Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД |
1. Организационный момент(2 минуты) | Здравствуй, ребята! Меня зовут Милана Махмутовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. | Дети заходят в класс и садятся на места |
| Л - Проявление эмоциональной отзывчивости |
2. Актуализация знаний (3 минуты) | Ребята, скажите, каких величайших композиторов вы запомнили с прошлых уроков музыки? Чем они вам запомнились? Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с творчеством одного великого австрийского композитора и музыканта-виртуоза. О ком же пойдёт речь, вы сможете понять, разгадав кроссворд. - Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение.
- Это музыкальное произведение мы можем услышать в театре.
- С помощью них мы записываем годы жизни композитора.
- Её можно услышать в операх. (она даёт характеристику героя).
- Инструмент клавишной группы. (концертный вариант).
- Скорость музыки.
«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь» - эти слова Пушкина являются темой нашего урока. |
Ответы детей
| | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; П - способность детей к рассуждению, принятию решений;
|
3. Открытие нового знания (15 минут)
| Вольфганг Амадей Моцарт – великий австрийский композитор XVIII в. Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его. Из воспоминаний отца «…Ему было 4 года, когда я понял, что он сочиняет музыку…Однажды я застал его с пером:- Что ты делаешь? И 4- летний ребенок ответил:- Я сочиняю музыку для клавесина…Я расхохотался…Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты…Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты мальчика составили сложнейшую музыку. В 6 лет играл на клавире для Австрийской императрицы. Путешествует вместе с сестрой по странам Европы. С искусством «чудо-детей» знакомятся артистические аудитории Парижа, Лондона, Вены, городов Германии и Нидерландов. В ноябре 1763 года юные музыканты предстали перед королевской фамилией в Версальском дворце. В 13 лет в жизни юного музыканта происходили удивительные события. Отец повез его в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо - мальчика, решает избрать его академиком. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний, 35 сонат для фортепиано и скрипки. 19 месс и многочисленных серенад.
| Дети формулируют тему урока
Предполагаемые ответы детей
Ответы детей
|
| Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
4. Организация слушательской деятельности (10 минут)
| Ребята, кто знает, что такое серенада? Запишите, Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. Жанр серенады зародился в Италии в XVII веке. Например, «Маленькая ночная серенада» - серенада, в 4 частях, написанная Моцартом в 1787 г. Является одним из самых известных произведений этого великого композитора. Послушайте «Маленькую ночную серенаду». Какой характер у этого произведения? (Музыка весёлая, быстрая и довольно приятная) Послушайте снова «Маленькую ночную серенаду» и скажите, какое состояние души композитор запечатлел в музыке? В ней композитор предстает человеком веселым и жизнелюбивым. Серенада изначально была написана для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и предназначалась для вечернего или ночного концерта, одного из тех, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. «Маленькая ночная серенада» невелика по размеру, но сколько в ней красоты и какое богатство сумел извлечь Моцарт из мелодических и гармонических правил XVIII века! Помимо серьёзной музыки Моцарт сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Одним из популярных жанров того времени является и серенада. Так появляется "Маленькая ночная серенада" - жизнерадостное и необыкновенно гармоничное по форме воплощения произведение великого мастера.
| Ответы детей
| В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
| Л -проявление эмоциональной отзывчивости; Л -личностное отношение при восприятии музыки. П - способность детей к рассуждению, принятию решений;
|
5. Организация слушательской деятельности (5 минут) | Пришло время немного отдохнуть. Встаём на физминутку! Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Запишите, Реквием – музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского requiem означает покой, отдых успокоение. Прочитайте письмо Моцарта другу, которое он написал в период работы над «Реквиемом». Немного расскажу об истории создания «Реквиема» (Смотри сборник «Истории создания популярных музыкальных произведений»). Послушайте фрагмент из «Реквиема» - «Lacrimosa», что в переводе с латинского означает день, исполненный слёз. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Послушайте его снова, и скажите, какие средства выразительности усиливают характер тоски и печали? (мелодия, лад, ритм, темп)
|
| В. А. Моцарт «Реквием» |
|
6. Организация исполнительской деятельности (5 минут) | Ребята, скажите, а что для вас добро? Насколько важно совершать добрые поступки? Как добро влияет на окружающих? Сегодня мы начнём учить новую песню, которая называется «Дорога добра». Сейчас мы с вами ее разучим 1 куплет и припев. ВХР ВХТ | Методы и приёмы | Нисходящее движение | Графический показ | Скачки на ч5 | Звуковысотный показ | Допевание гласных | Метод сравнения | Замыкание согласных | Дирижёрский жест |
|
Дети исполняют песню | Марк Минков «Дорога добра» |
|
6. Рефлексия (5 минут) | Что было интересного на уроке? Что было трудно? Что понятно и что непонятно? Что больше всего понравилось? Как вы работали на уроке? Оцените себя. | Подводят итоги |
| Л – адекватное оценивание самого себя |