практике определяется с учётом прямого пожелания ребенка и родителей, а также выбора руководителя практики. На выбор учащегося и руководителя могут повлиять медицинские показатели. Окончательное распределение учащихся на летнюю краеведческую практику осуществляется на основании списка (не более 15 человек на одного руководителя), заверенного директором школы и директором ДДТ.
Началу летней краеведческой практики предшествует выступление учителя на майском родительском собрании, на котором разъясняется порядок прохождения практики, её тематика и программа, формы, виды и сроки отчётности по итогам практики, проводится инструктаж по технике безопасности.
Контроль и подведение итогов летней краеведческой практики
Предусмотрены следующие формы контроля и отчётности учащихся:
- устные обсуждения экскурсий и экспозиций;
- практикумы по проведению экскурсий, методике сбора краеведческого материала;
- опросные листы;
- фотоматериалы (по возможности)
Итогом летней краеведческой практики в дальнейшем может стать написание учащимися реферативной или исследовательской работы по теме, выбранной учеником на практике. Все материалы хранятся в архиве кабинета руководителя летней краеведческой практике и могут быть использованы при разработке творческих проектов, подготовке к краеведческим конкурсам и олимпиадам.Вот такие вопросы используются мною на итоговой встречи, гаде каждый может высказать свою точку зрения о ходе проведения практики, дать рекомендации и советы.
Во время практики я узнал (а)… Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Было интересно… Хочу посоветовать…
Было трудно…
Мне хочется сказать спасибо…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
Технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся (из опыта работы)
Данная статья обращена широкому кругу читателей...
Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"
В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...
Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"
Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...
Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.
В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....
Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района существует редчайшее в наше время направление - летняя образовательная практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать...
Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...