Восприятие и осознание музыки через сравнение контрастных интонационных сфер
статья по музыке на тему
В статье автор делится опытом какими приемами можно пользоваться на уроках музыки, чтобы научить ребенка чувствовать музыкальную интонацию
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Восприятие и осознание музыки через сравнение контрастных интонационных сфер
Марченко Ирина Борисовна,
учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова
муниципального образования город-курорт Геленджик
Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями, способствует
полёту воображения…
Её можно назвать воплощением
всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Несказанно благоуханна красота музыки. Для слушателей она – струение чистоты благодатных эмоций, омывающих сердце и осветляющих душу. Шуман писал о Бахе, что тот знал в миллионы раз больше, чем мы только можем это вообразить. В чуде музыки продолжилось чудо человека.
Интонация – это наше отношение к миру, выраженное через комплекс средств: мимику, жесты, прикосновения. Интонация важнее информации, более того, она и есть та информация, которая заложена в живом мире. Наибольшую трудность для учителя представляет объяснить ребятам, что такое интонация. В этом случае рациональным путём для объяснения темы «Интонация» можно предложить ребятам диалог. Учащиеся, сравнивая речь робота и человека, приходят к выводу, что совершенно непонятно, как робот относится к предмету, явлению, о котором он говорит. А отношение человека к окружающему передаётся через различную окраску его речи. При помощи интонации можно передать восторг, радость, безразличие, ярость и т.д. Надо обратить внимание детей, что интонация есть не только в речи, но и в жесте, и в мимике, и в музыке – это неотъемлемая часть человеческого общения. Можно сыграть детям одну и ту же музыкальную фразу, но по-разному: бодро, печально, язвительно, изменяя ритм. Ребята поймут, что мелодия также может быть исполнена с различным смыслом, и только музыкальная интонация оживит её. Важны не ноты и их сочетание, а характер исполнения, при котором музыка приобретает различную эмоциональную окраску.
Для того, чтобы научить ребёнка чувствовать музыкальную интонацию, я перед собой ставлю следующие задачи:
- научить ребёнка видеть необычное в обычном, удивляться этому;
- обыгрывать различные интонации;
- развивать умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, автора произведения, попытаться понять эмоциональное состояние автора;
- приобретать навык «созерцательного» типа общения с музыкальным произведением, т.е. глубинно-духовного проникновения в смысл музыкального произведения.
Начало углублённого изучения интонационной природы музыки приходится на тот период в музыкальном развитии детей, когда у них уже сложилось определённое представление об интонации. Начиная с «Трёх подружек» Д.Б. Кабалевского (1 класс), уже накапливается материал, позволяющий представить интонацию как основу музыки. У детей продолжает формироваться интонационно-слуховой опыт, дающий возможность судить об интонационном многообразии музыки, постепенно появляется умение различать и классифицировать интонации как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Благодаря этому появляется возможность углубиться в интонацию как феномен человеческой речи и музыки, представить её во всех «ипостасях». Но, по моему мнению, самым важным результатом изучения этой проблемы явится убеждённость учащихся в том, что человек может услышать и человека, и явления природы, и какое-либо историческое событие с конкретными личностями, и факты повседневной жизни именно благодаря интонации, которая от них исходит. Эта интонация может быть поэтической, лирической, драматической, трагической, возвышенной, прекрасной – какой угодно! Но она всегда будет рождаться в восприятии как эстетическая оценка, звучать в человеке и оставаться в его душе в виде музыки.
На своих уроках я использую методы интонационно-стилевого постижения музыки, которые способствуют формированию целостности восприятия музыки учащимися, охватывая различные грани музыкального интонационно-слухового опыта. Важно направить внимание детей на своеобразие почерка каждого композитора.
Как правило, беседа на уроке конкретизируется на музыкальном материале: учащиеся прослеживают развитие музыки, выясняют, как складываются интонационные взаимодействия на уровне двух и более тем, выявляют интонационные взаимоотношения внутри одной темы. Например, разбирая на уроке в 1 классе «Камаринскую», важно не только выяснить, что это танец, а и, вслушиваясь в музыкальную ткань, почувствовать оттенки чувств танцующего, проследить развитие танца. Некоторые дети сами предлагают показать разные движения, следуя динамике танца, интонационным изменениям – выставляют поочерёдно ногу на пятку, как бы хвастаясь новыми сапожками. Затем, детям предлагается «оркестровать» это произведение. Вот ребята услышали, что рожок позвал в пляс, ему откликнулась балалаечка, с другой стороны подыграл бубен – и вот все инструменты заиграли вместе в лад: ложки, гармошки, балалайка и бубен. Варианты инструментовки у детей произвольны, но они всегда созвучны природе музыки, её развитию. На таком уроке дети живут в музыке. Для них она органична и в движении, и в размышлении.
Восприятие и осознание музыки через контрастность в интонациях на уроках может быть достигнуто различными методами. Я применяю метод создания композиций, направленный на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Композиция состоит из простейших элементов и вызывает у детей особый интерес. Также использую метод создания художественного контекста, который направлен на развитие музыкальной культуры учащихся через «выходы» за пределы музыки в смежные виды искусства, историю, природу.
Способность слышать музыку внутри себя – великий дар человека. Чем острее у ребят «внутренний» слух, т.е. умение вслушиваться в тончайшие движения души, её оттенки, тем благодатнее почва для восприятия чувств другого человека. Общение с искусством, его понимание начинается не с теоретических знаний, а на уровне сердца, с узнавания самого себя, своих переживаний.
Во втором классе появляется новое понятие – «зерно-интонация». Чтобы объёмно и образно представить этот термин, полезно прибегнуть к синонимам: музыкальная частица, ядро, ген. Можно сказать ребятам, что когда приходят в школу их родители, учитель может безошибочно определить, чей папа пришёл. Несмотря на разницу в возрасте, в ребёнке всегда остаётся что-то похожее, какая-то общая черта в лице, в движении, в речи... Или другой пример: когда учёные анализируют состав воды в реке, нет необходимости исследовать всю реку, достаточно одной капли. Так и в музыке: как бы не изменялась она, в ней всегда останется самое главное, «музыкальный ген», клеточка, из которой выросло всё музыкальное произведение. «Зерном» может стать любой элемент: тембр, ритм, мотив и т.д. Вопросы к детям могут прозвучать так: «Что изменилось в музыке, а что осталось неизменным?», «По какому признаку вы узнали знакомую интонацию героя, ведь произведение прозвучало не с начала?» и др.
Как часто многие родители говорят о том, что у ребят нет слуха. Как же это ошибочно! У каждого человека есть свой внутренний слух, только не все его могут правильно воспроизвести. Есть в музыке такое понятие как «дети-гудошники», т.е. дети, которые внутренним слухом слышат мелодию, а спеть правильно не могут. При систематической работе с такими детьми уже ко второму году обучения у них постепенно появляется умение правильно интонировать мелодию. Итогом этой работы является пробуждение желания заниматься музыкой.
Третий год в нашей школе существует хор «Звонкие голоса»; многие из детей хора – бывшие «гудошники», но в настоящее время у этих детей уже раскрылся их внутренний слух. Творческий коллектив «Звонкие голоса» успешно принимает участие в городских праздниках-фестивалях хорового пения; так же принимает участие в детском карнавале ежегодно.
Созданы вокальные группы «Калинка», «Вишенка», «Веснушки». Участники вокальных групп – дети со средними музыкальными данными.
Я всегда радуюсь, когда дети начинают правильно, «чисто» интонировать; у них появляется стимул, желание выразить внутреннее состояние, чувства... Для учителя это большая награда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.
Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...
Расширении образно-интонационной сферы в музыке для балалайки второй половины XX столетия
Статья раскрывающая особенности развития инструментальной традиции....
Разработка урока по музыке в 3 классе "Интонационная выразительность музыки".
quot;Интонационная выразительность музыки".Краткий конспект урока....
«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч...
«Историческая правда и художественный вымысел в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через сравнение с историческим прошлым своего края»
http://урок по серии литературы "Тарас Бульба"...
Методика улучшения навыков музыкального восприятия на уроках музыки в общеобразовательной школе.
В основе методики улучшения навыков музыкального воспитания нам видится урок, включающий четыре вида работы, взаимодополняющие друг друга: слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку и музыкал...
Использование инновационных методов и приёмов для развития восприятия на уроках музыки"
Методическая разработка...