ОБРАЗ РУССКОГО РОМАНСА. (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)
материал по музыке на тему
ЦЕЛЬ: научить понимать и любить русский романс. Объяснить что такое «Романс»
Воздействие на чувства, эмоции , пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
ЗАДАЧА: обеспечить психологический настрой и подготовить слушателей к общению и предстоящему уроку. Развитие исполнительских и творческих навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_romansa_mishanina_ig.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ№ 13
ОБРАЗ РУССКОГО РОМАНСА.
(ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)
Подготовила и провела:
учитель музыки-Мишанина И.Г
ЦЕЛЬ: научить понимать и любить русский романс. Объяснить что такое «Романс»
Воздействие на чувства, эмоции , пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
ЗАДАЧА: обеспечить психологический настрой и подготовить слушателей к общению и предстоящему уроку. Развитие исполнительских и творческих навыков и умений.
МЕТОДЫ:
Беседа, исполнение , показ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыкальные инструменты: музыкальный центр, мультмедия.
Показ презентации, гитара.
Учитель:
РОМАНС… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня на концерте мы познакомимся с историей возникновения романса и становлением этого музыкального жанра в России.
В музыкальном словаре дано такое определение романса; «Романс – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением (чаще всего фортепианным)».
Слово романс происходит от испанского слова «romanse» , то есть исполнение на испанском языке. В Испании в отличие от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни, пели на испанском языке.
Позже романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. Во все века, во всех странах существовали лирические песни , про любовь. Их пели простые деревенские девушки и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми. Аристократы 17 века презрительно относились к простонародным песням . Даже само слово песня казалось им плебейским . Вот тогда –то во всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «Романс».
Продолжает ученик :
Издатель русской музыкальной культуры Татьяна Ивановна Ливанова пишет : «Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду ,где для этого хватало музыкальной грамотности. Это тяга к самостоятельному распеванию поэтических текстов захватывает по меньшей мере весь 19 век, а так же остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века.»
Учитель.
Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны нам также , как были близки и понятны людям прошлого века.
Русский бытовой романс явление неоднородное. В нем четко прослеживается три основные жанровые линии: русской народной песни, элегии и баллады.
Романс сходный с русской народной песней, как бы своеобразное лирическое высказывание . В нём ярко выражен национальный характер. Мелодия, такого романса схожа с протяжной народной песней.
Прослушайте романс « Красный сарафан» А. Варламова, слова А. Дельвига.
Ученик.
Щёчки рдеют алым жаром,
Соболь инеем покрыт
И дыханье легким паром
Их ноздре твоих летит
Дерзкий локон в наказанья
Поседел в шестнадцать лет
Не проа ли нам с катанья?
Дома ждёт тепло и свет
И пуститься в разговоры
До рассвета про любовь?
А мороз свои узоры
На стекле напишет вновь.
Прослушайте русский бытовой романс « Не брани меня родная » А. Дебюк
Петр Петрович Булахов талантливый русский композитор, написавший много прекраных романсов.
Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др. Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия "Не пробуждай воспоминаний" и лирический романс в ритме полонеза "Гори, гори, моя звезда", романсы в стиле русских и цыганских песен "Тройка" и "Не хочу».
Ученик.
Душа хотела быть звездой,
Но никогда ,как с неба полуночи
Сияя светила, как живые очи
Глядит на сонный мир земной,-
Но днём, когда сокрытые, как дымом
Палящих солнечных лучей
Они как божество, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
Послушайте старинный романс « Гори, гори моя звезда».исполняет Балныкина Ж.
Ученик .
ЭЛЕГИЯ – это лирико- философское стихотворение .Примером романса имеющегося сходство с элегией может служить прекрасный романс « Утро туманное» на слова Тургенева . В нём с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью.
Учитель.
Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843г. Всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной , происшедшего полтора года назад. Тогда , в марте 1842г. Он написал ей прощальное письмо: « Я, всё хочу забыть, всё , исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Ученик читает стихи.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства
Мечты развеются твои
И жизнь твоя пройдет незрима
В краю безлюдном, безымянном
На не замеченной земле-
Как исчезает, облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…
Звучит романс «Утро туманное».
Ученик.
Я был опять в саду твоём
И увела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоём
Бродили, говорить не смея.
Как сердце робкое влекло
Излить надежду, страх и лени,-
А юный лист тогда на зло
Нам посылал так мало тени
Теперь и тень в саду темна
И трав сильней благоуханье
Один зарёю соловей
Таясь во мраке, робко свищет
И под навесами ветвей
Напрасно взор кого- то ищет.
Послушаем романс « Отцвели хризантемы в саду». Муз. Николая Ивановича Харито, слова Шумского.
Учитель.
Известный музыковед и композитор Шишкин Н. Е. Писал: « когда я слушаю музыку, мне всегда кажется, что сердце моё медленно поднимается в голубой неохватный простор и где- то там физически ощутимо соприкасается с бесконечностью. Мне почему -то хочется плакать от счастья или от сознания того, что живу на этой трудной земле.»
Ученик-Аникин Сергей читает стихотворении А.Дельвиг «Только узнал я тебя.»
Исполняет романс-Аверьянова Лиза «Не уходи, побудь со мной»
Стих читает Шляпкина Васелиса.
Звучит романс –«Мне нравится» в исполнении Филипповой Алены.
Стихи читатет Бельская Наталья.
Звучит романс в исполнении Надежина Павла
«Под лаской плюшевого пледа»- исполняет Тимошина Мария
Стихи «Романс» А. Фета читает Кузмин Никита.
Звучит романс «Утомленное солнце» исполняет Спорышева Юлиана
Стихотворение С. Есенина читает Надежин Павел.
Романс «Отговорила роща золотая» исполняет ансамбль «Гармония».
Романс «Мохнатый шмель» исполняет Ефремов Сергей.
Романс «А, напоследок я скажу» сиполяет Балныкина Жанна.
Романс «Под чарующей лаской твоею» исполняет учитель.
Учитель: Вот и подошел наш вечер к концу. Благодарим Вас за то, что нашли время и пришли на наш концерт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок во втором классе "Образ русской березы в живописи,славянской мифологии и поэзии"
Открытый урок в начальной школе во 2 классе....
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...
Образы русских героев в произведениях русских композиторов
разработка урока...
Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»
Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....
Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
Цель урока:1. Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...
Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"
Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Презентация к уроку литературы: Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской ...