Конспект урока по музыке.
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
образы радости в музыке.
цели :
Цель: ознакомить учащихся с музыкальным обра- | |
зом радости. |
Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,-
А.Ахматова (эпиграф )
Музыкальный материал:
- М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы;
- Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
- Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
- В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.
-сегодня нас ждет новая встреча с удивительным и прекрасным искусством -музыкой!
- что поэтесса имела в виду?(чувства и музыку )
что такое радость ? :в толковом словаре Ожегова
«Радость. 1. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. (Испытывать радость, доставлять радость, вне себя от радости / очень рад/). С радостью помогу /очень охотно,
полной готовностью/. 2. То, что /тот, кто/ вызы-вает такое чувство. Радости жизни. Дети — радость матери. Радость ты моя! /часто в обращении/. 3. Радостное
Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий, способный и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.
Словно невидимыми токами пронизано бытие нашими чувствами, сокровенными, скрытыми от постороннего наблюдения, порой тщательно оберегаемыми. Но как же бывает иногда необходимо выбраться из самого себя, ощутить свою сопричастность с миром других людей, почувствовать себя частью этого мира!
И действительно, музыка, пробуждающая и понимающая нас, помогает хотя бы ненадолго преодолеть эти оковы одиночества, в которых мы пребываем наедине со своими восприятиями, волнениями и надеждами. В ней узнаём мы свои затаённые мысли, сны, фантазии, печали и радости, узнаём, что и другие люди во все времена думали и волновались о тех же вещах, что и мы.
Музыке доступна передача не просто отвлечённых чувств, не абстрактной «радости» или абстрактной «печали», она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными!
Если обратиться к светлым и радостным образам в музыке, то мы найдём здесь разнообразную палитру всевозможных состояний, какую, пожалуй, не встретишь ни в одном другом искусстве. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки - есть такие песни и танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьёзного человека. «Ноги сами в пляс пустились» - это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания. Не случайно композиторы всех времён так охотно включали в свои произведения весёлые народные песни и пляски, не только оживляющие звучание их собственной музыки, но и создающие эффект подлинного, живого, достоверного веселья.
Самым известным симфоническим произведением Михаила Ивановича Глинки является его гениальная «Камаринская» - фантазия на две русские темы. Это сочинение стало новым словом в русской музыке. В ней композитор использовал песню для создания произведения, рисующего разные стороны народной жизни и народного характера. Но это не просто картинка русского деревенского быта. Здесь раскрыто богатство творческой фантазии народа.
«Камаринская» - это вариации на темы двух русских народных песен (эта форма называется двойными вариациями). Первая песня - напевная, задумчивая свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», вторая - весёлая оживлённая плясовая «Камаринская».
Интересно использует здесь Глинка инструменты симфонического оркестра. Особенно струнные, которые звучат то как голоса невидимого хора, то лёгким пиццикато подражают балалайке. А духовые деревянные звучат как наигрыши свирели.
Родион Щедрин в «Озорных частушках» использовал подлинные мелодии частушек, записанных в разных уголках России - на Урале, в Рязани, Пинеже, Сибири. Духу частушек, которые поются по очереди, очень подходит форма концерта-соревнования, где поочерёдно солируют все инструменты, как бы «выхваляясь» друг перед другом, как на деревенском песенном турнире. Композитор не зря назвал эти частушки «озорными». В них ярко проявились композиторская изобретательность и юмор.
Препарированное фортепиано подражает сопровождению на гармонике или балалайке, тембры инструментов передают задиристую разноголосицу участников веселья, которые стараются друг друга перекричать. В общем, инструментальный концерт превращается в театрализованное действие с живыми персонажами, народным говором, полным лукавства и юмора.
Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) - фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами, или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.
В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.
Искусство Садко-гусляра неотразимо воздействует даже на силы природы, которые он укрощает, подчиняет своей воле. Причём сам он поёт и играет на гуслях так, как искони века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка - яркая, красочная, очень близкая к народной. А иногда и подлинно народная…
Вопросы и задания:
- Что представляет собой «Камаринская» М. Глинки?
- Какие приёмы развития, идущие от народной музыки, использовал в «Камаринской» композитор?
- В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки, не востребованному серьёзными композиторами?
- В чём оригинальность этого произведения? Какие особенности симфонического письма вы можете отметить?
- Почему о музыке часто говорят, что это «язык человеческих чувств»?
- Помните ли вы случай, когда музыка оказывала на вас влияние помимо вашей воли? Какая это была музыка? Расскажите об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
На уроке используются современные образовательные технологии: «Педагогика искусства» (ПИ).· Технол...