Интегрированный урок музыки и литературы "Русское поле"
презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме

Юдина Виктория Валентиновна

Урок рассказывает об  истории нашей Родины. Знакомит с музыкальными произведениями и другими произведениями других видов искусств созвучными теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_i_literatury.rar2.18 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска  Саратовская область»

Интегрированный  урок

(музыка и литература)

«РУССКОЕ     ПОЛЕ»

Авторы работы:

учитель русского языка и литературы

Жаковщикова Ю.П.,

учитель музыки

Юдина В.В.

Вольск

2010 г.

Цель урока: сформировать общие представления об истории нашей Родины.

Задачи :

  1. Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока;
  2. Установить связь музыки с другими видами искусства;
  3. Формировать эмоциональное отношение к музыке.

(на фоне музыки)

Слайд №2

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

                                                        (C.Васильев «Россия»)

Слайд №3

Века считали:

Россия – дали,

Россия – сини,

Россия с лесами.

                               ( М.Львов «Россия»)

Слайд №4

О, Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

                                     (С.Есенин)

- Ребята, что объединяет все эти стихи?

( Они о природе, о нашей Родине, о том, что так дорого русскому человеку.)

- А что значит  поле для русского человека? Почему так часто обращались художники, поэты к этому образу?

(Народ любил землю, которая давала богатые урожаи.)

- Подберите к слову «поле» слова - синонимы.

(равнина,  далина, нива)  Слайд №5

- Вспомните песни, посвященные полю.

Слайд №6

Исполнение песни «Поле, русское поле».

Работа над характерными навыками, над образом песни.

Слайд №7

- Какой образ видите на слайде?  По  своему строению эти два произведения одинаковы или различны?

( Одинаковы, потому что и в музыке, и в картине передается красота и покой).

2. А  сейчас я предлагаю вам послушать произведение,  написанное русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Во время звучания музыки попробуйте определить, что хотел сказать автор своей музыкой?

Слайд №8

 Звучит музыка: экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской)

 А.П. Бородина.

Какие чувства вызвало у вас это произведение? О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?

Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.

И называется оно “Богатырская”.

«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония и опера «Князь Игорь»  посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. С таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, образ  русского национального характера.

Слайд №9

В первой части симфонии Бородин  изобразил собрание русских богатырей.

 (сопоставление картины и музыки)

Слайд №10

3.  О каких событиях рассказывают нам эти картины?

Более 600 лет минуло со времени Куликовской битвы, но память о ней пережила столетия. Грандиозное сражение, происшедшее 8 сентября 1380 г. у реки Непрядвы и закончившееся сокрушительным разгромом золотоордынских войск Мамая русской ратью под предводительством московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского, произвело огромное впечатление на современников. Очевидно, уже вскоре после битвы были сделаны записи о событиях 1380 г. Со временем эти записи оформились в летописные рассказы, известные в науке под общим названием «Летописная повесть о Куликовской битве.»

Бородино, Бородинское поле…Эти слова, знакомые каждому с детства, невольно вызывают в памяти героические страницы истории нашего Отечества. Здесь, у села Бородино, 26 августа 1812 года произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под командованием Кутузова дали достойный отпор войскам французского императора Наполеона. На позиции, протяженностью до 8 километров, покрытой кустами, перелесками, изрезанной речками и ручьями, почти 15 часов длилась битва, в которой участвовали более 250 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях.

Спустя 129 лет, в октябре 1941 года, на священной земле Бородина советские воины повторили подвиг своих предков, задержав на Можайском направлении наступление немецко-фашистских захватчиков.

Много лет прошло с тех исторических событий, но народ помнит о них, поэты сочиняют замечательные стихи, писатели пишут рассказы, а композиторы сочиняют произведения

 И сегодня мы с вами на уроке прослушаем отрывок из кантаты «Александр Невский» под названием «Мертвое поле».

(анализ произведения)

Слайд №11, 12

В шестой части -”Мертвое поле” - воплощен образ лирический скорбный. Здесь поет один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей

В кантате «Александр Невский», посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием

- Почему мы помним о таких полях?

- Это поля сражения, поля памяти.

Слайд№13

Мне теперь до конца пути

Поле памяти не перейти

Облака над ним высоки

Родники над ним глубоки

Нет конца ему – полю памяти.         (Р.Рождественский)

Слайд №14

Итог урока:  Перед вами две картины, два поля. Какие ассоциации вызывают у вас эти картины?  Что можно сказать об этих полях?

Картина Шишкина «Рожь»- ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны - великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы.

А картина В.В. Верещагина "Апофеоз войны" - это изображение смерти, уничтожения, разрушения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."

Интегрированное занятие, объединяющее предметы – музыка, история и ИЗОИдея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история  - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинар...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...