Урок музыки в 5 классе "Ты,Моцарт,бог,и сам того не знаешь!"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Цель урока:
обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта.
Воспитательные:
· воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;
· воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки в 5 классе | 28.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»
Цель урока:
обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта.
Воспитательные:
- воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;
- воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта.
Оборудование урока:
- мультимедийное оборудование
- карточки с заданиями
Музыкальный материал:
- симфония №40, I и III части.
- Маленькая ночная серенада
- Колыбельная
Ход урока
- Организационный момент:
Вход в класс под музыку «Пастораль»
б) Музыкальное приветствие:
«Сейчас музыкальный начнётся урок.
Об этом пропел нам весёлый звонок.
Пропел, заливаясь, на ноте высокой,
Друзья, поздравляю с началом урока!»
Слово учителя
1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества – город Зальцбург.
О Зальцбурге говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!».
И в самом деле, каждый второй пел, каждый третий играл на музыкальном инструменте.
Даже строгие церковные кресты и те, казалось, начинали приплясывать, стараясь закружить в веселом танце пролетающие мимо легкие облака!
Вот в один из таких танцующих дней родился мальчик.
Судьба, лениво листающая страницы зальцбуржской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!» нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: «Этот музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора»!
Правда в тот день никто и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали и играли, и лишь скрипач, отец новорожденного, счастливо вздохнув, задумался: «А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все его предки, иль, подобно мне, отдаст свое сердце музыке?! Кто знает?!
Ну конечно, маленький мальчик стал музыкантом! И это был… CЛАЙД
Итак, мы сегодня поговорим о Вольфганге Амадее Моцарте, о котором А.С. Пушкин сказал: CЛАЙД
«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь» . ЭТИ СЛОВА ПУШКИНА, ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМОЙ НАШЕГО УРОКА.
Вместе со мной к сегодняшнему уроку готовились и мои помощники
1 ученик: Вы слышали о мальчике с феноменальными музыкальными способностями?
2 ученик: Да! Отец его – Леопольд Моцарт. А сам мальчик – Вольфганг – хрупкий маленький артист в напудренном парике с косичкой, детское личико с непривычно серьезным видом!
3 ученик: Играет с невозмутимой уверенностью, его руки легко скользят по клавишам!
1 ученик: Путешествует по странам Европы. С искусством “чудо – ребенка” знакомятся аристократические аудитории Парижа, Лондона, Вены, городов Германии и Нидерландов.
2 ученик: В 6 лет играл на клавире для Австрийской императрицы!
3 ученик: Какой гениальный ребенок!
Все:Универсальное дарование!
И действительно этот человек обладал удивительными способностями и талантом, которые проявились, кстати, очень рано:
Как и все дети Моцарт любил танцевать и мы сегодня с вами тоже потанцуем.
Звучит песня К.Арбокайте «Губки бантиком»
Итак, мы с вами оказались на улицах австрийского городка Зальцбурга. Именно здесь 25 января 1756 года родился CЛАЙД
Вольфганг Амадей Моцарт, чей музыкальный талант проявился очень рано.
Из воспоминаний отца, Леопольда Моцарта, который был композитором, скрипачом: «…Ему было 4 года, когда я понял, что он сочиняет музыку… Однажды я застал его с пером: - Что ты делаешь? И четырёхлетний ребёнок ответил: - Я сочиняю концерт для клавесина… Я расхохотался… . Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты… . По детскому неразумению он макал перо в чернильницу до дна. И как только подносил перо к бумаге – падала клякса. Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты четырёхлетнего мальчика составили сложнейшую музыку. Из глаз моих полились слёзы – я возблагодарил Творца. И сказал себе: я должен жизнь этому Божьему Чуду…”
Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга проходило под руководством отца.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, он начал публичные выступления, исполняя свои сочинения. Вот тогда отец и решил, что пора своих талантливых детей, сына и дочь, (Анна была на 4 года старше Вольфганга) показать Европе. Вена, Лондон, Париж рукоплещут чудо детям. В ноябре 1763 года юные музыканты предстали перед королевской фамилией в Версальском дворце резиденции французских королей. Одеты они были согласно дворцовому этикету – девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку и оба были в пудренных париках. Дети вызывали умиление и восторг присутствующих. Особым успехом пользовался Вольфганг. Он блестяще играл с листа, импровизировал, аккомпанировал певцам по слуху. Со всех сторон сыпались задания, исполнить трудную пьесу одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить высоту звука издаваемых звоном хрустальных бокалов… И со всеми заданиями он справлялся великолепно.
И мы с вами выполним задание.Напишем в тетрадях скрипичный и басовый ключ.
Все родители хотят чтобы их дети были сильными и здоровыми,а так как Моцарт был хрупким ребенком он делал зарядку.
Зарядка. «Солнышко»
В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везёт музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо – мальчика, решает избрать его академиком. 13 – летний академик!
Творческая жизнь Моцарта началась счастливо. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний,35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад.
Давайте послушаем одну их них. Называется она – «Маленькая ночная серенада»
В Вене в ХVIII веке было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания (песня в честь возлюбленной). Смысл музыки был забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек (небольшой оркестр или ансамбль виртуозов) – ведь радость объединяет людей! Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Эта ночная музыка называлась серенадой.
К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». Первая часть сюиты – Рондо. Послушайте её. Обратите внимание на характер музыки.
Звучит «Маленькая ночная серенада» В.-А.Моцарта.
-Какие чувства вызвала у вас музыка? (радость, счастье, свет). Для каких инструментов эта музыка написана? (Для струнных).
«Маленькая ночная серенада» - настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», - так отозвался об этом произведении Й.Гайдн.
Также сегодня я хочу остановить на одной из симфоний, это – 40 симфония. Которая была создана летом 1788 года.
Музыка симфонии воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь.
Один критик писал: “В его музыке слишком много богатства и красоты для того.чтобы их можно было бы воспринимать”
(Звучит Симфония № 40)
Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
За несколько месяцев до смерти к Моцарту, уже больному, сломленному трудом, пришел таинственный незнакомец в черном и, пожелав остаться неизвестным, предложил написать “Реквием” - заупокойную мессу. Этот незнакомец потряс воображение больного композитора: ему казалось, что он сочиняет “Реквием” для самого себя.
Начав, сочинять, перед Моцартом пронеслась вся его жизнь: первый отъезд из родного дома, концерты в Париже, успех в Италии, концертные поездки по Европе и любовь отца, благодаря которому он достиг таких вершин
“Реквием” - трагическая и суровая, нежная и печальная, потрясающая поэмы о жизни и смерти. С лихорадочной поспешностью работал Моцарт над Реквием. Композитору не удалось его закончить. Работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта - Зюсмайер.
Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но не закончил седьмую часть «Лакримозу», - умер. «Лакримоза», в переводе с латинского означает «слёзная, рыдающая, скорбная».
В день похорон великого музыканта, из-за непогоды, провожать в последний путь пошли только несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно. Тело Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где покоятся останки Великого гения, лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А. Моцарт. Но это– только памятник.
Через несколько лет молва обвинила Сальери, известного музыканта, учителя Моцарта в том, что он отравил своего гениального собрата. Слухи эти упорно держались. Они и послужили толчком к созданию трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” и причастность Сальери к гибели Моцарта: до сих пор является предметом споров и рассуждений.
Вспыхнув на музыкальном небосклоне подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас.. CЛАЙД
П.И. Чайковский говорил: “Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Но никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он”.
Говоря о музыке Моцарта, мы попытались с вами представить его жизнь, историческую обстановку, прослушали фрагменты сороковой симфонии, которая обладает несравненными художественными достоинствами и приносит нам большую радость при ее слушании.
Учитель. Правильно, именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.
Итог урока.
Учитель Закончить наш урок хотелось бы такими словами:
В жизни от каждого след остаётся,
Надо стараться лишь правильно жить.
Душу любовью наполнить, как Моцарт,
И своим ближним её подарить.
Учитель: Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы вы в своей жизни научились понимать, ценить, любить и уважать друг друга так, как это умел делать великий Моцарт. Об этом нам рассказывает его необыкновенная, таинственная музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 5 классе Тема: Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
конспект урока, отражающий жизненный и творческий путь композитора Моцарта...
Урок музыки в 5 классе "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…"
Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме:"Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь..."...
"Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!…»
Урок музыки в 5 классе составлен по программе Критской с учётом требований ФГОС. Данный урок решает задачи: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, рас...
Конспект урока 5 класс на тему «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь».
Познакомить детей с австрийским композитором В.А. Моцартом....
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт. бог и сам того не знаешь
Презентация к уроку музыки в 5 классе...
урок музыки 5 класс «Ты, Моцарт ,бог, и сам того не знаешь…..»
Урок музыки для учащихся 5 класса по программе "Музыка" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) ...
урок музыки 5 класс «Ты, Моцарт ,бог, и сам того не знаешь…..»
Тема урока: «Ты, Моцарт ,бог, и сам того не знаешь…..»( 5 класс)Цель урока: Закрепить , обобщить знания о творчестве В.А.Моцарта, а также расширить представление о музыкальном насле...