Рабочая программа по предмету «Ансамбль народных инструментов» 5 «А», 5 «Б», 5 «В»
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
В системе образовательных программ внеурочной деятельности данная программа «Ансамбль народных инструментов» имеет духовно нравственную направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки. Ансамблевый класс способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных данных и художественно-эстетическому музыкальных воспитанию учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ansambl_narodnyh_instrumentov_5_klass_-_2018-2019_-_fedorov_2.docx | 35.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 61
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Принято на заседании педагогического совета протокол № __ от «___» _________ 2018 | Утверждаю Директор ГБОУ Гимназия № 61 Т.А. Казеева Приказ №____ от «____» _______ 2018 |
Рабочая программа
по предмету «Ансамбль народных инструментов»
5 «А», 5 «Б», 5 «В»
Составитель:
Фёдоров Вячеслав Александрович
Согласовано: заместитель директора по ВР
Андреева Н. С.
Санкт – Петербург
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образовательных программ внеурочной деятельности данная программа «Ансамбль народных инструментов» имеет духовно нравственную направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки. Ансамблевый класс способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных данных и художественно-эстетическому музыкальных воспитанию учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе»,- повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача преподавателей музыки разбудить в наших детях интерес к самим себе, своим возможностям, способностям. Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни.
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.
Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического развития.
Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.
Широкое распространение и популярность получили в профессиональном искусстве в музыкальных учебных заведениях дуэты, трио, квартеты русских народных инструментов. Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача - воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.
В конце программы приведён список литературы, который можно использовать в практической деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся основных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:
- познавательная деятельность - наблюдение (восприятие), моделирование художественно-творческого процесса;
- сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям;
- поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение хореографических задач, участие в импровизационной деятельности.
Цель курса: создание условий для формирования навыков коллективного музицирования и воспитания потребности в совместной творческой музыкальной деятельности, развитие навыков ансамблевой игры, привитие детям любви к музыке, музицированию, практического применения знаний и умений в дальнейшей жизненной деятельности, укрепление психического и физического здоровья, становление творческой личности в обучении игры на инструменте.
Данная программа, прежде всего, направлена на гармоничное развитие детей, как внешнее, так и внутреннее. Учит их красоте и выразительности музыки, развивает их уситчивость, выносливость, внимательность, придает уверенность в себе.
Программа предназначена для учащихся 5 классов и направлена на развитие у ребенка чувства ритма, умения активно слышать и воспринимать музыку, согласовывая с ней свои движения, умения различать характер музыки, ее оттенки и обертона, изучить различные направления.
На изучение «Ансамбль народных инструментов» в школе в 5 классе отведено 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ № 61 на 2018-2019 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Результаты изучения предмета.
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к самому себе, другим ученикам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами являются:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий;
- навыки самостоятельной работы при выполнении творческих проектов.
- активное проявление индивидуальных способностей в работе.
- стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами являются:
- умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать исполнительские приемы;
- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты включают в себя, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формированию учебного типа мышления, научных представлениях о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основными предметными результатами являются:
- знание основных терминов и понятий, встречающихся в нотном тексте;
- знание правил исполнения разно-темповых произведений;
- умение видеть характер произведения и подбирать выразительные средства исполнения;
- владение навыками организации исполнительского аппарата,
- умение понимать заданный темп и ритме; координировать свои игровые движения в соответствии с характером инструментального произведения;
- владение навыками правдивого сценического мастерства;
- владение навыками исполнительской культуры.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства | 8 |
2 | Музыкально-теоритическая подготовка | 7 |
3 | Инструментально – ансамблевая работы | 6 |
4 | Художественно-исполнительская деятельность | 7 |
5 | Концертно-исполнительская деятельность | 6 |
Итого | 34 |
Основное содержание программы
Тема №1 Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства
Понятие о народном ансамбле, инструментальных группах оркестра. История инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.
Тема №2 Музыкально-теоритическая подготовка
Изучение музыкальных понятий, терминов. Отработка навыка нотного письма.
Тема №3 Инструментально – ансамблевая работы
Выработка навыков ансамблевой игры. Виды упражнений при разыгрывании. Освоение различных аппликатурных приёмов: терция, секста, октава. Формирования простейших навыков коллективного музицирования: солирование, аккомпанирование. Работа над сценическим образом. Развитие навыков ансамблевой игры.
Тема №4 Художественно-исполнительская деятельность
Исполнительский темп и ритм. Агогика, её исторические типы, роль агогики в построении музыкальной формы. Громкостная динамика и тембр как средства исполнительской выразительности Уровни интонирования музыкального текста: артикуляция, фразировка, построение музыкальной формы. Орнаментика в музыке разных стилей
Тема №5 Концертно-исполнительская деятельность
Репетиции на сцене. Правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки
ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижёра.
Примерный репертуарный список.
1. А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.
2. Ах ты берёза – Русская народная песня.
3. Ах вы сени – Русская народная песня.
4. Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.
5. Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.
6. Выходила на берег Катюша – фантазия на темы военных песен для ансамбля.
7. Донские напевы – пьеса для ансамбля.
8. Заводной слонёнок – пьеса для ансамбля по пьесе В.Дмитриева.
9. Ивушка – пьеса для ансамбля по пьесе В.Гридина.
10. Казачья фантазия пьеса для ансамбля по пьесе Е. Дербенко.
11. Кадриль - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
12. Метелица - пьеса для ансамбля по пьесе В.Кузнецова.
13. На горе то, калина - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
14. На завалинке - пьеса для ансамбля.
15. На ярмарке – пьеса для народных духовых с ансамблем РНИ.
16. Русские переборы - пьеса для ансамбля.
17. Русский сувенир - пьеса для ансамбля по пьесе А.Петрова.
18. Степь да степь кругом - пьеса для ансамбля.
19. Смуглянка – пьеса для дуэта домр с ансамблем РНИ по пьесе А.Новикова.
20. Хороводная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
21. Частушечные наигрыши - пьеса для ансамбля.
22. Шуточная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
23. Эх, дороги – фантазия на темы военных лет для ансамбля по пьесе А.Новикова.
24. Юмореска - пьеса для ансамбля.
Методическое обеспечение программы
Форма занятий
Основная форма обучения - занятие
Методы организации учебно-воспитательного процесса
Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный
- Словесный метод - рассказ, беседа, диалог, объяснение.
- Наглядный метод - показ музыкального материала педагогом, обучающимся. Также используется материалы медиатеки.
2. Репродуктивный
- Практический - практические занятия, самостоятельная работа, взаимообучение.
- Аналитический - сравнение, анализ.
Техническое оснащение занятий
- Хорошо проветриваемый класс.
- Музыкальные инструменты.
- Пюпитры для нот.
- Стулья.
- Освещение лампами дневного света.
- Музыкальный центр.
7. Сборники ансамблевых произведений.
8. Шкафы для инструментов.
9. Метроном.
10. Диски, видеозаписи.
11. Компьютер.
Список используемой литературы.
- Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. // Искусство в школе. – 2007г. №2. Стр. 40.
- Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства. // Российская научно-практическая конференция. - Оренбург. 2012г.. Стр. 71.
- Гермович Р. Ансамбль и оркестр в ДМШ. – Москва. Музыка. 2009г.
- Зеленин В. М. Работа в классе ансамбля. - Минск. 2013г..
- Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – Москва, 2011г. Стр. 91.
- Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. - Москва. 2005г. В. 2. Стр. 130.
- Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. – Минск. 2011г.
- Прошко Н. Пособие для руководителей ансамблей народных инструментов в школе. – Минск. 2009г.
- Беляев В. Особенности инструментовки для ансамбля и оркестра народных инструментов. – Москва. 2007.
- Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 2004 г.
- Педагогический репертуар для ансамблей. В.1. Сост.и ред. А.Лочинов. М., 2009 г.
- Педагогический репертуар для ансамблей. В.2. Сост. И ред.В.Розанов. М.,2012 г.
- Песни и пьесы для ансамбля. Сост. В.Гнутов. М.,2013 г.
- Песни и танцы для ансамблей. Сост. В.Мурзин. М., 2012 г.
- Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров народных инструментов. Минск, 2012 г.
- Прошко Н. Методические рекомендации для ансамблей народных инструментов. Минск, 2011 г.
- Пьесы для ансамблей народных инструментов. Сост. Ю.Блинов, М., 2008 г.
- Пьесы для трио народных инструментов. Сост. Н. Иванов, М., 2014 г.
- Народные песни и танцы. Сост П. Лондонов, М., 2012 г.
- Народные пьесы и танцы для ансамблей. Сост.А.Тонин, М., 2013 г.
- Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. // Искусство в школе. – 2007г. №2. Стр. 40.
- Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства. // Российская научно-практическая конференция. - Оренбург. 2012г.. Стр. 71.
- Гермович Р. Ансамбль и оркестр в ДМШ. – Москва. Музыка. 2009г.
- Зеленин В. М. Работа в классе ансамбля. - Минск. 2013г..
- Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – Москва, 2011г. Стр. 91.
- Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. - Москва. 2005г. В. 2. Стр. 130.
- Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. – Минск. 2011г.
- Прошко Н. Пособие для руководителей ансамблей народных инструментов в школе. – Минск. 2009г.
- Беляев В. Особенности инструментовки для ансамбля и оркестра народных инструментов. – Москва. 2007.
- Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 2004 г.
- Педагогический репертуар для ансамблей. В.1. Сост.и ред. А.Лочинов. М., 2009 г.
- Педагогический репертуар для ансамблей. В.2. Сост. И ред.В.Розанов. М.,2012 г.
- Песни и пьесы для ансамбля. Сост. В.Гнутов. М.,2013 г.
- Песни и танцы для ансамблей. Сост. В.Мурзин. М., 2012 г.
- Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров народных инструментов. Минск, 2012 г.
- Прошко Н. Методические рекомендации для ансамблей народных инструментов. Минск, 2011 г.
- Пьесы для ансамблей народных инструментов. Сост. Ю.Блинов, М., 2008 г.
- Пьесы для трио народных инструментов. Сост. Н. Иванов, М., 2014 г.
- Народные песни и танцы. Сост П. Лондонов, М., 2012 г.
- Народные пьесы и танцы для ансамблей. Сост.А.Тонин, М., 2013 г.
Календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год.
Педагог Фёдоров Вячеслав Александрович
Классы 5 «А», «Б», «В»
№ п/п | Дата | Раздел программы | Тема урока | |
План | Факт | |||
1 | Теория и история исполнительства(1 час) | Виды оркестров | ||
2 |
Музыкально-теоритическая подготовка (5 часов) | Изучение нот | ||
3 | Изучение длительностей | |||
4 | Нотный стан | |||
5 | Такт | |||
6 | Размер | |||
7 | Теория и история исполнительства(1 час) | Состав симфоничского оркестра | ||
8 | Инструментально – ансамблевая работа (3 часа) | функции каждого инструмента в ансамбле | ||
9 | солирующая роль инструментов и вокальной партии | |||
10 | Роль аккомпанемента | |||
11 | Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства (2 часа) | Состав оркестра народных инструментов | ||
12 | Строение инструментов – ложки, трещётки, бубны | |||
13 | Инструментально – ансамблевая работа (3 часа) | Упражнения игры на ложках | ||
14 | Упражнения игры на бубне | |||
15 | Упражнния игры на трещётках | |||
16 | Художественно-исполнительская деятельность (5 часов) | Темп, виды темпов | ||
17 | Медленные темпы | |||
18 | Умеренные темпы | |||
19 | Быстрые темпы | |||
20 | Прослушивание музыки в разных темпах | |||
21 | Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства(2 часа) | Состав духового оркестра | ||
22 | Состав джазового оркестра | |||
23 | Музыкально-теоритическая подготовка (2 часов) | Виды ключей | ||
24 | Понятие ритма | |||
25 | Художественно-исполнительская деятельность (2 часов) | Исполнение ровного ритма | ||
26 | Исполнение синкопированного ритма | |||
27 | Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства(2 часа) | Прослушивание оркестров разных составов | ||
28 | Прослушивание оркестров разных составов | |||
29 | Концертно-исполнительская деятельность (6 часов) | Культура поведения на сцене и за кулисами | ||
30 | Расстановка на сцене | |||
31 | Культура передвижния на сцене | |||
32 | Репетиция на сцене | |||
33 | Репетиция на сцене | |||
34 | Репетиция на сцене |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство» (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство» (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...
Рабочая программа по предмету «Ансамбль народных инструментов» 6 «А», 6 «Б», 6 «В»
Ансамблевый класс способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных данных и художественно-эстетическому музыкальных воспитанию учащихся. Данная программа разработана в...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
Рабочая программа по предмету Ансамбль Барабанщиков 2022 - 2023
Данная рабочая программа по ансамблю барабанщиков «Марш» (базовый уровень) ориентирована на учащихся 4-х – 5-х классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:ФЗ от 29...