разработка урока 3 класс "В музыкальном театре"
методическая разработка по музыке на тему

Пилюгина Мария Валерьевна

Цели урока:  

Дидактические:  Сформировать у учащихся  эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепить понимание взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы.

Развивающие:  Отработать навыки  культуры образной речи, умения следить за развитием музыкальной мысли

Воспитательные:  Отработать  навыки музыкального и художественного вкуса .

Задачи урока:

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися   представлений о средствах музыкальной выразительности; уметь анализировать, используя эти средства;
- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

1.3. Обеспечить развитие познавательных умений, ассоциативного образного мышления и художественного воображения.

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

Предметные:

- поймут понятийный аппарат и композиционные особенности балетного спектакля;

- продолжат  знакомство с творчеством П.И. Чайковского.

        Личностные:

- проявят умения в коллективно-творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

- актуализируют эмоциональные отклики  на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

        Метапредметные результаты:

        Познавательные УУД:

- ориентируются в своей системе знаний;

-  умеют делать выводы, строить суждения.

        Регулятивные УУД:

- ставят совместно с учителем конкретную учебную задачу;

- самостоятельно формулируют  тему и цель урока;

- выстраивают речевые высказывания о музыке в устной форме;

- формулируют собственное мнение и позицию.

        Коммуникативные УУД:

- стремятся к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.82 МБ
Файл план-конспект урока21.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день

Слайд 2

Б и л е т А в театр входа нет, Предъявите-ка В кинотеатре – широкий экран, в цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, обычном театре, п лощадка особая – С ц е н а Пары танцуют. Шаги «раз-два-три». Что за танец? Узнал? Говори! в а л ь с Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные Д е к о р а ц и и . Не простые туфли эти, В них танцуют лишь в балете п у а н т ы

Слайд 3

Бале́т (фр. B allet ) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Слайд 5

Пётр Ильич Чайковский

Слайд 8

Меняется ли характер музыки? Сколько образов в музыке? Отличаются ли эти образы или похожи?

Слайд 9

ФЕЯ КАРАБОС ФЕЯ СИРЕНИ

Слайд 11

Контраст в музыке — — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. Встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

Слайд 13

Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро!

Слайд 14

Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро! Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В окна, как в речки, глядятся. А Золушку выручит фея; Не станет Горыныча змея… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает добро! Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы – Вдруг Сивка-бурка приснится. А месяц засветится ясный В глазах Василисы Прекрасной… Пусть Зло на проделки хитро, Но все ж побеждает Добро!

Слайд 15

1,2,3,4,5 Будем сказки называть Кот в сапогах, Золушка, Феи Повторяйте веселее! Мальчик с пальчик, Красная шапочка, волк Шарль Перро в сказках знает толк!

Слайд 18

1. Автор сказки «Спящая красавица»?

Слайд 19

2.Композитор, сочинивший балет «Спящая красавица»?

Слайд 20

3.Резкая противоположность?

Слайд 21

4.Музыкальный спектакль, основанный на единстве музыки, танца, живописи и литературы?



Предварительный просмотр:

Пилюгина М.В.

Конспект урока.

Тема урока: «В музыкальном театре»

Предмет: музыка

Класс: 3 класс

Продолжительность урока: 40 минут

Методическая информация

Автор учебникаЕ.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тип урока: Комбинированный урок. Урок расширения и углубления темы.

Урок – путешествие.

Цели урока:  

Дидактические:  Сформировать у учащихся  эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепить понимание взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы.

Развивающие:  Отработать навыки  культуры образной речи, умения следить за развитием музыкальной мысли

Воспитательные:  Отработать  навыки музыкального и художественного вкуса .

Задачи урока:

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися   представлений о средствах музыкальной выразительности; уметь анализировать, используя эти средства;
- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

1.3. Обеспечить развитие познавательных умений, ассоциативного образного мышления и художественного воображения.

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

Предметные:

- поймут понятийный аппарат и композиционные особенности балетного спектакля;

- продолжат  знакомство с творчеством П.И. Чайковского.

        Личностные:

- проявят умения в коллективно-творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

- актуализируют эмоциональные отклики  на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

        Метапредметные результаты:

        Познавательные УУД:

- ориентируются в своей системе знаний;

-  умеют делать выводы, строить суждения.

        Регулятивные УУД:

- ставят совместно с учителем конкретную учебную задачу;

- самостоятельно формулируют  тему и цель урока;

- выстраивают речевые высказывания о музыке в устной форме;

- формулируют собственное мнение и позицию.

        Коммуникативные УУД:

- стремятся к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных заданий

Главные действующие лица балета: принц Дезире,  принцесса Аврора, король Флорестан, королева, злая фея Карабосс и добрая фея Сирень.

Ход урока.

Приветствие        «Здороваемся мимикой и жестами»

У: Здравствуйте  ребята.

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!

Ребята куда сегодня мы отправимся?

Д: В театр.

У: А если мы на уроке музыки, значит тема сегодняшнего урока какая

Д «В музыкальном театре»

У:  А вот какое представление нас сегодня ждет, вам поможет узнать кроссворд.

(Разгадываем кроссворд)

     1. А в театр входа нет,

Предъявите-ка

3. Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».

Что за танец? Узнал? Говори!

2. В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая – …

4. Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…

5. Не простые туфли эти, в них танцуют лишь в балете..

6. Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ... 

У: Мы с вами попали в балет.   А что такое балет?

Д:Это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, живопись и танец.

У: Бале́т (фр. Ballet) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.  Ребята, а с какими балетами мы встречались на уроках?

Д: «Лебединое озеро», «Щелкунчик»

У: А кто автор этих балетов?

Д: Петр Ильич Чайковский.

У: Молодцы ребята.  А вот, что это будет за  сказка, нам расскажут бродячие певцы – менестрели.

(Просмотр видеофрагмента)

Д: Это «Спящая красавица»

У:Умнички! Сегодня вместе с величайшим композитором России мы отправляемся на королевский бал. Посмотрим видеофрагмент из балета «Спящая красавица». Две волшебницы предстанут перед нами на этом балу. Обратите внимание, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает, какую музыкальную палитру использует композитор.

У: Кто была первая фея? Какая музыка сопровождала её? Какой характер у музыки?

  Д: Первая фея - злая колдунья. Музыка резкая страшная, злая. Её переполняет злоба и ненависть.

У: А какой предстала перед нами вторая фея?

 Д: Добрая, красивая, нежная, плавная, мягкая.

У: Первая фея – Карабос. У нее преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. Она вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок. А какие разные мелодические линии в музыке. Вы  правильно подметили, что у феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени - они плавные и мягкие. Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?

(Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ увиденных рисунков. Ответы учеников.)

   У: Но как и в любой сказке добро всегда побеждает зло.

(Разучивание песни «Сказки гуляют по свету»)

У: И вот, злые чары сняты. Все в королевстве празднуют помолвку красавицы Авроры. И конечно, танцуют. А что за танец может прозвучать на балу?

Д: Вальс.        

(Слушание вальса. Игра в дирижера)

У: Подведем итог урока.

1. Краткое литературное содержание (Либретто)

2.Композитор, сочинивший балет «Спящая красавица». (П.Чайковский.)

3.Резкая противоположность.( Контраст.)

4.Искусство пластических и ритмических движений тела. (Танец.)

6.Музыкальный спектакль, основанный на единстве музыки, танца, живописи и литературы. Балет.

Рефлексия: Вы хорошо поработали на уроке.  Я предлагаю всем, кто считает, что он понял новые слова, захотел сходить на балет, а может, решил еще раз перечитать любимую сказку прикрепить свой цветок к веточке сирени.

Все спасибо. Весеннего настроения.

Литература:

 Учебник по музыке (музыкальному искусству) за 3 класс — Критская Сергеева Шмагина, М. - 2013 г.

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-baliet-p-i-chaikovskogho-spiashcha.html

https://www.syl.ru/article/356599/balet-spyaschaya-krasavitsa---kratkoe-soderjanie-opisanie-i-interesnyie-faktyi

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/02/razrabotka-uroka-po-teme-p-i-chaykovskiy-balet-spyashchaya

https://yandex.ru/images/search?text=фея%20сирени&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fup%2Fdatas%2F253763%2F013.jpg&pos=21&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=фон%20сирень

Справка об авторе: Пилюгина Мария Валерьевна, учитель музыки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М." города Новочебоксарска Чувашской Республики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Театр"

Разработка урока по теме "Театр" для 5 класса по учебнику millennium 5. Урок закрепление материала. урок был показан на районном конкурсе педагогического мастерства....

Разработка урока музыки "Музыкальная азбука", 3 класс

На уроке учащиеся 3 класса изучают нотную грамотность....

"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "

Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Технологическая карта урока «В музыкальном театре. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».

Задачи:Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой  Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Образовательная:...

открытый урок "Детский музыкальный театр"

Цель урока "Детский музыкальный театр"-1.заинтересовать учащихся жанром оперы...

Презентация к уроку "В музыкальных театрах мира"

Презентация для урока "В музыкальных театрах мира"....