Интегрированный урок музыки и литературы "Русское поле"
презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме
Урок рассказывает об истории нашей Родины. Знакомит с музыкальными произведениями и другими произведениями других видов искусств созвучными теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_i_literatury.rar | 2.18 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовская область»
Интегрированный урок
(музыка и литература)
«РУССКОЕ ПОЛЕ»
Авторы работы:
учитель русского языка и литературы
Жаковщикова Ю.П.,
учитель музыки
Юдина В.В.
Вольск
2010 г.
Цель урока: сформировать общие представления об истории нашей Родины.
Задачи :
- Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока;
- Установить связь музыки с другими видами искусства;
- Формировать эмоциональное отношение к музыке.
(на фоне музыки)
Слайд №2
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
(C.Васильев «Россия»)
Слайд №3
Века считали:
Россия – дали,
Россия – сини,
Россия с лесами.
( М.Львов «Россия»)
Слайд №4
О, Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
(С.Есенин)
- Ребята, что объединяет все эти стихи?
( Они о природе, о нашей Родине, о том, что так дорого русскому человеку.)
- А что значит поле для русского человека? Почему так часто обращались художники, поэты к этому образу?
(Народ любил землю, которая давала богатые урожаи.)
- Подберите к слову «поле» слова - синонимы.
(равнина, далина, нива) Слайд №5
- Вспомните песни, посвященные полю.
Слайд №6
Исполнение песни «Поле, русское поле».
Работа над характерными навыками, над образом песни.
Слайд №7
- Какой образ видите на слайде? По своему строению эти два произведения одинаковы или различны?
( Одинаковы, потому что и в музыке, и в картине передается красота и покой).
2. А сейчас я предлагаю вам послушать произведение, написанное русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Во время звучания музыки попробуйте определить, что хотел сказать автор своей музыкой?
Слайд №8
Звучит музыка: экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской)
А.П. Бородина.
Какие чувства вызвало у вас это произведение? О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?
Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.
И называется оно “Богатырская”.
«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония и опера «Князь Игорь» посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. С таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, образ русского национального характера.
Слайд №9
В первой части симфонии Бородин изобразил собрание русских богатырей.
(сопоставление картины и музыки)
Слайд №10
3. О каких событиях рассказывают нам эти картины?
Более 600 лет минуло со времени Куликовской битвы, но память о ней пережила столетия. Грандиозное сражение, происшедшее 8 сентября 1380 г. у реки Непрядвы и закончившееся сокрушительным разгромом золотоордынских войск Мамая русской ратью под предводительством московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского, произвело огромное впечатление на современников. Очевидно, уже вскоре после битвы были сделаны записи о событиях 1380 г. Со временем эти записи оформились в летописные рассказы, известные в науке под общим названием «Летописная повесть о Куликовской битве.»
Бородино, Бородинское поле…Эти слова, знакомые каждому с детства, невольно вызывают в памяти героические страницы истории нашего Отечества. Здесь, у села Бородино, 26 августа 1812 года произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под командованием Кутузова дали достойный отпор войскам французского императора Наполеона. На позиции, протяженностью до 8 километров, покрытой кустами, перелесками, изрезанной речками и ручьями, почти 15 часов длилась битва, в которой участвовали более 250 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях.
Спустя 129 лет, в октябре 1941 года, на священной земле Бородина советские воины повторили подвиг своих предков, задержав на Можайском направлении наступление немецко-фашистских захватчиков.
Много лет прошло с тех исторических событий, но народ помнит о них, поэты сочиняют замечательные стихи, писатели пишут рассказы, а композиторы сочиняют произведения
И сегодня мы с вами на уроке прослушаем отрывок из кантаты «Александр Невский» под названием «Мертвое поле».
(анализ произведения)
Слайд №11, 12
В шестой части -”Мертвое поле” - воплощен образ лирический скорбный. Здесь поет один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей
В кантате «Александр Невский», посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием
- Почему мы помним о таких полях?
- Это поля сражения, поля памяти.
Слайд№13
Мне теперь до конца пути
Поле памяти не перейти
Облака над ним высоки
Родники над ним глубоки
Нет конца ему – полю памяти. (Р.Рождественский)
Слайд №14
Итог урока: Перед вами две картины, два поля. Какие ассоциации вызывают у вас эти картины? Что можно сказать об этих полях?
Картина Шишкина «Рожь»- ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны - великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы.
А картина В.В. Верещагина "Апофеоз войны" - это изображение смерти, уничтожения, разрушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."
Интегрированное занятие, объединяющее предметы – музыка, история и ИЗОИдея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинар...
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.
Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...