Открытый урок в 3 классе Изобразительные интонации в музыке
план-конспект урока по музыке на тему

Надтока Ольга Анатольевна

Задача: Воспитание культуры восприятия музыкальных произведений.

 

Цели:

1.Введение понятия «единство изобразительности и выразительности».

2.Обучение навыкам драматизации музыкального произведения.

3.Воспитание потребности познания музыкального произведения через изобразительные интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      Открытый урок. 3-й класс

Тема: «Изобразительные интонации в музыке»

 

                             

Задача: Воспитание культуры восприятия музыкальных произведений.

Цели:

1.Введение понятия «единство изобразительности и выразительности».

2.Обучение навыкам драматизации музыкального произведения.

3.Воспитание потребности познания музыкального произведения через изобразительные интонации.

                                                     «Дружба может всё на свете!»

                                                                             Н. Просторова.

                                     Ход урока:

1.Вход. (Дети стоят и говорят хором)

- Доброе утро, добрый день,

Рады сегодня встречать мы гостей!

Учитель:

-Ребята, давайте сегодня все вместе погуляем, отдохнём!

-У вас хорошее настроение?

-Чтобы наша прогулка была интересной, давайте возьмём его с собой в одну руку и крепко-крепко зажмём кулачёк, чтобы не потерять хорошее настроение. Другая рука нам понадобится в том случае, если кому- то будет тяжело.

-Что вы сделаете, если вашему другу понадобится помощь?

(Поможем.)

-Как?

(Протянем руку помощи.)

-Вот и возьмите друг друга за руки. Вам так лучше? Уютней? Вы готовы к путешествию? Пойдёмте!

2.Исполнение. В. Шаинский «Вместе весело шагать»

(Дети проходят на свои места)

3.Слушание. «Звуки леса»

-Ребята, где мы с вами оказались? (В лесу.)

-Приходилось ли вам раньше бывать в лесу?

-Давайте вспомним те  ощущения, те чувства, которые мы испытывали, попадая в лес. (Чистый воздух, запах зелени, который хочется вдыхать бесконечно и от которого кружится голова. Ощущение свободы. Хочется поднять руки, покачать ими. Покажите свободу. Как  качают деревья ветвями, раскрыться душой, взлететь, и на какое-то время соединиться с природой, стать частью её!)

-Кем бы вам хотелось бы стать в лесу? (Деревом, травой, птицей)

-Вам хорошо, уютно? Все эти ощущения подарил вам лес! Давайте и мы подарим песню лесу, расскажем, как мы его любим! А лес пусть послушает нашу песню и поймёт, что в гости к нему пришли его друзья!

5.Исполнение. «Лесные друзья».

-Как вы думаете, понравилась наша песня лесу? Как же она может не понравиться, если песня добрая и приветливая! И я думаю, послушав нашу песню- приветствие, лес откроет нам свои тайны, покажет нам свои заветные места, полянки, тропинки, позволит полистать свои  зелёные страницы, потому что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждое дерево- это страница книги природы. Читать её- значит познавать, изучать природу. Правда, читать её не так-то просто, не каждому это дано. Нужно уметь слушать лес, его голоса и звуки. А у нас это получится. Потому что мы- друзья леса.

-Давайте попробуем послушать лес. Закроем глаза (звуки леса p) и представим себе: в глубине леса мы стоим и слушаем звуки леса.

-Какую картину вы представили себе, слушая лесные звуки? (пение птиц, шелест листьев и т.д.)

-О чём вам рассказал лес? (хорошо ли ему живётся, рад ли он, что к нему пришли гости, раскрыл зелёные руки, приветствуя гостей!)

-А вы заметили, что лес не только умеет рассказывать, но и петь? (Поют птицы – трио, потом вступает шелест листьев, партия ручейка!)

-Все звуки леса вместе составляют целый лесной хор, а этот хор исполняет прекрасную музыку леса! (звуки леса fff)

-Но вы то эту музыку услышали, а я –нет, отстала немного от вас, заблудилась. Быстро я шла, вас искала, не смотрела по сторонам, не слушала музыку леса. Расскажите мне, пожалуйста, какая она, музыка леса?

6.Исполнение. Г.Струве «Я хочу услышать музыку»

-Я думаю, что теперь, когда мы научились слышать лес, мы можем смело отправляться дальше. Пойдём по тропинке, а куда она нас приведёт я не знаю.

(Дети на месте шагают под музыку)

-Посмотрите, на какую красивую полянку мы пришли.

7.Показ картины №1.

         

-Давайте поищем ягоды и грибы.

8.Физкультминутка «Меж еловых мягких лап»

-Давайте повнимательнее посмотрим вокруг. Что это за деревья и куст живут на поляне?

(Берёза, ива, крапива)

-Давайте послушаем эти деревья, что они хотят о себе рассказать, определим их характер и т. д.

(Берёза- весёлая, хорошо ей живётся,(поднять руки-ветки),

Ива- опустила руки-ветки, плачет, крапива -злая)

-А если бы эти деревья были люди, как бы вы их изобразили?

(это- девочки, у них разный характер, подобрать цвета.)

-Вы так выразительно, точно и понятно описали внешность этих девочек, почувствовали их характер, что они показали нам свои лица.

9.Показ рисунков. «Три подружки»

-Может их заколдовал злой волшебник, а мы сумели догадаться об этом и расколдовали их.

-Давайте же вместе определим, какая же девочка была превращена в берёзу, иву и крапиву.

-Теперь послушайте, как изобразил теперь уже музыкальными красками- интонациями композитор Д.Б.Кабалевский этих девочек- деревьев.

10.Слушание. Д.Б.Кабалевский «3 подружки»

Задание:

1.Выяснить, кому какая мелодия принадлежит, почему?

2.Какие изобразительные интонации использовал композитор?

-Глядя на эту картину, скажите, дружат ли эти девочки- деревья?

(Нет. Тёмные тона, каждый сам по себе)

-Я хочу рассказать сказку о том, как поссорились деревья в лесу.

11. Сказка «Как деревья в лесу поссорились»

-Заспорили деревья между собой: кто из них лучше?

Вот ива и говорит: «Я такая строенная и изящная, из моих веток корзины плетут, а из ствола мебель делают. А ещё у меня есть красивые серёжки, с которых пчёлы мёд собирают.

Услышала крапива хвастливые речи ивы, и молвила: «Ты не хвались, ива, что ты такая красивая, серёжки носишь, толку от них никакого. А я людям нужна как никто другой: из меня можно и щи приготовить и квасить как капусту. А ещё меня прикладывают к ранам, чтобы они заживали поскорее и даже бумагу из меня получают.

Слушает берёзка, головой качает: «Погодите, говорит, похваляться, на меня посмотрите- я не только полезное дерево- даю людям сок, но и самое красивое- единственное дерево в мире с белой корой, не то что ты, крапива, маленькая да колючая.»

Долго ещё ссорились деревья, потом они отвернулись одно от другого, скучно стало в лесу, не разговаривают они друг с другом.

 

-Но неужели мы так и оставим деревья в ссоре и уйдём из леса с плохим настроением? Что нам нужно сделать?

(Помирить их, подружить)

-Давайте выберем 3-х подружек в классе, пусть это будут только Резвушки и расскажем лесу, что же такое ДРУЖБА!

11.Исполнение:

Есть яркое солнце, как солнечный лучик,

И можно запомнить его без труда.

Кто с ним неразлучен- 3 р.

Тот весел всегда!

Припев:

Дружба- звонче слова в мире нет!

Дружба- это песня и рассвет.

Дружба – это значит ты и я.

Дружба- значит встретились друзья!

12.Показ картины №2:

-Посмотрите, помогла ли наша песня деревьям, помирились ли они?

-Вот что значит  ДРУЖБА! Вот какие чудеса она творит не только с человеком, но и с природой!

- И то что (обращаясь к эпиграфу) « дружба может всё на свете», я думаю вы убедись на примере наших 3-х подружек. Хочется, чтобы эти слова вы помнили всю свою жизнь. Пускай они всегда помогают вам!

- Вот и закончилось наше путешествие, давайте, ребята, попрощаемся с лесом:

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

Попрощаемся с тобой,

Нам         теперь пора домой.

-И пожелаем лесу, друг другу и нашим гостям: Ласковых тёплых дней, верных друзей и добрых улыбок!

Исполнение. «Всё звучит вокруг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»

План урока:  Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...

Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка

открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...