Использование инновационных методов и приёмов для развития восприятия на уроках музыки"
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Значимость музыкального воспитания в развитии творческого мышления учащихся.
«…Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека».
В. А. Сухомлинский
Музыкальное воспитание представляет собой многоаспектный процесс педагогического воздействия, в ходе которого осуществляется музыкально – художественное, нравственно – эстетическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности.
Научный подход к воспитанию учащихся требует постоянного анализа и контроля результатов комплекса, применяемых средств педагогического воспитательного воздействия в учебной и внеучебной работе, в их взаимосвязи.
Выражение общечеловеческих ценностей, устремлённость в будущее как активное стремление к совершенству человеческого духа – неотъемлемая черта подлинного музыкального искусства. Она позволяет его образцам не только не устаревать, но, напротив, находиться всегда впереди, служить ориентиром движения к прекрасной цели.
Более чем другим видам искусства, музыке присуще удивительное свойство активизации духовных сил человека, пробуждения в нём стремления к совершенству. Подлинное искусство предоставляет возможность познать и усвоить чувства, мысли, ориентиры, которые необходимы, но в силу ограниченности собственного жизненного опыта ещё не могли быть пережиты и выработаны.
Музыка способствует не только сопереживанию композитору, но и развитию самой личности учащихся.
Психологическое воздействие музыки тем сильнее, чем больше точек соприкосновения будет выявлено в ходе музыкального восприятия между прозвучавшим содержанием и внутренним миром слушателя.
Выдающийся психолог Б.М.Теплов отмечал, что «восприятие музыки идёт через эмоцию, но эмоцией не кончается. Музыка представляет собой эмоциональное познание». Одновременно со слуховой и чувственной активизируется визуальная и моторная зоны мозга. Характер эмоциональной реакции на музыку проявляется в мыслительной деятельности учащихся.
Образцы подлинного музыкального искусства существенно способствуют формированию у слушателей способности свободного творческого воображения, мышления. Поэтому, учитывая нюансы, связанные с воздействием музыки на слушателя, необходимо тщательно отбирать музыкальные произведения, предназначенные для воспитания нового поколения.
Организовывая систему музыкального воспитания учащихся, прежде всего, необходимо основываться на важнейшем принципе единства обучения и воспитания.
Данные принципы находят свою конкретизацию в целях музыкального воспитания учащихся, его содержании, формах и методах.
Целями музыкального воспитания являются:
- овладение определённым необходимым уровнем знаний о музыкальном искусстве в его историческом развитии;
- накопление необходимого слухового опыта в области мирового музыкального искусства разных жанров и эпох:
- воспитание музыкально – эстетического вкуса как способности к самостоятельной критической оценке музыкальных явлений;
- формирование способности адекватного нравственно – эстетического восприятия произведений искусства;
- выработку потребности в общении с подлинно прекрасным в искусстве и жизни.
Основой формирования музыкальной культуры учащихся является классическое музыкальное искусство. Однако произведения музыкальной классики оказывает своё нравственно – эстетическое воздействие на слушателя лишь при условии развитой у него способности к их восприятию. Развитие способности к человеческому сопереживанию – основа целенаправленности процессом формирования музыкальной культуры учащихся.
Воспитательное воздействие музыки тем результативнее, чем систематичнее и осознаннее общение слушателя с музыкой определённой направленности, чем шире его музыкально – слуховой опыт в области того или иного вида музыкального искусства.
В ходе музыкального воспитания учащихся необходимо создавать условия для повторного прослушивания музыкальных произведений. Большое значение имеет не только количество некогда прослушанных произведений (хотя и это очень важно!), но и глубина их восприятия, степень закрепления в памяти их интонационной палитры, эмоционально – образного содержания, собственных впечатлений от услышанного. Ориентация на повторность (обращение к одному и тому же произведению, к музыке одного стиля, автора, к произведениям одной эпохи, сходным по интонациям, содержанию, идеям, настроению), на поиск знакомого даже в новой музыке – специфическая особенность музыкального восприятия. И чем более близко новое произведение к тем, которое уже хорошо знакомо, тем быстрее находится на него отклик в душе учащихся.
Важно, чтобы классическая музыка стала для них привычным языком творческого мышления, естественной частью их духовной жизни. Только в этом случае может выработаться потребность в восприятии музыкальной классики и образоваться предпосылки для превращения её в действенное средство воспитания и самовоспитания личности.
Умение слушать и понимать музыку является результатом воспитания и опыта, которые формируются только на основе накопленного музыкально – слухового опыта.
Музыкальное воспитание и воспитание личности посредством музыки становится возможным и эффективным только при целенаправленности формирования у учащихся такого умения слушать музыку, при котором её содержание воспринимается эмоционально, осмысленно, когда в музыкальном тексте слушатель сознательно различает его структурные и выразительные компоненты.
Искусству слушать необходимо обучать. Необходимо при этом связать музыкальное воспитание с жизнью, учитывать закономерности восприятия музыкального текста.
Важнейшей задачей является организация процесса слушания музыки, формирование слушательских навыков учащихся.
Восприятие музыки складывается из трёх взаимодействующих компонентов: наблюдение, слуховое внимание, эмоциональная реакция.
В ходе беседы предваряющей прослушивание, учащимся даётся понимание задач музыкального наблюдения, ставятся поисковые задачи.
Особое внимание уделяется обеспечению обратной связи. Недостаточно, чтобы учащиеся были только объектом информирования. На занятиях они должны развивать творческое мышление, вырабатывать навыки рассказывания о музыке и умение выразить свои впечатления. Говоря о музыке, они учатся её осмысливать, анализировать.
Использование информационно – коммуникационных технологий обеспечивает качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса. Использование современных образовательных технологий позволяет преподнести материал образно, красочно, наглядно, сделать урок ярким, эмоциональным, мобильным, динамичным.
2. Методы и приёмы развития творческого мышления учащихся на уроках музыки. (Практический опыт)
Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
(восточная мудрость)
1). Синтез процессов восприятия картины и музыки.
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности на уроке музыки. В его основе лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Синтез процессов восприятия картины и музыки, и работа по составлению творческих рассказов по картине.
Этапы построения занятия:
1. рассматриваются оба произведения, состоящие из взаимосвязанных объектов (восприятие картины, прослушивание музыкального произведения );
2. уточняются действующие объекты и их основные характеристики (в картине – изображенные объекты, в музыкальном произведении – звучание отдельных инструментов);
3. берется основная система, которая требует сравнения, и поочередно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов первой системы (музыкального произведения) на объекты второй системы (картины)).
Например, знакомство с музыкой Э. Грига «Утро» и картиной «Утро весны» В.Кудревича. Целью данной работы является создание условий для описания пейзажа на основе сравнения тембров музыкальных инструментов.
Дети представляют, что они попали в картину. Рассказывают, что они могут там услышать. Затем детям предлагается взять в помощники музыку Грига «Утро» и пробуют звуки разных музыкальных инструментов перенести на картину.
- Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра?
- Придумаем красивые сравнения.
Получившиеся сравнения детей:
-звуки флейты нежные, как первые лучи солнца;
-мелодия гобоя, как качающееся дерево;
-оркестр звучит, как темнеющий лес вдали.
- Разновидностью может служить соединение ранее предложенного варианта работы с картиной и музыкальным произведением и последующим выражением чувств, переживаний ребенка в рисунке.
- Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей, расширяет диапазон взаимодействия каждого вида искусства. Учащимся очень нравиться выражать свои музыкальные впечатления в рисунках. ( см. приложение)
2). Метод « Символическая аналогия».
Очень удачно на занятиях, особенно в начальных классах, проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Например, так выглядит песня «Солнышко лучистое». (см. приложение)
«Солнышко лучистое»
(Сл. Л. Мироновой)
1. Солнышко лучистое
Улыбнулось весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:Ля-ля-ля!
Песенку простую:Ля-ля-ля!
2. За окном воробушки
Закружились весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
3. Ручейки весенние
Зазвенели весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку
3). Метод моделирования музыкального образа, произведения.
Например, целью урока в 2 классе «Изобразительные и выразительные интонации» ставлю раскрытие художественного содержания посредством выполнения целостного анализа. После слушания произведения Э. Грига «В пещере горного короля» учащиеся задумались над вопросом: «Как передвигались гномы – входили или выходили из пещеры? Кто думает по-другому?». Это моделирование воображаемой картины, своего рода маленькое исследование, но исследование музыковедческое. Дети обязательно обратят внимание на характер динамических нюансов, на звуковедение, тембровую окраску, на темповое изменение.
4). Синквейн.
Существует целый ряд приёмов для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей, способствуют развитию креативного мышления, помогают классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания. К таким приемам относится синквейн.
"Сinq" во французском значит пять. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Синквейн используется на заключительной стадии урока – рефлексии, для анализа изучения материала, целостного осмысления, обобщения полученной информации.
Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
1 - тема, выраженная одним словом – существительным.
2 - описание темы в двух словах – прилагательные.
3 - описание действия тремя словами – глаголами.
4 - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5- одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.
Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно предложить ребятам составить один “синквейн” на двоих, что облегчит задачу. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Составленные “синквейны” обсуждаются всем классом. Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
Петя
Любопытный, храбрый.
Гуляет, спасает, ловит.
Смелый мальчик не боится волка.
Герой.
Вальс
Прекрасный, мелодичный
тревожит, волнует, кружит
Вальс уносит в небеса
Волшебство!
Песня
Красивая, добрая
Поёт, веселит, радует
учит добру
Свет!
Романс
Тихий, добрый
успокаивает, привлекает, учит
Лекарство от душевной боли
Сердце!
Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
-инструмента для синтезирования сложной информации;
-способа оценки понятийного багажа учащихся;
-средства развития творческой выразительности.
5). Упражнение Ассоциации».
Это упражнение развивает музыкальную память, способность творческого комбинирования, оригинальность мышления совершенствует умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки.
Такие задания раскрывают эмоциональное отношение учащихся к музыке, развивают ассоциативное мышление. Используемые приемы обучения активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся во время слушания музыки, повышают мотивацию к урокам музыки за счет выполнения работ, интересных для самих школьников.
Эмоциональный отклик на музыку – барометр развития класса в целом и каждого ребёнка в частности.
Например, учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий. «Ассоциативные гроздья» можно проводить как на уроке, так и задавать на дом: к одному или двум понятиям, или к названию произведения подобрать как можно больше различных ассоциаций.
Например, какие ассоциации вызывает у вас слово:
1. «Полифония» – множество, разговор, равноправие, Бах, орган …
2. Орган - трубы, Бах, полифония, " король " инструментов…
3. Песня - соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль...
Следующий творческий прием, который можно использовать уже на вводном в тему уроке - это «Логическая цепочка», нацеленная на установление ассоциативного перехода в четыре - пять этапов от одного исходного понятия к другому. Например:
Книга – Балет (книга – текст – сценарий – режиссёр – спектакль – балет)
Можно упростить задание и использовать прием «Пропущенное слово». Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
Еще один прием, нацеленный на этот же процесс, «Найди ненужное слово». Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления. Например, найдите “Лишнее слово”:
а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.
б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.
в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.
г) вальс, полька, менуэт, фокстрот, марш.
6). «Буквенный диктант».
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.
Например:
О – клавишно –духовой инструмент (орган)
Б - низкий мужской голос (бас)
Р – музыкальное сочинение траурного характера в память о погибших
(реквием)
А – струнный инструмент (арфа)
З – сказочный балет С. Прокофьего («Золушка»);
Из первых букв оставляем слово-анаграмму – Образ
При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы.
7). «Составление кластера».
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Например, кластер музыкальной сказки.
- Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?
(Рисуем кластер на основе детских предположений.)
Ребята, мы с вами прослушали сказку и теперь знаем, что же случилось на самом деле. Обратим внимание на наш кластер. Посмотрите, на нём написано очень много героев, которых нет в нашей сказке, и не написаны те, кто там встречается. Нарисуйте в ваших тетрадях исправленный вариант кластера и дополните его правильными тембрами инструментов, по мнению Прокофьева.
- «Музыкальный теннис»
Дети становятся в круг или сидят за партами, а преподаватель бросает мяч одному из учеников и задает вопрос. Ребенок, который поймал мяч, отвечает на вопрос. Обычно, каждому ребенку хочется поймать мяч. Дети расстраиваются, когда не могут вспомнить ответ. Игра помогает детям собраться, вспомнить пройденный материал, быть внимательным на уроке. Вопрос ставиться так, чтобы ответ был односложным. Игра проходит в хорошем темпе. Этот прием можно использовать и для проверки изученного и для закрепления только что изученного.
3. Выводы.
В результате применения вышеперечисленных методов и приемов творческого развития у детей проявляется в большей степени речевая активность: развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас. Наблюдается повышение собственной самооценки, преодоление психологического барьера, развиваются коммуникативные способности, в дальнейшем способствующие продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, в общении с взрослыми.
Занятия с применением элементов творческого развития являются эффективным средством развития активного творческого мышления у школьников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности. Предложенная система работы способствует более лёгкой адаптации ребёнка в школе, включению его в структуру учебной деятельности.
Это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. Он требует от учителя большой подготовки, так как уроки носят ярко выраженный диалоговый характер, а для активного участия ребят в обсуждении изучаемого материала учитель должен так настроить детей, чтобы они сами могли найти необходимые аргументы в защиту правильной версии, т. е. самостоятельно проанализировать и обобщить материал.
Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство учителя заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать
Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.
Литература
- Букатов В.М., Ершова А.П. «Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002).
- Борчик Л.Ю. «На пути к творчеству» ИД «Белый ветер», 2006.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.
- Железнова С.В. «Солнышко».Программа развития, обучения и воспитания на основе ТРИЗ и РТВ. Обнинск, 2000.
- Корзун А.В. «Весёлая дидактика: использование элементов ТРИЗ и РТВ». Минск, 2000.
- Материалы сети Интернет:
сайт Международного центра ОТСМ – ТРИЗ: http://www.trizminsk.org.
- Сидорчук Т.А. «Золотой ключик» творчкского мышления: сборник методических материалов.Челябинск, 2000.
- Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим». ИД «Белый ветер», 2006.
- Скоробогатова Г.Г. Личностно-ориентированные подходы в образовании. М., 2002.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1987.
- Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб.пособие. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.
Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...
Использование инновационных методов тренажерно-информационной системы " ТИСа" в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и ее влияние на развитие вестибулярного аппарата.
Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн...
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:...
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:
Использование различных методов и приёмов на уроках музыки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся:...
Использование инновационных методов и приёмов на уроках музыки в современной школе
В данной статье рассказывается об инновационных методах и приёмах, которые использую на уроках музыки в современной школе: метод развития "Ассоциативного мышления"...
Инновационные технологии, методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии.
Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Принципы, методы и приёмы здоровьесберегающиего урока...
«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»
1.Мотивация осознанной деятельности учителей, принимающих участие в работе. Совместное построение кластера – предположения слушателей, какие вопросы, по их мнению, будут рассмотрены.2.През...