2 | Изучение нового материала. | 15 | Сегодня мы с вами на уроке поговорим об одном великом австрийским композитором и музыкантом-виртуозом — Вольфганг Амадей Моцарт. Родился он 27 января 1756 году, его отец был скрипачом и композитором. У Моцарта была старшая сестра звали ее Наннерль. Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. В 7 лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавире. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Моцарта, которому было около 3х лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда. В 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира. Музыкальные способности Вольфганга были удивительны: в шесть лет он, помимо клавесина, практически самостоятельно выучился играть на скрипке. В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью отправиться в артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В Лондоне Вольфганг близко познакомился с известным музыкантом Иоганном Христианом Бахом - младшим сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на различие в возрасте, Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки кроме того, оба они импровизировали. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете. Все это было очень утомительно, концерты, которые в то время длились по четыре, пять часов. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Он часто посещал оперы, концерты, народные празднества, тщательно изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные в Италии и позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки. Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены. Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребенка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», - недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество», - с достоинством ответил Моцарт. Большим событием для Моцарта был громадный успех оперы «Свадьбы Фигаро» в Праге, она вошла в постоянный репертуар оперного театра. Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» - одно из величайших его созданий. Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта. Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт его больше не видел. Реквием, написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, выходит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину Страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Скончался Моцарт в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний,35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад. | Дети слушают. | К: Участвуют в учебном диалоге. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
3 | Изучение нового материала. | 10 | Сейчас мы с вами послушаем 2 произведения Вольфганга Амадея Моцарта. Это «Волшебная флейта» и «Маленькая ночная серенада». Слушаем внимательно, потом вы письменно отвечаете на вопрос Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка? Звучанием каких музыкальных инструментов можно ее украсить? Теперь открываем рабочие тетрадки на странице 22, читаем текст и отвечаем на 1 и 2 вопрос. | Дети слушают, отвечают письменно на поставленные вопросы. | К: Участвуют в учебном диалоге. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
4 | Пение | 10 | Ну вот мы с вами не много окунулись в 18 век, узнали про великого композитора, давайте теперь мы с вами разучим песню нашего современника Александра Ермолова. Я сейчас вам включу песню, и вы мне ответите на вопрос как вы бы назвали эту песню. Эта песня называется «Гимн музыке». Сейчас мы с вами ее разучим 1 куплет и припев. ВХР | Методы и приемы | 1. Интонационные: -повтор одного звука; -нисходящее движение мелодии; -скачки: на вверх: Б6, Ч5, М6, М7, Ч8+М2. Вниз: Ч5, М6, Б6, Ч4; -смена тональности; -хроматизм; -быстрый темп. | -собственный показ; -помощь инструмента; -показ звуковысотности; -Использование минусовки; -хорместерский жест. | 2. Ритмические: -пунктирный ритм; -синкопы; -сложны ритмический рисунок мелодии. | -собственный показ; -помощь инструмента. | 3. Дикционные: -окончание фраз словами с согласной в конце; -сложный ритм. | -собственный показ. |
Молодцы! | Дети анализируют, запоминают текст и мелодию. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. |
5 | Подведение итогов. | 3 | Наш урок подходит к концу, ребят, скажите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось в биографии Моцарта? Какие чувства у вас вызывало когда мы прослушали произведения Моцарта? Спасибо за урок, до свидания! | Дети отвечают на поставленные вопросы, прощаются. | Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. |