РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
рабочая программа по теме
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.
Игра в составе ансамбля способствует развитию у учащихся навыков и приёмов коллективного музицирования, а также является ступенью для подготовки к оркестровому классу.
Особое внимание в этой программе уделяется реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора учащихся. Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domra_ansambl.doc | 57.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Петровская детская школа искусств»
Одобрена Утверждаю
на методическом заседании отделения Директор МБОУ ДОД
народных инструментов «Петровская ДШИ»
МБОУ ДОД «Петровская детская школа искусств» «____»_______________20____г.
Зав. отделением О.А.Раева
Зам. директора
по учебной работе Е.А.Припадчева
Утверждена и рекомендована к работе Педагогическим советом
Протокол заседания №___ от «___»_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Ансамбль народных инструментов (домра)»
для специальности Музыкальное исполнительство
(Народные инструменты)
(четырёхлетний срок обучения)
Срок реализации программы – 4 года
Составитель:
Преподаватель Кривобокова Л.В.
Рецензия
на рабочую программу дисциплины «Ансамбль народных инструментов»
( Домра ) для специальности Музыкальное исполнительство /Народные инструменты/
образовательная программа дополнительного образования детей преподавателя отделения народных инструментов МБОУДОД «Петровская детская школа искусств», Кривобоковой Л.В.
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.
Игра в составе ансамбля способствует развитию у учащихся навыков и приёмов коллективного музицирования, а также является ступенью для подготовки к оркестровому классу.
Особое внимание в этой программе уделяется реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора учащихся. Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Репертуарные списки предусматривают игру дуэтом, трио. Произведения разнообразны по содержанию, форме и стилю.
Данная программа отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительному образованию детей, и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе предмета «Ансамбль народных инструментов» (Домра) по специальности «Музыкальное исполнительство» образовательной программы дополнительного образования детей.
Зав. отд. народных инструментов
МБОУ ДОД «Петровская
детская школа искусств» ______________Раева О.А.
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Методические рекомендации
III. Программные требования и учёт успеваемости
IV. Репертуарные списки ансамблей домристов
V. Примерные программы выступления ансамблей домристов на отчётном концерте
______________________________________________________________________
1 При составлении программы учтены следующие программные разработки:
1.Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для Детских музыкальных школ и Школ искусств. Министерство культуры СССР. – М.,1988.
2. Ансамбль народных инструментов. Рабочая программа ДМШ им. С. М. Старикова. - Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005.
- Пояснительная записка
Игра в составе ансамбля является неотъемлемой частью музыкального развития учащегося и ставит своей целью развитие у учащихся навыков и приёмов коллективного музицирования. На её достижение направлены следующие задачи:
- формирование художественной индивидуальности ученика;
- создание благоприятной почвы для исправления индивидуальных погрешностей в исполнении;
- подготовка к занятиям в оркестровом классе.
В процессе работы в классе ансамбля учащийся имеет возможность:
- применять на практике навыки игры на инструменте, приобретённые в классе по специальности;
- развивать навык чтения с листа и умение ориентироваться в тексте;
- вырабатывать метроритмическое ощущение при коллективном исполнении;
- не только слышать и понимать музыкальное произведение в целом, но и учиться слышать отдельные партии, а также осмысленно исполнять свою партию, следуя замыслу композитора.
II. Методические рекомендации
Класс ансамбля народных инструментов формируется из учащихся вторых – пятых классов в составе дуэтов и трио.
Во время занятий в классе ансамбля педагог ставит перед учениками определённые исполнительские задачи. Фиксирует их внимание на необходимости правильной, свободной посадки за инструментом, соблюдении единого метра, темпа, приёмов игры, штрихов.
Занятия в классе ансамбля целесообразнее начинать с дуэтов, что позволяет ученику концентрировать слуховое внимание только на двух партиях (своей и партнёра). Увеличение состава до трио будет зависеть от формирования не только игровых навыков, но и от умения ученика удерживать внимание и следить «на слух» за отдельными партиями и за общим звучанием произведения.
Определённую пользу в подготовке к оркестровому классу может принести игра в ансамбле со смешанным составом народных инструментов.
Репертуар класса ансамбля должен быть разнообразен по содержанию, форме, стилю. Важно знакомить учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной (народной и классической) музыки.
- Программные требования и учёт успеваемости
Занятия по классу ансамбля проводятся согласно «УЧЕБНОМУ ПЛАНУ» один раз в неделю в объёме 0,5 часа во 2 классе, 1 час с 3 по 5 класс.
За год учащийся должен выучить 2-3 произведения, различных по жанру, стилю. Педагогу необходимо тщательно подходить к выбору учебного материала, сообразуясь с уровнем способностей ученика и уже сформировавшимися исполнительскими навыками.
Аттестация учащихся проводится в конце каждой четверти, при этом учитываются: степень приобретённых навыков ансамблевой игры, старательность, прилежность ученика, его отношение к занятиям.
В конце учебного года каждый учащийся в составе ансамбля должен выступить с одним-двумя произведениями в концерте или на зачёте.
Репертуарные списки ансамблей домристов
Основной
Д У Э Т
Л.Бетховен. Прекрасный цветок // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
С.Василенко. Соррентина // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
К.Вебер. Хор охотников // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
М.Глинка. Венецианская ночь // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
К.Глюк. Весёлый танец // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
А.Гретти. Песенка // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
А.Гречанинов. Весенним утром // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
Ивушка. Русская народная песня. Обр. А.Александрова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
Как за речкою, да за Дарьею. Русская народная песня. Обр. Н.Римского-Корсакова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
Я.Кепитис. Марш пионеров // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
Ц.Кюи. Торжественный марш // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
И.Лотка. Контрданс // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
М.Мусоргский. Поздно вечером сидела // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
Н.Римский-Корсаков. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
Д.Салиман-Владимиров. Непрерывное движение // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
Песня болгарских школьников // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
Б.Тобис. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
Б.Тобис. Чеботуха // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
Ай все кумушки домой // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
Посеяли девки лён. Русская народная песня // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
Как ходил, гулял Ванюша. Русская народная песня. Обр. И.Савинцева // Педагогический репертуар. Выпуск № 2.- М., 1977.
Т Р И О
- С.Майкапар. Маленькое рондо // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- С.Майкапар. Полька // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- А.Гедике. Весёлая песня // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
- Ц.Кюи. Охотник и зайка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- И.Гайдн. Танец // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- Д.Кабалевский. Ночью на реке // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- В.Савельев. Шуточка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
- И.С. Бах. Куранта // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
- Примерные программы выступления на отчётном концерте
Д У Э Т
- Л.Бетховен. Прекрасный цветок.
- Ай все кумушки домой – р.н.п.
- К.Вебер. Хор охотников.
- И.Лотка. Контрданс.
- М.Глинка. Венецианская ночь.
- Ц.Кюи. Торжественный марш.
Т Р И О
- Ц.Кюи. Охотник и зайка.
- А.Гедике. Весёлая песня.
- Д.Кабалевский. Ночью на реке.
- В. Савельев. Шуточка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство» (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство» (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...
Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4
Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4. Срок реализации 5 лет. Возраст детей от 8 до 13 лет. Программа содержит пояснительную записку,требов...
Рабочая программа по предмету «Ансамбль народных инструментов» 5 «А», 5 «Б», 5 «В»
В системе образовательных программ внеурочной деятельности данная программа «Ансамбль народных инструментов» имеет духовно нравственную направленность и включает в себя художественное восп...
Рабочая программа по предмету «Ансамбль народных инструментов» 6 «А», 6 «Б», 6 «В»
Ансамблевый класс способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных данных и художественно-эстетическому музыкальных воспитанию учащихся. Данная программа разработана в...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
Рабочая программа по предмету Ансамбль Барабанщиков 2022 - 2023
Данная рабочая программа по ансамблю барабанщиков «Марш» (базовый уровень) ориентирована на учащихся 4-х – 5-х классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:ФЗ от 29...